Урок биологии в 7 классе "Способы передвижения животных"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

 

На уроке расширяются знания учащихся о полостях тела, способах передвижения животных и их жизненных формах. Урок разработан с использованием ЭОР, но к сожалению созданная презентация не загружается из-за большого объема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sposoby_peredvizheniya_zhivotnyh.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Информация об участнике

1.1 Государственное общеобразовательное учреждение

Гимназия №271

Красносельского района

г. Санкт – Петрбурга

Адрес: ул Кузнецова, д. 25/1

1.2 Петрова Елена Викторовна, учитель биологии

1.3 Контактный телефон: 8 – 906 – 228 – 38 – 71

1.4 Программа по биологии для общеобразовательных учреждений: 6-9, 10-11 классы / Под редакцией. В.В. Пасечника.

Тема урока «Полости тела. Способы передвижения животных» Это урок формирования и систематизации знаний, на основе ранее изученного материала.

Класс - 7 ( общеобразовательный)

2. Методическакя разработка урока

 Тема урока «Полости тела. Способы передвижения животных»

Цели урока: 1. Сформировать представление о полости тела животных, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных

2. Познакомиться с основными типами движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения.

Задачи: Образовательная. Расширить знания учащихся о полостях тела, способах передвижения животных и жизненных формах.

Развивающая. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательная. Развитие навыков работы в группе,

Форма решения познавательной задачи. Эвристическая беседа, приёмы возвращения назад, , проблемное изложение, подготовка заданий на использование дополнительной литературы, работа с рисунками и текстом учебника,  использование личного опыта, наблюдений.

Планируемый результат. Учащиеся углубляют знания о полостях тела, способах передвижения и жизненных формах животных, закрепляют знания по систематике животных

Формы организации учебной деятельности: 

Методы и формы. Частично поисковый, проблемный

Приёмы деятельности учителяэвристическая беседа, инструктаж к выполнению самостоятельной работы, практического задания.

Ключевые слова темы: Первичная полость тела, вторичная полость тела, амебоидное движение, мышечное движение, жизненные формы животных

 Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд - презентация, отражающая узловые вопросы и основные понятия темы.

Ход урока.

  1. Огранизационный момент.
  2.  Актуализация знаний.

В каком направлении шел процесс эволюции опорных структур от одноклеточных до многоклеточных животных?

В чем достоинства и недостатки наружного скелета?

Каковы особенности осевого скелета низших и высших хордовых?

Каково значение скелета для животного?

Что является структурной единицей позвоночника?

Какими отделами образован позвоночник?

  1. Изучение нового материала

Презентация + элементы беседы, в ходе которой актуализируются знания уч-ся по систематике животных.

 - Полость тела – это пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

А) Первичная полость тела. Полостная жидкость омывает органы, поддерживает форму тела, транспортирует питательные в-ва, накапливает ненужные продукты жизнедеятельности ( слайд№3)

У каких систематических групп животных присутствует первичная полость тела? ( круглые черви).

Б) Вторичная полость тела ( системы органов не омываются полостной жидкостью)

Все остальные животные (слайд №4)

 - Движение – одно из основных свойств живых организмов. Это сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме (слайд 5).

3 основных типа движения (слайд 6):

Работа учащихся в группах с текстом учебника, систематизация  и обобщение знаний( МД поддержка) – выступления по плану (см. приложение №2)

А) амебоидное движение ( слайд7)

Б) движение при помощи жгутиков и ресничек( слайд 8,9)

В) мышечное движение: беспозвоночных (слайды 10,11,12) и позвоночных животных( слайд 13).

Закрепление полученных знаний

1. Что такое полость тела? Ее значение? У каких животных впервые появляется вторичная полость тела?

2. Каковы основные способы движения у животных?

3. Каково значение движения для животных?

 - Жизненная форма - внешний облик и биологические особенности, отражающие приспособленность организма к определенным условиям среды обитания.

Вспомним жизненные формы растений: ( древесные: деревья, кустарники, кустарнички; травянистые)

Для животных, как и для растений, также важна система жизненных форм. Существенное значение для животных приобрели общие особенности среды обитания, способ передвижения в этой среде, а также характер их пищи. Одна из классификаций жизненных форм животных по способам передвижения в различной среде обитания ( слайд 14):

а) четвероногие скоростные бегуны

б) двуногие скоростные бегуны

 в) скоростные пловцы

г) лазающие по деревьям

д) роющие в земле

е) планирующие в воздухе

 ж) быстро летающие.

Животные, относящиеся к каждой из этих групп, имеют характерные черты строения во внешнем облике.

4.Закрепление знаний.

 Самостоятельная работа уч-ся с заданием (приложение №1)

5. Домашнее задание

П. 38.

Используемая литература:

1. Учебник: Латюшин В. В.Шапкин Б. А. Биология. Животные. 7 класс Соответствует обяза тельному минимуму содержания общего образования 

2. В.Н.Киселев Биогеография с основами экологии Минск, 1995

3. Н.М. Чернова, И.А.Жигарев «Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.» М;Дрофа 2008

Приложение №1

1. Определите жизненные формы предложенных видов животных  и дайте краткую характеристику их внешнего облика.

Список видов: дельфин-белобочка, белка-летяга, тушканчик, серая акула, антилопа, крот, кенгуру, сокол-сапсан, серый тюлень, куница, гепард, лошадь, рыжая вечерница, рыба-тунец, стрекоза, сумчатая-летяга, землеройка, европейская косуля, оса.

Жизненные формы

Виды животных

Характеристика внешнего облика

Четвероногие скоростные бегуны

Двуногие скоростные

 бегуны

Скоростные пловцы

Лазающие по деревьям

Роющие в земле

Планирующие в воздухе

Быстро летающие

2. Среди предложенных видов  подчеркни животных, занесенных в Красную книгу Ленинградской области.

Приложение №2

 Памятка учащимся для выступления по теме

«Способы передвижения животных»

  1. В чем сущность этого способа движения?
  2. 2. Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Общая характеристика царства Животные"

Данный урок проводится в 7 классе. Особенностью урока является то, что он проводится с применением технологии развития критического мышления....

Конспект урока биологии "Зоология - наука о животных"

Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местооб...

Использование идеографических изображений на уроках биологии при изучении курса «Животные»

Отображение основного содержания материала последовательным рядом знаков, символов, так называемое идеографическое письмо, т.е. письмо при помощи идеограмм, а не букв,- один из древнейших способов пер...

Разработка урока с презентацией "Способы передвижения животных. Полости тела"

Урок проходит в рамках учебного курса «Биология» 7 класс  в разделе «Эволюция строения и функций органов и их систем».По форме урок получения нового знания, с применением системно-деятельностного...

Урок биологии в 5 классе "Животные"

Урок построен по стандартам ФГОС...

Презентация к уроку биологии 5 класс Тема "Животные" "Передвижение животных"

Презентация подготовлена учеником 5 класса к уроку по теме " Животные" В данной презентации описаны три способа передвижения собаки. Шаг, рысь, иноходь....