Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
рабочая программа по биологии на тему

Рабочая программа учебной дисциплины "Биология" разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий: 270802.09 "Мастер общестроительных работ"; 190623.01 "Машинист локомотива"; 270802.08 "Мастер сухого строительства"; 190631.01 "Автомеханик") и прмерной программы "Биология", утвержденной директором Департамента государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М.Реморенко 16.04.2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya.docx76.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования   и  науки

Архангельской области.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего  профессионального образования  Архангельской области

«Котласский транспортный техникум».

/ГБОУСПО АО» Котласский транспортный техникум»/

                                                        Утверждаю:

                                                        Директор ГБОУ СПО

Архангельской области

«Котласский транспортный техникум»»

____________________

В.А. Хаванов

                      « ___»__________2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

                                           Вычегодский   2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС среднего  профессионального образования  по профессиям (коды профессий: 270802.09 «Мастер общестроительных работ»; 190623.01 «Машинист локомотива»; 270802.08 «Мастер сухого строительства»; 190631.01 «Автомеханик»)  и примерной программы «биология», утвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко 16.04.2008 г.

 Организация – разработчик: ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум», п. Вычегодский.

Разработчик:

Лужинская Ирина Анатольевна, преподаватель.

Рассмотрена и одобрена на методической комиссии общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум », п. Вычегодский.

Протокол №_____ от «01» сентября  2014г.

Методист ______________ Ганжа А.Н.


                                           СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

16

19

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                   БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:

270802.09 Мастер общестроительных работ

190623.01 Машинист локомотива

270802.08 Мастер сухого строительства

190631.01 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

270802.09 Мастер общестроительных работ

190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

190623.01 Машинист локомотива

190629.07 Машинист крана (крановщик)

270802.08 Мастер сухого строительства

190631.01 Автомеханик

250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков

270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся  должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  117  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78  часов;

самостоятельной работы обучающегося  39  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

        лабораторно - практические занятия

46

        контрольные работы

         4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

       реферат

24

       домашняя работа

15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала:

1. Живая природа – объект изучения биологии

2. Признаки живых организмов

3. Многообразие живых организмов

4. Уровневая организация живой природы и эволюция

5. Методы познания живой природы

6. Общие закономерности биологии

7. Предмет изучения биологии, цели и задачи

8. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации

9. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей

10. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охрана

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема 1

1

Учение о клетке

Содержание учебного материала:

1. Клетка – элементарная живая система и основная структурная единица всех живых организмов

2. Химический состав клетки

3. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов

4. Белки, углеводы, липиды нуклеиновые кислоты и их роль в клетке

5. Строение и функции клетки

6. Прокариотические и эукариотические клетки

2

12

3

1

1

2

1

2

1

       4

7. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение

8. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

9. Цитоплазма и клеточная мембрана

10. Органоиды клетки

11. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен

12. Строение и функции хромосом

13. ДНК – носитель наследственной информации

14. Редупликация ДНК

15. Ген

16. Генетический код

17. Биосинтез белка

18. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме

19. Клеточная теория строения организмов

20. Жизненный цикл клетки

21. Митоз

Лабораторно-практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

1

6

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Тема 2

1

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала:

1. Организм – единое целое

2. Многообразие организмов

3. Размножение – важнейшее свойство живых организмов

4. Половое и бесполое размножение

5. Мейоз

6. Образование половых клеток и оплодотворение

7. Индивидуальное развитие организма

8. Эмбриональный этап онтогенеза

9. Основные стадии эмбрионального развития

10. Органогенез

11. Постэмбриональное развитие

12. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных

2

8

3

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

2

4

13. Причины нарушений в развитии организмов

14. Индивидуальное развитие человека

15. Репродуктивное здоровье

16. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека

Лабораторно-практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

6

4

1

2

1

1

Тема 3

1

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала:

