Презентация к обобщающему уроку биологии по теме "Развитие органического мира"
презентация к уроку по биологии (9, 11 класс) на тему
Презентация к уроку помогает наглядно раскрыть тему "Развитие органического мира". Выполнить большой объм работы за урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Развитие органического мира" | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Геологическая история Земли 1 2 3 4
АРХЕЙ - древнейшая геологическая эра Земли (3,5 - 2,6 млрд. лет назад). Ко времени архея относится возникновение первых прокариот (бактерий и сине-зеленых) - организмов, которые в отличие от эукариот не обладают оформленным клеточным ядром и типичным хромосомным аппаратом (наследственная информация реализуется и передается через ДНК). Проверь себя!
Автотрофы – организмы, синтезирующие из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии солнца; Гетеротрофы – организмы, использующие для питания готовые органические вещества; Фотосинтез – процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии света. Диплоидные организмы – организмы с 2 гомологичными наборами хромосом, образующимися в результате образования зигот и развития из нее соматической клетки; Гаплоидные организмы – особи с одинарным набором хромосом; Эукариоты – это организмы, имеющие четко оформленное ядро; Прокариоты – организмы, у которых генетический материал представлен молекулой ДНК, прямо включенной в цитоплазму.
ПРОТЕРОЗОЙ (с греч. "первичная жизнь) – огромный по продолжительности этап исторического развития Земли (2,6 млрд.-570 млн. лет назад). Возникновение многоклеточ- ности –важный ароморфоз в эволюции жизни. Конец протерозоя иногда называют "веком медуз" – очень распространенных в это время представителей кишечнополостных. ПАЛЕОЗОЙ (от греч. "древняя жизнь") – геологическая эра (570-230 млн. лет) со следующими периодами: кембрий (570- 500 млн.лет) ордовик (500-440 млн. лет) силур (440-410 млн. лет) девон (410-350 млн. лет) карбон (350-285 млн. лет) пермь(285- 230 млн. лет). Для развития жизни в раннем палеозое характерно интенсивное развитие наземных растений и выход на сушу животных. Проверь себя!
Дивергенция – процесс расхождения признаков у родственных организмов в результате их приспособления к различным условиям существования Конвергенция – путь эволюционного развития родственно отдаленных групп организмов, обитающих в сходных условиях, который приводит к появлению внешнего или внутреннего сходства. Аналоги – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное строение и происхождение Гомологи – органы, сходные между собой по строению, происхождению, но выполняющие разные функции. Результат дивергенции
МЕЗОЗОЙ (с греч. "средняя жизнь") – это геологическая эра (230-67 млн.лет) со следующими периодами: триас (230-195 млн.лет) юра (195-137 млн.лет) мел (137- 67 млн.лет). Ароморфозы открывают большие возможнос- ти для освоения видами новых, прежде Недоступных сред обитания.
Таблица 1. Представители типа хордовых Строение кровеносной системы Строение головного мозга Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие Сердце 2-х камерное, 1 круг кровообращения, кровенос - ная система замкнутая 5 отделов, развит средний мозг и мозжечок Сердце 3-х камерное, 2 круга кровообращения 5 отделов, развит передний мозг, слабо развит мозжечок Сердце 3-х камерное,2 круга кровообращения, в желудочке перегородка Развиты все отделы мозга, увеличивается и становится выпуклым мозжечок Сердце 4-х камерное, 2 круга кровообращения Развиты большие полушария головного мозга, зрительные доли, средние доли, более развит мозжечок Сердце 4-х камерное, 2 круга кровообращения Кора переднего мозга содер - жит извилины и складки, значительно развит средний мозг и мозжечок
КАЙНОЗОЙ Геологическая эра, в которую мы живем, называется кайнозой. Кайнозой (от греч. "новая жизнь") - это эра (67 млн. лет – наше время) расцвета цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих. Кайнозой делится на два неравных периода: третичный (67-3 млн.лет) и четвертичный (3 млн.лет - наше время). В ходе эволюции осуществляется преобразование видов, на этой основе возникают новые виды ; Постоянно происходит также и вы- мирание видов.
