Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа учебной дисциплины "Биология" разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий: 270802.09 "Мастер общестроительных работ"; 190623.01 "Машинист локомотива"; 270802.08 "Мастер сухого строительства"; 190631.01 "Автомеханик") и прмерной программы "Биология", утвержденной директором Департамента государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М.Реморенко 16.04.2008г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.docx | 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Архангельской области.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области
«Котласский транспортный техникум».
/ГБОУСПО АО» Котласский транспортный техникум»/
Утверждаю:
Директор ГБОУ СПО
Архангельской области
«Котласский транспортный техникум»»
____________________
В.А. Хаванов
« ___»__________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Вычегодский 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий: 270802.09 «Мастер общестроительных работ»; 190623.01 «Машинист локомотива»; 270802.08 «Мастер сухого строительства»; 190631.01 «Автомеханик») и примерной программы «биология», утвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко 16.04.2008 г.
Организация – разработчик: ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум», п. Вычегодский.
Разработчик:
Лужинская Ирина Анатольевна, преподаватель.
Рассмотрена и одобрена на методической комиссии общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум », п. Вычегодский.
Протокол №_____ от «01» сентября 2014г.
Методист ______________ Ганжа А.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 14 |
| 16 19 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
270802.09 Мастер общестроительных работ
190623.01 Машинист локомотива
270802.08 Мастер сухого строительства
190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
270802.09 Мастер общестроительных работ
190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
190623.01 Машинист локомотива
190629.07 Машинист крана (крановщик)
270802.08 Мастер сухого строительства
190631.01 Автомеханик
250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков
270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторно - практические занятия | 46 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
реферат | 24 |
домашняя работа | 15 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение Содержание учебного материала: 1. Живая природа – объект изучения биологии 2. Признаки живых организмов 3. Многообразие живых организмов 4. Уровневая организация живой природы и эволюция 5. Методы познания живой природы 6. Общие закономерности биологии 7. Предмет изучения биологии, цели и задачи 8. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации 9. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей 10. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охрана | 2 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
Тема 1 1 | Учение о клетке Содержание учебного материала: 1. Клетка – элементарная живая система и основная структурная единица всех живых организмов 2. Химический состав клетки 3. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов 4. Белки, углеводы, липиды нуклеиновые кислоты и их роль в клетке 5. Строение и функции клетки 6. Прокариотические и эукариотические клетки 2 | 12 3 | 1 1 2 1 2 1 4 |
7. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение 8. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) 9. Цитоплазма и клеточная мембрана 10. Органоиды клетки 11. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен 12. Строение и функции хромосом 13. ДНК – носитель наследственной информации 14. Редупликация ДНК 15. Ген 16. Генетический код 17. Биосинтез белка 18. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме 19. Клеточная теория строения организмов 20. Жизненный цикл клетки 21. Митоз Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 9 1 6 | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | |
Тема 2 1 | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов Содержание учебного материала: 1. Организм – единое целое 2. Многообразие организмов 3. Размножение – важнейшее свойство живых организмов 4. Половое и бесполое размножение 5. Мейоз 6. Образование половых клеток и оплодотворение 7. Индивидуальное развитие организма 8. Эмбриональный этап онтогенеза 9. Основные стадии эмбрионального развития 10. Органогенез 11. Постэмбриональное развитие 12. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных 2 | 8 3 | 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 2 4 |
13. Причины нарушений в развитии организмов 14. Индивидуальное развитие человека 15. Репродуктивное здоровье 16. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека Лабораторно-практические занятия Самостоятельная работа обучающихся | 6 4 | 1 2 1 1 | |