1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов

2. Г.Мендель – основоположник генетики

3. Генетическая терминология и символика

4. Законы генетики, установленные

Г. Менделем

5. Моногибридное и дигибридное скрещивание

6. Хромосомная теория наследственности

7. Генетика пола

8. Сцепленное с полом наследование

9. Значение генетики для селекции и медицины

10. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

11. Закономерности изменчивости

12. Наследственная или генотипическая изменчивость

13. Модификационная изменчивость

14. Генетика – теоретическая основа селекции

15. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции

16. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

17. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор

2

16

3

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

18. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

19. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития

20. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии

21. Клонирование животных (проблемы клонирования человека)

Лабораторно-практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

11

1

8

1

1

1

1

Тема 4

1

Эволюционное учение

Содержание учебного материала:

1. История развития эволюционных идей

2. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии

3. Эволюционное учение Ч.Дарвина

4. Естественный отбор

5. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира

6. Концепция вида, его критерии

7. Популяция – структурная единица вида и эволюции

8. Движущие силы эволюции

9. Синтетическая теория эволюции

10. Микроэволюция

11. Современные представления о видообразовании

12. Доказательства эволюции

13. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития

14. Причины вымирания видов

15. Основные направления эволюционного прогресса

16. Биологический прогресс и биологический регресс

Лабораторно-практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

16

9

1

8

3

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

4

Тема 5

История развития жизни на Земле

Содержание учебного материала:

1. Гипотеза происхождения жизни

2. Краткая история развития органического мира

3. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

4. Современные гипотезы о происхождении человека

5. Доказательства родства человека с млекопитающими животными

6. Эволюция человека

7. Единство происхождения человеческих рас

Лабораторно-практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

8

6

4

1

1

1

1

2

1

1

Тема 6

1

Основы экологии

Содержание учебного материала:

1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

2. Экологические факторы, их значение в жизни организмов

3. Экологические системы

4. Видовая и пространственная структура экосистем

5. Пищевые связи, круговорот и превращение энергии в экосистемах

6. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм

7. Причины устойчивости и смены экосистем

8. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы

9. Биосфера – глобальная экосистема

10.Учение В.И.Вернадского о биосфере

11. Роль живых организмов в биосфере

12. Биомасса

13. Круговорот важнейших биогенных элементов (углерода, азота…) в биосфере

2

14

3

1

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

4

14. Изменения в биосфере

15. Воздействие производственной деятельности в области свой будущей профессии на окружающую среду

16. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

17. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы

18. Ноосфера

19. Правила поведения людей в окружающей природной среде

Лабораторно-практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

5

1

9

1

1

1

1

1

1

Тема 7

Бионика

Содержание учебного материала:

1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами

2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных

2

1

1

ИТОГО:  

117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект демонстрационного оборудования;

- комплект плакатов, таблиц, схем;

- модели, муляжи, динамические пособия;

- коллекции;

- портреты ученых.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.Основные источники:

Для обучающихся

Биология 10 – 11 кл. базовый уровень под ред. Беляева Д.К. и Дымшица Г.М. М., Просвещение, 2010.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для НПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. – М., 2005.

Для преподавателя

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

2. Дополнительные источники:

 - Методические указания для обучающихся

- Раздаточный материал по биологии

- Мультимедийная продукция

- Коллекция презентаций

- Видеофильмы и видеофрагменты

- Интернет - ресурсы

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Контрольная работа

Домашняя работа

Лабораторно-практические занятия

Контрольная работа

Домашняя работа

Лабораторно-практические занятия

Индивидуальные задания (рефераты)

Контрольная работа

Домашняя  работа

Индивидуальные задания (рефераты)

Контрольная работа

Лабораторно-практические занятия

Домашняя  работа

Контрольные работы

Домашняя работа

Лабораторно-практические занятия

Индивидуальные задания (рефераты)

Лабораторно-практические занятия

Индивидуальные задания (рефераты)

Домашняя работа

                                                                          Приложение 1.

