Урок биологии в 5 классе по теме "Царство Грибов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по теме: «Живые царства. Грибы»
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией Плешакова (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 858.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_tsarstvo_griby.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Живые царства. Грибы»
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией Плешакова (ФГОС).
Ход урока
- Добрый день, ребята (слайд 1)
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
Совершенно верно - это гриб (слайд 2)
Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)
Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24
61, 64, 26, 34, 24, 32
Тема урока: Царство Грибов (записываем в тетради число – 7 ноября и тему урока). (слайд 5)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами сегодня знакомиться.
Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6)
Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами
Обсудите в группах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
Проблема:???? Что такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?
(слайд 7) Итак, СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ состоит в том, что для питания грибам необходимо готовое органическое вещество – это сближает их с животными, но пищу всасывают как растения.
(слайд 8) Переходим к СТРОЕНИЮ ГРИБОВ. Шляпочные грибы состоят из: грибницы, ножки, шляпки и плодового тела. Все нашли по рисунку? Схематично зарисуйте этот рисуночек в тетради.
(слайд 9) В Царстве грибов выделяют 3 основных типа грибов:
- Шляпочные грибы
- Плесневые грибы
- Дрожжевые грибы
(слайд 10) Перед вами лежат листы с заданиями, задания выполняем в группах. Задача каждой группы - подготовить памятку по теме, указанной в задании
Вспомним правила работы в группах. (слайд 11)
Закончили работу? У вас на столах оценочный лист, передаем по часовой стрелке ваши памятки, а группа ставит оценку за нее. Закончили? Положите свои памятки на свободный стол.
Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему?
А теперь посмотрим на слайды и еще раз проанализируем правильно ли мы с вами составили памятки? (слайды 12-18)
Кто сможет сделать вывод по сегодняшней теме? Итак, Вывод (слайд 19)
(слайд 20) И небольшой тест. Выполняем в тетрадях. Отмечаем только + - правильное суждение, - неправильное.
(слайд 21-22) – Д/З
(слайд 23) – Рефлексия.
Спасибо за внимание. Урок окончен.
Группа 1.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Шляпочные грибы.
Группа 2.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Плесневые грибы.
Группа 3.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Дрожжи
Группа 4.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Паразитические грибы.
Группа 5.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Съедобные и несъедобные грибы?
Группа 6.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Значение грибов.
Группа 1. Шляпочные грибы.
Названия видов: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, маслёнок, груздь, сыроежки, опёнок, мухомор, шампиньон
Шля́почный гриб — гриб, состоящий из шляпки и ножки.
Различают формы шляпочных плодовых тел по расположению ножки относительно шляпки:
- Центральные — ножка соединена с центром шляпки;
- Эксцентричные — ножка находится не в центре шляпки;
- Боковые — ножка соединена с краем шляпки.
К шляпочным грибам обычно относят и плодовые тела, не имеющие ножки — сидячие. Они прикрепляются к субстрату боковой частью, анатомия же их не отличается от строения шляпок.
Группа 2. Плесневые грибы.
Пле́сневые грибы́, или пле́сень — различные грибы, образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом, плодовых тел. Плесневые грибы распространены повсеместно. В основном обширные колонии вырастают в тёплых влажных местах на питательных средах.
Плесневые грибы постоянно обитают в воздухе, почве, навозе, на поверхности различных предметов, стен сырых помещений и пр. От бактерий они отличаются более сложным строением и способом размножения. К плесневым грибам относятся организмы, вегетативное тело которых представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из переплетающихся тонких нитей — гиф.
Плесневые грибы достаточно широко используются человеком: применяются для производства лимонной кислоты, участвуют в созревании некоторых вин, используются для выделки особых сортов сыра , часто плесень поражает плодовые тела съедобных грибов и делает их непригодными для сбора, из пеницилла получают лекарственное средство пенициллин.
Группа 3. Дрожжи
Дро́жжи — группа одноклеточных грибов, утративших мицелиальное строение в связи с переходом к обитанию в жидких и полужидких, богатых органическими веществами субстратах. Объединяет около 1500 видов.
Живут дрожжи в жидких или полужидких субстратах, в которых много органических веществ: например, в сахарном растворе, оставленном на несколько дней в помещении при комнатной температуре, появляется пена, а запах становится алкогольным – это дрожжи, попав из воздуха в раствор, начинают активно расти и размножаться.
О дрожжах люди знают давно: уже тысячи лет их используют в приготовлении алкоголя – от эля и сидра до спирта и виски. Раствор для получения дрожжейможно готовить любой: виноградный и яблочный, хмелевый и солодовый, пшеничный, ржаной и др.; можно также использовать картофель, патоку и другие продукты питания.
Группа 4. Паразитические грибы.
Паразитические грибы обладают небольшим числом ферментов и поэтому могут поражать только определенные виды растений и животных.
Грибы паразитические, грибы патогенные, грибы, использующие в качестве источника питания живые ткани различных организмов. Грибы паразитические — возбудители заболеваний растений, животных и человека, они размножаются только бесполым путём. Их тело состоит из ветвящихся многоклеточных нитей (гиф) грибницы (мицелия), они образуют споры различной величины и формы, питаются только за счёт живых тканей и, как правило, не растут на искусственных питательных средах, обычный способ питания — паразитический, но они могут расти и на мёртвых тканях.
Типичные паразиты растений — головнёвые и ржавчинные грибы. Болезнь мучнистую росу вызывают мучнисторосяные грибы. Широко распространён гриб-паразит фитофтора, который вызывает заболевание картофеля, томатов.
Группа 5. Съедобные и несъедобные грибы.
Грибы делят на: съедобные и несъедобные
К съедобным и самым популярным у грибников относятся белые грибы, подберезовики, подосиновики, грузди, опята, лисички.