Основные этапы эволюции эукариотических организмов
Схема эволюционных изменений растений : Увеличение размеров и значения бесполого поколения – спорофитов ( 2n) , редукция размеров полового поколения – гаметофитов (n)
Деловая игра Девиз игры : «Участник, помни! Побеждают знания, инициатива, собранность, внимание, сообразительность и дисциплина»
Господство покрытосеменных или цветковых растений. Проследите последовательность предполагаемых событий на Земле, когда стало возможным расселение и размножение покрытосеменных растений :
№ утверждений 1 2 3 4 5 6 7 8 10 9 правильно 6 5 1 7 9 2 8 4 3 10 Индивид. Группов.
1. Древесные покрытосеменные произошли от голосеменных и долго время они не выделялись среди других растений 2. Но вот на Земле 100 млн. лет назад произошли резкие изменения в климате. 3. Облачность рассеялась, лучи солнца стали больше проникать на земную поверхность, а, значит, и на листья растений. 4. В результате резких перемен, изменчивости и естественного отбора получили преимущество в росте и развитии растения, у которых в листьях совершеннее происходил фотосинтез. 5. Такими растениями стали покрытосеменные 6. По сравнению с голосеменными у покрытосеменных более совершенная защита семязачатков : они не лежат открыто, «голо» на чешуях шишек, а заключены в завязи цветков, надежно защищены стенками плодов семена. 7. Разнообразные цветки посещались насекомыми. Эта многочисленная группа животных способствовала опылению цветков, а, значит, и размножению покрытосеменных. 8. Но и в распространении плодов и семян в новые места обитания большая роль принадлежит животным, особенно птицам. 9. В отличие от голосеменных, цветковые распространялись по различным уголкам земного шара (в том числе и в морских водах), и стали основой образования сообществ растений, животных, грибов, бактерий. 10. Покрытосеменные в настоящее время – господствующая группа растений.
Итог урока: Выводы : 1. Историю Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события 2. Развитие эволюции шло по пути биологического прогресса 3. В ходе эволюции осуществлялось преобразование видов, возникновение новых видов 4. Ароморфозы открывают большие возможности для освоения видами новых сред обитания
Домашнее задание 3 балла (удовлетворительно) – плохо изучена тема, необходимо повторить теоретический материал и пересдать данную тему. 4 балла (хорошо) – составить список примеров ароморфозов, происходивших в растительном и животном мире в архее, протерозое и палеозое. 5 баллов (отлично) – выполнить творческое задание на выбор: 1. составить фантастический рассказ на 9-10 предложений, описав ситуацию, изображенную на иллюстрации к одной из эр ; 2. попытаться воссоздать внешний вид древних животных, пользуясь рисунками их скелетов и информацией о них; 3. создать свою творческую работу, посвященную данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания "Человек в мире экономических отношений"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова к параграфу 19 "Человек в мире экономических отношений" сопровождает и дополняет обяснение учителя. Позволяет облегчить усвоение сл...
Презентация к уроку:«Основы номенклатуры органических соединений»
Презентация к уроку 10 класс...
презентация 9 класс идея развития органического мира
презентация к теме эволюция...
Презентация к уроку: Классификация кислородсодержащих органических веществ
В материале рассмотрена класиификация кислородсодержащих органических веществ. Разобрны вопросы гомологии, изомерии и номенклатуры веществ. Презнтация насыщена заданиями по данным вопросам. Закреплени...
Презентация к уроку: Классификация кислородсодержащих органических веществ
В материале рассмотрена класиификация кислородсодержащих органических веществ. Разобрны вопросы гомологии, изомерии и номенклатуры веществ. Презнтация насыщена заданиями по данным вопросам. Закреплени...
Презентация по теме "Доказательства эволюции органического мира"
Данную презентацию можно использовать на уроке усвоения новых знаний по теме "Доказательства эволюции". Возрастная группа - 11 класс...
Презентация к уроку "Синтетические высокомолекулярные органические вещества" 10 класс
Презентация к уроку в 10 классе...