           Лабораторно-практические занятия

№ ЛПЗ

№ по теме

Тема, лабораторно-практические занятия

урока

Тема 1. Учение о клетке

1,2

1,2

Заполнение таблицы «Неорганические и органические вещества клетки»

4,5

3

3

Сравнительная характеристика ДНК, РНК, АТФ

7

4

4

Решение заданий на принцип комплементарности генетический код

8

5,6

5,6

Заполнение таблицы «Основные структурные компоненты и органоиды клетки»

9,10

7

7

Заполнение таблицы «Фазы фотосинтеза»

11

8

8

Заполнение таблицы «Фазы митоза»

12

9

9

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом

13

Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

10

1

Заполнение таблицы «Формы размножение организмов»

15

11

2

Сравнительная характеристика митоза и мейоза

16

12

3

Составление схемы «Зародышевое развитие организмов»

17

13

4

Сравнение зародышей различных организмов

18

14

5

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных

19

15

6

С.р. «Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на человека»

22

Тема 3. Основы генетики и селекции

16

1

Составление схем моногибридного скрещивания

25

17

2

Решение генетических задач (моногибридное скрещивание)

26

18

3

Составление схем дигибридного скрещивания

27

19

4

Решение генетических задач (дигибридное скрещивание)

28

20

5

Решение генетических задач (сцепленное наследование)

29

21

6

Построение вариационной кривой

30

22

7

Сравнение мутаций и модификаций

31

23

8

Заполнение таблицы «Центры происхождения культурных растений»

34

24

9

Методы селекции растений (работа с учебником)

35

25

10

Методы селекции животных (работа с учебником)

36

26

11

Методы селекции животных (работа с учебником)

37

Тема 4. Эволюционное учение

27

1

История развития эволюционных идей (конспект)

39

28

2

Сравнение взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина

40

29

3

Вид. Критерии вида (работа с учебником)

43

30

4

Привести примеры внутривидовой и межвидовой форм борьбы за существование

44

31

5

Сравнение искусственного и естественного отбора

46

32

6

Приспособления организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)

47

33

7

Составление схемы «Последовательность событий при видообразовании»

49

34

8

Сравнение биологического прогресса и биологического регресса

50

35

9

С.Р. Составление логической схемы по теме «Эволюция»

53

Тема 5. История развития жизни на Земле

36,37

1,2

Заполнение таблицы «Развитие растительного и животного мира по эрам и периодам»

56,57

38

3

Заполнение таблицы «Ароморфозы растений и животных»

58

39

4

Заполнение таблицы «Сходство и различие человека и человекообразных обезьян»

60

40

5

Факторы эволюции человека

61

41

6

Морфологические отличия человеческих рас

62

Тема 6. Основы экологии

42

1

Составление схемы «Экологические факторы»

64

43

2

Сравнение природных экосистем и агроценозов

65

44

3

Составление цепей питания

66

45

4

Экологические проблемы и пути их решения (работа с учебником)

71

46

5

С.р. «Правила поведения людей в окружающей природной среде» (творческая работа)

75

                                                                                   

 Приложение 2.

Поурочное планирование – 78 часов

  № темы

  № урока

Название раздела, темы, урока

          Д/З

Кол-во

  часов

1,2

Введение

2

1

Учение о клетке

12

3

Клеточная теория

П.7

1

4,5

Неорганические и органические вещества клетки

П.1,2,3,4

2

6,7

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, АТФ

П.5,6

2

8

Биосинтез белка

П.14-17

1

9,10

Основные структурные компоненты и органоиды клетки

П.8,9,10

2

11

Обмен веществ и энергии в клетке

П.12,13

1

12

Митоз.

