2 | Проверка знаний обучающихся | 1.Работа по карточкам. Организуется работа в паре. Выдаются карточки с вопросами. А)Какие характерные признаки бактерий вам известны? Почему нельзя пользоваться одной и той же разделочной доской для резки мяса, хлеба, сырых овощей? В)Как человек использует бактерии-сапрофиты в пищевой промышленности? Какие заболевания вызывают бактерии? 2. Тестовые задания (слайд 2). Выдаются карточки с номерами вопросов. В каждой группе назначаются уч-ся, кто проверит задания у остальных. Выберите номера с правильными суждениями: 1.Бактерии – одноклеточные растения. 2.Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны. 3.Все бактерии имеют форму палочек. 4.У бактерий отсутствует ядро. 5.Бактерии встречаются всюду. 6.Все бактерии – паразиты растений, животных, грибов, человека. 7.Бактерии имеют плотную оболочку. 8.Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий. 9.Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры. 10.Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий. 11.Природе и хозяйственной деятельности человека гнилостные бактерии наносят только вред. 12.При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки. 13.Туберкулёз у человека и животных – бактериальное заболевание. 14.Бактерии – первые живые организмы, появившиеся на Земле.
|
Проверяют работы друг друга, выставляют оценки.
Работают в группах. Проверяющие озвучивают результаты тестирования каждый в своей группе. | 5 мин |
3 | Актуализация знаний обучающихся и фиксация затруднения в деятельности | Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы. У малютки-кавалера Чрезвычайно важный вид, Он в огромнейшем сомбреро На одной ноге стоит. - Каждый гриб – это маленькое чудо. Как это маленькое существо может пробить слой почвы лесной подстилки, а порой и асфальт? Организация обсуждения ответа. Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что грибу помогает вода. - Пока гриб не начал расти, он маленький комочек. После дождей он жадно впитывает воду, разбухает и раздвигает шляпкой почву. Благодаря воде сила давления гриба велика, она равна давлению в шинах 10 тонного самосвала. Нежный и мягкий он становится крепче любого металла. Разве это не чудо! (слайд 1)
|
Высказывают свои предположения. | 4 мин |
4 | Этап изучения нового материала | 1.Общая характеристика грибов. - Кроме царств вирусов, бактерий и растений существует царство грибов. Возникает вопрос: почему грибы выделены в отдельное царство живой природы? У грибов есть черты сходства, с одной стороны, с растениями, с другой, - с животными. (слайд 3). Но есть признаки, характерные только для грибов. Какие это признаки, вы скажете мне в конце урока. Признаки грибов как животных | растений | - Гетеротрофы, есть хищники, паразиты.
- Запасают не крахмал, как растение, а жир и гликоген как животное.
- Стенки клеток грибов хитиновые, как у насекомых или крабов.
| - Хорошо развито движение цитоплазмы в клетках грибов.
- Колоссальная скорость роста.
- Споры грибов неподвижны, без ресничек и жгутиков, как у высших растений.
- Способ поглощения пищи- путем всасывания.
- Питание растворимыми органическими и минеральными веществами.
|
- Изучением грибов занимается наука микология. . Основные задачи микологии — изучение морфологии, систематики, биологии, физиологии, биохимии, экологии, географии, филогении грибов, а также их роли в природе и жизни человека. Запишем значение термина «микология» в тетрадь. - Скажите, может вы знаете, на какие группы делятся грибы? - Грибы делятся на шляпочные, паразиты, плесневые, одноклеточные (дрожжи). (слайд 4). - В шляпке два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний – у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые). Далее показывать слайды 5,6,7, для самостоятельного изучения. - Составьте схему «Классификация шляпочных грибов по строению нижнего слоя шляпки». Примеры грибов самостоятельно найдите в учебнике. - Мицелий (или грибница) – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело (слайд 8). Запишем определение терминов «мицелий», «плодовое тело», «гифы» в тетрадь. |
Самостоятельное прочтение слайда.
Работа со словарём. Запись определения в тетрадь.
Возможно, могут назвать только шляпочные.
Изучение слайда.
Самостоятельное изучение слайдов. Составляют схему, самостоятельно работают с текстом учебника.
Изучение слайда. Работа со словарём. Запись терминов в тетрадь.
| 15 мин |
6 | Дальнейшее изучение нового материала. | 3. Питание грибов. 4.Размножение грибов. С целью изучения вопросов о питании и размножении грибов организовать работу с учебником в парах. Первый вариант изучает питание грибов, второй – размножение. В процессе освоения нового материала составляются схемы «Классификация грибов по способам питания» и «Формы и способы размножения грибов». Классификация грибов по способам питания
мукор головня шампиньон спорынья
Формы и способы размножения грибов
Формы размножения грибов
Бесполое Половое
Спорами
Вегетативное
кусочками грибницы почкованием
Обсуждая результаты проделанной работы, необходимо обратить внимание учащихся на то, что питание грибов осуществляется путем всасывания растворенных в воде веществ, так как их клетки, как и у растений, имеют клеточную стенку и поэтому не могут поглощать твердые частицы пищи. - Поэтому грибы выделяют в окружающую среду особые вещества, которые переводят нерастворимые вещества в растворимое состояние, а затем всасывают растворы всей поверхностью тела. (слайды 9, 10).
| Работа в парах по вариантам. Работают с текстом учебником. Составляют схемы.
Беседа с учителем.
Просмотр слайдов. | 7 мин |
7 | Этап первичного закрепления знаний. | 1.Работа с текстом «Общая характеристика грибов», в котором пропущены ключевые слова. Выдаются тексты с пропущенными словами. Общая характеристика грибов Грибы – особое царство … (эу)кариотических организмов, сочетающих признаки … (растений) и … (животных). Так же, как и растения, они ….. (не)подвижны, … (постоянно) растут, питаются растворенными в воде веществами, а их клетки имеют прочные … (клеточные) стенки. Так же, как и животные, грибы не имеют … (хлорофилла), поэтому по способу питания являются … (гетеро)трофами, углеводы запасают в виде … (гликогена). В клеточных стенках клеток грибов содержится вещество … (хитин). Их тело - …(мицелий) или … (грибница) состоит из нитей - … (гиф). Размножаются грибы бесполым (вегетативно и … (спорами)) и половым путем. К грибами относится около … (100000) видов. - Итак, мы узнали, какие признаки растений и признаки животных сочетают в себе грибы. Но какие же особенные признаки имеют грибы, присущие только им? После ответа слайд 11 |
В карточках уч-ся вписывают пропущенные слова.
Отвечают: «Мицелий, плодовое тело, гифы». | 3 мин |
8 | Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
| Подготовить ответы на вопросы 1-2 к § 59 и 1-4 к §60. Принести выращенную плесень. Прочитать текст «Разнообразие грибов» (по желанию учащихся, см. книгу для чтения, с. 240-242). Подготовить сообщения об истории изучения лекарственных свойств пеницилла и грибах-хищниках (индивидуальные задания).
|
| 2 мин |