Развитие ,многообразие и значение насекомых .
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
Проверка уровня знаний обучающихся по теме "Класс насекомые " ,стимулирование самостоятельного изучения материала .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nasekomye1.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
« Многообразие насекомых»
Подготовила: Учитель биологии - Арчакова Милана Адамовна
Полное название ОУ Государственное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 9 г. Назрань»
(с указанием муниципального образования)
Образовательная область Естественные науки Программа Биология. Человек. Культура здоровья
Характеристика группы 7 класс
Предварительная работа: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.
Оборудование: проектор, презентация, таблицы с иллюстрациями. Тема: Развитие, разнообразие и значение насекомых
Цели непосредственно образовательной деятельности:
В образовательной области | Формируемые предпосылки к учебной деятельности | Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми |
коммуникативное развитие |
|
|
познавательное развитие |
|
|
речевое развитие |
|
|
художественно-эстетическое развитие |
|
|
физическое развитие |
|
|
Цель: Проверить уровень знаний обучающихся по теме «Класс насекомые», стимулировать самостоятельное изучение материала.
Ход урока:
Этапы | Задачи этапа | Методы, приемы, формы | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Формируемые предпосылки к учебной деятельности |
Вводная часть I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала. | Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль | Фронтальная беседа | Мы разделимся на три группы, у каждой из которых свое задание. 1 группа- получает тесты для письменного опроса 2 группа – учащиеся отвечают у доски 3 группа- фронтальный опрос Вопросы для фронтальной проверки: -из каких отделов состоит тело насекомых -какие органы несет на себе голова -какие органы несет на себе грудь -какие органы находятся на брюшке -назовите органы обоняния у насекомых -назовите органы зрения насекомых -сколько пар крыльев имеют насекомые -строение нервной системы насекомых -из чего состоит кровеносная система насекомых -чем представлена выделительная система насекомых -перечислите органы пищеварительной системы насeкомых. | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников. | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Основная часть II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы урока. Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока | Вводная беседа. | Ученые подсчитали , что на каждого человека на нашей планете приходиться по 250 насекомых. Получается, что наша Земля –целая планета насекомых. Давайте поговорим сегодня на уроке про этих удивительных и не похожих друг на друга насекомых. | Стараются сформулировать тему и цель урока. Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя. | Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Объяснение нового материала | -Работа с учебником и рабочей тетрадью -Работа с вариантами заданий | I. Индивидуальное развитие – это развитие особи. Как же развиваются насекомые? Почти все насекомые раздельнополы. Развитие происходит с метаморфозом, то есть с превращением. Различают два вида развития у насекомых: -с полным превращением -с неполным превращением У насекомых с полным развитием наблюдаются четыре стадии развития: яйцо-личинка-куколка-имаго. В случае с неполным развитием три стадии: яйцо-личинка-имаго (показ видео фрагмента) Учащиеся записывают в тетрадь этапы развития Насекомые разнообразны по месту обитания, внешнему строению и развитию. В зависимости от метаморфоза насекомых делят на две группы: Отряды насекомых с полным превращением: жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые Отряды насекомых с неполным превращением: тараканы, клопы, стрекозы, прямокрылые, равнокрылые Значение насекомых. Их роль в природе (учащиеся самостоятельно определяют роль насекомых в природе) -участвуют в круговороте веществ -звенья цепей питания -опылители цветковых растений -распространяют семена -участвуют в почвообразовании -вредители культурных растений -переносчики заболеваний -источник пищи -дают щелк II. Вариант 1 1.Газообмен у насекомых осуществляется : 1)ячеистыми легкими 2)жабрами 3)поверхностью тела 4)трахеями 2.Сколько отделов в теле насекомого : 1 )один 2) два 3) три 4) четыре 3.Дыхальца насекомых располагаются в : 1)груди 2)головогруди 3)голове 4)брюшке 4.Ротовой аппарат грызущего типа у : 1)стрекозы 2)бабочки 3)мухи 4)комара 5.Мальпигиевы сосуды – это : 1)кровеносные сосуды 2)органы выделения 3)органы пищеварения 4)сердце 6.Ротовой аппарат у мух : 1)грызущий 2)лезущий 3)колюще-сосущий 4)грызущий 7.