Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ по профессии 151013.01. (15.01.09) Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин
рабочая программа по биологии по теме
Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по профессии « Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин» и адаптирована с учетом условий училищ.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, как базовая общеобразовательная дисциплина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.docx | 297.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 66 г. Усть-Илимска
( ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска).
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от «__» сентября 201 г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«БИОЛОГИЯ»
по профессии 151013.01. (15.01.09)
Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин
Усть-Илимск , 2014г.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «____»__________ 20____г. Протокол № ____________ Председатель комиссии _______________________ |
Автор: Бортнийчук О.В. преподаватель учебной дисциплины предмета «Биология», ОГОУ НПО ПУ№ 66.
Рабочая программа (далее программа) учебной дисциплины биология разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии 151013.01. (15.01.09) «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин» и примерной программы для профессий среднего профессионального образования в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
© Профессиональное училище № 66 г. Усть-Илимск, 2014 |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология.
- Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по профессии « Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин» и адаптирована с учетом условий училищ.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, как базовая общеобразовательная дисциплина.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель предмета:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 78 часов.
самостоятельной работы обучающихся – 39 часов.
лабораторных работ обучающихся- 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 3 |
Практические работы | 17 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Составление биологических задач. | 2 |
Работа с учебником – составление конспекта | 13 |
Подготовка реферативных сообщений (презентаций) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «Биология».
Наименование разделов и тем | Количество часов часов |
78 | |
Введение: Объект изучения биологии. Изучение основных биологических закономерностей. | 1 |
1. Учение о клетке. | 14 |
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 9 |
3.Основы генетики и селекции. | 16 |
4. Эволюционное учение. | 16 |
5. История развития жизни на земле. | 8 |
6. Основы экологии. | 12 |
7.Бионика | 2 |
8. ИТОГО: | 78 |
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология», профессия «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин».
Наименование разделов и тем. | № урока. | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов. | Время на изучение темы. | Уровень освоения. | Технология, формы и методы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение. | 1 | 1.Объект изучения биологии – живая природа. 2.Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. 3.Уровневая организация живой природы и эволюция. 4. Методы познания живой природы. 5.Общие закономерности биологии. 6.Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. 7.Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. 8.Роль биологии в формировании, современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 1 | 1 | 1 | Объяснительно – иллюстративный. Схема, таблицы. |
Раздел 1 Учение о клетке. | 14 | |||||
Тема 1.1 Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. | 2 | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | Эффективная лекция « бортовой журнал». | |
1. Цитология. 2.Этапы создания клеточной теории. 3. Клеточная теория. 4.Основные положения теории ШЛЕЙДЕНА И ШВАННА. 5. Дополнения Р. Вирхова. 6. Основные положения современной клеточной теории. | ||||||
Тема 1.2 Химическая организация клетки. | 3 | 1. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. 2. Белки, углеводы, липиды нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | 1 | 2 | Частично- поисковый ,(конспект). | |
Тема 1.3 Строение и функции клетки. | 4 | 1. Органоиды клетки эукариот: ЭПС, клеточная мембрана, аппарат Гольджи, лизосомы митохондрии, пластиды, рибосомы. 2. Пиноцитоз и фагоцитоз. Жидкостно-мозаичная модель мембраны. | 1 | 2 | « Читаем и ставим значки», | |
Тема 1.4 Прокариотические и эукариотические клетки. | 5 | 1.Органоиды прокариотической клетки. 2.Разнообразие прокариот. 3.Формы клеток бактерий. 4.Распространение и значение бактерий в природе. | 1 | 2 | «Зигзаг ». | |
Тема 1.5 Борьба с вирусными заболеваниями. | 6 | 1.Строение вируса: генетический материал, капсид, размножение. 2.Значение в природе и жизни человека. 3.Вирусы как возбудители болезней. 4.Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. 5. Профилактика СПИДа. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | |
Тема 1.6 Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен. | 7 | 1. Обмен веществ и превращение энергии. 2.Этапы энергетического обмена. 3.Локализация реакций энергетического обмена. 4.Эффективность энергетического обмена у грибов и бактерий. | 1 | 3 | «Кластер» | |
Тема 1.7 Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. | 8 | 1.ДНК- носитель наследственной информации. 2.Ген. 3.Генетический код. 4.Свойство генетического кода. 5.Биосинтез белка. 6.Принцип комплементарности. | 1 | 3 | « Читаем и ставим значки». | |
Тема 1.8 Жизненный цикл клетки. Митоз. | 9-10 | 1.Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. 2.Фазы митоза 3. Митоз – сущность и значение. | 2 | 2 | «Зигзаг». | |
Лабораторные работы. | ||||||
11 | 1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | ||
12 | 2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | ||
