Способы передвижения животных.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Способы передвижения животных.


Тип урока: изучение новой темы.

Цель урока:  познакомить учащихся с основными принципами движения животных; показать эволюционное направление в изменении способов движения.


Задачи:

·        Сформировать представление об основных типах передвижения животных;

·         Развивать мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

·        Воспитывать положительное отношение к учению, само- и взаимоконтроль, сотрудничество и чувство ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_sposoby_peredvizheniya._polosti_tela.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема урока: Способы передвижения животных.


Тип урока: изучение новой темы.

Цель урока:  познакомить учащихся с основными принципами движения животных; показать эволюционное направление в изменении способов движения.


Задачи:

  • Сформировать представление об основных типах передвижения животных;
  •  Развивать мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Воспитывать положительное отношение к учению, само- и взаимоконтроль, сотрудничество и чувство ответственности.


Оборудование:
  компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями,  4  животных по выбору учителя (все животные в 
соответствующих садках, чашках, клетках, аквариумах)

Ход урока:

  1. Организационный момент.      

  Приветствие, эмоциональный настрой учащихся.
II. Целеполагание  и мотивация.    

На прошлом уроке вы изучили тему «Опорно-двигательная система», скажите:
- Каковы функции опорно-двигательной системы?(Опорная, сохранение формы. Защита внутренних органов.)
-Почему организму необходима опорно-двигательная система?( Скелет служит прикреплением мышц, а  при сокращении мышц совершается движение. У мягкотелых – за счет полостной жидкости.)

А сейчас  индивидуальная работа: разноуровневые задания

Вариант 1. на «4»

Тест: Опорно –двигательная система

1. При движении рыбы вперед главную роль играют(ет):

а) брюшные плавники
в) хвостовой плавник
б) спинной плавник
г) грудные плавники

2. Мышц нет:

а) у двустворчатого моллюска перловицы
б) у эвглены зеленой
в) у серебристой чайки
г) у майского жука

3. К стопоходящим млекопитающим относится:

а) кошка
в) медведь
б) олень
г) косуля

4. Утке помогает(ют) плавать:

а) крылья
б) перепонки на задних конечностях
в) клюв
г) шея

5. Лазает по стволам деревьев:

а) травяная лягушка
в) птица поползень
б) коза
г) стриж

6. Активно двигается без помощи конечностей:

а)  нильский крокодил
б) индийская кобра
в) страус
г)  лисица

7.Мышц нет:

а) у речного рака
в) у полевой мыши
б) у летучей мыши
г) у радиолярии

8.Одно из приспособлений птиц к полету:

а)  легкий скелет
в) задние конечности
б) сухая кожа
г) подвижная шея

9. К пальцеходящим млекопитающим относятся:

а)  лошади
в) медведи
б) собаки
г) олени

10.Быстрее летает:

а) орел
в) стриж
б) утка
г) болотная сова

11.Лазает по стволам деревьев:

а) куница
в) галка
б) крокодил
г) гидра

        12.Активно передвигается без помощи конечностей

а) серая жаба
в) прыткая ящерица
б) кабан
г) обыкновенный уж

Вариант 2. на «5»

Тест: Опорно –двигательная система

1. Тело моллюсков делится на ...

а) голову и грудь

б)голову, туловище и ногу

в) головогрудь и брюшко

2. Слуховые косточки млекопитающих находятся в...

 а) полости среднего уха

  б) полости внутреннего уха

 в) слуховом проходе

3. Тазовые кости млекопитающих соединены...

 а) подвижно

 б) полуподвижно

 в) неподвижно

4. Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены...

 а) по бокам

 б)под туловищем

 в) у одних - по бокам, у других - под туловищем

5. К особенностям строения птиц связанны с полетом относят:

 а) срастание поясничных и крестцовых позвонков; двойное дыхание; сильное

б) развитие переднего мозга и мозжечка

 питание насекомыми

 в) сухая кожа

6. Страус - бегающая птица, поэтому у неё...