Выберите основные систематические признаки типа членистоногие (3ответа): 1)конечности сегментированы 2)внутренний скелет роговой 3)покровы хитиновые 4)тело разделено на 2 или 3 отдела 5)кровеносная система замкнутая 6)дышат жабрами 8.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя цифровые обозначения : Развитие насекомых Насекомые с _(А) проходят в своем развитии 4 стадии . У насекомых с _(Б) отсутствует стадия _(В) . У бабочек личинку называют _(Г). Развитие с превращением позволяет быть более приспособленными к условиям среды . Перечень терминов : Неполное превращение – 1 Куколка – 2 Глохидий – 3 Неполное превращение – 4 Гусеница – 5 Имаго – 6 Вариант 2 1.Самый многочисленный класс типа членистоногие : 1)пауки 2)ракообразные 3)насекомые 4)черви 2.Органы осязания и обоняния у насекомых это : 1)одна пара усиков 2)две пары 3)хелицеры 4)антенны 3.Органы дыхания насекомых : 1)жабры 2)легкие 3)дыхальца 4)через кожу 4.Насекомые отличаются от других членистоногих способностью к : 1)плаванию 2)бегу 3)полету 4)прыжкам 5.У насекомых ходильных ног : 1)5 пар 2)3 пары 3)4 пары 4)клешни 6.Глаза у насекомых : 1)сложные 2)простые 3)сложные и простые 4)отсутствуют 7.Выберите систематические признаки класса насекомые (3 ответа) : 1)тело состоит из головы , груди , брюшка 2)тело состоит из головогруди и брюшка 3)пять пар ходильных ног 4)орган осязания – хеминеры 5)на втором и третьем сегментах груди находятся крылья 6)одна пара усиков 8.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня , используя цифровые обозначения : Тело насекомого разделено на голову ,грудь , брюшко. Грудной отдел несет _(А) ног , у крылатых форм _(Б) , на голове находятся _(В) усиков , органы дыхания находятся на _(Г) . Насекомые более приспособлены к условиям среды . Перечень терминов : Пять пар -1 Три пары – 2 Клешни -3 Крылья -4 Голове – 5 Брюшке – 6 На груди – 7 Усики – 8 | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с вариантами, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия | |
IV.Рефлексия. Закрепление материала | Подведение общих итог, анализ деятельности учащихся, выставление оценок. | ||||
VI. Поведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. | Домашнее задание | Прочитать записи по тетради | Записывают задание. Задают уточняющие вопросы. | ||
Параграф 37 стр.98-99 | Практическое задание- подготовить полезную и интересную информацию о насекомых – переносчиках болезней |
Краткий информационный материал на заключительном этапе урока о разновидностях насекомых.
Среди насекомых есть множество вредителей сельскохозяйственных растений, выращиваемых в полях и садах. Перелетная саранча уничтожает поля, объедая растения целиком. После нашествия саранчи от сельскохозяйственных полей, можно сказать, ничего не остается. Саранча размножается в зарослях тростника на южных реках. Самки саранчи, откладывая в землю яйца, выделяют также слизь, которая, застыв, превращается в так называемые кубышки. Весной из яиц выходят личинки. После нескольких линек у личинок появляются крылья, они превращаются в способную к перелету саранчу. Медведка обыкновенная живет в почве. В глубине почвы самки медведок создают гнезда и откладывают туда яйца. Медведки перегрызают корни растений, едят их клубни и корнеплоды.
Таким образом, растениям наносится вред. Различные виды тли высасывают соки из побегов, вызывают скручивание и засыхание листьев, искривление стеблей. Растения, пораженные тлей, могут погибнуть. Тля быстро размножается и за один сезон сменяет несколько поколений. Хлебные злаки повреждает клоп вредная черепашка. Он растворяет слюной содержимое зерновок и высасывает их питательное содержимое. Свеклой питается свекловичный долгоносик, а его личинки ее корнеплодами. Колорадский жук и его личинки поедают ботву картофеля. Гусеницы бабочки-капустницы едят листья капусты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....
Многообразие и значение насекомых
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Все люди с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным созданиям природы, интуитивно желая быть чище, добрее и соверше...
Значение насекомых
В презентации представлены фрагменты , какое значение играют насекомые в жизни человека и для природы....
методический материал "Значение насекомых в природе. Муравьи санитары леса"
Данная разработка предназначена для урока обобщения в 7 классе. На примерах из природы родного края показана экологическая роль муравьев....
Урок"Многообразие насекомых. Значение насекомых"
Технологическая карта урока имеет все необходимые компоненты. На уроке проводится защита проекта "Мир насекомых"...
План-конспект урока "Многообразие и значение насекомых"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Насекомые"...
Презентация Многообразие и значение насекомых
Данная презеньация используется ев уроке Многообразие и значение насекомых...