13 | 3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | ||
Практическая работа. | ||||||
14 | 1. Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты». | 1 | 2 | Частично- поисковый. | ||
15 | 2. Решение задач по теме « Генетический код». | 1 | 3 | Частично- поисковый. | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1.Составление задач по теме « Нуклеиновые кислоты». 2. Составление задач по теме «Генетический код» (Работа с книгой, конспектом.) 3. Подготовка рефератов и мультимедийных презентаций на темы:
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
| 1 1 4 | |||||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 9 | |||||
Тема 2.1 Организм – единое целое. Многообразие организмов. | 16 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | Составление концептуальной таблицы. | |
1. Организмы многоклеточные и одноклеточные. 2. Их строение. 3. Многообразие организмов. 4. Колониальные организмы. 5. Гомеостаз. | ||||||
Тема 2.2 Половое и бесполое размножение. | 17 | 1.Размножение. 2.Половое и бесполое размножение. 3. Типы бесполого размножения. | 1 | 2 | Эффективная лекция « бортовой журнал». | |
Тема 2.3 Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 18 | 1. Гаметогенез и его значение. 2.Строение половых клеток. 3. Стадии размножения, роста , созревания. 4. Фазы 1 и 2 мейотического деления. 5.Образование половых клеток. 6. Внутреннее оплодотворение. 7. Двойное оплодотворение. 8. Наружное оплодотворение. 9. Биологическое значение оплодотворения. | 1 | 3 | «ПМИ» | |
Тема 2.4 Индивидуальное развитие организма. | 19 | 1. Онтогенез и эмбриогенез. 2. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. 3. Прямое и непрямое развитие. 4. Причины нарушения развития организмов. | 1 | 2 | Инсерт | |
Тема 2.5 Основные стадии эмбрионального развития. | 20 | 1. Эмбриональный период развития. 2. Дробление. 3. Гаструляция. 4. Органогенез. | 1 | 2 |
Эффективная лекция « бортовой журнал». | |
Тема 2.6 Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. | 21 | 1. Закон зародышевого сходства К. Бера и дивергенции признаков. 2.Биогенетический закон МЮЛЛЕРА и ГЕККЕЛЯ. | 1 | 2 | Частично-поисковый (конспект). | |
Тема 2.9 Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 22 | 1. Онтогенез человека. 2.Репродуктивный период. 3. Репродуктивное здоровье. 4. Его значение для будущих поколений людей. 5. Последствие влияния алкоголя , никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 1 | 3 | «ЗХУ» | |
Практическая работа. | 1 | 3 | Объяснительно-иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. | |||
24 | 1.Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | |||||
Контрольная работа №1. | 24 | 1. Тестовое задание. | 1 | 3 | - тестирование. | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. Подготовка сообщений по темам:
| 2 | |||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | 16 | |||||
Тема 3.1 Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 25 | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | - фронтальная беседа; - индивидуальная работа; - устное изложение; - наглядный метод; | |
1. История становления науки. | ||||||
Тема 3.2 Г.Мендель – основоположник генетики. | 26 | 1. Биография. 2. Генетическая терминология и символика. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - индивидуальная работа; - устное изложение; - наглядный метод; | |
Тема 3.3 Законы генетики, установленные Г. Менделем | 27-29 | 1. Статистический характер законов Г.Менделя. 2. Анализирующее скрещивание. 3. Закономерности наследования установленные Менделем : закон доминирования, закон расщепления. 4. Закон чистоты гамет. 5. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивание : 1: 1. 6. Условие проявление закона независимого наследования. 7. Cooтношение генотипов и фенотипов при проявлении независимо наследования: 9:3:3:1. 8. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. 9.Закон независимого наследования. | 3 | 3 | Комбинированный | |
Тема 3.4 Хромосомная теория наследственности. | 30 | 1. Аутосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. 2. Половые хромосомы 3. Наследование заболеваний, сцепленных с полом. 4. Генетическое определение пола у человека. 5. Факторы и механизмы. 6. Сцепление с полом наследование | 1 | 3 | Комбинированный | |
Тема 3.5 Закономерности изменчивости. | 31 | 1. Изменчивость. Норма реакции. 2. Генотипическая и модификационная наследственность. 3. Комбинативная и мутационная изменчивость. 4. Мутации и типы мутаций. | 1 | 3 | - устное изложение. - наглядный метод. Составление конспекта по теме. | |
Тема 3.6 Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 32-33 | 1. Влияние мутагенов на человека. 2. Наследственные болезни человека, их причины. 3. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. 4. Хромосомные болезни: болезнь Дауна, синдром Патау, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского- Тернера. 5. Профилактика наследственных заболеваний : консультации, здоровый образ жизни, дородовая диагностика. | 2 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Тема 3.7 Генетика - теоретическая основа селекции. | 34 | 1. Селекция . 2. Причины появления культурных растений. 3. Учения о центрах происхождения культурных растений. 4. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 5. Основные методы селекции: гибридизация и отбор. 6. Виды искусственного отбора: массовый, индивидуальный . 7. Гибридизация. 8. Искусственный мутагенез. 9. Значение селекции. 10. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии, и промышленности. | 1 | 2 | ПМИ Критическое мышление | |
Тема 3.8 Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 35 | 1. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. 2. Проблемы генной инженерии. 3. Использование трансгенных организмов. Эксперименты по клонированию животных и растений. 4. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии. 5. Процессы. Клонирование. Этапы. Значение. | 1 | 2 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Практическая работа. | ||||||