 а) грудина плоская без киля и бороздки перьев не сцепляются друг с другом

 б)бороздки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха

 в) хорошо развиты большие грудные мышцы

7. Для земноводных характерны следующие особенности:

 а) голова неподвижна как у рыб

 б)нет шеи, голова подвижно соединена с туловищем; конечности состоят из трех

отделов и имеют пальца

 в) шея имеется

8. На концах пальцев есть присоски у...

 а) всех амфибий

 б) квакша

 в) хвостатых амфибий

9. Для насекомых характерны следующие признаки:

 а) четыре пары ног и ни одной пары усиков

 б)головогрудь и брюшко

 в) три пары ног, пара усиков, голова, грудь, брюшко

10. Хитиновый покров...

 а) служит наружным скелетом и защищает мягкие части тела

 б)служит органом нападения

 в) помогает процессу линьки

11. Для всех паукообразных характерны...

 а) четыре пары ног и ни одной пары усов

 б)пять пар ног и две пары усов

 в) подразделение тела на голову; грудь и брюшко

12. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс...

 а) смены наружных покровов у животного

 б)передвижения "задом наперед"

 в) удаление непереваренных остатков пищи

13. Высокая точность движений большинства членистоногих связана с...

 а) с появлением сегментации тела

 б)с появлением хитинового покрова

 в) с появлением мышечных пучков

14. Рыбы приспособлены к водной среде обитания...

 а) парные конечности имеют форму плавников и дышат при помощи жабр

 б)имеют хорду

 в) имеют головной и спинной мозг

Вариант 3 - на «5»

Кроссворд «Опорно-двигательная система»

1. Самые примитивные простейшие, не имеющие опорную систему.

2. Скелет, значительно повысивший скорость передвижения у членистоногих.

3. Вытянутый, упругий стержень вдоль спины животного.

4. Простейшее животное, имеющее многочисленные выросты на оболочке клетки.

5. Особый выступ на грудине у птиц.

6. Образование у высокоорганизованных животных, состоящий из хрящевых или костных позвонков тянущийся от головы до хвоста.

7. Клетка образованная сросшимися грудными позвонками и рёбра, в соединении с грудиной.

8. Скелет у хордовых.

9. Первая опорная система клетки.

10. Выросты на оболочке.

11. Самая многочисленная группа животных.

12. Образование, состоящее из тела, верхних и нижних дуг.

13. Панцирь насекомых.

Кроссворд «Опорно-двигательная система»

Вариант 4 - на «3».  

Ребусы: «Эволюция органов и их систем»

Ребус №1 

Плотное неклеточное образованиеРебус по биологии

Слово из 8 букв

Ваш ответ:

Ребус №2 

Наружный слой клетокРебус по биологии

Слово из 9 букв

Ваш ответ:

Ребус №3 

Соединяет костиРебус по биологии

Слово из 6 букв

Ваш ответ:

Ответы:

№1 кутикула

№2 эпидермис

№3 сустав



III. Изучение нового материала.   
- А сейчас, я прошу вас внимательно посмотреть небольшой видеофрагмент , и подумать -  о чем мы сегодня будем говорить, и как будет называться наша тема?


Просмотр видеофрагмента о движении животных.    Уроки Кирилла и Меффодия. Урок 38 «Среда обитания животных» №18 Поссум 

- А теперь, ребята,  скажите, как  могут передвигаться животные?

Постановка проблемного вопроса:
- Какие способы передвижения существуют?     


- Для того чтобы, классифицировать все способы передвижения давайте поработаем с учебником.

Задание 1. Работа с текстом учебника.  
Работать вы будете в группах, так, как сидите за партой.
Текст в учебнике на стр. 199-210 распределяется по группам.

