Урок в 10 классе "Мутации"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Урок в 10 классе "Мутации" с элементами мыслительных приёмов и обучающих структур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shamilova_urok_mutatsii.docx | 70.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Мутации". Урок биологии в 10 классе.
Учитель биологии высшей кв. категории
МБОУ «Сармановская гимназия» Шамилова Лайсан Ханифовна.
Цели урока:
Обучающие: раскрыть сущность мутационной наследственности; познакомить с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению.
Развивающие: Создать условия для развития критического мышления, способствовать развитию у учащихся умений и навыков выдвигать и доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели, алгоритмов работы в группе, содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, формировать гигиенические навыки и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать условия для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости, распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникабельность учащихся.
Дидактическая цель: Создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации, её применение в учебных и жизненных ситуациях.
Задачи: Актуализировать изученный ранее материал по теме «анализаторы».
- Сформировать знания о наследственной изменчивости и ее основных типах.
- Развить логическое мышление и умение анализировать информацию.
- Закрепить изученный материал путем решения самостоятельных заданий.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, запись часов, менедж мэты, листы А4, А3; вопросы для обсуждения, надписи основных мутагенов, надписи с цифрами для столов, запись музыки, тестовые задания, плакаты с обучающими структурами.
Формы организации учебной деятельности – 1) фронтально-групповая
Уровни усвоения знаний – 1) исполнительский, 2) репродуктивный, 3) творческий
Личностная значимость (мотивация) – Воспитание осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих на основе знаний о мутагенных факторах.
Методы работы: рассказ, беседа, обучающие структуры.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг-друга. Партнеры по лицу поприветствуйте, пожалуйста используя прием ДАБЛ ФАМС (DOUBLE THUMBS),а партнеры по лицу – прием ПАМП АП (PUMP UP). Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.
2. Актуализация знаний и умений
Для того чтобы хорошо усвоились новые знания, необходимо сначала активировать те, которые Вы получили при изучении предыдущих тем. Итак, дайте ответы на следующие (ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ – ДК 6: ВОЗМОЖНОСТИ):
Что такое фенотип?
- Что такое генотип?
- Что такое наследственность?
- Что такое изменчивость?
- Какая изменчивость называется модификационной?
- Как она ещё называется?
- Что такое норма реакции?
Ответы на эти вопросы вы представите с помощью структуры ТОКИН МЭТ (Talking Mat - Говорящее поле)
В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга
Памятка для выполнения структуры ТОКИН МЭТ: Помните, что структура выполняется не произнося ни слова, кроме финального обсуждения результатов работы. На столе у вас листочки А3. Участник №1 нарисует квадрат в центре, партнер по лицу напишет тему задания – изменчивость,
- В течение 2 мин. каждый участник команды одновременно пишут как можно больше слов и выражений на данную тему.
- Команды меняются столами и находят связи в определениях и задают вопросы данной команде (2 мин)
- Команды отвечают на вопросы и обсуждают связи
- Финал: Участники представляют свои работы классу
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. (ДК 4. Я5: Язык обратной связи и оценивания обратная связь и похвала, чтобы помочь ученикам достичь лучших результатов в обучении и мышлении
Так как наш мозг включен и готов мыслить критически встанем и сделаем ТИМ ЧИР Сначала участники показывают большой палец вытянув правую руку, Затем участник №3 и повторяем с другими . Раскачивая башню участники громко говорят «Наш мозг включен!»
3. Изучение нового материала:
Просмотр картины с изображением руки. Структура СИ ФИНК УАНДЭ ( 5 мин)
- Посмотри - что изображено на картине?
2.Подумай -
3. Задайся вопросом- Как выдумаете. Как это изображение связано с нашим сегодняшним уроком?
В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга
Действительно, нечасто в природе встретишь двухголовую змею А можете ли вы предположить, в чем причина появления этих парадоксальных, необычных организмов? (возможный ответ: наличие изменений в организме (Где произошли изменения?), мутации (А что такое мутации?)). Все эти организмы следствие изменений в организме, в генах и хромосомах. Тема нашего урока «Мутации:
(Запись темы урока в тетрадях) Мутация от латинского «mytatio» - изменение. Это качественные и количественные изменения ДНК организмов, приводящие к изменениям генотипа. (слайд 3 и запись в рабочей карте).
Термин введён Гуго де Фризом в 1901 году.
Мутационная изменчивость – устойчивые изменения генотипа, происходящие под влиянием внешней и внутренней среды. Процесс возникновения мутаций называют мутагенез, организмы, у которых произошли мутации, — мутантами, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, — мутагенами. (Запись определения в тетрадях)
Какими же характеристиками обладают мутации в сравнении с модификациями:
-А к каким последствиям могут привести мутации? Всегда ли это болезни и физические уродства? (вернуться к слайду, обратить внимание, что бабочка и растения тоже имеют изменения в организме - мутации)
По уровню возникновения мутации делят на группы : (работа с со схемой на мыслительном листе, по мере изучения новой темы).
