Контрольно-рефлексивный модуль по теме «Питание и пищеварение"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Кобелева Елена Владимировна

Метауроки в условиях

 модульно-развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevarenie.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Кобелева Е.В. учитель высшей категории

Контрольно-рефлексивный модуль по теме «Питание и пищеварение»

Метацель – развивать у учеников умения

  • самостоятельно и мотивировано организовывать собственную познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата и оценки);
  • оценивать собственные учебные достижения.
  1. КР (1:30)

Организационный момент                                                                                                  

     Создание комфортного психологического климата.  (на партах стоят  картинки времен года)

     Добрый день! Я рада приветствовать на нашем уроке ребят, рожденных зимой.

     Зима – время силы и власти. Мэрлин Монро, Пол Маккартни, Артур Конан Дойль, Уолт Дисней – талантливые и успешные. Зимние дети – целеустремленные, яркие индивидуальности, аккуратны при выполнении любых заданий.

     Я рада приветствовать на нашем уроке ребят, рожденных весной. Весна – время пробуждения, роста, развития. Это время года подарило миру талантливых и творческих людей: Иоган Бах, Леонардо да Винчи, Зигмунд Фрейд. Весенние дети щедро одарены творческими способностями, упрямы.

      Я рада приветствовать на нашем уроке ребят, рожденных осенью. Осень – время фантазий, богатства и надежд. Михаил Кутузов, Иван Тургенев, Федор Достоевский, Джон Леннон – сильные и романтические натуры. Осенние дети – рассудительны, ценят накопленный опыт, старательны и усердны.

     Перед началом работы мне хочется угостить вас витаминным коктейлем, после которого у вас выработается гормон серотонин – гормон настроения и счастья, образующейся в желудке.

     Давайте улыбнемся друг другу и отправимся в путешествие по пищеварительной системе и обобщим знания по теме «Питание и пищеварение».

   Я бы хотела, чтобы вы к окончанию урока смогли дать ответ на вопрос великого Сократа «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить?»

     Как вы догадались, поработать нам сегодня предстоит в группах.

Работа в группах

Предлагаю выполнить первое задание. 1 группа (задание для групп) – ЗИМА (Приложение 1.)

2 группа – ВЕСНА получает задание (Приложение 2)

3 группа –ОСЕНЬ получает задание (Приложение 3)

      Сегодня нас посетила группа врачей-диетологов, которые провели в гимназии небольшое исследование. И сейчас они представят нам результаты своего исследования. (Выступление детей)

    Недостаточное питание, как и избыточное, приводит к развитию заболеваний многих органов и физиологических систем организма. Рациональное питание – один из важных факторов сохранения здоровья. Примером избыточного питания служит – ожирение, недостаточное – анорексия.

    И я приглашаю вас в кафе «Здоровье» -, где мы поработаем шеф-поварами.

Для каждой группы задание:

1 группа – меню завтрака – ЗИМА

2 группа – обед – ВЕСНА

3 группа – ужин – ОСЕНЬ

Каждая группа озвучивает свое задание.

Вы отлично справились с этим заданием, а сейчас давайте заглянем на кухни других стран и народов. «У каждого народа существует  своя, исторически сложившаяся традиционная кухня. Это обусловлено укладом жизни, формами ведения этнического хозяйства, обычаями, традициями, вероисповеданием, которые находятся в прямой зависимости от географических и климатических условий региона.

     На ваших столах характеристики кухонь различных стран. Ознакомьтесь с материалом.

ЯПОНИЯ.

     Это – страна восходящего Солнца. Отличается предпочтением натуральных, минимально обработанных продуктов, широким применением морепродуктов, сезонностью, характерными блюдами, специфическими правилами оформления блюд, сервировкой, застольным этикетом.

