Биология 6 класс по теме "Грибы"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Скляренко Антонина Николаевна

урок разработан по стандартам ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_forme_tablicy.docx28.63 КБ
Файл plan_uroka_v_6_klasse_po_fgos.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1

Организационный момент

Деление класса на группы, проверка организации рабочих мест, приветствие.

Организация рабочих мест, приветствие.

1 мин

2

Проверка знаний обучающихся

1.Работа по карточкам.

Организуется работа в паре.

Выдаются карточки с  вопросами.

А)Какие характерные признаки бактерий вам известны?

 Почему нельзя пользоваться одной и той же разделочной доской   для резки мяса, хлеба, сырых овощей?

В)Как человек использует бактерии-сапрофиты в пищевой промышленности?

Какие заболевания вызывают бактерии?

2. Тестовые задания (слайд 2).

Выдаются карточки с номерами вопросов. В каждой группе назначаются уч-ся, кто проверит задания у остальных.

Выберите номера с правильными суждениями:

1.Бактерии – одноклеточные растения.

2.Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.

3.Все бактерии имеют форму палочек.

4.У бактерий отсутствует ядро.

5.Бактерии встречаются всюду.

6.Все бактерии – паразиты растений, животных, грибов, человека.

7.Бактерии имеют плотную оболочку.

8.Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.

9.Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.

10.Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.

11.Природе и хозяйственной деятельности человека гнилостные бактерии наносят только вред.

12.При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.

13.Туберкулёз у человека и животных – бактериальное заболевание.

14.Бактерии – первые живые организмы, появившиеся на Земле.

Проверяют работы друг друга, выставляют оценки.

Работают в группах.  Проверяющие озвучивают результаты тестирования каждый в своей группе.

5 мин

3

Актуализация знаний обучающихся и фиксация затруднения в деятельности

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.

- Каждый гриб – это маленькое чудо. Как это маленькое существо может   пробить слой почвы лесной подстилки, а порой и асфальт?

Организация обсуждения ответа.

 Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что грибу помогает вода.  

  - Пока гриб не начал расти, он маленький комочек. После дождей он жадно впитывает воду, разбухает и раздвигает шляпкой почву. Благодаря воде сила давления гриба велика, она равна давлению в шинах 10 тонного самосвала. Нежный и мягкий он становится крепче любого металла. Разве это не чудо! (слайд 1)

Высказывают свои предположения.

4 мин

4

Этап изучения нового материала

1.Общая характеристика грибов. 

- Кроме царств вирусов, бактерий и растений существует царство грибов. Возникает вопрос: почему грибы выделены в отдельное царство живой природы? У грибов есть черты сходства, с одной стороны,  с растениями, с другой, - с животными. (слайд 3). Но есть признаки, характерные только для грибов. Какие это признаки, вы скажете мне в конце урока.

Признаки грибов как

животных

растений

  1. Гетеротрофы, есть хищники, паразиты.
  2. Запасают не крахмал, как растение, а жир и гликоген как животное.
  3. Стенки клеток грибов хитиновые, как у насекомых или крабов.
  1. Хорошо развито движение цитоплазмы в клетках грибов.
  2. Колоссальная скорость роста.
  3. Споры грибов неподвижны, без ресничек и жгутиков, как у высших растений.
  4. Способ поглощения пищи- путем всасывания.
  5. Питание растворимыми органическими и минеральными веществами.

- Изучением грибов занимается наука микология. . Основные задачи микологии — изучение морфологии, систематики, биологии, физиологии, биохимии, экологии, географии, филогении грибов, а также их роли в природе и жизни человека. Запишем значение термина «микология» в тетрадь.

- Скажите, может вы знаете, на какие группы делятся грибы?

- Грибы делятся на шляпочные, паразиты, плесневые, одноклеточные (дрожжи). (слайд 4). 

- В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний – у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Далее показывать слайды 5,6,7, для самостоятельного изучения.

- Составьте схему «Классификация шляпочных грибов по строению нижнего слоя шляпки».  Примеры грибов самостоятельно найдите в учебнике.

- Мицелий (или грибница) – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело (слайд 8). Запишем определение терминов «мицелий», «плодовое тело», «гифы» в тетрадь.

Самостоятельное прочтение  слайда.

Работа со словарём. Запись определения в тетрадь.

Возможно, могут назвать только шляпочные.

Изучение слайда.

Самостоятельное изучение слайдов.

Составляют схему, самостоятельно работают с текстом учебника.

