Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик
рабочая программа по биологии на тему
Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по профессии « Автомеханик» и адаптирована с учетом условий училищ.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, как базовая общеобразовательная дисциплина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 301.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 66 г. Усть-Илимска
(ОГБОУ НПО ПУ№ 66 г. Усть- Илимска).
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от «__» сентября 201 г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«БИОЛОГИЯ»
по профессии 190631.01 (23.01.03)
Автомеханик.
Усть-Илимск , 2014г.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «____»__________ 20____г. Протокол № ____________ Председатель комиссии _______________________ |
Автор: Бортнийчук О.В. преподаватель учебной дисциплины предмета «Биология», ОГОУ НПО ПУ№ 66.
Рабочая программа (далее программа) учебной дисциплины биология разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС среднего профессионального образования (далее СПО) по профессии 190631.01 (23.01.03) «Автомеханик» и примерной программы для профессий среднего профессионального образования в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
© Профессиональное училище № 66 г. Усть-Илимск, 2014 |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология.
- Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по профессии « Автомеханик» и адаптирована с учетом условий училищ.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, как базовая общеобразовательная дисциплина.
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель предмета:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитаниеубежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использованиеприобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 78 часов.
самостоятельной работы обучающихся – 39 часов.
лабораторных, практических работ обучающихся- 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 3 |
Практические работы | 17 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Составление биологических задач. | 2 |
Работа с учебником – составление конспекта | 13 |
Подготовка реферативных сообщений (презентаций) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «Биология».
Наименование разделов и тем | Количество часов часов |
78 | |
Введение: Объект изучения биологии. Изучение основных биологических закономерностей. | 1 |
1. Учение о клетке. | 14 |
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 9 |
3.Основы генетики и селекции. | 16 |
4. Эволюционное учение. | 16 |
5. История развития жизни на земле. | 8 |
6. Основы экологии. | 12 |
7.Бионика | 2 |
8. ИТОГО: | 78 |
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология», профессия «Автомеханик».
Наименование разделов и тем. | № урока. | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов. | Время на изучение темы. | Уровень освоения. | Технология, формы и методы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение. | 1 | 1.Объект изучения биологии – живая природа. 2.Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. 3.Уровневая организация живой природы и эволюция. 4. Методы познания живой природы. 5.Общие закономерности биологии. 6.Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. 7.Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. 8.Роль биологии в формировании, современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 1 | 1 | 1 | Объяснительно – иллюстративный. Схема, таблицы. |
Раздел 1. Учение о клетке. | 14 | |||||
Тема 1.1 Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. | 2 | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | Эффективная лекция « бортовой журнал». | |
1. Цитология. 2.Этапы создания клеточной теории. 3. Клеточная теория. 4.Основные положения теории ШЛЕЙДЕНА И ШВАННА. 5. Дополнения Р. Вирхова. 6. Основные положения современной клеточной теории. | ||||||
Тема 1.2 Химическая организация клетки. | 3 | 1. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. 2. Белки, углеводы, липиды нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | 1 | 2 | Частично- поисковый ,(конспект). | |
Тема 1.3 Строение и функции клетки. | 4 | 1. Органоиды клетки эукариот: ЭПС, клеточная мембрана, аппарат Гольджи, лизосомы митохондрии, пластиды, рибосомы. 2. Пиноцитоз и фагоцитоз. Жидкостно-мозаичная модель мембраны. | 1 | 2 | « Читаем и ставим значки», | |
Тема 1.4 Прокариотические и эукариотические клетки. | 5 | 1.Органоиды прокариотической клетки. 2.Разнообразие прокариот. 3.Формы клеток бактерий. 4.Распространение и значение бактерий в природе. | 1 | 2 | «Зигзаг ». | |
Тема 1.5 Борьба с вирусными заболеваниями. | 6 | 1.Строение вируса: генетический материал, капсид, размножение. 2.Значение в природе и жизни человека. 3.Вирусы как возбудители болезней. 4.Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. 5. Профилактика СПИДа. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | |
