Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира" 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира". Обобщение материала по теме "Происхождение жизни на Земле. Работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-zachet_11_kl.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ВЕСЕЛЕВСКАЯ СОШ
УРОК - ЗАЧЕТ
По биологии
11 класс
«Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира»
Учитель биологии
Перевалова Н.И.
Урок - зачет по теме: Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира
(с использованием дифференцирующего обучения)
Цель урока:
создание условий для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся.
Задачи урока:
Когнитивные:
-систематизировать и обобщить знания о происхождении жизни;
-сформировать у учащихся представление об иерархии истории Земли и особенностях флоры и фауны разных этапов ее исторического развития;
-углубить знания об эволюционных закономерностях.
Развивающие:
-развитие у школьников аналитических умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей;
-формулировка проблемы, предложение путей ее решения.
Воспитательные:
-создать комфортные условия для положительной мотивации учебной деятельности.
Средства обучения:
учебник, рабочая тетрадь, компьютер, набор ЦОР, карточки задания.
Ход урока
1.Проведение зачета.
Для проведения зачета выделяется 5-6 столов. Столам присваивается та или иная литера (А,Б,В,Г) и на каждом из них предлагается пять вариантов заданий (базовый и повышенный уровень). При такой методике зачет одновременно сдают все обучающиеся и все получают по 5-6 оценок (от одной от каждого стола). Перед уроком учитель обеспечивает обучающихся чистым бланком для ответов, на котором указаны номера вариантов и последовательность выполнения работы.
Ученик на этом бланке рядом с вариантом указывает свою фамилию. Время выполнения задания составляет 5 - 7 мин. Обучающиеся выполняют задания письменно. Кроме этого, возможно выполнение каждого задания на отдельном бланке, на котором указаны фамилия, литера стола и свой вариант.
Стол А (повышенный уровень)
1 вариант
Из перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:
1. Чем объясняется сходство личинки насекомого с кольчатыми червями?
2. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между растениями и животными?
2 вариант
Из перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:
1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между рыбами и земноводными?
2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между пресмыкающимися и млекопитающими?
3 вариант
Из перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:
1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между пресмыкающимися и млекопитающими?
2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между водорослями и папоротниками?
4 вариант
Из перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:
1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между пресмыкающимися и птицами?
2. Чем объясняется сходство головастика с лягушкой?
5 вариант
Из перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:
1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам междупозвоночными и беспозвоночными?
2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между рыбами и земноводными?
Предлагаемые варианты ответов:
А) Утконос, Б) Археоптерикс, В) Стегоцефал, Г) Латимерия, Д) Ланцетник, Е) Зверозубые ящеры, Ж) Эвглена зеленая, З) Псилофиты, И) Ехидна, К) Биогенетический закон.
Стол Б (повышенный уровень)
1 вариант
Впишите в таблицу буквы соответствующие ароморфозам и раскройте их значение
Организм | Ароморфоз | Значение ароморфоза |
Псилофиты | ||
Мхи | ||
Папоротники | ||
Хвойные | ||
Цветковые |
А – возникновение цветка и плода
Б – появление покровной, механической, проводящей ткани
В – возникновение семени
Г – появление корневой системы
Д – появление стебля и листьев
2 вариант
Впишите в таблицу буквы соответствующие ароморфозам и раскройте их значение
А – появление в яйце защитных оболочек и увеличение запаса питательных веществ
Б – возникновение легочного дыхания
В – возникновение хорды
Г – появление роговых покровов
Д – появление костных челюстей
Организмы | Ароморфозы | Значений ароморфоза |
ланцетник | ||
рыбы | ||
земноводные | ||
пресмыкающиеся | ||
птицы |
3 вариант
Впишите в таблицу название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:
Ароморфозы | Тип или класс | Значений ароморфоза |
Хорда | ||
Черепная коробка | ||
Пятипалая конечность | ||
Роговые покровы тела | ||
Перья |
4 вариант
Впишите в таблицу название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:
Ароморфозы | Тип или класс | Значений ароморфоза |
Двусторонняя симметрия тела | ||
Расчленение тела на сегменты | ||
Хитиновый покров | ||
Внутренний скелет |
5 вариант
Впишите в таблицу название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:
Ароморфозы | Тип или класс | Значений ароморфоза |
Легочное дыхание | ||
Внутреннее оплодотворение | ||
Два круга кровообращения | ||
живорождение |
Стол В (базовый уровень)
1 вариант
В какой схеме правильно показано место земноводных в эволюции позвоночных?