     Основа этой кухни – вареный рис, который совершенно не солится, но зато сопровождается разнообразными соусами и приправами. Его подают в отдельной посуде практически ко всем блюдам как гарнир, а часто используют и как самостоятельное блюдо, варьируя вкус при помощи приправ. Самое популярное блюдо из риса популярное блюдо из риса, несомненно, «суси» (суши) – рисовые шарики-рулетики с различной начинкой (более 200 видов), а также рисовые шарики «онигири» или рисовые пирожки «моти». Не менее риса популярен особый  сорт лапши из гречневой муки – «соба» (собо), которую подают как в холодном виде, так и в горячем виде, жареную и вареную, в бульоне и с овощами. Также хороша и обычная лапша «удон».

ИТАЛИЯ

       Визитная карточка этого государства – «паста», разновидностям которой нет числа. Под это понятие попадают все макаронные изделия, в том числе и с разнообразной начинкой, на которую также идет масса вкуснейших продуктов. Обычно выделяются длинные спагетти, средние «маккерони», длинные и полые внутри «букатини» и трубочки «каннелони», тонкие «вермичелли» и тончайшие «каппеллини», окрашиваемые с помощью различных естественных красителей в самые разнообразные цвете. Однако на самом деле спектр изделий из теста гораздо шире – сюда принято относить и всеможные «равиоли» и «равиолони», «фарфалле» (паста в форме бабочек, само это слово и значит «бабочка»), «фудзилли» (макаронные изделия в виде спиралей), «феттучини» (лапша), «ньокки» (небольшие овальные клецки, причем делают их не только из теста как такового, но и из различных видов муки, картофеля, овощей, сыра и т.д.), знаменитую «лазанью» (своеобразный пирог из тонких слоев теста, перемещающихся со слоями различной начинки), «орекьетто» («ушки»), «пендзоти» (своеобразные вареники), «фаготтини», «тальоллини», «трофие», «меццелуне» и десятки других видов. Разнообразны виды лапши: «тальятелле», «феттучини», «тальолини», «тренете», «пиццокери», «лингуине» или «палья-э-фиено» - целые мотки зеленой и желтой яичной лапши. Из этого же ряда квадратные «тортеллини», а также «аньолотти», «панчути», «офелле» и «каппелетти», которые представляют собой подобные пельменям изделия из теста с начинкой, хотя сильно отличаются от них по вкусу. Начинка может быть самая разнообразная: мясная, творожная, с зеленью и шпинатом, реже с грибами и даже с тыквой.

УКРАИНА

      Визитная карточка страны – борщ (более 100 видов – полтавский, волынский, черниговский, галицкий, львовский, селянский, днепровский, зеленый и пр.) с пампушками. В борщ, в зависимости от процедуры, идет от 15 до 30 компонентов, а кроме того, каждый повар еще и смешает их в уникальной пропорции и приправит разными специями.

      Из мясных продуктов широко используется свинина, говядина и птица в жареном и тушеном виде. Популярны такие блюда, как различные котлеты (по-киевски, полтавские, по-казацки, по-буковински и др), жаркое или «печеня» (по-домашнему, по-крымски, по-степному и т.д.), битки (по-украински, из кролика и др.), шпигованная чесноком и салом буженина, тушенная с капустой и салом свинина, тушеная с черносливом баранина, гусь с яблоками, куриные крученики с грибной начинкой, курица тушеная с галушками, шашлык, свиная грудинка со свеклой «шпундра», сиченики, завиванцы, голубцы, фаршированная птица. Особенно вкусны кушанья из мяса в горшочках, разнообразные гуляши и колбасы, яичница с салом и колбасой, а также зразы с различными наполнителями и тушеное с различными овощами мясо. Один из самых любимых продуктов национальной кухни – сало, которое широко идет во многие блюда, а также потребляется просто соленым или даже сладким, с патокой.