Тема 1.6 Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен. | 7 | 1. Обмен веществ и превращение энергии. 2.Этапы энергетического обмена. 3.Локализация реакций энергетического обмена. 4.Эффективность энергетического обмена у грибов и бактерий. | 1 | 3 | «Кластер» | |
Тема 1.7 Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. | 8 | 1.ДНК- носитель наследственной информации. 2.Ген. 3.Генетический код. 4.Свойство генетического кода. 5.Биосинтез белка. 6.Принцип комплементарности. | 1 | 3 | « Читаем и ставим значки». | |
Тема 1.8 Жизненный цикл клетки. Митоз. | 9-10 | 1.Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. 2.Фазы митоза 3. Митоз – сущность и значение. | 2 | 2 | «Зигзаг». | |
Лабораторные работы. | ||||||
11 | 1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | ||
12 | 2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | ||
13 | 3. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | ||
Практическая работа. | ||||||
14 | 1. Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты». | 1 | 2 | Частично- поисковый. | ||
15 | 2. Решение задач по теме « Генетический код». | 1 | 3 | Частично- поисковый. | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1.Составление задач по теме « Нуклеиновые кислоты». 2. Составление задач по теме «Генетический код» (Работа с книгой, конспектом.) 3. Подготовка рефератов и мультимедийных презентаций на темы:
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
| 1 1 4 | |||||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 9 | |||||
Тема 2.1 Организм – единое целое. Многообразие организмов. | 16 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | Составление концептуальной таблицы. | |
1. Организмы многоклеточные и одноклеточные. 2. Их строение. 3. Многообразие организмов. 4. Колониальные организмы. 5. Гомеостаз. | ||||||
Тема 2.2 Половое и бесполое размножение. | 17 | 1.Размножение. 2.Половое и бесполое размножение. 3. Типы бесполого размножения. | 1 | 2 | Эффективная лекция « бортовой журнал». | |
Тема 2.3 Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 18 | 1. Гаметогенез и его значение. 2.Строение половых клеток. 3. Стадии размножения, роста , созревания. 4. Фазы 1 и 2 мейотического деления. 5.Образование половых клеток. 6. Внутреннее оплодотворение. 7. Двойное оплодотворение. 8. Наружное оплодотворение. 9. Биологическое значение оплодотворения. | 1 | 3 | «ПМИ» | |
Тема 2.4 Индивидуальное развитие организма. | 19 | 1. Онтогенез и эмбриогенез. 2. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. 3. Прямое и непрямое развитие. 4. Причины нарушения развития организмов. | 1 | 2 | Инсерт | |
Тема 2.5 Основные стадии эмбрионального развития. | 20 | 1. Эмбриональный период развития. 2. Дробление. 3. Гаструляция. 4. Органогенез. | 1 | 2 |
Эффективная лекция « бортовой журнал». | |
Тема 2.6 Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. | 21 | 1. Закон зародышевого сходства К. Бера и дивергенции признаков. 2.Биогенетический закон МЮЛЛЕРА и ГЕККЕЛЯ. | 1 | 2 | Частично-поисковый (конспект). | |
Тема 2.9 Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 22 | 1. Онтогенез человека. 2.Репродуктивный период. 3. Репродуктивное здоровье. 4. Его значение для будущих поколений людей. 5. Последствие влияния алкоголя , никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 1 | 3 | «ЗХУ» | |
Практическая работа. | 1 | 3 | ||||
24 | 1.Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | Объяснительно-иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. | ||||
Контрольная работа №1. | 24 | 1. Тестовое задание. | 1 | 3 | - тестирование. | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. Подготовка сообщений по темам:
| 2 | |||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | 16 | |||||
Тема 3.1 Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 25 | Содержание учебного материала: | 1 | 1 | - фронтальная беседа; - индивидуальная работа; - устное изложение; - наглядный метод; | |
1. История становления науки. | ||||||
Тема 3.2 Г.Мендель – основоположник генетики. | 26 | 1. Биография. 2. Генетическая терминология и символика. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - индивидуальная работа; - устное изложение; - наглядный метод; | |
Тема 3.3 Законы генетики, установленные Г. Менделем | 27-29 | 1. Статистический характер законов Г.Менделя. 2. Анализирующее скрещивание. 3. Закономерности наследования установленные Менделем : закон доминирования, закон расщепления. 4. Закон чистоты гамет. 5. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивание : 1: 1. 6. Условие проявление закона независимого наследования. 7. Cooтношение генотипов и фенотипов при проявлении независимо наследования: 9:3:3:1. 8. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. 9.Закон независимого наследования. | 3 | 3 | Комбинированный | |