А)
Млекопитающие птицы
Земноводные пресмыкающиеся
Рыбы
Б)
Птицы Млекопитающие
Земноводные
Пресмыкающиеся
Рыбы
В)
Птицы Млекопитающие
Пресмыкающиеся
Земноводные
Рыбы
2 вариант
В какой схеме правильно показано место пресмыкающихся в эволюции позвоночных?
А) Млекопитающие
Птицы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Рыбы
Б)
Птицы Млекопитающие
Пресмыкающиеся
Земноводные
Рыбы
В)
Млекопитающие птицы
земноводные
пресмыкающиеся
Рыбы
3 вариант
В какой схеме правильно показано место птиц в эволюции позвоночных?
А) Млекопитающие
Птицы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Рыбы
Б)
Птицы Млекопитающие
Пресмыкающиеся
Земноводные
Рыбы
В)
Птицы
Млекопитающие
Пресмыкающиеся
Земноводные
4 вариант
В какой схеме правильно показано место млекопитающих в эволюции позвоночных?
А) Млекопитающие
Птицы
пресмыкающиеся
земноводные
Рыбы
Б)
Птицы Млекопитающие
Пресмыкающиеся
Земноводные
Рыбы
В)
птицы млекопитающие
пресмыкающиеся земноводные
рыбы
5 вариант
Определите правильную последовательность этапов эволюции хордовых?
А) Млекопитающие
Птицы
пресмыкающиеся
земноводные
Рыбы
Б)
Птицы Млекопитающие
Пресмыкающиеся
Земноводные
Рыбы
В)
птицы млекопитающие
пресмыкающиеся земноводные
рыбы
Стол Г (базовый уровень)
1 вариант
Определите, на какой схеме правильно показано место папоротников в эволюции растительного мира?
А)
Покрытосеменные голосеменные
Папоротники
Мхи
Водоросли
Б)
Голосеменные
Покрытосеменные
Мхи
Папоротники
Водоросли
В)
Покрытосеменные
Голосеменные
Папоротники мхи
Водоросли
2 вариант
Определите, на какой схеме правильно показано место мхов в эволюции растительного мира?
А)
Покрытосеменные голосеменные
Папоротники
водоросли
мхи
Б)
Голосеменные Покрытосеменные мхи
Папоротники
Водоросли
В)
Покрытосеменные
Голосеменные
Папоротники мхи
Водоросли
Водоросли
3 вариант
Определите, на какой схеме правильно показано место голосеменных в эволюции растительного мира?
А)
Покрытосеменные голосеменные
Папоротники мхи
Водоросли
мхи
Б)
Голосеменные
Покрытосеменные
мхи
Папоротники
Водоросли
В)
Покрытосеменные
Голосеменные
Папоротники мхи
Водоросли
4 вариант
Определите, на какой схеме правильно показано место покрытосеменных в эволюции растительного мира?
А)
Покрытосеменные голосеменные
Папоротники
Водоросли
мхи
Б)
Голосеменные
Покрытосеменные
мхи
Папоротники
Водоросли
В)
Покрытосеменные
Голосеменные
Папоротники мхи
Водоросли
5 вариант
Определите правильную последовательность этапов эволюции растительного мира?
А)
Покрытосеменные голосеменные
Папоротники мхи
Водоросли
Б)
Голосеменные
Покрытосеменные
мхи
Папоротники
Водоросли
В)
Покрытосеменные
Голосеменные
Папоротники мхи
Водоросли
Стол Д
1 вариант(повышенный уровень)
Выберите правильный ответ
1. Возраст Земли:
А) 3 млрд. лет, Б) более 4,6 млрд. лет, В) 4,6 млн. лет
2. Какие реакции могли привести к образованию полимеров?
