Рабочая программа для 5 класса по ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа для 5 класса по биологии - ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_5_klassa_po_fgos.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ«Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов» Апастовского муниципального района
Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № 1 от 28.08.2016г. __________М.Х. Хайдарова | Согласовано Заместитель директора _________Г.К. Габидуллина | Утверждаю Директор школы __________Г.С. Зиятдинова приказ № 181 от 01.09.2016г. |
Рабочая программа по биологии
в 5 классе
(ФГОС ООО, базовый уровень)
Составитель: учитель биологии первой
квалификационной категории
Насрутдинова Ф.Ф.
Апастово, 2016.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 (с изменениями на 8 апреля 2015 года);
- Примерной программы по биологии авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника.
- Основной образовательной программы МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2014 – 2019 годы.
- Учебного плана МБОУ – «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 1 сентября 2016 года).
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Общая характеристика курса. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.
Глобальными целями биологического образования являются:
Развитие личностных УУД, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Развитие метапредметных УУД, включающих освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Развитие предметных УУД, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Место раздела биологии «Биология. Бактерии. Грибы. Растения » в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается в 5 классе -35часов (1 час в неделю)
Освоение образовательной программы по биологии завершается промежуточной аттестацией проводимой в форме годовой оценки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение
Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы; экологические факторы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация. Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки; химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»,«пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы. Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы. Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
— Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— знание правил поведения в природе;
— понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
— воспитание в учащихся любви к природе;
— признание права каждого на собственное мнение;
— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
— умение слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 2 ч.
Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ по биологии (базовый уровень).
№ | № Л.р. | Название лабораторных работ | Необходимый минимум оборудования и реактивов |
Тема «Клеточное строение организмов» | |||
1 | Л.р. №1 | Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | |
1 | Л.р. №2 | Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними». | Оборудование: Микроскоп школьный ув.300-500, ручные лупы. |
2 | Л.р. №3 | Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы». | Оборудование: Ручные лупы, мякоть спелого яблока, арбуза |
3 | Л.р.№4 | Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Луковицы. Микроскоп школьный ув.300-500 |
4 | Л.р.№5 | Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Плоды томата, рябины, шиповника, растение элодея. Микроскоп школьный ув.300-500 |
5 | Л.р. №6 | Лабораторная работа №6 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Оборудование: таблица, «Строение клетки». Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Ручная лупа, препаровальная игла. Растение элодея. Микроскоп школьный ув.300-500 |
6 | Л.р.№7 | Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Оборудование: Микроскоп школьный ув.300-500. Наборы готовых микропрепаратов различных растительных тканей |
Тема «Царство Грибы» | |||
7 | Л.р.№8 | Лабораторная работа №8 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Оборудование: набор муляжей плодовых тел грибов, таблица «Шляпочные грибы» |
8 | Л.р.№9 | Лабораторная работа №9 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | Оборудование: набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», микроскоп школьный ув.140-400, лупа ручная, препаровальная игла, инструментарий; плесень на пищевых продуктах, плесень мукор |
Тема «Царство Растения» | |||
8 | Л.р. №10 | Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей» | Оборудование: набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», микроскоп школьный ув.140-400 |
9 | Л.р. №11 | Лабораторная работа №11 «Строение мха (на местных видах)» | Оборудование: Лупа ручная, препаровальная игла, сухой мох сфагнум и кукушкин лен. Гербарии различных видов мхов. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. |
10 | Л.р. №12 | Лабораторная работа №12 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | Оборудование: гербарные образцы папоротника, комнатные папоротники, ручные лупы. |
11 | Л.р. №13 | Лабораторная работа №13 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | Оборудование: гербарные образцы веток хвойных растений, наборы шишек хвойных растений. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема урока | План | Факт | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | д/з | ||
Раздел: «Введение» (6 часов) | ||||||||
1 | Биология — наука о живой природе. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | 7.09 | Основные понятия урока: биология, биосфера, экология. | знакомство с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом, иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | ст. «Как работать с учеб- ником» и § 1, вопросы в конце §. | |||
2 | Методы изучения живых организмов. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Лабораторная работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | 14.09 | Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | § 2, вопросы (устно), задания в конце §. | |||
3 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | 21.09 | ||||||
4 | Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность, и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. | 28.09 | Основные понятия урока: царства живой природы, отличительные признаки живого. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | § 3, вопросы (устно), задания в конце §. | |||
5 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Приспособленность организмов к водной, наземно-воздушной, почвенной и организменным средам обитания. | 5.10 | Основные понятия урока: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 4, вопр (устно), задания в конце § (составить план §) | |||