Тема 3 1 | Основы генетики и селекции Содержание учебного материала: 1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов 2. Г.Мендель – основоположник генетики 3. Генетическая терминология и символика 4. Законы генетики, установленные Г. Менделем 5. Моногибридное и дигибридное скрещивание 6. Хромосомная теория наследственности 7. Генетика пола 8. Сцепленное с полом наследование 9. Значение генетики для селекции и медицины 10. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика 11. Закономерности изменчивости 12. Наследственная или генотипическая изменчивость 13. Модификационная изменчивость 14. Генетика – теоретическая основа селекции 15. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции 16. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений 17. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор 2 | 16 3 | 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 |
18. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов 19. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития 20. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии 21. Клонирование животных (проблемы клонирования человека) Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 11 1 8 | 1 1 1 1 | |
Тема 4 1 | Эволюционное учение Содержание учебного материала: 1. История развития эволюционных идей 2. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии 3. Эволюционное учение Ч.Дарвина 4. Естественный отбор 5. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира 6. Концепция вида, его критерии 7. Популяция – структурная единица вида и эволюции 8. Движущие силы эволюции 9. Синтетическая теория эволюции 10. Микроэволюция 11. Современные представления о видообразовании 12. Доказательства эволюции 13. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития 14. Причины вымирания видов 15. Основные направления эволюционного прогресса 16. Биологический прогресс и биологический регресс Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 2 | 16 9 1 8 3 | 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 4 |
Тема 5 | История развития жизни на Земле Содержание учебного материала: 1. Гипотеза происхождения жизни 2. Краткая история развития органического мира 3. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции 4. Современные гипотезы о происхождении человека 5. Доказательства родства человека с млекопитающими животными 6. Эволюция человека 7. Единство происхождения человеческих рас Лабораторно-практические занятия Самостоятельная работа обучающихся | 8 6 4 | 1 1 1 1 2 1 1 |
Тема 6 1 | Основы экологии Содержание учебного материала: 1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой 2. Экологические факторы, их значение в жизни организмов 3. Экологические системы 4. Видовая и пространственная структура экосистем 5. Пищевые связи, круговорот и превращение энергии в экосистемах 6. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм 7. Причины устойчивости и смены экосистем 8. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы 9. Биосфера – глобальная экосистема 10.Учение В.И.Вернадского о биосфере 11. Роль живых организмов в биосфере 12. Биомасса 13. Круговорот важнейших биогенных элементов (углерода, азота…) в биосфере 2 | 14 3 | 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 4 |
14. Изменения в биосфере 15. Воздействие производственной деятельности в области свой будущей профессии на окружающую среду 16. Глобальные экологические проблемы и пути их решения 17. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы 18. Ноосфера 19. Правила поведения людей в окружающей природной среде Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 5 1 9 | 1 1 1 1 1 1 | |
Тема 7 | Бионика Содержание учебного материала: 1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами 2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных | 2 | 1 1 |
ИТОГО: | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект демонстрационного оборудования;
- комплект плакатов, таблиц, схем;
- модели, муляжи, динамические пособия;
- коллекции;
- портреты ученых.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.Основные источники:
Для обучающихся
Биология 10 – 11 кл. базовый уровень под ред. Беляева Д.К. и Дымшица Г.М. М., Просвещение, 2010.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для НПО. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. – М., 2005.
Для преподавателя
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
2. Дополнительные источники:
- Методические указания для обучающихся
- Раздаточный материал по биологии
- Мультимедийная продукция
- Коллекция презентаций
- Видеофильмы и видеофрагменты
- Интернет - ресурсы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать:
уметь:
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Контрольная работа Домашняя работа Лабораторно-практические занятия Контрольная работа Домашняя работа Лабораторно-практические занятия Индивидуальные задания (рефераты) Контрольная работа Домашняя работа Индивидуальные задания (рефераты) Контрольная работа Лабораторно-практические занятия Домашняя работа Контрольные работы Домашняя работа Лабораторно-практические занятия Индивидуальные задания (рефераты) Лабораторно-практические занятия Индивидуальные задания (рефераты) Домашняя работа |
Приложение 1.
