Развитие ,многообразие и значение насекомых .
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Арчакова Милана Адамовна

Проверка уровня знаний обучающихся по теме "Класс насекомые " ,стимулирование самостоятельного изучения материала .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nasekomye1.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:


Урок по теме:

« Многообразие насекомых»

Подготовила: Учитель биологии - Арчакова Милана Адамовна

Полное название ОУ                    Государственное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 9 г. Назрань» 

                                                                                     (с указанием муниципального образования)

Образовательная область  Естественные науки                            Программа  Биология. Человек. Культура здоровья

Характеристика группы  7 класс

Предварительная работа: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Оборудование: проектор, презентация, таблицы с иллюстрациями. Тема: Развитие, разнообразие и значение насекомых

Цели непосредственно образовательной деятельности:

В образовательной области

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

     Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

коммуникативное развитие

  1. Ответственное отношение к учёбе, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Уважительное отношение к мнению другого человека.
  3. Коммуникативная компетентность в общение и сотрудничестве со сверстниками.
  1. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
  2. Понимать позицию другого.

познавательное развитие

  1. Повышать активность обучающихся.
  2. Раскрывать индивидуальные возможности.
  3. Бережное отношение к природе.

  1. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение применять эти знания в повседневной жизни.
  2. Искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию.
  3. Оценка своей работы

речевое развитие

  1. Ответы на вопросы учителя.
  2. Вопросы, адресованные друг к другу.
  3. Работа с текстом учебника, как источником информации.
  4. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, поддерживать разговор)
  1. Самостоятельный поиск информации.
  2. Умение вести диалог.
  3. Развитие устной монологической речи.
  4. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме

художественно-эстетическое развитие

  1. Стихи о красоте человеческого тела.
  2. Соблюдение требований к оформлению учебного кабинета  
  1. Презентация.

физическое развитие

  1. Физминутка.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  1. Формирование осанки

Цель: Проверить уровень знаний обучающихся по теме «Класс насекомые», стимулировать самостоятельное изучение материала.

               Ход урока:

Этапы

Задачи этапа

Методы, приемы, формы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

Вводная часть

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль

Фронтальная беседа

Мы разделимся на три группы, у каждой из которых свое задание.

1 группа- получает тесты для письменного опроса

2 группа – учащиеся отвечают у доски

3 группа- фронтальный опрос

Вопросы для фронтальной проверки:

-из каких отделов состоит тело насекомых

-какие органы несет на себе голова

-какие органы несет на себе грудь

-какие органы находятся на брюшке

-назовите органы обоняния у насекомых

-назовите органы  зрения  насекомых

-сколько пар крыльев имеют насекомые

-строение нервной системы насекомых

-из чего состоит кровеносная система насекомых

-чем представлена выделительная система насекомых

-перечислите органы пищеварительной системы насeкомых.

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Основная часть

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы урока.

Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока

Вводная беседа.

Ученые подсчитали , что на каждого человека на нашей планете приходиться по 250 насекомых. Получается, что наша Земля –целая планета насекомых.

Давайте поговорим сегодня на уроке про этих удивительных и не похожих друг на друга насекомых.

Стараются сформулировать тему и  цель урока.

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя.

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объяснение нового материала

-Работа с учебником и рабочей тетрадью

-Работа с вариантами заданий

I. Индивидуальное развитие – это развитие особи. Как же развиваются насекомые? Почти все насекомые раздельнополы. Развитие происходит с метаморфозом,  то есть с превращением. Различают  два вида развития у насекомых:

-с полным превращением

-с неполным превращением

У насекомых с полным развитием наблюдаются четыре стадии развития: яйцо-личинка-куколка-имаго. В случае с неполным развитием три стадии: яйцо-личинка-имаго

(показ видео фрагмента)

Учащиеся записывают в тетрадь этапы развития

Насекомые разнообразны по месту обитания, внешнему строению и развитию. В зависимости от метаморфоза насекомых делят на две группы:

Отряды насекомых с полным превращением: жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые

Отряды насекомых с неполным превращением: тараканы, клопы, стрекозы, прямокрылые, равнокрылые

Значение насекомых. Их роль в природе

(учащиеся самостоятельно определяют роль насекомых в природе)

-участвуют в круговороте веществ

-звенья цепей питания

-опылители цветковых растений

-распространяют семена

-участвуют в почвообразовании

-вредители культурных растений

-переносчики заболеваний

-источник пищи

-дают щелк

II. Вариант 1

1.Газообмен у насекомых осуществляется :

1)ячеистыми легкими  2)жабрами  3)поверхностью тела   4)трахеями

2.Сколько отделов в теле насекомого :

1 )один  2) два 3) три  4) четыре

3.Дыхальца насекомых располагаются в :

1)груди  2)головогруди  3)голове  4)брюшке

4.Ротовой аппарат грызущего типа у :

1)стрекозы  2)бабочки  3)мухи  4)комара

5.Мальпигиевы сосуды – это :