К наиболее распространенным смертельно опасным видам относятся: бледная поганка; мухомор Смита; мухомор весенний; мухомор вонючий; паутинник благородный; строчок обыкновенный; рогатик, навозник, ложный опенок, ложная лисичка.
Определить тот факт, что гриб является ядовитым, бывает сложно. Собирая грибы, нужно следовать таким рекомендациям:
1. Внимательно, не торопясь, обследуйте гриб. Он может быть двойником съедобного гриба. Но если присмотреться, то отличия все-таки найдутся.
2. Лучше не срывать старые, гнилые плоды. Они могут накапливать в себе ядовитые вещества.
3. Не срывайте грибы после засухи. В такое время их практически нет, а если есть, то они, скорее всего, ядовитые.
4. Старайтесь распознать съедобный гриб зрительно. К подозрительным грибочкам прикасайтесь только в плотных перчатках. Категорически запрещается пробовать их на вкус.
Отличительные признаки ядовитых грибов: неприятный едкий запах, горький вкус, на ножке может быть нарост, который напоминает по форме яйцо, нехарактерные для съедобного двойника окраска, плотность волокон, структура.
Группа 6. Значение грибов.
Значение грибов в природе: грибы снабжают деревья и кустарники питательными веществами и влагой и увеличивает способность деревьев всасывать воду. Например, ель, сосна, дуб не могут правильно развиваться без симбиоза с грибами.
Значение грибов в круговороте веществ: грибы интенсивно разлагают на элементы опавшие листья и хвою, погибшую траву, древесину и животных добывая из них питательные вещества.
Значение грибов в почвообразовании: грибы значительно повышают плодородие почвы, очень хорошо улучшают почву говорушки.
Значение грибов для человека: на Земле каждый год люди потребляют примерно пять миллионов тонн грибов. Из них только шестьсот тысяч тонн собирают в лесах. Основную массу грибов выращивают на специализированных фермах.
Значение грибов в питании: питательны из-за большого содержания хитина. Грибы славятся своими вкусовыми и ароматическими качествами.
Значение грибов в медицине: получение антибиотиков, чага, спорынья, пеницилловые грибы – служат сырьем для получения лекарственных препаратов в медицине.
Значение грибов в сельском хозяйстве: Известны грибы, паразитирующие на насекомых. Используя это свойство, ученые создали препарат для уничтожения насекомых-вредителей.
Хозяйственное значение грибов: из черной плесени получают лимонную кислоту, для производства спирта, уксуса, кефира, кумыса и изготовления сыра применяются дрожжевые культуры грибов, ферменты, полученные из грибов, применяются для осветления соков, для гидролиза крахмала и белков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока:?????
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24 61, 64, 26, 34, 24, 32 1 2 3 4 5 6 20 ц е з о ё и 30 д в н б я с 40 ж к а х ь ш 50 ю л п щ т у 60 г м ф р ъ ч
Царство Грибов
Проблема: Что такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство? Факт 1 Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные Факт 2 Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами
СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество – это сближает их с животными, но пищу всасывают как растения.
СТРОЕНИЕ ГРИБОВ
Типы грибов: Шляпочные грибы Плесневые грибы Дрожжевые грибы
Задания по группам. Задача каждой группы: Подготовить памятку по теме, указанной в задании
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ Выберите ответственного группы. Ответственный распределяет задания между членами группы или источники информации для более эффективной работы (не выполняйте каждый одну и ту же работу - это не продуктивно!) При обмене информации слушайте друг друга, поправляйте друг друга, но не критикуйте. Ответственный следит за работой группы.
ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ
ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ
ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ
ДРОЖЖИ
ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ГРИБЫ
По употреблению в пищу выделяют: Съедобные грибы Несъедобные грибы
ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ Употребляются в пищу человеком и животными. Используются в приготовлении продуктов питания (хлеб, квас). Образуют симбиоз с растениями. Вызывают грибковые заболевания. Паразитируют на растениях.
ВЫВОД Грибы – это особое царство живых организмов. Они сочетают в себе признаки животных и растений. Тело гриба грибница или мицелий.
Определите правильное или неправильное суждение (задания выполняется в тетрадях) 1. Все грибы растут в лесах 2. Грибы имеют различную окраску 3.Грибы имеют грибницу, состоящей из нитей. 4.Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные 5. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество - хитин 6. Из некоторых грибов получают лекарства 7. Существуют как полезные, так и вредные грибы
Домашнее задание Всем: Параграф 8, вопросы (устно) На выбор: Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство» Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
Если урок понравился – подними вверх большой палец – Вот так! Если урок был скучным и показался неинтересным опусти большой палец вниз – Вот так! Рефлексия
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс по теме: грибы
Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения к уроку....
Биология 6 класс по теме "Грибы"
урок разработан по стандартам ФГОС...
Отчёт-презентация по проектному уроку (биология, 6 класс, тема "Шляпочные грибы")
Данная презентация может быть использована и как пример создания отчёта по проведённому уроку, также (частями-слайдами) для использования на уроке о грибах. Презентация проверена, анимация настроена, ...
Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"
Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"...
Технологическая карта урока Биологии 5 класс - "Плесневые грибы и дрожжи".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРазработала учитель биологии МКОУ «Дарьинская ООШ» Суджанского района Кононова Галина АлексеевнаПредмет: БиологииКласс: 5Тип урока: Комбинированный.(Урок от...
Урок биологии. 6 класс. Тема: «Плесневые грибы и дрожжи»
Конспект урока, направленного на расширение знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии....
Технологическая карта урока биология 5 класс "Грибы-паразиты"
Урок биологии по теме "Грибы-паразиты" в 5 классе разработан с учетом уровня развития школьников и возможностей кабинета биологии....
- Мне нравится (1)