Тема 3.4 Хромосомная теория наследственности. | 30 | 1. Аутосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол. 2. Половые хромосомы 3. Наследование заболеваний, сцепленных с полом. 4. Генетическое определение пола у человека. 5. Факторы и механизмы. 6. Сцепление с полом наследование | 1 | 3 | Комбинированный | |
Тема 3.5 Закономерности изменчивости. | 31 | 1. Изменчивость. Норма реакции. 2. Генотипическая и модификационная наследственность. 3. Комбинативная и мутационная изменчивость. 4. Мутации и типы мутаций. | 1 | 3 | - лекция; - устное изложение. - наглядный метод. Составление конспекта по теме. | |
Тема 3.6 Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 32-33 | 1. Влияние мутагенов на человека. 2. Наследственные болезни человека, их причины. 3. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. 4. Хромосомные болезни: болезнь Дауна, синдром Патау, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского- Тернера. 5. Профилактика наследственных заболеваний : консультации, здоровый образ жизни, дородовая диагностика. | 2 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Тема 3.7 Генетика - теоретическая основа селекции. | 34 | 1. Селекция . 2. Причины появления культурных растений. 3. Учения о центрах происхождения культурных растений. 4. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 5. Основные методы селекции: гибридизация и отбор. 6. Виды искусственного отбора: массовый, индивидуальный . 7. Гибридизация. 8. Искусственный мутагенез. 9. Значение селекции. 10. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии, и промышленности. | 1 | 2 | ПМИ Критическое мышление | |
Тема 3.8 Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 35 | 1. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. 2. Проблемы генной инженерии. 3. Использование трансгенных организмов. Эксперименты по клонированию животных и растений. 4. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии. 5. Процессы. Клонирование. Этапы. Значение. | 1 | 2 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Практическая работа. | ||||||
36 | 1. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 1 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
37-38 | 2. Решение генетических задач. | 2 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
39 | 3. Анализ фенотипической изменчивости. | 1 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
40 | 4. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 1 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 1 3 | |||||
Раздел 4. Эволюционное учение. | 16 | |||||
Тема 4.1 История развития эволюционных идей. | 41-42 | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма. ) | |
1. История эволюционных идей. 2. Введение термина «эволюция» Ш. Бонне. 3. Представления о сущности жизни и ее развития (Конфуций, Диоген, Фаллес, Демокрит, Пифагор, Гиппократ и Аристотель) 4. Господство идеалистических идей | ||||||
Тема 4.2 Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | 43-44 | 1. «Система природы» К. Линнея. 2. Значение работ К. Линнея. 3. Система органического мира. 4. Идея о постоянстве видов. 5. Принцип иерархичности. 6. Критика теории Ж.Б. Ламарка его современниками. 7. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. 8. Естественное происхождение живых организмов. 9. Изменяемость видов в зависимости от условий среды. 10. Ошибочность взглядов на механизм эволюции. 11. Эволюционная единица – отдельный организм. 12. Принцип градации. | 2 | 3 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
Тема 4.3 Эволюционная теория Ч. Дарвина. | 45-46 | 1. Труды Ч. Дарвина. 2. Основные положения учения Ч. Дарвина. 4. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. | 2 | 3 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | |
Тема 4.5 Естественный и искусственный отбор. | 47-49 | 1. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. 2. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора. Причины борьбы за существование. 3. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. 4. Многообразие пород и сортов. 5.Происхождение пород и сортов. 6. выведение новых пород и сортов. 7. Творческая роль искусственного отбора. | 3 | 3 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Тема 4.6 Концепция вида, его критерии. | 50 | 1. Вид. Критерии вида. 2. Наличие видов двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. | 1 | 2 | Комбинированный | |
Тема 4.7 Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 51 | 1. Популяция. 2. Эволюционные изменения в популяциях. 3. Популяции, генофонд популяций. | 1 | 2 | Комбинированный | |
Тема 4.8 Синтетическая теория эволюции. | 52 | 1. Значение для эволюции мутагенеза. 2. Исследования С.С. Четверякова. Популяционно-генетические закономерности. 3. Генетические процессы в популяциях. | 1 | 3 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | |
Тема 4.9 Микроэволюция. | 53 | 1. Видообразование – результат микроэволюции. 2. Способы видообразования: симпатрическое (экологическое) и аллопатрическое (географическое). 3. Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомные перестройки. 4. Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования. | 1 | 3 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | |
