Тема: " Идея развития органического мира в биологии"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Технологическая карта урока 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Идея развития органического мира в биологии.                                                   Технологическая карта урока 9 класс

Учитель: Харченко Елена Александровна

ЦЕЛЬ: сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка.

Знать: основные достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; заслуги и заблуждения К.Линнея, Ж.Б.Ламарка и других ученых.

Уметь:  обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; вырабатывать у  себя  уважительное  отношение к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Ожидаемые результаты: по окончании урока ученики знают понятие эволюция, понимают ее причины и результаты; знают ученых-эволюционистов,  их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки; определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки; умеют взаимодействовать между собой, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять опорные конспекты.

Используемые технологии:    технологии развития критического мышления;       проблемное обучение.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: учебник, проектор, презентация, портреты ученых, технологическая карта.

  1.  Организационный момент.

Приветствие, определение целей урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока.

  1. Проверка знаний.  Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание 1. Выберите только один правильный  ответ:                                                                              1. Выход растений на сушу произошел в:    а) ордовике       б) силуре         в) девоне                                      2. Первыми наземными споровыми растениями были:                                                                                            а) мхи        б) папоротники           в) псилофиты                                                                                                                                                                                     3. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:                                                                       а) стегоцефалы        б) динозавры         в)  зверозубые рептилии                                                                                     4. Впервые семенами стали размножаться:                                                                                                                           а) голосеменные       б) семенные папоротники        в) покрытосеменные                                                                            5. Выход  животных на сушу произошел  в:    а) девоне          б) карбоне           в) перми                                          6. Расцвет пресмыкающихся произошел в:      а) карбоне        б) юре                 в) палеогене                      7. Расцвет покрытосеменных совпал с расцветом:                                                                                                                 а) насекомых                б) акулы и кита             в) волка и лисицы                                                                   8.Сокращение голосеменных наступает в:                                                                                                             а) конце мезозоя           б) конце палеозоя         в) в начале кайнозоя                                                                      9. Трилобиты были широко распространены в:     а) протерозое       б) палеозое      в) мезозое  10. Переходной формой между рептилиями и птицами является:                                                                                   а) птеродактиль            б) иностранцевия        в) археоптерикс                                                                             11. Первые теплокровные животные  появились в:   а) палеозое   б) кайнозое   в) мезозое                        12. Расцвет папоротников наступил в:     а) карбоне         б) силуре         в) юре                                                           13. О существовании древовидных папоротников в истории природы  Земли свидетельствует:       а) существование травянистых древесных форм     б) наличие их отпечатков и окаменелостей    в) их способ размножения     г) их современное многообразие  

Задание 2. Установите последовательность процессов при возникновении жизни на Земле.                                                                                                                                                                           А) возникновение ядра в клетке                                                                                                                                                                Б) образование коацерватов                                                                                                                                                                    В) образование наружной мембраны в первичной клетке                                                                                                                      Г) образование органических соединений         (г, б, в, а)    

  1.  Мотивация.   Вводное слово учителя об изменениях, происходящих в органическом мире.
  2. Усвоение новых знаний

1. Определение понятия «эволюция» как необратимый процесс исторического развития органического мира.

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле

Самостоятельная работа с учебником. Работа в малых группах (случайные группы)

Таблица 1. Формирование научных идей о развитии живой природы

Учёный

Годы жизни

Сущность взглядов и идей

Гераклит, древнегреческий учёный

Ок.544 – ок.483 до н. э.

Жизнь природы – непрерывный процесс движения.

Аристотель древнегреческий учёный

384 – 322 до н. э.

«Отец зоологии». Описал более 500 видов, создал первую в мире классификацию животных. Дал первое определение жизни. Виды неизменны.

Карл Линней, Швеция

1707 – 1778

Жорж Луи Бюффон, Франция

  1. - 1788

Изменяемость видов, о естественном родстве организмов и единстве животного и растительного мира.

Пётр Симон Паллас, Россия

1741 – 1811

Происхождение организмов некоторых видов от общих предков.