А) конденсации, Б) окислительно – восстановительные, В) нейтрализации
3. Выход растений на сушу произошел в:
А) ордовике, Б) силуре, В) девоне
4. Основным ароморфозом, позволившим растениям освоить сушу, является:
А) дифференциация тканей, Б) появление корня, В) размножение спорами
5.Первые рептилии появились в периоде:
А) в каменноугольном, Б) в юрском, В) в триасовом.
2 вариант(повышенный уровень)
Выберите правильный один ответ
1. Какую форму имели первые прокариоты?
А) амебообразную, Б) палочкообразную, В) шарообразную
2. Какой процесс в ходе эволюции возник раньше?
А) фотосинтез, Б) дыхание, В) брожение
3. Первичными наземными споровыми растениями были:
А) мхи, Б) папоротники, В) псилофиты
4. В какую эру возникла жизнь?
А) протерозойскую Б) архейскую В) кайнозойскую
5. Животными, которые первыми вышли на сушу были:
А) земноводные Б) членистоногие, В) пресмыкающиеся
3 вариант (повышенный уровень)
Выберите правильный один ответ
1. Жизнь на Земле возникла:
А) на суше, Б) в космосе, В) в первичном океане
2. По типу питания первые организмы на Земле были:
А) автотрофами, Б) гетеротрофами, В) миксотрофами
3. Обмен веществ первых организмов на Земле осуществлялся:
А) в бескислородной среде, Б) в кислородной среде, В) как в кислородной так и в бескислородной среде.
4. Появление различных форм и окрасок цветков связано с:
А) биопрогрессом Б) ароморфозом В) идиоадаптацией.
5. Расцвет папоротников наступил:
А) в карбоне, Б) в силуре, В) в юре.
4 вариант (базовый уровень)
Выберите правильный ответ
1. жизнь возникла на Земле:
А) 3,5 млрд. лет, Б) 2,5 млрд. лет, В) 3,5 млн. лет
2.первыми биополимерами на Земле могли стать?
А) белки, Б) нуклеиновые кислоты В) углеводы
3. Представителей какого класса нельзя было «встретить» в палеозое?
А) пресмыкающихся, Б) земноводных, В) птиц
4. В какую эру млекопитающие заняли господствующее положение?
А) мезозой, Б) палеозой В) кайнозой
5. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?
А) вирусов, Б) бактерий, В) водорослей.
5 вариант (базовый уровень)
Выберите правильный ответ.
1. Самозарождение жизни в настоящее время на Земле является маловероятным, так как:
А) излучение солнца губительно действует на живые организм, Б) на Земле мало действующих вулканов, В) ныне существующие организмы использовали бы в качестве пищи вещества, из которых могла бы возникнуть жизнь.
2. Значительную роль в возникновении жизни сыграла способность нуклеотидов:
А) образовывать в водных растворах мембранные структуры;
Б) кодировать информацию
В) обеспечивать синтез органических веществ из неорганических.
3. Впервые семена стали размножаться:
А) голосеменные, Б) семенные папоротники, В) покрытосеменные.
4. Какое время называют «Веком динозавров»?
А) триас, Б) юра, В) карбон
5. Какую эру называют «Веком млекопитающих»?
А) мезозой, Б) палеозой, В) кайнозой.
2. Обсуждение и подведение итогов.
3. Рефлексия
4. Домашнее задание: подготовить презентацию по теме: «История живой природы Московской области»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Гипотезы о возникновении жизни на Земле"
Презентация предназначена для использования на уроке биологии в 11 классе по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле". В работе рассматриваются 6 основных гипотез. Работа с презентацией предполага...
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.
Среда обитания (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...
Презентация к уроку природоведения Как идёт жизнь на Земле.
Презентация к уроку природоведения в 5 классе по программе И.Н. Пономарёвой Как идёт жизнь на Земле....
Открытый урок по биологии "Происхождение жизни на Земле"
Методическая разработка открытого урока "Происхождение жизни на Земле"...
Урок №29 «Проблема существования жизни вне Земли. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями» курс астрономии 11 класс
В рамках дистанционного обучения составлен план занятий для учащихся на платформе РЭШ по курсу астрономии 11 класс...