Открытый урок в 6 классе по биологии
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Открытый урок по теме "Фотосинтез"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_fotosintez.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 6 классе
Тема урока: «Фотосинтез»
Цели урока:
1. Изучить процесс фотосинтеза.
Задачи:
- Познакомиться с историей открытия процесса фотосинтеза.
- Выявить, какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза.
- Доказать наличие крахмала в зеленых растениях.
- Выявить, в каких тканях листа происходит процесс фотосинтеза.
- На основе изученного материала, сделать вывод о значении фотосинтеза.
2. Развитие логического мышления.
Задачи:
- Умение лаконично выражать свои мысли.
- Анализировать опыты.
- Аргументировано доказывать свою точку зрения.
3. Экологическое воспитание школьников.
Задачи:
- Значение зеленых растений для жизни на Земле.
- Сохранение и забота о зеленых насаждениях.
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические технологии: исследование, проблемно - развивающее обучение, элементы эвристической беседы, информационные.
Формы работы: вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации,групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний .
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, презентация по теме «Фотосинтез», Электронное приложение к учебнику биологии для5-6 классов под редакцией В.В. Пасечника, задания для групповой работы, карточки с познавательными материалами и заданиями, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал, раствор йода, пипетка, клубень картофеля.
Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа учащихся по инструктивным карточкам закладывает опыт - «проба Сакса».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся со способами получения растениями веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Учебник: В.В. Пасечник. Биология. 5-6 классы- М.: Просвещение 2015 г.
Литература:
- Н. И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Поурочные ланы по учебнику В.В. Пасечника.- Волгоград: Учитель, 2005
- Л.Д. Парфилова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2004
- Н.В. Дубинин, В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2000
- Ресурсы Интернет.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня 7 октября. За окном золотая осень. В этот осенний день я рада приветствовать и вас ребята и наших гостей. Несмотря на дождливую погоду, необыкновенно красивая осень в этом году.
Слайд 1
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. В листьях происходит самый замечательный процесс на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на Земле.
И сегодня на уроке нам предстоит очень не простая задача: раскрыть механизмы этого биологического процесса.
СЛАЙД2
Подсказка на доске
-Кто из вас догадался, о каком процессе идет речь?
Конечно о фотосинтезе.
Тема урока – Фотосинтез.
У вас на столах лежат рабочие листы. Запишите в них тему урока.
III. Постановка цели и задач урока
Ребята, какую цель мы сегодня поставим перед собой? Что мы должны изучить?
( изучить процесс фотосинтеза)
Какие задачи нам нужно будет решить, чтобы добиться цели урока?
На какие вопросы мы должны ответить?
Где происходит фотосинтез?
Что образуется при фотосинтезе?
Из каких веществ?
При каких условиях?
Что образуется при фотосинтезе?
Какое значение он имеет для нашей планеты и для каждого из нас
(обратить внимание на цитаты на доске).
IV. Изучение новой темы
Итак, первый вопрос: Где? Думаю, на этот вопрос вы мне ответите без труда
(в зеленых листьях и других зеленых частях растений)
Второй вопрос: Что? Что образуется при фотосинтезе в листьях?
Верно - сахар и крахмал – образуются в листьях.
А можем мы с вами проверить и обнаружить в листьях крахмал?
При помощи какого вещества можно обнаружить крахмал? (раствор йода)
Учитель вызывает одного ученика к доске.
Давайте убедимся, что крахмал есть в клубнях картофеля.
Как изменился цвет клубня? (стал сине-фиолетовым)
Учитель приглашает другого ученика к доске.
Давайте нанесём раствор йода на лист герани.
Учитель вызывает ученицу ( пипетка и йод на столе) .
Что должно произойти с раствором йода?
Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом?
Какие изменения произошли?
Ученик: Никаких.
Учитель: Как вы думаете, почему не изменился цвет листа?
Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.
Вопросы классу
-Чем обусловлена зеленая окраска листа? ( хлорофилл)
- Где в клетке содержится хлорофилл? (в хлоропластах)
Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом.
А как это осуществить расскажут Максим, Аня и Саша, которые вместе провели этот опыт.
Слайд 3 – высказывание Л. Да Винчи
Ученики заранее получили задание повести эксперимент.