Закрепление
Фронтальная работа:
Проявлением какой изменчивости являются следующие изменения:
1) родился бесшерстный щенок с недоразвитыми зубами (Мутация)
2) ягнят выращивали в условиях холода, и у них шерсть стала гуще (Модификация)
3) на поле все всходы погибли от холода, а одно более морозостойкое растение выжило (Мутация)
4) при добавлении толчёного мела в корм курам скорлупа яиц становится толще (Модификация)
5) на гряде с помидорами выросло одно растение, в цветке которого было 7, а не 5 лепестков (Мутация)
6) при внесении в почву калийных удобрений на одном кусте картофеля развивается больше клубней, чем при отсутствии удобрений (Модификация)
-КОПИ КЛЭП
Структура ФО БОК СИНЕКТИКС В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (1.Тщательное наблюдение и описание наблюдаемого 2. Построение объяснений и интерпретаций 3: Аргументированное рассуждение 4: Связь новых знаний с предыдущими 5: Принятие во внимание различных точек зрения Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
- ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга
- ДК7: Мыслительные приемы и структуры
Памятка для выполнения структуры
- Берут листочки А4, сгибают 2 раза, делают в центре квадрат, обводят линии и пронумеруют квадраты.
- Подумать и нарисовать 4 неодушевленных предмета, один из которых движется
- Написать в центре тему
- Написать 4 предложения похожа на , потому что
- Подумать и найти аналогии и записать. Время 2 минуты
Физкультминутка.
А как вы думаете, какие факторы вызывают мутации?Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .
Памятка для выполнения структуры
- Подумайте и попробуйте найти ответ на этот вопрос.
- Обсуждают по кругу. Начинает номер под №3
- Отвечает участник №2
Рефлексия: Действенный вопрос: Какие мутагены по-вашему самые опасные для здоровья? Используется структура КОНЭРС. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга .
Памятка для выполнения структуры
1.Учитель дает несколько секунд на обдумывание.
2. Записать свой выбор на листочках. Для этого № 1 и № 3 берут листочки А4 сгибают, делят пополам и передают партнеру по лицу.
3.Разойдитесь по углам. (На различных углах таблички с надписями: радиация и УФ излучения; химические вещества: диоксин, ртуть, свинец, лекарства; никотин , алкоголь, наркотики, физические излучения: компьтеры, телевизоры, сотовые телефоны, СВЧ-печи, )
4. Найдите себе партнера в своем окружении и обсудите с ним вопрос: Почему выбрали эту часть анализатора?
Используется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА. В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среда для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга.
Памятка для выполнения структуры
1.Учитель дает время, учащиеся обсуждают в парах.
2. Затем из каждой группы спросить по 1-2 партнера.
3. Отвечает тот партнер, у кого темнее волосы).
Итак какой вывод мы делаем, Каждый мутаген влияет на здоровье человека. Давайте сделаем круг и посмотрим как это происходит. Ученики встают в круг, берутся за руки и воспроизводят влияние каждого мутагена на организм человека. ДК8: Моделирование
- пример проговаривания хода своего мышления вслух на уроке
Парковка: напишите на сердечках сегодняшнее ваше настроение
Домашнее задание: Формулирование правил учащимися: как сохранить свое здоровье и защитить от мутагенов.Структура РЕЦЕПТ В данной структуре используются следующие Двигатели Культуры:
ДК 1-Ожидание (Умение проявлять интерес и задавать вопросы,7: Раскрытие сущности темы, 8: Определение главной мысли и формулирование выводов).
ДК 2- Время время для размышления над ответом на заданные вопросы, время на ответ, чтобы обработать информацию, сформировать идею и т.д.
ДК3: Окружающая среда: физическая среда, способствующую мышлению и углубленному изучению темы, безопасная социальная среду для взаимодействия и обучения (напр. активное слушание, благодарность, ответственность, терпение, уважительное отношение)
ДК 4 Язык: Язык личного участия: ученики понимают, что они активные участники учебного процесса, умеющие принимать решения самостоятельно
ДК5: Взаимодействия и отношения: условия для того, чтобы ученики проявили уважение друг другу и умение ценить идеи друг друга.
Спасибо за урок!!!Поблагодарили друг друга и похвалили за работу! Всем спасибо за активное участие на уроке. Желаю всем здоровья и хорошего дня!
Мыслительный лист
Приложение 1. Сравнение видов изменчивости.
