Бактерии вокруг нас
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Попова Т.А.

Презентация "Бактерии вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakterii_vokrug_nas.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бактерии вокруг нас Исполнитель проекта: Купраш Екатерина Дмитриевна, 10 класс, ГБОУ СОШ № 364 Научные руководители: Попова Татьяна Александровна, Купраш Дмитрий Владимирович

Слайд 2

Бактерии – одноклеточные организмы, появившиеся на Земле около 3,5 миллиардов лет назад. Бактерии распространены повсеместно (исключая Антарктиду) и очень многочисленны. В организме человека бактерий в 10 раз больше, чем его собственных клеток, а их вес составляет около 2 кг. 99% нашего генетического разнообразия представлено генами бактерий, которые обитают в нашем организме.

Слайд 3

Бактерии бывают полезными и вредными. Полезные бактерии необходимы для нашей жизнедеятельности и организм не может нормально без них функционировать. Но вредные для человека бактерии крайне опасны. Они вызывают множество опасных заболеваний, нередко смертельных для человека, и поэтому с бактериями необходимо бороться. В своей работе я рассмотрела, насколько эффективны основные методы борьбы с бактериями - средства гигиены и антибиотики, а также постаралась показать важность проблемы и пути ее решения.

Слайд 4

Холера Тиф Сибирская язва Столбняк Чума Менингит Туберкулез Ангина Болезни , вызываемые бактериями Бактериальные болезни

Слайд 5

Цели работы : 1. Определить, насколько методы гигиены, используемые в быту, эффективны против бактерий. 2. Показать важность борьбы против бактерий и побудить людей, и в особенности детей и подростков, ответственно относиться к охране своего здоровья.

Слайд 6

Методы: 1 . Сбор образцов микрофлоры с различных бытовых поверхностей и частей тела человека. 2. Культивирование бактерий из собранных образцов на твердом агаре на чашках Петри и подсчет бактериальных колоний до и после обработки образцов гигиеническими средствами.

Слайд 7

Расходные материалы и оборудование, использованные для исследования Дистиллированная вода Чашки Петри Агар на питательной среде LB - 10 г/л триптона - 5 г/л дрожжевого экстракта - 10 г/л хлорида натрия - 15 г/л бактериального агара Кварцевая лампа Образцы микрофлоры Весы Чашки Петри с агаром на питательной среде LB

Слайд 8

Ход исследования 1. Приготовление 200мл агара на питательной среде LB , в соответствии с пропорциями, и разлив в чашки Петри; 2. Стерилизация чашек Петри под ультрафиолетовым излучением; Процесс стерилизации

Слайд 9

3. Сбор образцов с различных поверхностей; 4. Помещение образцов в чашки Петри (в некоторые из чашек предварительно был помещен раствор антибиотика); 5. Инкубация при температуре 25 градусов до появления колоний; 6. Подсчет колоний и анализ результатов. Сбор образцов с грязных рук

Слайд 10

Дневник исследования День Этап эксперимента 1 Изготовление агара, охлаждение его при температуре 5 градусов 2 Разлив агара по чашкам Стерилизация чашек 3 Помещение раствора антибиотика в некоторые из чашек 4 Сбор образцов с различных поверхностей Обработка бытовыми средствами гигиены Повторный сбор образцов Помещение образцов в чашки Петри Начало инкубации 5 Инкубация чашек Петри (рост колоний занимает 2 дня) 6 Фотосъемка колоний в чашках, подсчет колоний, анализ результатов 7 Занесение полученных данных в таблицу, составление диаграмм

Слайд 11

Подсчет колоний Для подсчета колоний мы выбирали несколько равных участков, считали на них количество колоний, а потом находили среднее значение.

Слайд 12

Название образца Количество колоний До обработки гигиеническими средствами После обработки гигиеническими средствами С добавлением антибиотика Пол в кухне 168 17 - Руки 72 18 3 Ротовая полость 182 102 5 Непроветриваемое помещение 50 - - Проветриваемое помещение 17 - - Контрольная чашка 15 - - Количество бактериальных колоний на образцах Цифры, приведенные в таблице, относительны и их можно сравнивать только в пределах одного эксперимента .