1 группа -Амебоидный

2 группа - С помощью жгутиков и ресничек

2 группа - С помощью мышц

 Каждая группа изучив свой абзац должна  назвать:

1. Способ передвижения.

2. Механизм передвижения

3. Привести примеры животных.

Каждая группа рассказывает о своем типе движения 

 

Учитель по каждому способу движения учащимся задает дополнительные вопросы:
Амебоидный:
-
 Какие органеллы клетки участвуют в движении?
- В какой среде обитают эти животные?


С помощью жгутиков и ресничек:

- Для какой среды характерен данный тип передвижения?

-В чём преимущества такого движения по сравнению с амебовидным?

С помощью мышц:

-Какие органы участвуют в движении беспозвоночных и позвоночных животных?

-Какие среды освоили животные с данным типом передвижения?

Всему классу: Так что же такое движение?

Движение – одно из основных свойств живых организмов. Это сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме

Физминутка 

- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём… 
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
   

- Всем спасибо, ребята, присаживайтесь.

- А теперь попробуйте сами  определить  способ передвижения  животного, выполнив  небольшую лабораторную работу в группах

 « Изучение способов передвижения животных».

Цель: познакомиться с многообразием способов передвижения и адаптации к ним.

Оборудование: 4 животных по выбору учителя (все животные в соответствующих садках, чашках, аквариумах), таблица для заполнения.

Ход работы:

  1. Рассмотрите животных, находящихся перед вами.  Отметьте,  как перемещается животное; каков способ  движений.
  2.  Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении животного.
  3. Оцените приспособленность животных к перемещению в типичной для него среде обитания.
  4. Определите способность менять способы движения; число способов передвижения животного.
  5.  Заполните таблицу.

Таблица

 

рыба

улитка

птица

Хомячок или морская свинка

Тип передвижения

 

 

 

 

способ движения

С помощью мышц

 

С помощью мышц

С помощью мышц

С помощью мышц

Приспособления к движению

 Мышцы хвоста и туловища и плавники

 Волны сокращения мышц,пробегающим по подошве ноги и слизи

скелет

 при

помощи мышц и крыльев, ног

скелет

 при

помощи мышц и ног

Среда обитания

 

 водная

 Наземно-воздушная

 

 Наземно-воздушная

 

 Наземно-воздушная

Число способов передвижения

 плавание

 Скольжение

 Полет,бег,

 Бег, прыжки

Вывод: каждая группа учащихся делает вывод по своему животному. В это время другие группы слушают и заполняют таблицу.

- Молодцы ребята, я вижу что вы умеете определять как  передвигаются животные.


Слайд 7.

Следующий вопрос сегодня:  Полости тела

У всех высших многоклеточных животных формируется полость тела – целом. Это пространство межу стенками тела и внутренними органами животного. Часто это пространство заполнено жидкостью и выполняет следующие функции (записать в тетрадь):


Является гидростатическим скелетом (поддерживает форму тела).


Позволяет пищеварительному тракту и стенкам тела функционировать независимо друг от друга.


Обеспечивает транспорт питательных веществ, продуктов обмена.


Временно может накапливать продукты обмена и избыток жидкости.


Участвует в осморегуляторных процессах в организме.


Впервые полость тела появляется у круглых червей. Эта полость образована в результате разрушения клеток паренхимы и заполнена полосной жидкостью, которая поддерживает форму тела червя, выполняет функцию транспортировки питательных веществ. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

Полость тела кольчатых червей выстлана одним слоем покровных клеток и заполнена полостной жидкостью. Таким образом, пищеварительная, выделительная, нервная и кровеносная системы, а так же внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью. Такая полость тела называется вторичной. Полость тела кольчатых червей поделена перегородками на отдельные членики-сегменты, каждый из которых поделен на парные отделы. Вследствие этого повреждение одного или нескольких колец не ведет к гибели животного, так как полостная жидкость вытекает только из поврежденных отделов полости.