Шарль Бонне, Швейцария

1720 - 1793

Вводит в биологию слово эволюция.

Жорж Кювье, Франция

1769 - 1832

Гипотеза катастроф.

Жан Батист Ламарк, Швеция

1744 - 1829

ФИЗМИНУТКА.  Упражнение для глаз. «Тик-так». Глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник. Вверх-вниз. Голову держим прямо, смотрим глазками вверх, а потом вниз.

Самостоятельная работа с учебником. Оформление таблицы: Эволюционные взгляды К. Линнея, Ж. Б. Ламарка.

Таблица 2. Сравнение учений  К.Линнея и Ж.Б.Ламарка

Вопросы

По Линнею

По Ламарку

1. Как произошли современные виды?

Божественное происхождение

Божественное происхождение

2. Изменяются ли виды?

Биологические виды неизменны

Биологических видов в природе реально не существует.

3. Имеется ли родство между видами?

нет

да

4. В чём причина многообразия видов?

Божественное происхождение

Идея внутреннего самосовершенствования

5. Как происходила приспособленность организмов?

Изначальная целесообразность

В «упражнении» органов. Неработающие органы могут совсем исчезнуть.

IV. Закрепление знаний

1.Беседа по вопросам:

  1. Что представляет собой эволюция?
  2. Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
  3. Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?
  4. Каковы недостатки системы Линнея?
  5. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.

2.Работа в парах. Взаимопроверка.   Вывод о вкладе каждого ученого в развитие теории эволюции. Оценка эволюционных теорий К. Линнея и Ж. Ламарка.                                                                                                                                                                                                 Выберите правильные утверждения:

1.Ламарк создал лучшую искусственную систему (-)                                                                                                                         2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются (+).                                                                                                           3. Ламарк создал первую эволюционную теорию (+).                                                                                                                           4. Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному (+).                                                                                         5. Линней разделил всех животных на 5 классов (-).                                                                                                                           6. Ламарк отрицал изменчивость видов (-).                                                                                                                                                   7. Ламарк считал, что все признаки, приобретённые в течение жизни, наследуются потомками (+).                                     8. Линней ввёл и закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида (+).

3. Работа в малых группах: Проанализируйте текст цитат и определите:

  1. Какие две причины считал Ламарк движущими силами органического мира?
  2. Какую из этих движущих сил эволюции отвергал Дарвин?

Ламарк: «…Теперешнее состояние животных есть, с одной стороны, результат нарастающей сложности организации – сложности, стремящейся к правильной градации, а с другой – след влияния весьма многочисленных и крайне разнообразных внешних обстоятельств, постоянно стремившихся нарушить правильных ход градации в развитии организации»  (Ламарк.  Философия зоологии,  т.1 М. –Л., 1935)

Чарльз Дарвин о Ламарке: «Да сохранит меня небо от Ламаркова нелепого стремления к прогрессу и «приспособления»  вследствие  длительного стремления» (Ч.Дарвин. Избранные письма. М., 1950, с. 30).

4.Работа по составлению синквейна.

Рефлексия и выставление отметок

Д/з.     §  36                                                                                                                                                                                                      Творческое задание :                                                                                                                                                            1. «Основные вехи жизни Ч.Дарвина»                                                                                                                                  2. «Основные научные труды Ч.Дарвина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира" 11 класс

Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира". Обобщение материала по теме "Происхождение жизни на Земле. Работа в группах....

Тема: «Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах»

Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов, приёмов обучения, новых подходов на уроке.При отборе содержания данного урока опираюсь на образовательную программу, текст учебника, значимый до...

Презентация к обобщающему уроку биологии по теме "Развитие органического мира"

Презентация  к уроку помогает наглядно раскрыть тему "Развитие органического мира". Выполнить большой объм работы за урок....

Идеи развития органического мира в биологии (кратко). 9 класс

Идеи развития органического мира (кратко) 9 класс УМК Пономарева И.Н....