36 | 1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 1 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
37-38 | 2. Решение генетических задач. | 2 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
39 | 3. Анализ фенотипической изменчивости. | 1 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
40 | 4. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 1 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 1 3 | |||||
Раздел 4. Эволюционное учение. | 16 | |||||
Тема 4.1 История развития эволюционных идей. | 41-42 | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | |
1. История эволюционных идей. 2. Введение термина «эволюция» Ш. Бонне. 3. Представления о сущности жизни и ее развития (Конфуций, Диоген, Фаллес, Демокрит, Пифагор, Гиппократ и Аристотель) 4. Господство идеалистических идей | ||||||
Тема 4.2 Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 43-44 | 1. «Система природы» К. Линнея. 2. Значение работ К. Линнея. 3. Система органического мира. 4. Идея о постоянстве видов. 5. Принцип иерархичности. 6. Критика теории Ж.Б. Ламарка его современниками. 7. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. 8. Естественное происхождение живых организмов. 9. Изменяемость видов в зависимости от условий среды. 10. Ошибочность взглядов на механизм эволюции. 11. Эволюционная единица – отдельный организм. 12. Принцип градации. | 2 | 3 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
Тема 4.3 Эволюционная теория Ч. Дарвина. | 45-46 | 1. Труды Ч. Дарвина. 2. Основные положения учения Ч. Дарвина. 4. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. | 2 | 3 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | |
Тема 4.5 Естественный и искусственный отбор. | 47-49 | 1. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. 2. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора. Причины борьбы за существование. 3. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. 4. Многообразие пород и сортов. 5.Происхождение пород и сортов. 6. выведение новых пород и сортов. 7. Творческая роль искусственного отбора. | 3 | 3 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Тема 4.6 Концепция вида, его критерии. | 50 | 1. Вид. Критерии вида. 2. Наличие видов двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. | 1 | 2 | Комбинированный | |
Тема 4.7 Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 51 | 1. Популяция. 2. Эволюционные изменения в популяциях. 3. Популяции, генофонд популяций. | 1 | 2 | Комбинированный | |
Тема 4.8 Синтетическая теория эволюции. | 52 | 1. Значение для эволюции мутагенеза. 2. Исследования С.С. Четверякова. Популяционно-генетические закономерности. 3. Генетические процессы в популяциях. | 1 | 3 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | |
Тема 4.9 Микроэволюция. | 53 | 1. Видообразование – результат микроэволюции. 2. Способы видообразования: симпатрическое (экологическое) и аллопатрическое (географическое). 3. Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомные перестройки. 4. Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования. | 1 | 3 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | |
Тема 4.10 Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. | 54 | 1. Признаки биологического прогресса и биологического регресса. 2. Макроэволюция. 3. Направления развития. 4. Прямые и косвенные доказательства эволюции. 5. Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. 6. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | 1 | 3 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
Тема 4.11 Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и регресс. | 55 | 1. Аллогенез. 2. Ароморфоз. 3. Арогенез. 4. Дивергенция. 5. Идиадаптация. 6. Катагенез. 7. Учение А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции. 8. Пути биологического прогресса. 9. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптации. | 1 | 3 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Контрольная работа №2. | 56 | 1. Тестовое задание. | 1 | 3 | - индивидуальная работа; | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. а). История развития эволюционных идей б). Ч. Дарвин в). Причины вымирания видов. (Работа с книгой, конспектом.) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 4 6 | |||||
Раздел 5. История жизни на Земле. | 8 | |||||
Тема 5.1 Гипотезы происхождения жизни. | 57 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
1. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия. 2. Гипотезы происхождения жизни. 3. Отличительные признаки живого. | ||||||
Тема 5.2 Краткая история развития органического мира. | 58 | 1. Биологическая эволюция. 2. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. 3. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Тема 5.3 Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими. | 59 | 1. Современная теория антропогенеза. 2. Проблема антропогенеза –сложнейшая естественно-научная и философская проблема. 3. Гипотезы происхождения человека. 4. Доказательства животного происхождения человека. 5. Сравнительно анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. 6. Сравнительно эмбриологические доказательства животного происхождения человека. 7. Человек – биосоциальное существо. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
Тема 5.4 Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 60 | 1. Естественное происхождение человека от предков с обезьянами. 2. Предшественники современного человека. 3. Анатомо-физиологическая эволюция человека. 4. Роль факторов анропогенеза в длительной эволюции людей. 5. Принадлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный. 6. Расы – крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. 7. Равноценность и генетическое единства человеческих рас. 8. Реакционная сущность геноцида и расизма. | 1 | 2 | ПМИ Критическое мышление | |
Практические работы. | ||||||
61 | 1.Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 1 | 2 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