1)кровеносные сосуды  2)органы выделения  3)органы пищеварения  4)сердце

6.Ротовой аппарат у мух :

1)грызущий  2)лезущий  3)колюще-сосущий  4)грызущий

7.Выберите основные систематические признаки типа членистоногие (3ответа):

1)конечности сегментированы  2)внутренний скелет роговой  3)покровы хитиновые

4)тело разделено на 2 или 3 отдела  5)кровеносная система замкнутая 6)дышат жабрами

8.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя цифровые обозначения :

Развитие насекомых

Насекомые с _(А) проходят в своем развитии 4 стадии . У насекомых с _(Б) отсутствует стадия _(В) .  У бабочек личинку называют _(Г). Развитие с превращением  позволяет быть более приспособленными к условиям среды  .

Перечень терминов :

Неполное превращение – 1

Куколка – 2

Глохидий – 3

Неполное превращение – 4

Гусеница – 5

Имаго – 6

Вариант 2

1.Самый многочисленный класс типа членистоногие :

1)пауки  2)ракообразные  3)насекомые  4)черви

2.Органы осязания и обоняния у насекомых это :

1)одна пара усиков  2)две пары 3)хелицеры  4)антенны

3.Органы дыхания насекомых :

1)жабры  2)легкие  3)дыхальца  4)через кожу

4.Насекомые отличаются от других членистоногих способностью к :

1)плаванию  2)бегу  3)полету  4)прыжкам

5.У насекомых ходильных ног :

1)5 пар  2)3 пары  3)4 пары  4)клешни

6.Глаза у насекомых :

1)сложные  2)простые  3)сложные и простые 4)отсутствуют

7.Выберите систематические признаки класса насекомые (3 ответа) :

1)тело состоит из головы , груди , брюшка

2)тело состоит из головогруди и брюшка

3)пять пар ходильных ног

4)орган осязания – хеминеры

5)на втором и третьем сегментах груди находятся крылья

6)одна пара усиков

8.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня , используя цифровые обозначения :

Тело насекомого разделено на голову ,грудь , брюшко. Грудной отдел несет _(А) ног , у крылатых форм _(Б) , на голове находятся _(В) усиков , органы дыхания находятся на _(Г) . Насекомые более приспособлены к условиям среды .

Перечень терминов :

Пять пар -1

Три пары – 2

Клешни -3

Крылья -4

Голове – 5

Брюшке – 6

На груди – 7

Усики – 8

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с вариантами, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

IV.Рефлексия. Закрепление материала

Подведение общих итог, анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

VI. Поведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Домашнее задание

Прочитать записи по тетради

Записывают задание.

Задают уточняющие вопросы.

Параграф 37 стр.98-99

Практическое задание- подготовить полезную и интересную информацию о насекомых – переносчиках болезней

Краткий информационный материал на заключительном этапе урока о разновидностях насекомых.

Среди насекомых есть множество вредителей сельскохозяйственных растений, выращиваемых в полях и садах. Перелетная саранча уничтожает поля, объедая растения целиком. После нашествия саранчи от сельскохозяйственных полей, можно сказать, ничего не остается. Саранча размножается в зарослях тростника на южных реках. Самки саранчи, откладывая в землю яйца, выделяют также слизь, которая, застыв, превращается в так называемые кубышки. Весной из яиц выходят личинки. После нескольких линек у личинок появляются крылья, они превращаются в способную к перелету саранчу. Медведка обыкновенная живет в почве. В глубине почвы самки медведок создают гнезда и откладывают туда яйца. Медведки перегрызают корни растений, едят их клубни и корнеплоды.

 Таким образом, растениям наносится вред. Различные виды тли высасывают соки из побегов, вызывают скручивание и засыхание листьев, искривление стеблей. Растения, пораженные тлей, могут погибнуть. Тля быстро размножается и за один сезон сменяет несколько поколений. Хлебные злаки повреждает клоп вредная черепашка. Он растворяет слюной содержимое зерновок и высасывает их питательное содержимое. Свеклой питается свекловичный долгоносик, а его личинки ее корнеплодами. Колорадский жук и его личинки поедают ботву картофеля. Гусеницы бабочки-капустницы едят листья капусты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Многообразие и значение насекомых

Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Все люди с одинаковым душевным  трепетом относятся к этим замечательным созданиям природы, интуитивно желая быть чище, добрее и соверше...

Значение насекомых

В презентации представлены фрагменты , какое значение играют насекомые в жизни человека и для природы....

методический материал "Значение насекомых в природе. Муравьи санитары леса"

Данная разработка предназначена для урока обобщения в 7 классе. На примерах из природы родного края показана экологическая роль муравьев....

Урок"Многообразие насекомых. Значение насекомых"

Технологическая карта урока имеет все необходимые компоненты. На уроке проводится защита проекта "Мир насекомых"...

План-конспект урока "Многообразие и значение насекомых"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Насекомые"...

Презентация Многообразие и значение насекомых

Данная презеньация используется ев уроке Многообразие и значение насекомых...