Изучение слайда.

Работа со словарём. Запись терминов в тетрадь.

15 мин

5

Лабораторная работа «Строение шляпочных грибов».

2.Строение гриба.

С использованием муляжей и образца любого  шляпочного гриба выполняется лабораторная работа «Строение шляпочного гриба» (инструктивная карточка в учебнике).

Оформление, рисунок и  результаты наблюдений заносятся в тетрадь.

Выполнение лабораторной работы.

7-8 мин

6

Дальнейшее изучение нового материала.

3. Питание грибов.

4.Размножение грибов.

С целью изучения вопросов о питании и размножении грибов  организовать  работу с учебником в парах. Первый вариант изучает питание грибов, второй – размножение. В процессе освоения нового материала составляются схемы «Классификация грибов по способам питания» и «Формы и способы размножения грибов».

Классификация грибов по способам питания

            мукор                                  головня

            шампиньон                         спорынья

Формы и способы размножения грибов

Формы размножения грибов

Бесполое

Половое

Спорами

Вегетативное

                                      кусочками грибницы

                                     почкованием    

Обсуждая результаты проделанной работы, необходимо обратить внимание учащихся на то, что питание грибов осуществляется путем всасывания растворенных в воде веществ, так как их клетки, как и у растений, имеют клеточную стенку и поэтому не могут поглощать твердые частицы пищи.

- Поэтому грибы выделяют в окружающую среду особые вещества, которые переводят нерастворимые вещества в растворимое состояние, а затем всасывают растворы всей поверхностью тела. (слайды 9, 10).

Работа в парах по вариантам.

Работают  с текстом учебником. Составляют  схемы.

Беседа с учителем.

Просмотр слайдов.

7 мин

7

Этап первичного закрепления знаний.

1.Работа с текстом «Общая характеристика грибов», в котором пропущены ключевые слова.

Выдаются тексты с пропущенными словами.

Общая характеристика грибов

Грибы – особое царство … (эу)кариотических организмов, сочетающих признаки … (растений) и … (животных). Так же, как и растения, они ….. (не)подвижны, … (постоянно) растут, питаются растворенными в воде веществами, а их клетки имеют прочные … (клеточные) стенки. Так же, как и животные, грибы не имеют … (хлорофилла), поэтому по способу питания являются … (гетеро)трофами, углеводы запасают в виде … (гликогена). В клеточных стенках клеток грибов содержится вещество … (хитин). Их тело - …(мицелий) или … (грибница) состоит из нитей - … (гиф). Размножаются грибы бесполым (вегетативно и … (спорами)) и половым путем. К грибами относится около … (100000)  видов.

- Итак, мы узнали, какие признаки растений и признаки животных сочетают в себе грибы. Но какие же особенные признаки имеют грибы, присущие только им?

После ответа слайд 11

В карточках уч-ся вписывают пропущенные слова.

Отвечают: «Мицелий, плодовое тело, гифы».

3 мин

8

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Подготовить ответы на вопросы 1-2  к § 59 и 1-4 к §60.

Принести выращенную плесень.

Прочитать текст «Разнообразие грибов» (по желанию учащихся, см. книгу для чтения, с. 240-242).

Подготовить сообщения об истории изучения лекарственных свойств пеницилла и грибах-хищниках (индивидуальные задания).

2 мин

9

Подведение итогов

Дети дают оценку своей работе на уроке. Учитель выставляет отметки и комментирует. Благодарит за урок.

1 мин



Предварительный просмотр:

                  План-конспект урока в 6 классе

      по теме «Грибы – особое царство организмов».

Цели урока:

1.Предметные – уч-ся должны  уметь характеризовать грибы как систематическую группу; знать особенности строения и процессов жизнедеятельности грибов; уметь  распознавать на живых объектах, муляжах, таблицах и описывать грибы, сравнивать их между собой.

2.Метапредметные – уч-ся должны овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; оценивать результаты своих действий, выполнять учебные действия в необходимой последовательности.

3.Личностные – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие логического мышления, внимания;  успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки; развитие организационных умений и умений самоконтроля и самооценки.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах

Оборудование и материалы: 1.электронная презентация; 2.компьютер, экран; 3.мультимедиа-проектор; 4.учебники; 5. муляжи плодовых тел грибов; 6. иллюстрации с изображением грибов – представителей различных экологических групп; 7.тетради, ручки.

Базовые понятия: Микология. Мицелий. Гифы. Плодовое тело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....