62-63 | 2.Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). | 2 | 3 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
64 | 3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 1 | 2 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Гипотезы происхождения человека. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно эмбриологические доказательства животного происхождения человека. (Работа с книгой, конспектом.) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 4 5 | |||||
Раздел 6. Основы экологии. | 12 | |||||
Тема 6.1 Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | 65 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | Комбинированный | |
1.Экология. 2. Задачи экологии. | ||||||
Тема 6.2 Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 66 | 1. Экологические факторы – определенные компоненты среды, способной влиять на живые организмы. 2. Влияние экологических факторов на организмы. Закон минимума К. Либиха. 3. Абиотические и биотические факторы. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Тема 6.3 Экологические системы. | 67 | 1. Структура экосистем: пространственная, видовая и экологическая. 2. Компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный | |
Тема 6.4 Межвидовые взаимодействия в экосистеме. | 68 | 1.Типы взаимодействия разных видов. 2. Конкуренция. 3. Хищничество. 4. Симбиоз. 5. Паразитизм. | 1 | 3 | Объяснительно – иллюстративный | |
Тема 6.5 Искусственные сообщества. | 69 | 1. Естественные и искусственные сообщества. 2. Классификация наземных экосистем. 3. Биоценоз, экотоп. | 1 | 2 | - лекция; - устное изложение. - наглядный метод. Составление конспекта по теме. | |
Тема 6.6 Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. Вернадского о биосфере. | 70 | 1. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное и костное. 2. Границы биосферы и ее черты. 3. Эволюция биосферы. 4. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 5. Круговорот веществ – обязательное условия существования и продолжения жизни на Земле. 6. Роль живого вещества в биосфере. | 1 | 2 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Тема 6.7 Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | 71 | 1. Антропогенные воздействия на биоценозы. 2. Влияние собственных поступков на живые организмы. 3.Загрязнение воздуха, почвы, вод, растительного и животного мира. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Практические работы. | ||||||
72 | 1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
73 | 2. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
74 | 3. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
75 | 4. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
76 | 5. Решение экологических задач. | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | ||||||
1. Чтение текста и дополнительной литературы, конспектирование текста: а). Биомасса б). Изменения в биосфере. в). Последствия деятельности человека в окружающей среде. г). Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. д). Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 3 3 | |||||
Раздел 7. Бионика. | 2 | |||||
Тема 7.1 Бионика – направление биологии и кибернетики. | 77 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | ПМИ Критическое мышление | |
1. Бионика. 2. Биомеханика. 3. Использование человеком в строительстве и промышленности особенностей строения. 4. Эхолокация и электролокация. | ||||||
Итоговая контрольная работа по учебной дисциплине «Биология». | 78 | 1. Тестовое задание. | 1 | 3 | Индивидуальная работа. | |
Самостоятельная работа обучающихся. | ||||||
1. Чтение текста и дополнительной литературы, конспектирование текста: а). Модели складчатой структуры, используемые в строительстве. б). Трубчатые структуры в живой природе и технике. в). Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике. 2. Подготовка реферата и презентаций на тему:
| 1 1 | |||||
ВСЕГО ЧАСОВ | 117 |
2.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов.
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Демонстрации
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности..Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.
Лабораторные и практические работы
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Лабораторные и практические работы
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
7. БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Экскурсии
Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Современные представления о зарождении жизни.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Ранние этапы развития жизни на Земле.
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Биологии - химии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по биологии;
-опорно-логические схемы,
- DVD и видео фильмы,
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб.пособие для СПО. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Для преподавателей.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, результаты обучения оцениваются по пятибалльной шкале.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
уметь:
| Текущий контроль: 1.Опрос по пройденному материалу; 2.Контроль ведения конспектов; 3.Проверка результатов самостоятельной работы; 4.Тестирование; 5.Участие в повторительно-обобщающих уроках. 6. Зачет по методическим указаниям. 7.Письменный фронтальный контроль. 8. Устный индивидуальный контроль. |
знать/понимать:
| Итоговый контроль: 1.Сдача зачёта по дисциплине; 2. Оценка по пятибалльной шкале. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ФИЗИКА для профессии Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовател...
Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик
Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках...
Рабочая программа учебной дисциплины Химия по профессии 151013.01 (15.01.09) Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.
Программа учебной дисциплины «Химия » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в ра...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрообо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...