П.20

1

13

Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями

П.18,19

1

14

Контрольная работа №1

1

2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

8

15

Формы размножения организмов

П.21

1

16

Мейоз

П.22,23

1

17

Индивидуальное развитие организмов

П.24,25

1

18

Сходство зародышей различных организмов

1

19,20

Индивидуальное развитие человека

2

21,22

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека

2

3

Основы генетики и селекции

16

23

Генетика

1

24

Законы генетики Г.Менделя

П.26

1

25

Моногибридное скрещивание

П.27

1

26

Решение задач

1

27

Дигибридное скрещивание  

П.28

1

28

Решение задач

1

29

Сцепленное наследование. Генетика пола.

П.29,30

1

30

Модификации

П.32,33

1

31

Мутации

П.34

1

32

Наследственные болезни человека

П.35,36

1

33

34,35

Селекция: задачи и методы

Селекция растений

П.37

П.38,39

1

2

36

Селекция животных

П.39

1

37

Селекция микроорганизмов. Биотехнология

П.40

1

38

Контрольная работа №2

1

4

Эволюционное учение

16

39

История развития эволюционных идей

П.41

1

40

Учение Ч.Дарвина

П.42

1

41,42

Методы доказательства эволюции

П.43

2

43

Критерии и структура вида

П.44

1

44,45

Борьба за существование

45,46

2

46

Естественный отбор

П.47

1

47,48

Приспособленность организмов

П.50

2

49

Микроэволюция. Макроэволюция

П.51

1

50

Главные направления эволюции

П..52

1

51

Современные представления об эволюции

1

52

Значение эволюционного учения

1

53,54

Контрольная работа №3

2

5

История развития жизни на Земле

8

55

Гипотезы происхождения жизни

П.53,54

1

56,57

История развития органического мира

П.55-59

2

58

Ароморфозы живых организмов

П.55-59

1

59

Гипотезы происхождения человека

1

60

Доказательства родства человека с животными

П.62

1

61

Эволюция человека

П.63-65

1

62

Расы человека

П.66

1

6

Основы экологии

14

63

Предмет и задачи экологии

П.67

1

64

Экологические  факторы

П.67,68

1

65,66

Экологические системы и сообщества

П.69-73

2

67,68

Биосфера – глобальная экосистема

П.75,76,77

2

69

Воздействие человека на природу

1

70

Мониторинг

1

71,72

Экологические проблемы и пути их решения

П.78,79

2

73,74

Охрана атмосферы, гидросферы, литосферы

П.74

2

75

Правила поведения людей в окружающей природной среде

1

7

76

Дифференцированный зачет (к.р. №4)

Бионика

1

2

77,78

Бионика: связь биологии и кибернетики

2

                                                                                    Приложение 3.

Самостоятельные работы по биологии – 24 часа (темы рефератов)

Тема 1. Учение о клетке

  1. Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
  2. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
  3. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.
  4. Практические доказательства образования органических веществ в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
  5. Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
  6. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
  7. Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
  8. Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных.
  9. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  10. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
  11. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
  12. Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
  13. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  14. Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.
  15. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
  16. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.
  17. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

  1. Биологическое значение митоза и мейоза.
  2. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  3. Половое размножение и его биологическое значение.
  4. Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
  5. Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  
  6. Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.
  7. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
  8. Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.
  9. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Тема 3. Основы генетики и селекции

  1. Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
  2. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  3. Драматические страницы в истории развития генетики.
  4. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          
  5. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  6. Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  7. Значение изучения предковых форм для современной селекции.
  8. История происхождения отдельных сортов культурных растений.

Тема 4. Эволюционное учение

  1. История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.
  2. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  3. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
  4. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  5. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  6. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
  7. Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
  8. Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

Тема 5. История развития жизни на Земле

  1. Различные гипотезы происхождения.
  2. Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.
  3. Ранние этапы развития жизни на Земле.
  4. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
  5. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
  6. Современные представления о происхождении птиц и зверей.
  7. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
  8. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
  9. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Тема 6. Основы экологии

  1. Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.
  2. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  3. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
  4. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
  5. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
  6. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
  7. Сукцессии и их формы.
  8. Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.
  9. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.  
  10. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
  11. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  12. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
  13. Устойчивое развитие природы и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...