Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ15 Биология
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Михеева Надежда Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odb.15_biologiya.docx73.83 КБ

Предварительный просмотр:

.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

                                                                                     

                                                                                                             Утверждаю:

  директор БУ «Когалымский

                                                                                                            политехнический колледж»

_______________ И.Г.Енева

«_____»  ___________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.15  БИОЛОГИЯ

           

                  по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

 

                  15.01.20 Слесарь контрольно измерительных приборов и автоматики. 

Форма обучения    очная

Курс                        1

Семестр                  2            

Когалым, 2016 г.


      Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

по профессии;

                                          -  15.01.20  Слесарь по КИПиА

Организация-разработчик:  бюджетное учреждение  профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  «Когалымский  политехнический колледж»

      Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении естественнонаучного  цикла по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов   среднего звена  

                                          -  15.01.20  Слесарь по КИПиА

Протокол №____1____  от «__ »__         2016 г.

       Руководитель МО ____________ Н.А. Елфимова

                                       (подпись)

   Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»

      Протокол № 1    от.

      Председатель МС ____________ Е.М. Свищук

                                            (подпись)

            Рабочую программу разработал:

            Преподаватель БУ «Когалымский

            политехнический колледж»                 ________________ Н.А.Михеева

                                                                      (подпись)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

          При освоении  профессий и специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 36 часов;

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно - научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям

отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-

научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влия-

ния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную

и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной карти-

не мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности

информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя-

тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору

путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принци-

пами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию

с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий

аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской

и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного обо-

рудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики от-

равлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (ку-

рения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание

мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических

явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловече-

скую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных

научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и про-

исхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками

информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том

числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой

природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ-

ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов

состояния окружающей среды и рационального использования природных

ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые

объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их опи-

сания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и

анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа

прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке

естественно-научного эксперимента, использованию информационных тех-

нологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области

биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной на-

учной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и

функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой при-

роде, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биоло-

гической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при

биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-

мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических эксперимен-

тов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин-

формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения.


       

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки  обучающегося  54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося  36 часов;

самостоятельной работы  обучающегося 18 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

12

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

Индивидуальные  творческие  задания

8

внеаудиторная самостоятельная работа

6

исследовательская работа

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                                     2



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Теме 1.   Признаки живых организмов.

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.   Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биологи», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной  естественно - научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.  

1

2

Демонстрации.

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

Раздел I

Учение о клетке

4

Тема 1.1. Строение и

 функции клетки.   Обмен веществ

4

1.1.1.Строение клетки.  Функции  органоидов  клетки.  Вирусы

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.  Клеточная теория строения организмов.  Химическая организация клетки. Органические и   неорганические вещества клетки и живых организмов.   Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.  Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

1

2

1.1.2.   Обмен веществ.  Типы обмена   веществ

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

2

1.1.3.

Практическая №1. Наблюдение, сравнение  клеток растений и животных, их описание.

2

3

Демонстрации.

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Самостоятельная работа.

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения. Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью растений и животных. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.  Клеточная  теория строения организмов.

4

Раздел II. Организм.  Размножение  и индивидуальное развитие организмов

                3

Тема 2.1. Организм - единое целое.

3

2.1.1.   Половое и бесполое размножение

Размножение   организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Организм - единое целое. Многообразие организмов.Образование  половых  клеток  и  оплодотворение.  Индивидуальное развитие организма, этап онтогенеза. Основные этапы эмбрионального развития.  Сходство  зародышей  представителей  разных  групп  позвоночных  как  свидетельство  их  эволюционного  родства.  Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.   Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека.

2

2

2.1.2.

Практическое       занятие №2.  Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных. Доказательство их эволюционного родства

1

3

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Самостоятельная работа.

Биологическое значение митоза и мейоза. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.  Биологическое значение чередования поколений. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

4

Раздел III. Основы генетики и селекции

7

Тема .3.1. Основы генетики

5

3.1.1.  Генетика  Законы генетики.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.  Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.    Изменчивость. Виды изменчивости Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость.  Модификационная изменчивость.

2

2

3.1.3.

Практическая работа № 3. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

1

3

3.1.4.

Практическая работа № 4 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

1

3

3.1.5.

Практическое занятие № 5.   Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости

1

3

Тема 3.2. Селекция

.

2

3.2.1.   Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.  Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.  Биотехнология,  ее  достижения  и  перспективы  развития.

1

2

3.2.2.

Контрольная работа №1.

1

3

Демонстрации:

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения  культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Самостоятельная работа.

Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Центры многообразия и происхождения домашних животных. История происхождения отдельных сортов культурных растений

2

Раздел IV. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение

7

Тема 4.1. Эволюционное учение Ч. Дарвина

2

4.1.1.   Эволюционное учение Ч. Дарвина.

История развития эволюционных идей. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и

существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира

1

2

4.1.2. 

Практическое занятие №6.  Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1

3

Тема 4.2. Движущие силы эволюции

3

4.2.1.   Вид.   Критерии вида. Популяция

Концепция вида, его критерии.  Естественный отбор.  Популяция – структурная единица вида и эволюции.

1

2

4.2.2.