Характеристика | Модификационная изменчивость | Мутационная изменчивость |
Объект изменения | Фенотип в пределах нормы реакции | Генотип |
Отбирающий фактор | Изменение условий окружающей | Изменение условий окружающей среды |
Наследование при | Не наследуются | Наследуются |
Подверженность изменениям хромосом | Не подвергаются | Подвергаются при хромосомной мутации |
Подверженность изменениям молекул ДНК | Не подвергаются | Подвергаются в случае |
Значение для особи | Повышает или | Полезные изменения |
Значение для вида | Способствует | Приводит к образованию новых популяций, видов и т. д. в результате дивергенции |
Роль в эволюции | Приспособление | Материал для естественного отбора |
Форма изменчивости | Определенная | Неопределенная (индивидуальная), комбинативная |
Подчиненность закономерности | Статистическая | Закон гомологических |
Свойства мутаций:
- возникают случайно, стихийно
- затрагивают гены, хромосомы и генотип.
- Частота возникновения - единичны
- Носят ненаправленный характер
- Наследуются генеративные.
- Бывают вредные, полезные и нейтральные
Мутагенные факторы:
1.радиация
2.температура
3.химические вещества (никотин, бензопирен, метиловый спирт)
4.Рентгеновское излучение
5.вирусы
Приложение 2. Характеристика хромосомной изменчивости.
Хромосомная мутация | Особенность | Пример |
Утрата | потеря концевой части хромосомы | Мутация в 21 хромосоме - белокровие |
Делеция | потеря срединной части хромосомы | |
Дупликация | удвоение участка хромосомы | Восьмикратно повторяющийся ген у дрозофилы |
Инверсия | Поворот на 180° срединной части хромосомы | |
Транслокация | Прикрепление части от другой хромосомы |
Приложение 3
ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «МУТАЦИИ»
Самоанализ урока «Наследственная изменчивость»
Тема урока «Наследственная изменчивость». Класс по наполняемости стандартный (23 человека), средний по своим способностям. Поэтому главной развивающей задачей я поставила задачу дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности.
Урок «Наследственная изменчивость» является первым из четырех в данной теме и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия.
Тип урока – урок изучения нового материала
Место урока в учебном плане – урок введения нового материала.
Главная цель (для учащихся) – в процессе разных видов деятельности изучить генотипическую изменчивость. Главная задача, связанная с формированием опыта деятельности - обогащение личного опыта ученика посредством учебного эксперимента.
Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач:
- повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ, действия мутагенов и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
- продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, работы в группах с ЛСМ, лабораторной работы.
Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны. Организационный момент настроил учащихся на достижение цели: была создана проблемная ситуация, сообщена цель урока, объявлен прогнозируемый результат, дан общий план урока, мотивация на реализацию цели, объявлены критерии и алгоритм оценивания знаний. Все это позволило включить учащихся в ход урока.
На этапе урока актуализации знаний большую часть учебного материала я предпочла давать дедуктивно. Для этого учащимся предложила ответить на вопросы, при ответе на которые были озвучены ранее приобретенные знания и в то же время мы приступили к изучению нового материала. Это позволило мне использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и знания были предложены учащимся в кластере «Изменчивость», на основе которого показаны различные виды изменчивости, и ЛСМ «Мутации», в которой приведены свойства, классификации мутаций и основные мутагены.
Для систематизации учебного материала учащиеся заполнили таблицу «Виды хромосомных мутаций», используя текст учебника и выполнили упражнение на построение фрагмента ДНК после разных хромосомных мутаций.
Включение в урок проекта «Войны, изменившие генофонд человечества» позволило использовать дифференцированный подход: более сильные учащиеся выполнили опережающее задание на систематизацию и интеграцию знаний и находку творческого решения. Были реализованы межпредметные связи различных предметных областей: биологии, химии, истории, ОБЖ.
Для первичного закрепления материала учащимся была предложена лабораторная работа «Выявление мутаций у дрозофилы».
При работе на уроке использовались следующие методы обучения:
- словесный (виды изменчивости);
- наглядный (демонстрация слайдов, схем, ЛСМ);
- проблемно-поисковый (индивидуальные и групповые задания)
- эвристический (проблемный вопрос в начале урока)
- исследовательский (лабораторная работа)
- проектный (защита проекта);
Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока, проведением физкультминутки и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.
Завершающим этапом стала оценка результатов урока, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся.
Цель урока выполнена, задачи реализованы.
Жертвы яда "Оранжевый дождь": до сих пор во Вьетнаме рождаются дети-уроды (фото) | |||||||
Спустя более 30 лет после окончания военных действий во Вьетнаме отношения между Ханоем и Вашингтоном остаются по-прежнему натянутыми. Причина - использование Америкой химического оружия, вещества "Эйджент Орандж" (Agent Orange). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...