Тема 4.10 Макроэволюция. Доказательства эволюции органического мира. | 54 | 1. Признаки биологического прогресса и биологического регресса. 2. Макроэволюция. 3. Направления развития. 4. Прямые и косвенные доказательства эволюции. 5. Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. 6. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. | 1 | 3 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
Тема 4.11 Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и регресс. | 55 | 1. Аллогенез. 2. Ароморфоз. 3. Арогенез. 4. Дивергенция. 5. Идиадаптация. 6. Катагенез. 7. Учение А.Н. Северцева и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях эволюции. 8. Пути биологического прогресса. 9. Биологическая роль ароморфозов и идиоадаптации. | 1 | 3 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Контрольная работа №2. | 56 | 1. Тестовое задание. | 1 | 3 | - индивидуальная работа; | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
1. а). История развития эволюционных идей б). Ч. Дарвин в). Причины вымирания видов. (Работа с книгой, конспектом.) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 4 6 | |||||
Раздел 5. История жизни на Земле. | 8 | |||||
Тема 5.1 Гипотезы происхождения жизни. | 57 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
1. Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия. 2. Гипотезы происхождения жизни. 3. Отличительные признаки живого. | ||||||
Тема 5.2 Краткая история развития органического мира. | 58 | 1. Биологическая эволюция. 2. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. 3. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Тема 5.3 Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими. | 59 | 1. Современная теория антропогенеза. 2. Проблема антропогенеза –сложнейшая естественно-научная и философская проблема. 3. Гипотезы происхождения человека. 4. Доказательства животного происхождения человека. 5. Сравнительно анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. 6. Сравнительно эмбриологические доказательства животного происхождения человека. 7. Человек – биосоциальное существо. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный. ( показ мультимедийного фильма.) | |
Тема 5.4 Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 60 | 1. Естественное происхождение человека от предков с обезьянами. 2. Предшественники современного человека. 3. Анатомо-физиологическая эволюция человека. 4. Роль факторов анропогенеза в длительной эволюции людей. 5. Принадлежность всего человечества к одному виду – Человек разумный. 6. Расы – крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. 7. Равноценность и генетическое единства человеческих рас. 8. Реакционная сущность геноцида и расизма. | 1 | 2 | ПМИ Критическое мышление | |
Практические работы. | ||||||
61 | 1.Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 1 | 2 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
62-63 | 2.Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). | 2 | 3 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
64 | 3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 1 | 2 | - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Гипотезы происхождения человека. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно эмбриологические доказательства животного происхождения человека. (Работа с книгой, конспектом.) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 4 5 | |||||
Раздел 6. Основы экологии. | 12 | |||||
Тема 6.1 Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | 65 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | Комбинированный | |
1.Экология. 2. Задачи экологии. | ||||||
Тема 6.2 Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 66 | 1. Экологические факторы – определенные компоненты среды, способной влиять на живые организмы. 2. Влияние экологических факторов на организмы. Закон минимума К. Либиха. 3. Абиотические и биотические факторы. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Тема 6.3 Экологические системы. | 67 | 1. Структура экосистем: пространственная, видовая и экологическая. 2. Компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | 1 | 2 | Объяснительно – иллюстративный | |
Тема 6.4 Межвидовые взаимодействия в экосистеме. | 68 | 1.Типы взаимодействия разных видов. 2. Конкуренция. 3. Хищничество. 4. Симбиоз. 5. Паразитизм. | 1 | 3 | Объяснительно – иллюстративный | |
Тема 6.5 Искусственные сообщества. | 69 | 1. Естественные и искусственные сообщества. 2. Классификация наземных экосистем. 3. Биоценоз, экотоп. | 1 | 2 | - лекция; - устное изложение. - наглядный метод. Составление конспекта по теме. | |
Тема 6.6 Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. Вернадского о биосфере. | 70 | 1. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное и костное. 2. Границы биосферы и ее черты. 3. Эволюция биосферы. 4. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 5. Круговорот веществ – обязательное условия существования и продолжения жизни на Земле. 6. Роль живого вещества в биосфере. | 1 | 2 | Эффективная лекция « бортовой журнал. | |