Результаты эксперимента представлены в виде презентации.
Ребята, расскажите, какой опыт вы проводили?
Отчет по опыту
Для этого мы взяли растение фиалка и поставили комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев, затем растение поместил на свет на 8 часов. При этом несколько листьев мы поместили в конверты из плотной черной бумаги. На конвертах мы вырезали геометрические фигуры. Таким образом, свет падал не на весь лист, а только на ту часть, которая была освещена. Потом мы удалили лист растения и поместили сначала в горячую воду, лист стал более мягким, затем мы поместили его в кипящий спирт. При этом лист обесцветился, а спирт стал зелёным от хлорофилла. Потом обработал слабым раствором йода - и вот наш результат. Фиолетовый цвет появился только в том месте листа, на который падал свет. Эти фотографии мы сделали во время опыта.
Слайды с этапами опыта
Учитель: О чем говорит появление синей окраски при обработке листа йодом?
(об образовании крахмала)
Вывод: Действительно в листьях образовался крахмал.
С первым вопросом мы разобрались. Автор этого опыта - Юлиус Сакс. Ребята в рабочем листе есть таблица. Мы будем с ней работать во время урока. Ваша задача – заполнить третью колонку, в которой мы будем записывать выводы после опытов. Найдите в табл. Опыт Ю. Сакса. Как мы сформулируем вывод по этому опыту.
(в растениях образуется крахмал)
Слайд
Автор опыта | Описание и результат опыта | Вывод |
Юлиус Сакс | В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой. | На свету в растениях образуется крахмал |
Но у нас остались еще два вопроса:
Из каких веществ образуется сахар и крахмал?
Что еще образуется в процессе фотосинтеза?
При каких условиях?
Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа?
Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас на столах листы с заданиями. Внимательно их прочитайте. Выполните задания и расскажите о своих результатах и выводах остальным.
И в конце наших исследований каждая лаборатория должна будет сдать отчет о проделанной работе - это заполненная схема процесса фотосинтеза « формула фотосинтеза», которая отражает, как протекает этот процесс. (Учитель демонстрирует листы с заданиями)
« ФОРМУЛА ФОТОСИНТЕЗА»
условия
+ +
? вещества вещества
На работу вам отводится 5 минуты. Вы работаете в группах. Обращаю внимание на необходимость взаимного уважение и умение выслушать чужую точку зрения, и хочу напомнить, что в лабораториях всегда достаточно тихо.
- Работа в группах по инструктивным карточкам (5 мин)
Обсуждение результатов. Заполнение таблицы во время отчетов групп.
Лаборатория№1
Голландский ученый ван Гельмонт сделал интересный опыт (см. рисунок). Он взял высушенную землю и наполнил ею кадку. Масса земли была 80 кг. Ученый посадил в кадку ветку ивы массой 2кг. Растение поливали чистой дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через 5 лет деревце выросло большим, массой 60 кг. Масса земли составляла 79 кг. 943 г. Масса дерева увеличилась на 58 кг, а масса земли уменьшилась на 57 г.
Вопросы и задания:
- Ван Гельмонт сделал вывод, что растение увеличило свою массу только за счет воды. Верно ли это?(нет)
- Уменьшение веса почвы ученый посчитал ошибкой эксперимента. Так ли это на самом деле? (Вспомните материал прошлых уроков)(нет, минеральные соли нужны растению)
- Объясните, за счет чего растение увеличилось в размерах и массе
Слайд Ван Гельмонт
Отчет группы №1.
Ребята, давайте занесем вывод в таблицу
Слайд
Лаборатория №2
Задание. Рассмотрите опыт ученого Джозефа Пристли и сделайте вывод.
Джозеф Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при этом воздух уже не может поддерживать горение, так как свеча, сгорая, потребляла кислород из замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой сосуд, умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть свеча, могла дышать мышь.
«Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов, бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии перекинулась в соседние страны.
Отчет группы №2
Слайд Опыт Пристли
Ребята, давайте занесем вывод в таблицу
Слайд Таблица
Лаборатория№3
Задание1. В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала.
Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород?
Задание2. Рассмотрите опыты с растением герань( пеларгония) и сделайте вывод.