ФРАНЦИЯ

     Считается одной из лучших в мире. Наиболее известными ее продуктами являются булочки-круассаны, шоколадные хлебцы, багет, длинные батоны, а также улитки по-бургунски, яйца «кокот» с эстрагоном, блины из гороховой муки «сока», сосиски по-лионски, омары с петрушкой, пирог из лука «писадалье» и, конечно, луковый суп. Плюс обязательное использование разнообразных соусов (более 3000 рецептов) и множества специй. Вопреки широко распространенному мнению, устрицы («белон», «марен» и «аркашон»), а также лягушки и улитки не являются повседневным блюдом.

АМЕРИКА

      В повседневной же жизни здесь главенствуют кафе-бары и экспресс-закусочные, ланч в коробках и кока-кола из автомата, барбекю всех видов и десяти, если не сотни, разновидностей сэндвичей, чисбургеров, гамбургеров и прочих «изобретений» местного фастфуда.

     На завтрак обычно подаются традиционные кукурузные хлопья с молоком, чипсы, мюсли, яицница с беконом и без, булочки с джемом, иногда овсянка или рисовая каша, овощные и фруктовые салаты, а также обязательный фруктовый сок или кофе. Ланч (второй завтрак) и обед обычно очень легкие и включают в себя различные салаты, фастфуд, кофе или бутерброды. Зато ужин достаточно плотный и разнообразный. Первые блюда обычно достаточно немногочисленны – легкий (но густой!) суп или бульон, а также различные овощные и фруктовые салаты крупной резки. На второе идут различные стейки, ростбифы и бургеры, всевозможные блюда из мяса и птицы, колбасы и морепродукты (как ни странно, рыба во всех видах достаточно малопопулярна). Причем чаще всего все вторые блюда довольно пресные, чему объяснение – большое количество соусов, зелени и приправ, подаваемых отдельно. Зачастую вместе с основным блюдом подается стакан воды со льдом, кол или сока (во многих заведениях их стоимость даже входит в цену основного блюда).

ЭВЕНЫ, ЯКУТЫ – НАРОДЫ СЕВЕРА

     Традиционная кухня находилась в прямой зависимости от уклада и образа жизни, от окружающей природы и времени года, от сезона, месяца и цикла хозяйственной деятельности. В ней основными являлись блюда, приготовленные из оленины, так как олень на Севере обеспечивает все жизненные потребности человека, в том числе ассортимент питания. Оленина для северян продукт универсальный. Нежное, легкое развариваемое мясо быстро усваивается организмом. Оленина по своим питательным свойствам ценится выше, чем мясо других животных. Обладая уникальными вкусовыми и пищевыми качествами, высокой калорийностью, противоцинговыми свойствами, она пользуется большим спросом у населения. В пищу употребляют также медвежью мясо и дичь. Заготавливали впрок и употребляли в пищ сладкий корень (кочия) в отварном и сыром виде (оногда с сушеной лососевой икрой). Корни горца живородящего (нубэ) ели вареными с оленьим мясом, дикорастущий лук (эннут) – с отварной рыбой и мясом. Наряду с привозным чаем заваривали цветы, листья и плоды шиповника, листья иван-чая. Собирали съедобные, лечебные и хозяйственно-технические растения:

  • Ягоды (тэвтэ) – шишку (омчан), голубику(гит), морошку (иннамта), жимолость (хутамта), бруснику (химата) и др. ;
  • Орехи кедрового стланика (болгиг), кору, ветки и иглы. В качестве дубителей и красителей – кору черемухи, ольхи, белой и каменной берез;
  • Крошки трухлявого дерева (куч) использовали как гигроскопический материал в люльках; из кутарниковой берез и ивы изготовляли тонкие мягкие стружки (хэгри), служившие полотенцами: ими утирались после мытья, чистили и вытирали посуду, а после употребления сжигали. Охру, природный желтый пигмент, использовали как краситель.

( Дети проводят анализ информации)

      А сейчас решим небольшую головоломку попутешествуем по кухням народов мира. Смотрим на слайд и представляем свою страну!