6 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. | 12.10 | Основные понятия урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные | работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 5, вопросы и задания в конце §. | |||
7 | Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Многообразие и значение растений в природе и в жизни человека». Осенние явления в жизни растений и животных» | 19.10 | Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии. | Оформить отчет о выполнении заданий | |||
Раздел: «Клеточное строение организмов» (10 часов). | ||||||||
1 (8) | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №2 «Устройство лупы и светового микроскопа. | 26.10 | Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп | знакомство с увеличительными приборами, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 6, вопросы в конце §; выучить правила работы с микроскопом на с. 32-33. | |||
2 (9) | История изучения клеток. История и Методы изучения клетки. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | 9.11 | Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп. | Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | §6, вопросы и задания на с.33. | |||
3 (10) | Клетка и ее строение: (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) и жизнедеятельности организмов Лабораторная работа №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | 16.11 | Основные понятия урока: клетка, клеточная оболочка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, поры, хромосомы. | Приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке | § 7 до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце § | |||
4 (11) | Клетка ее строение и жизнедеятельность: пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | 23.11 | Основные понятия урока: пластиды, хлоропласты. | Приготовление микропрепаратов и изучение их под микроскопом, схематическое изображение строения клеток в тетради, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов | § 7 до конца, вопросы в конце §. | |||
5 (12) | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царство живой природы. Среда обитания. Факторы. Место обитания. | 30.11 | Знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. | § 8, в р/т зад. 29. | ||||
6 (13) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 7.12 | Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. | § 8, вопросы в конце §. | ||||
7 (14) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 14.12 | Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, межклетники, межклеточное вещество. | проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений | § 9, вопросы 1—5 в конце §. | |||
8 (15) | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки. | 21.12 | Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, хромосомы, рост клетки. | работа с текстом и иллюстрациями учебника | § 9 до конца, вопросы в конце §. | |||
9 (16) | Понятие «ткань». Растительные ткани. Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 11.01 | Основные понятия урока: ткань, виды тканей (образовательные, основные, проводящие, механические, покровные). | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, | § 10, вопросы в конце §. | |||
10 (17) | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | 18.01 | Основные понятия урока: орган. и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко,хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки, единство живых организмов. | работа с текстом и иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний | с. 49—50 изучить | |||
Раздел: «Царство Бактерии» (2 часа). | ||||||||
1 (18) | Бактериальная клетка. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. | 25.01 | Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, синезеленые, или цианобактерии, спора, сапротрофы, паразиты. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 11, вопросы в конце§. | |||
2 (19) | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | 1.02 | Основные понятия урока: бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии, симбиоз, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 12, вопросы в конце §. | |||
Раздел: «Царство Грибы» (5 часов). | ||||||||
1 (20) | Грибная клетка. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. | 8.02 | Основные понятия урока: грибы, грибница. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 13, вопросы в конце §. | |||
2 (21) | Отличительные особенности грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы паразиты Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 15.02 | Основные понятия урока: шляпочные грибы, микориза, симбиоз | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке | §14,вопросы в конце §. | |||
3 (22) | Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | 22.02 | Основные понятия урока: плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи | работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 15 вопросы в конце § | |||
4 (23) | Первая помощь при отравления с грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | 1.03 | Основные понятия урока: грибы-паразиты: головня, спорынья, гриб-трутовик | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении | § 16 вопросы и задания в конце § | |||
5 (24) | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы» | 8.03 | Основные понятия урока: безъядерные и ядерные живые организмы | обсуждение сообщений учащихся «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практической значимости знаний о бактериях и грибах | с. 86 изучить | |||
Раздел: «Царство Растения» (9 часов). | ||||||||
1 (25) | Растения как целостный организм(биосистема)Растительная клетка. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Разнообразие растительных клеток. | 15.03 | Основные понятия урока: растения высшие и низшие, слоевище, ткань, орган, фотосинтез. | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | § 17. Вопросы в конце §. | |||
2 (26) | Водоросли- низшие растения. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа №9 «Строение зеленых водорослей». | 29.03 | Основные понятия урока: растения низшие, зеленые водоросли, бурые и красные водоросли, ризоиды. | Выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы, работа с текстом и иллюстрациями учебника. | § 18. Вопросы 1—3 в конце §. | |||
3 (27) | Высшие споровые растения ( мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. | 5.04 | ||||||
4 (28) | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека. | 12.04 | Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз | работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе | § 19, вопросы и задания в конце §. | |||