У всех хордовых животных полость тела вторичная, но в отличие от кольчатых червей, она не содержит полостной жидкости, и внутренние органы свободно располагаются в полости.

IV.^ Закрепление знаний (фронтальная беседа):

- Каковы основные способы передвижения животных?

- Какие способы характерны только для водной среды?

- Какие движения могут совершать круглые черви? Почему?

- В чем отличие мускулатуры круглого и кольчатого червя?

- Что такое полость тела, каково ее значение? 

- Что такое первичная и вторичная полость тела?

- У каких животных встречается первичная и вторичная полость тела?

Кроссворд «Способы передвижения животных»

Начало формы

с ответамибез ответов

Конец формы

Кроссворд «Способы передвижения животных»

1. Одно из основных свойств животных.

2. Орган передвижения у насекомых.

3. Способ передвижения у многих насекомых.

4. Полость тела круглых червей.

5. Способ движения головоногих моллюсков.

6. Движение у пиявок.

7. Движение лейкоцитов в крови.

8. Главная особенность мышечной ткани.

9. Птица, зависающая в воздухе у цветка. В это время её крылья совершают 50-80 взмахов в секунду.

10. Полость тела, в которой пищеварительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от неё стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток.

11. Один из способов передвижения животных.

12. Один из способов передвижения у млекопитающих.

13. Пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

Кроссворд «Способы передвижения животных»

Кроссворд «Способы передвижения животных»

Учащимся предлагается  2 вида заданий на закрепление.

- Сейчас  я предлагаю вам выполнить еще 
одно задание:


Первый вариант (более сильные учащиеся) отвечают на вопросы «Дерева знаний».

Второй вариант (слабые) распределяют изображения животных по способам передвижения.

- Давайте послушаем, как выполнили задание другие учащиеся – 2 вариант.


VI. Домашнее задание.    
Слайд 8.  

-Давайте запишем домашнее задание:

§ 38, ответить на вопросы 1-3(устно)


Задание на выбор:

1) Разгадать кроссворд.

2) Нарисовать рисунки 5 любых животных и подписать способы их передвижения.


Полость тела – это пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

А) Первичная полость тела. Полостная жидкость омывает органы, поддерживает форму тела, транспортирует питательные в-ва, накапливает ненужные продукты жизнедеятельности ( слайд№3)

У каких систематических групп животных присутствует первичная полость тела? ( круглые черви).

Б) Вторичная полость тела ( системы органов не омываются полостной жидкостью)

Все остальные животные (слайд №4)


VII. Итог урока.    


Выводы по уроку     Слайд 9.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Большое спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 7 классе "Способы передвижения животных"

На уроке расширяются знания учащихся о полостях тела, способах передвижения животных и их жизненных формах. Урок разработан с использованием ЭОР, но к сожалению созданная презентация не загружае...

Презентация к уроку "Способы передвижения животных"

Презентация к уроку "Способы передвижения животных"...

«Способы передвижения животных. Полости тела».

Урок-конференция. Требуется дополнительная  предварительная подготовка собщений учащимися....

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: "Способы передвижения животных. Движение растений".

Презентация может быть использована в ходе всего урока.Она содержит задания для учащихся, схемы, иллюстрации, анимации и фотографии животных и растений, адрес видео на youtube , "Способы передвижения ...

Разработка урока с презентацией "Способы передвижения животных. Полости тела"

Урок проходит в рамках учебного курса «Биология» 7 класс  в разделе «Эволюция строения и функций органов и их систем».По форме урок получения нового знания, с применением системно-деятельностного...

Урок по теме «Способы передвижения животных. Полость тела»

Урок по теме «Способы передвижения животных. Полость тела»Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнооб...

Презентация по зоологии "Способы передвижения животных"

В презентации представлены различные способы передвижения животных - амебоидное, с помощью ресничек(жгутиков) и с помощью мышц. В презентации так же даны интересные сведения о различных животных - рек...