     А сейчас поработаем коллективно (представители групп по очереди выходят к доске показывают на слайде  предложенный орган и отвечают на вопрос)

  1. Ротовая полость  (вопрос – Самые крупные слюнные железы (околоушная, подъязычная, небная))
  2. Желудок  (вопрос – Состав желудочного сока. (слизь-муцин, ферменты пепсин и липаза, соляная кислота))
  3. 12-перстная кишка (вопрос – Какие ферменты работают в этом отделе кишечника?)
  4. Печень (Вопрос – Что образуется в печени? (желчь, гемоглобин, витамин К, протромбин и фибриноген))
  5. Тонкий кишечник (Как происходит пристеночное пищеварение? (при помощи ворсинок и микроворсинок))
  6. Толстый кишечник (Что такое перистальтика?)

Задание для всех – работа у доски

Переходим к следующему заданию

     Дать биологическое объяснение пословицам (работа с учебником и дополнительной литературой): 1 представитель группы объяснят 1 пословицу.

- Кто хорошо жует, тот долго живет.

- Аппетит приходит во время еды.

 - Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

-Когда я ем, ч глух и нем.

Задание

      Описать значение основных витаминов А, D, C – 3 основных свойства (творческая работа – рисунок, фломастеры, маркеры, карандаши и т.д.). Один представитель группы объясняет 1 витамин. – Работа с приложением 1 стр.257 учебника.

Ученики представляют свои работы на доске.

      Группа Зима – представляет витамин А (ретинол, витамин роста, жирорастворимый, влияет на рост и развитие организма, содержатся в моркови, шпинате, яйцах, абрикосе)

     Группа  Весна -  представляет витамин D (кальцитоферол) – жирорастворимый

     Группа Осень – представляет витамин С (аскорбиновая кислота) водорастворимый, повышает иммунитет, лимон, шиповник, черная смородина.

     Молодцы, все отлично справились с заданием!

     Наше  путешествие по системе пищеварения приближается к своему завершению. Но для окончания путешествия мы должны провести биологический диктант, а также ответить на вопрос, поставленный в начале урока самим Сократом. Согласны ли вы с его мнением?

Биологический диктант

  1. Процесс расщепления сложных органических веществ на простые, которые могут усваиваться в организме (пищеварение)
  2. Катализаторы в организме человека (ферменты)
  3. Физиологию пищеварения исследовал русский физиолог (Павлов)
  4. Рецепторы горького вкуса находятся.  (корень языка)
  5. Двигательную деятельность желудка стимулирует … (соляная кислота)
  6.  Частично переваренная в желудке пища называется.  (химус)
  7. Процесс проникновения питательных веществ в кровь и лимфу в результате деятельности ворсинок называется… (всасывание)
  8. Большая часть воды всасывается в… (толстом кишечнике)
  9. Диссимиляция и ассимиляция – это составные части… (обмена веществ)
  10. Биологически активные вещества разной химической природы, участники обмена веществ (витамины)
  11. К действию антибиотиков чувствительна… (микрофлора кишечника)
  12. Работа пищеварительной системы регулируется… (нервной и гуморальной системами)

Взаимопроверка диктанта, выставление оценок

     Закончить урок мне хочется словами известного диетолога Маргариты Королевой: «…Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное»

Здоровья вам и вашим близким!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Питание и пищеварение

урок презентация на тему "питание и пищевание"...

Питание и пищеварение

Почему отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти?  2. В чём же заключается значение пищи? Почему человек не может без неё существовать?  3. Из чего должна состоять пища и...

Тема урока:"Питание и пищеварение"

Данный материал обеспечивает сопровождение урока....

Контрольная работа по теме "Питание и пищеварение"

Контрольная работа разработана для учащихся, имеющих легкую степень умственной отсталости....

тестовые задания по теме "Питание и пищеварение"

Данную разработку можно использовать при обобщении темы в 8 классе "Питание и пищеварение" и при подготовке к итоговой аттестации по биологии....

Методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение"

Предложенная методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение" направлена на формирование знаний у обучающихся о процессе питания и пищеварения, а также ...