5 (29) | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10 «Строение мха» | 19.04 | Основные понятия урока: растения высшие споровые: мхи, сперматозоид, яйцеклетка | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы | § 20, вопроcы и задание 2 в конце §. | |||
6 (30) | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | 26.04 | Основные понятия урока: растения высшие споровые: папоротники, плауны, хвощи; вайи, корневище, спорангии | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы | § 21, вопросы в конце §. Выполнить задание на с. 119 учебника | |||
7 (31) | Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных растений. Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек хвойных» | 3.05 | Основное понятие урока: голосеменные растения. | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы | § 22, вопросы и задание 1 в конце §. 2-3 обуч. подгот. сообщения о редких цвет. раст. своего края для выступления на следующем уроке. | |||
8 (32) | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Цветковые растения, их строение и многообразие. Растительные (вегетативные и генеративные) органы. Жизненные формы растений. Условия и среда обитания растений. Растительный и животный мир родного края. | 10.05 | Основные понятия урока: покрытосеменные растения, цветок, плод, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы и вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями | § 23, вопросы в конце §. | |||
9 (33) | Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | 17.05 | Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника, риниофиты | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями | § 24 изучить | |||
10 (34) | Обобщающий урок по теме: «Царство Растения» | 24.05 | Основные понятия урока: низшие и высшие растения, отделы растений – водоросли, мхи, лишайники, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные | Обсуждение сообщений учащихся «Многообразие растений и их значение в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практической значимости знаний о растениях | Проработать текст «Краткое содержание главы» на с. 140-142 | |||
Резервное время (2 часа). | ||||||||
1 (35) | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания | 31.05 | Основные понятия урока: царства живой природы, низшие и высшие растения | работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов урока | Задание в тетради оформить летние задания |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5-9 классах отражают достижения:
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
- приемы элементарной исследовательской деятельности;
- способы работы с естественнонаучной информацией;
- коммуникативные умения;
- способы самоорганизации учебной деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах;
- проектная работа;
- подготовка рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать/ понимать:
- строение и функции клетки;
- сведения о таксономических единицах;
- роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности;
Формы контроля знаний:
- Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
- Фронтальный и индивидуальный опрос;
- Отчеты по практическим и лабораторным работам;
- Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
- Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по географии критерии оценок следующие:
«5» - 85 – 100 %;
«4» -66 – 84 %;
«3» - 45 – 65 %;
«2»- менее 44 %.
Оценивание учащихся по четвертям и полугодиям по среднему баллу электронного журнала
Более 4,61-«5», более 3,61-«4», более 2,5-«3», менее 2,50 – «2»
МАТЕРИАЛЬНО-ТХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Печатные пособия
- Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц
- Вещества растений. Клеточное строение 12 таблиц
- Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
- Растение - живой организм 4 таблицы
- Растения и окружающая среда 7 таблиц
- «Ботаника 1» 12 таблиц
- Портреты ученых биологов
- Строение, размножение и разнообразие растений
- Схема строения клеток живых организмов
- Уровни организации живой природы
- Растения. Грибы. Лишайники.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии.
- Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
- Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)
- Биология. Неклеточные формы жизни. Бактерии. Электронное учебное издание.
- Строение и жизнедеятельность организма растения. Электронное учебное издание.
- Биология. Строение высших и низших растений. Электронное учебное издание.
- Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
- Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
- Компьютер.
- Мультимедиа проектор
- Экран навесной
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
- Комплект микропрепаратов «Ботаника 2»
- Лупа ручная.
- Микроскоп школьный
- Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ.
- Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии.
- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
- Комплект оборудования для комнатных растений
- Лупа ручная
- Лупа штативная
МОДЕЛИ
- Размножение различных групп растений (набор)
- Строение клеток растений и животных
Муляжи
- Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
- Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
- Коллекция «Голосеменные растения
- Гербарий «Основные группы растений»
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
- Набор микропрепаратов по ботанике
- Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (базовый)
- Ископаемые растения и животные
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
- Тропические влажные леса
- Влажные субтропики
- Сухие субтропики
- Пустыни и полупустыни
- Водные растения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс информатика ФГОС
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС , с тематическим планированием....
Рабочая программа 9 класс по ФГОС
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения.Содержательный статус п...
рабочая программа 5 класс по ФГОС
Данная рабочая программа поможет составить свою рабрчую программу по ФГОС 5 класс автор В.В. Пасечник...
рабочая программа 5 класс по ФГОС к курсу "Бактерии. Грибы. Растения"
рабочая программа разработана с учётом Федеральныхгосударственных образовательных стандартов и предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника....
Рабочая программа 5 класс биология ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение" 1 час в неделю в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....
Рабочая программа 5 класс Крымоведение ФГОС с УУД
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании»...