Лабораторно-практические занятия
№ ЛПЗ | № по теме | Тема, лабораторно-практические занятия | № урока |
Тема 1. Учение о клетке | |||
1,2 | 1,2 | Заполнение таблицы «Неорганические и органические вещества клетки» | 4,5 |
3 | 3 | Сравнительная характеристика ДНК, РНК, АТФ | 7 |
4 | 4 | Решение заданий на принцип комплементарности генетический код | 8 |
5,6 | 5,6 | Заполнение таблицы «Основные структурные компоненты и органоиды клетки» | 9,10 |
7 | 7 | Заполнение таблицы «Фазы фотосинтеза» | 11 |
8 | 8 | Заполнение таблицы «Фазы митоза» | 12 |
9 | 9 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом | 13 |
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | |||
10 | 1 | Заполнение таблицы «Формы размножение организмов» | 15 |
11 | 2 | Сравнительная характеристика митоза и мейоза | 16 |
12 | 3 | Составление схемы «Зародышевое развитие организмов» | 17 |
13 | 4 | Сравнение зародышей различных организмов | 18 |
14 | 5 | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных | 19 |
15 | 6 | С.р. «Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на человека» | 22 |
Тема 3. Основы генетики и селекции | |||
16 | 1 | Составление схем моногибридного скрещивания | 25 |
17 | 2 | Решение генетических задач (моногибридное скрещивание) | 26 |
18 | 3 | Составление схем дигибридного скрещивания | 27 |
19 | 4 | Решение генетических задач (дигибридное скрещивание) | 28 |
20 | 5 | Решение генетических задач (сцепленное наследование) | 29 |
21 | 6 | Построение вариационной кривой | 30 |
22 | 7 | Сравнение мутаций и модификаций | 31 |
23 | 8 | Заполнение таблицы «Центры происхождения культурных растений» | 34 |
24 | 9 | Методы селекции растений (работа с учебником) | 35 |
25 | 10 | Методы селекции животных (работа с учебником) | 36 |
26 | 11 | Методы селекции животных (работа с учебником) | 37 |
Тема 4. Эволюционное учение | |||
27 | 1 | История развития эволюционных идей (конспект) | 39 |
28 | 2 | Сравнение взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина | 40 |
29 | 3 | Вид. Критерии вида (работа с учебником) | 43 |
30 | 4 | Привести примеры внутривидовой и межвидовой форм борьбы за существование | 44 |
31 | 5 | Сравнение искусственного и естественного отбора | 46 |
32 | 6 | Приспособления организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной) | 47 |
33 | 7 | Составление схемы «Последовательность событий при видообразовании» | 49 |
34 | 8 | Сравнение биологического прогресса и биологического регресса | 50 |
35 | 9 | С.Р. Составление логической схемы по теме «Эволюция» | 53 |
Тема 5. История развития жизни на Земле | |||
36,37 | 1,2 | Заполнение таблицы «Развитие растительного и животного мира по эрам и периодам» | 56,57 |
38 | 3 | Заполнение таблицы «Ароморфозы растений и животных» | 58 |
39 | 4 | Заполнение таблицы «Сходство и различие человека и человекообразных обезьян» | 60 |
40 | 5 | Факторы эволюции человека | 61 |
41 | 6 | Морфологические отличия человеческих рас | 62 |
Тема 6. Основы экологии | |||
42 | 1 | Составление схемы «Экологические факторы» | 64 |
43 | 2 | Сравнение природных экосистем и агроценозов | 65 |
44 | 3 | Составление цепей питания | 66 |
45 | 4 | Экологические проблемы и пути их решения (работа с учебником) | 71 |
46 | 5 | С.р. «Правила поведения людей в окружающей природной среде» (творческая работа) | 75 |
Приложение 2.