Слайд 13

Пол После мытья пола кол-во колоний бактерий уменьшилось почти до контрольного. До мытья После мытья

Слайд 14

Ротовая полость После чистки зубов количество колоний уменьшилось почти вдвое, а антибиотик практически полностью уничтожил все бактерии. После чистки зубов Под действием антибиотика

Слайд 15

Проветривание В комнате, в которой часто проветривали, бактерий оказалось втрое меньше, чем в той, где давно не проветривали.

Слайд 16

Руки Руки грязные Руки чистые После мытья рук с мылом количество бактерий уменьшилось в 4 раза, а антибиотик уничтожил почти все бактерии.

Слайд 17

Результаты исследования Из результатов моего исследования видно, какое невероятное количество бактерий окружает нас. Я ставила опыты с целью узнать, насколько эффективны в борьбе с бактериями бытовые средства гигиены – вода, мыло, зубная паста и т.д., также проверить эффективность действия антибиотика. Из полученных мной данных очевидно, что соблюдать гигиену крайне важно. Мытье рук, пола, чистка зубов, значительно уменьшают количество бактерий, а в помещении со свежим воздухом бактерий вообще практически нет. Кроме того я убедилась, что антибиотик способен уничтожить почти все бактерии в среде. Я надеюсь, что мое исследование поможет убедить людей внимательней относиться к своему здоровью. Бактерии окружают нас повсюду, и, раз от них не скрыться, нужно научиться от них защищаться. С этой целью я хочу предложить некоторые меры, которые помогут здравоохранению.

Слайд 18

Решение проблемы Несмотря на то, что антибиотики, очевидно, являются наиболее эффективным методом борьбы с бактериями, постоянно пользоваться ими нельзя, так как антибиотики уничтожают и полезные бактерии и, кроме того, частое употребление антибиотиков вызывает привыкание. Следовательно, надо проводить профилактические меры. 1. Необходимо содержать себя в чистоте – мыть руки после улицы, чистить зубы не менее, чем два раза в день. 2. Крайне важно соблюдать чистоту в помещении, где вы находитесь – в доме, школе, на работе – мыть полы и регулярно проветривать. 3. Необходимо усилить меры для соблюдения чистоты в общественных местах: ресторанах, театрах, магазинах, метро. 4. Решить проблему отсутствия мыла в туалетах, в супермаркетах, кинотеатрах, ресторанах, где оно часто заканчивается и у посетителей просто нет возможности вымыть руки.

Слайд 19

Для решения проблемы также необходимо показать людям насколько важно соблюдать профилактику против бактерий. Наблюдая за учениками нашей школы и за своими младшими братьями и сестрами, я заметила, что многие из них не моют руки перед едой или после того, как пришли с улицы. Для выполнения моей цели нужно: 1. Проводить в школах классные часы, посвященные борьбе против бактерий. 2. Иметь в школах в кабинете биологии необходимые материалы для того, чтобы все учащиеся по желанию самостоятельно могли провести исследование и измерить количество бактерий в окружающем мире и убедиться в важности проблемы. Я считаю, что болезней в школах станет меньше, если все ученики будут следить за своим здоровьем. Я показывала свой проект в некоторых классах и ученики нашей школы поддержали меня. Многие говорили, что даже не подозревали о том, сколько бактерий их окружает.

Слайд 20

Эту тему уже много раз разбирали и исследовали. Все дети с ранних лет знают, что нужно «мыть руки перед едой» и «чистить зубы 2 раза в день». Но большинство детей не воспринимает эти правила всерьез и недооценивает опасность бактерий. Поэтому я считаю эту тему актуальной. Ежегодно от бактериальных болезней в мире умирает около 700 тыс. человек. Я надеюсь, что мое исследование поможет решить проблему потенциальной опасности бактерий или, хотя бы, поможет убедить людей в необходимости профилактических мер и опасности, которую представляют бактерии, т.к. конкретным цифрам люди, возможно, поверят скорее, чем абстрактным утверждениям и надоевшим с детства правилам. Вывод

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии

Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...