Практическая  работа  7. Описание особей  одного вида по морфологическому критерию.

1

3

4.2.3.

Практическое занятие № 8.     Приспособление организмов к разным средам обитания (водной,  наземной- воздушной, почвенной ).

1

3

Тема 4.3. Основные направления эволюционного прогресса.

2

4.3.1.    Движущие силы эволюции

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция,  макроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.  Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития.   Причины вымирания видов

1

2

4.3.2.   Основные направления эволюционного прогресса.

Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и

прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления

эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

1

2

Самостоятельная работа.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей. Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

2

Раздел  V.

..

3

Тема 5.1  Происхождение человека

3

5.1.1Антропогенез.  Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении

человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы

эволюции человека. Выявление этапов эволюции человека

2

2

5.1.2.    Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на

основании их родства и единства происхождения.

Развитие толерантности, критика расизма во всех его

проявлениях

1

2

Демонстрации Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Самостоятельная работа.

Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения  жизни.   Принципы и закономерности развития жизни на Земле. Ранние этапы развития жизни на Земле. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Влияние движения материков и Современный этап развития человечества. Человеческие расы.

2

2

Раздел VI. Основы экологии

8

Тема 6.1. Экология и экологические системы

6

6.1.1.   Экология.   Экологические факторы

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.  Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Искусственные сообщества.  Агроэкосистемы  и урбоэкосистемы. Изучение экологических факторов и их влияния на

организмы.

Знание отличительных признаков искусственных со-

обществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Описание антропогенных изменений в естественных

природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных при-

родных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы

(например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по це-

пям питания в природной экосистеме и агроценозе

2

2

6.1.2.   Взаимоотношения в экосистеме

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.  Знакомство с экологическими системами, их видовой

и пространственной структурами. Умение объяснять

причины устойчивости и смены экосистем.

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями

в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищниче-

ством, паразитизмом.

Умение строить ярусность растительного сообщества,

пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологиче-

ские пирамиды.

1

2

6.1.3.

Практические занятия №9. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

1

3

6.1.4.

Практические занятия № 10.  Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей

местности.

1

3

6.1.5.

Практические занятия № 11  Сравнительное описание одной из естественных природных систем (сосновый, смешанный леса).   Решение экологических  задач

1

3

Тема 6.2.. Биосфера - глобальная экосистема

2

6.2.1.   Биосфера.   Учение В.И. Вернадского. Биомасса

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере Роль живых организмов в биосфере.  Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере..  

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере

как о глобальной экосистеме.

Наличие представления о схеме экосистемы на при-

мере биосферы, круговороте веществ и превращении

энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфе-

ре на конкретных примерах

1

2

6.2.3.  Биосфера и человек

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.  Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.     Ноосфера.    Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Нахождение связи изменения в биосфере с послед-

ствиями деятельности человека в окружающей среде.

Умение определять воздействие производственной

деятельности на окружающую среду в области своей

будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проблемами

и умение определять пути их решения.

Описание и практическое создание искусственной

экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко-

логических задач.

Демонстрирование умения постановки целей деятель-

ности, планирования собственной деятельности для

достижения поставленных целей, предвидения  возможных результатов этих действий, организации

самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе,

бережному отношению к биологическим объектам

(растениям, животным и их сообществам) и их охране

1

2

Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Самостоятельная работа.

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. Устойчивое развитие природы и общества.

2

Раздел VII. Бионика

3

Тема 7.1. Бионика

3

7.1.1.   Бионика, одно из направлений биологии и  кибернетики

Бионика как одно из направлений биологии и  кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.  

Ознакомление с примерами использования

в хозяйственной деятельности людей морфо-

функциональных черт организации растений и жи-

вотных при создании совершенных технических си-

стем и устройств по аналогии с живыми системами.

Знакомство с трубчатыми структурами в живой при-

роде и технике, аэродинамическими и гидродинами-

ческими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, ис-

пользуемые в строительстве

1

2

Демонстрации

Модели складчатой структур,  используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Самостоятельная работа.

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. Рациональное использование и охрана (конкретных)  возобновимых  природных ресурсов.

2

Дифференцированный зачет

2

3

ВСЕГО:

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,  решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология и география».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методических пособий по биологии;

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор
  • персональный компьютер
  • проекционный экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология .-М.,2010.
  2. Константинов В.М. Биология: эл. учебник . – М.: Академия, 2011

Дополнительные источники:

  1.   Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа:www.krugosvet.ru
  2. Интернет-ресурс. Библиотека института «Открытое общество». Форма доступа: www.auditorium.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности.

тестирование, практическиезанятия,

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем.

тестирование, лабораторные работы

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.

тестирование, практическиезанятия

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.

Индивидуальная работа обучающихся

биологическую терминологию и символику

тестирование,

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов

тестирование, лабораторные работы,

практическиезанятия,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

практические занятия

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

практические занятия

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

практические занятия,

исследовательская работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

практические занятия

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

практические занятия

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

исследовательская работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик

Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках...

Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ по профессии 151013.01. (15.01.09) Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин

Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках...

Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"

Рабочая программа учебной дисциплины "Биология" разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий: 270802.09 "Мастер общестроительных работ"; 190623.01 "М...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрообо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...