Опорно-двигательная система
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока. Строение опорно-двигательной системы, ее функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oporno-dvigatelnaya_sistema.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Скелет человека»
Цель урока: Познакомить учащихся со строением скелета человека.
Учебно –воспитательные задачи:
Образовательная - обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения и состава костей. Повторить материал о регулирующем влиянии гормонов на рост и развитие скелета.
Развивающая – развивать способность использовать сравнивать и анализировать ранее полученные знания для усвоения новых и их обобщение. Учить концентрировать внимание, развивать логическое мышление.
Воспитательная – обратить внимание учащихся на правильную посадку за партой, в целях формирования правильной осанки, воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Оборудование: Скелет человека, таблицы с изображением скелета, череп, муляжи верхней и нижней конечности.
Ход урока.
Организационный момент.
I. Повторение пройденного материала.
Фронтальная беседа.
На прошлом уроке мы начали знакомство с опорно- двигательной системой, а из каких частей состоит опорно – двигательная система?
-Какое значение имеет опорно – двигательная система?
-Какой тканью образован скелет?
-Органические и неорганические вещества…
-Какие свойства придают костям органические, а какие неорганические вещества?
-А на какие две большие группы подразделяются все кости?
Приведите примеры…
-А теперь подумайте над такой задачей:
В лаборатории одного института ученые изучали рост костей, обновление костного вещества. В ходе этого эксперимента молодой собаке сделали операцию на бедре, окольцевали бедренную кость проволочкой. Прошли годы, собака состарилась и умерла. Ученые вскрыли животное, но на поверхности бедренной кости проволоки не оказалось. Исследователи нашли ее внутри костной ткани.
- Почему это произошло?
- Так, а за счет, какой ткани происходит рост кости в толщину?
Вы знаете, что на рост костей в длину оказывает влияние железа внутренней секреции.
- Какая это железа, где она находится и какой гормон вырабатывает?
- Что происходит при усиленной работе этой железы и наоборот?
Слайд №1
- Изучение нового материала.
Итак, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно –двигательная система человека образована скелетом человека и мышцами.
тема нашего урока
« Скелет человека».
Демонстрация презентации
Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам.
В теле взрослого человека более 200 постоянных костей.
У человека массой 70 кг средняя масса скелета 8-9кг.
Слайд№2
Скелет человека состоит из:
- Скелета головы (черепа)
- Скелета туловища (позвоночника и грудной клетки)
- Скелета поясов верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей.
Слайд №3
Учащиеся рассматривают слайд№3 и выясняют, какие
соединения костей существуют
Соединение костей.
Неподвижное (шов) и полуподвижное соединение костей.
Неподвижное соединение – кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно
Полуподвижное – кости позвоночника соединяются между
собой - полуподвижно.
Слайд №4
Подвижное соединение костей называется суставом.
Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка, они покрыты хрящом и связаны между собой связками, сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью.
-Как вы думаете, почему необходима суставная жидкость?
Слайд№5
Строение скелета головы или черепа
Череп состоит из 29 костей и представляет собой единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно сочленены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности.
Скелет головы состоит из двух отделов – мозгового и лицевого.
Слайд №6
У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел развит
сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей:
Лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.
Лицевой отдел состоит из 15 костей, которые неподвижно
срастаются друг с другом, одна подвижная кость – нижняя
челюсть.
-Как вы думаете, какую роль играет череп?
Слайд №7
Строение скелета туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.
Позвоночник состоит из 33- 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Он состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков.
Задание. Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.
Далее грудные позвонки – их может быть 12 или 13. Поясничные позвонки – 5, крестец образован 5-ю сросшимися позвонками и копчик.
Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5-7 см.
-Как вы думаете, почему?
Слайд №8
Грудная клетка состоит из 12 -13 ребер, которые неподвижно
срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником.
- Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? И почему ребра присоединяются к позвоночнику полуподвижно?
Слайд №9 и слайд№10
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Вновь у нас физкультминутка,
наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Слайд №11
Строение скелета пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности.
Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении верхней конечности (руки) к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.
Свободная верхняя конечность образована:
а) костью плеча;
б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и
в) костями кисти;
Слайд №12
Строение скелета пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.
Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении нижней конечности (ноги) к скелету туловища.
Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.
Свободная нижняя конечность образована:
а) бедренной костью;
б) двумя костями голени – малой берцовой и большой берцовой;
в) костями стопы;
Слайд №13
III. Задание на дом: Прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.
Найти в учебнике зоологии ответ на вопрос
Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих животных?
Для этого ответить на вопросы:
а) какие изменения произошли в скелете головы;
б) в скелете туловища;
в) в скелете верхних конечностей;
г) в скелете нижних конечностей;
Слайд №14
Итак, мы с вами познакомились со строением скелета человека, выяснили какую роль играет скелет в нашей жизни и какие функции выполняет опорно – двигательная система.
Слайд №15
IV.Закрепление.
Ответьте на вопросы
Подумай!
1.Сустав – это…
2. Неподвижное соединение костей – это...
3. Мозговой отдел черепа состоит из ….
4. Грудная клетка образована…
5. Верхняя конечность состоит из …
6. Нижняя конечность состоит из …
Слайд №16
Рассмотри рисунок, найди биологическую ошибку…
План –конспект урока
Учитель биологии
ГОУ школа - интернат №31
Растащенова Наталия Владимировна
Москва 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Опорно-двигательная система"
Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Опорно-двигательная система" . Форма: тестовые задания различного вида....
Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."
Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....
Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека».
Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че...
Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".
Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека»
Конспект урока биологиив 8 классепо теме: «Роль двигательной активностив развитии опорно-двигательной системы человека»...
Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, и их роль в осуществлении двигательных актов
Значение и роль систем организма человека в двигательной активности и формированию гармоничного развития личности...