Тема 6.7 Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | 71 | 1. Антропогенные воздействия на биоценозы. 2. Влияние собственных поступков на живые организмы. 3.Загрязнение воздуха, почвы, вод, растительного и животного мира. | 1 | 2 | - фронтальная беседа; - применение наглядного метода. - Составление конспекта. - работа в группах; - работа с инструкционными картами; | |
Практические работы. | ||||||
72 | 1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
73 | 2. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
74 | 3. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
75 | 4. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
76 | 5. Решение экологических задач. | 1 | 2 | - работа с инструкционными картами; - индивидуальная работа; - работа в парах; | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | ||||||
1. Чтение текста и дополнительной литературы, конспектирование текста: а). Биомасса б). Изменения в биосфере. в). Последствия деятельности человека в окружающей среде. г). Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. д). Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
| 3 3 | |||||
Раздел 7. Бионика. | 2 | |||||
Тема 7.1 Бионика – направление биологии и кибернетики. | 77 | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | ПМИ Критическое мышление | |
1. Бионика. 2. Биомеханика. 3. Использование человеком в строительстве и промышленности особенностей строения. 4. Эхолокация и электролокация. | ||||||
Итоговая контрольная работа по учебной дисциплине «Биология». | 78 | 1. Тестовое задание. | 1 | 3 | Индивидуальная работа. | |
Самостоятельная работа обучающихся. | ||||||
1. Чтение текста и дополнительной литературы, конспектирование текста: а). Модели складчатой структуры, используемые в строительстве. б). Трубчатые структуры в живой природе и технике. в). Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике. 2. Подготовка реферата и презентаций на тему:
| 1 1 | |||||
ВСЕГО ЧАСОВ | 117 |
2.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов.
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Демонстрации
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности..Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.
Лабораторные и практические работы
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Лабораторные и практические работы
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
7. БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Экскурсии
Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Современные представления о зарождении жизни.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Ранние этапы развития жизни на Земле.
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Биологии - химии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по биологии;
-опорно-логические схемы,
- DVD и видео фильмы,
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб.пособие для СПО. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Для преподавателей.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, результаты обучения оцениваются по пятибалльной шкале.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
уметь:
| Текущий контроль: 1.Опрос по пройденному материалу; 2.Контроль ведения конспектов; 3.Проверка результатов самостоятельной работы; 4.Тестирование; 5.Участие в повторительно-обобщающих уроках. 6. Зачет по методическим указаниям. 7.Письменный фронтальный контроль. 8. Устный индивидуальный контроль. |
знать/понимать:
| Итоговый контроль: 1.Сдача зачёта по дисциплине; 2. Оценка по пятибалльной шкале. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-564199-1422453768.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по профессии Автомеханик
Рабоая прогамма и календарно-тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-627094-1429838973.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Химия по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик
Программа учебной дисциплины «Химия», предназначена для изучения химии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-627094-1429838973.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ по профессии 151013.01. (15.01.09) Машинист лесозаготовительных и трелёвочных машин
Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400836-1391862822.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрообо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400836-1391862822.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/20/picture-883422-1492676165.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 АвтомеханикДля преподавателей литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/20/picture-883422-1492676165.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 190631.01 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 190631.01 АвтомеханикДля преподавателей литературы...