Слайд Опыт с геранью
Отчет 3 группы
Учитель: 1779 г. Ян Ингенхауз, повторив опыты Пристли, обнаружил, что исправление воздуха происходит только на свету.
Слайд Ян Ингенхауз
Учитель: Жан Сенебье провел опыт и доказал, что для фотосинтеза необходим углекислый газ. После кипячения в воде нет никаких газов. Без углекислого газа фотосинтез не происходит.
Слайд Ж.Сенебье
Продолжаем работать с таблицей
Слайд Таблица
Учитель:
Итак, что же происходит в зеленых листьях – лабораториях на свету?
Слайд
Комментарий учителя.
Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, под действием энергии солнечного света, получается сахар, который затем превращается в крахмал. Крахмал, образовавшись в клетках листа, превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от листьев ко всем частям растения.
Но еще образуется много кислорода. Кислород в таком большом количестве растению не нужен, и его излишки удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим, постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле растений, тем легче нам будет дышать.
Растения в результате процесса фотосинтеза выделяют кислород.
А теперь проверим, как вы справились с отчетом о проделанной работе. Каждая группа должна была заполнить схему процесса фотосинтеза «Формула фотосинтеза».
К доске выходят по одному представителю от группы с заполненными схемами. Исправляются ошибки, вносятся дополнения.
А теперь давайте вместе составим формулу фотосинтеза.
Слайд Схема фотосинтеза
Попытайтесь сами дать определение этому процессу, используя формулу.
Фотосинтез – процесс образования в хлоропластах органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
Слайд Определение
Занесите определение в рабочий лист.
Крахмал и сахар, которые вырабатывают зеленые листья, нужен для питания всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Затем растение из сахара и минеральных веществ создает необходимые ему белки, жиры и углеводы
Т.е получается, что фотосинтез – это тоже питание. Но какое?
Воздушное питание. Поэтому я думаю, стоит сделать дополнение в теме урока. Фотосинтез - воздушное питание растений
Слайд
- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?
Слайд Тимирязев
О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
Сформулируйте, пожалуйста, каково же значение фотосинтеза в природе и нашей жизни. Для ответа можно пользоваться текстом учебника на с. 96-97.
Значение фотосинтеза:
- В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
- Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
- Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
- Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач
Каждая группа получает письмо в конверте.
Ребята, у вас в конвертах письмо от знатока процесса фотосинтеза Алеши Перепуткина.
Прочитайте текст письма. Найдите ошибки, допущенные автором письма? Исправьте ошибки.
Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
Перепуткин А. 07 октября 2016 года.
Тест
- Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
а) кислород б) вода в) углекислый газ г) сахар
- В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез?
а) в ядре б) в хлоропластах в) в вакуолях г) в лейкопластах
- Как доказать, что органические вещества в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету?
а) поставить растение на свет, а затем с помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала
б) одно растение надо поставить на свет, а другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в растениях
в) поставить растение в темное место и проверить содержание в нем крахмала йодной пробой
г) срезать лист у любого растения в природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала
- Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород?
а) Джозеф Пристли б) К.А.Тимирязев в) Жан Сенебье г) ван Гельмонт
- Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук:
а) погибнет б) не образует клубни в) начнет лучше куститься г) ничего не произойдет
Слайд Ответы
Домашнее задание у вас на листочках на столах.
Дополнительное задание по желанию - задачи. Они тоже на столах.
Рефлексия 12:13
Продолжите предложения
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Оценки «5» сегодня получили:
«4» сегодня получили:
Спасибо за работу!!!!!
Слайд
Дополнительные задания:
Вопрос для лаборатории№1
Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти заводской дым? В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух углекислым газом.
Вопрос для лаборатории№2
Как вы считаете, в какое время суток лучше собирать листовые овощи : салат, укроп, петрушку и
почему? (ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)
Вопрос для лаборатории№3
Вспомните сказку. К. Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?
Вопрос для всех лаборатрий
Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?
(ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)
2.Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в рамках недели биологии.6-й класс.
Краткий конспект открытого урока....
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Интегрированный открытый урок по физике и биологии по теме "Дыхание" 8 класс
Цель данного урока - расширить и закрепить функции органов дыхания в соответствии с законами физики, которые едины для органического и неорганического мира...