Поурочное планирование – 78 часов
№ темы | № урока | Название раздела, темы, урока | Д/З | Кол-во часов |
1,2 | Введение | 2 | ||
1 | Учение о клетке | 12 | ||
3 | Клеточная теория | П.7 | 1 | |
4,5 | Неорганические и органические вещества клетки | П.1,2,3,4 | 2 | |
6,7 | Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, АТФ | П.5,6 | 2 | |
8 | Биосинтез белка | П.14-17 | 1 | |
9,10 | Основные структурные компоненты и органоиды клетки | П.8,9,10 | 2 | |
11 | Обмен веществ и энергии в клетке | П.12,13 | 1 | |
12 | Митоз. | П.20 | 1 | |
13 | Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями | П.18,19 | 1 | |
14 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
2 | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 8 | ||
15 | Формы размножения организмов | П.21 | 1 | |
16 | Мейоз | П.22,23 | 1 | |
17 | Индивидуальное развитие организмов | П.24,25 | 1 | |
18 | Сходство зародышей различных организмов | 1 | ||
19,20 | Индивидуальное развитие человека | 2 | ||
21,22 | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | 2 | ||
3 | Основы генетики и селекции | 16 | ||
23 | Генетика | 1 | ||
24 | Законы генетики Г.Менделя | П.26 | 1 | |
25 | Моногибридное скрещивание | П.27 | 1 | |
26 | Решение задач | 1 | ||
27 | Дигибридное скрещивание | П.28 | 1 | |
28 | Решение задач | 1 | ||
29 | Сцепленное наследование. Генетика пола. | П.29,30 | 1 | |
30 | Модификации | П.32,33 | 1 | |
31 | Мутации | П.34 | 1 | |
32 | Наследственные болезни человека | П.35,36 | 1 | |
33 34,35 | Селекция: задачи и методы Селекция растений | П.37 П.38,39 | 1 2 | |
36 | Селекция животных | П.39 | 1 | |
37 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология | П.40 | 1 | |
38 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
4 | Эволюционное учение | 16 | ||
39 | История развития эволюционных идей | П.41 | 1 | |
40 | Учение Ч.Дарвина | П.42 | 1 | |
41,42 | Методы доказательства эволюции | П.43 | 2 | |
43 | Критерии и структура вида | П.44 | 1 | |
44,45 | Борьба за существование | 45,46 | 2 | |
46 | Естественный отбор | П.47 | 1 | |
47,48 | Приспособленность организмов | П.50 | 2 | |
49 | Микроэволюция. Макроэволюция | П.51 | 1 | |
50 | Главные направления эволюции | П..52 | 1 | |
51 | Современные представления об эволюции | 1 | ||
52 | Значение эволюционного учения | 1 | ||
53,54 | Контрольная работа №3 | 2 | ||
5 | История развития жизни на Земле | 8 | ||
55 | Гипотезы происхождения жизни | П.53,54 | 1 | |
56,57 | История развития органического мира | П.55-59 | 2 | |
58 | Ароморфозы живых организмов | П.55-59 | 1 | |
59 | Гипотезы происхождения человека | 1 | ||
60 | Доказательства родства человека с животными | П.62 | 1 | |
61 | Эволюция человека | П.63-65 | 1 | |
62 | Расы человека | П.66 | 1 | |
6 | Основы экологии | 14 | ||
63 | Предмет и задачи экологии | П.67 | 1 | |
64 | Экологические факторы | П.67,68 | 1 | |
65,66 | Экологические системы и сообщества | П.69-73 | 2 | |
67,68 | Биосфера – глобальная экосистема | П.75,76,77 | 2 | |
69 | Воздействие человека на природу | 1 | ||
70 | Мониторинг | 1 | ||
71,72 | Экологические проблемы и пути их решения | П.78,79 | 2 | |
73,74 | Охрана атмосферы, гидросферы, литосферы | П.74 | 2 | |
75 | Правила поведения людей в окружающей природной среде | 1 | ||
7 | 76 | Дифференцированный зачет (к.р. №4) Бионика | 1 2 | |
77,78 | Бионика: связь биологии и кибернетики | 2 |
Приложение 3.
Самостоятельные работы по биологии – 24 часа (темы рефератов)
Тема 1. Учение о клетке
- Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
- Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
- Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
- Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
- Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
- Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
- Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
- Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
- Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
- Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
- Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
- Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
- Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
- Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
- Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
- Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
- Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
- Биологическое значение митоза и мейоза.
- Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
- Половое размножение и его биологическое значение.
- Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
- Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
- Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
- Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
- Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Тема 3. Основы генетики и селекции
- Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
- Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
- Драматические страницы в истории развития генетики.
- Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
- Центры многообразия и происхождения культурных растений.
- Центры многообразия и происхождения домашних животных.
- Значение изучения предковых форм для современной селекции.
- История происхождения отдельных сортов культурных растений.
Тема 4. Эволюционное учение
- История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
- «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
- Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
- Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
- Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
- Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
- Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
- Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Тема 5. История развития жизни на Земле
- Различные гипотезы происхождения.
- Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
- Ранние этапы развития жизни на Земле.
- Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
- Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
- Современные представления о происхождении птиц и зверей.
- Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
- Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
- Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Тема 6. Основы экологии
- Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
- Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
- Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
- Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
- Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
- Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
- Сукцессии и их формы.
- Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
- Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
- Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
- Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
- Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
- Устойчивое развитие природы и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...