Межпредметные связи между биологией и географией.
статья по биологии на тему
Данная работа показывает какие связи существуют между биологией и географией и на каких темах они раскрывается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya_vystuplenie_mezhpredm_svyazi.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии
«Ребенок-это не сосуд, который надо
наполнить, а лампада, которую следует
зажечь»
Средневековые гуманисты
Современный урок является тем источником, который может зажечь мотивацию к обучению, интерес к познавательной деятельности, инициативу, и умение и желание применять свои знания и навыки на практике. Тенденции современного урока заключаются не только в передаче знаний от учителя к обучающимся, а их совместную деятельность.
В последнее время изменились цели общего и среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Сейчас принимается второе поколение стандартов , в котором разъясняется содержание предметов, требование к результатом обучения и подготовки обучающихся. Важнейшим требованием к подготовке обучающихся является формирование не только предметных, но и над предметных достижений (к ним относятся: организационные, информационные, коммуникативные, мыслительные). В свете требований нового стандарта у обучающихся должна быть сформирована целостная картина мира, а это достигается не только благодаря знанию обособленных дисциплин, но через интегрированные образовательные области. Поэтому большая роль на этапе современного урока должна отводится формированию межпредметных связей.
Что же такое межпредметные связи? Межпредметные связи – это педагогическая категория, которая обозначает интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами, нашедшими свое отражение в содержании, формах и методах учебно–воспитательного процесса. Выполняющие образовательную, воспитательную и развивающую функцию в единстве.
Одной из проблем работы в школе VI вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП является сложность в формировании межпредметных связей. Обучающиеся, обладая конкретными знаниями на одном уроке, не могут перенести эти знания на другой предмет, целостная картина мира у них не формируется, зачастую знания представлены отдельными, не связанными между собою блоками по отдельным предметам. Поэтому обучающиеся не могу применить свои знания и умения в на практике, в жизни. Для того, что бы обучающиеся могли ориентироваться в окружающем мире, и учились применять свои знания и умения на практике, мы постарались создать серию интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
География и биология имеют широкий спектр интеграционных связей.
Если проанализировать содержание курсов географии и биологии, то мы можем выделить несколько уровней формирования межпредметных связей.
1 уровень – это темы из различных курсов, которые можно объединять между собой на интегрированных уроках. В таблице приведены некоторые темы интегрированных уроков, показаны темы по биологии и географии и и показаны формирующиеся межпредметные связи (см. приложение1)
Второй уровень это рождение больших блоков, объединяющих материал одной темы, которая проходит через все курсы географии и биологии.
Таким объединяющим блоком является экология:
Для чего нужны экологические уроки? Круг знаний и представлений об окружающем мире у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья слишком узок, и зачастую представлен бытовыми понятиями. Поэтому знания о красоте, единстве и хрупкости окружающего мира очень важны для общего развития учащихся с ДЦП.
Курс экологии проходят в 11 классе, но, к вопросам защиты окружающей среды мы обращаемся значительно раньше. Так в 6 классе по географии при изучении темы «Биосфера» изучая влияние природы на жизнь и здоровье человека, мы «строим экоград». Обучающиеся получают задание создать проект города будущего, где необходимо учесть особенности рельефа, речной сети, направления ветров, выбрать какая растительность будет произрастать в данном городе и просчитать экономические последствия деятельности человека. В результате у ребят формируется целостное представление о окружающем мире, о благоприятных и неблагоприятных факторах, которые влияют на здоровье и благополучную жизнь в городе.
В 9 классе Мы проводим экологический эрудицион, в котором поднимаются проблемные вопросы влияния человека на окружающую среду. Обучающиеся предлагают свои варианты решений таких вопросов, как: куда деть бытовой мусор, что можно изменить при уничтожении леса, при загрязнении атмосферы транспортом?
Данные уроки требуют большой подготовки, как со стороны учителей, так и со стороны обучающихся. Учащиеся приучаются работать с различными источниками информации, в том числе с периодической печатью.
Экологические уроки способствуют развитию инициативы, умению формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в коллективе, что является надпредметными достижениями и что очень важно для наших учащихся, для их дальнейшей реабилитации и социализации.
В 10кл Мы проводим уже не просто уроки, а урок – исследование, на конкретном примере - изучение экологической обстановки района Вешняки. Ребята под руководством учителей изучали историю, экономику, население, природу района, учились пользовались научными методами наблюдение, экологический моритринг, лабораторные методы. Брали пробы воды из Кусковских прудов, делали анализ почв и снега, подсчитывали загрязненность воздуха транспортом, определяли степень влияния загрязнения на зеленые растения.
Результатами исследования явилось создание школьной экологической экспозиции района Вешняки, природоохранных плакатов, виртуальной экологической тропы, с описанием наиболее интересных мест Кусковского лесопарка. Таким образом, на уроках–исследованиях у обучающихся формируются межпредметные знания по географии, биологии, истории, химии, физике. Сформировался цельный образ района с его достоинствами и проблемами.
Обучающиеся включились в активную экологическую деятельность, приобрели умения и навыки необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды, приобрели навык использования приемов исследовательской работы, привитию навыков экологической культуры, что способствовало развитию инициативы учащихся, формированию активной жизненной позиции.
Существует несколько форм реализации межпредметных связей, интегрированные уроки, экскурсии, факультативы, домашняя работа, совместные семинары, кружки, проекты. Наиболее распространенной формой создания межпредметных связей является интегрированный урок.
Подготовка интегрированных уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей:
- постановка общих целей и задач
- отбор материала
- совместная разработка системы заданий
- разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами
- таким урокам часто предшествует опережающее домашнее задание и по географии, и по биологии.
Как оценивать интегрированные уроки? Если ребенок работает только по одному из предметов, он получает одну оценку, Если ребенок выполняет творческое задание, то он получает оценки по двум предметам, причем оценка всегда положительная, т.к. творческая инициатива должна поощряться.
Какие формы организации учебной деятельности можно использовать на интегрированных уроках:
- игры состязания «Битва эрудитов», «Веселый марафон», «Брейн-ринг»
- диспуты «Заседания экспертного совета по вопросам экологии»
- круглый стол «Глобальные проблемы местного характера»
- пресс-конференции
- решение проблемных вопросов
Особенно хочется остановиться на «нестандартных уроках» , которые ведут обучающиеся старших классов в начальной школе. Мы разработали цикл уроков, «Путешествие с домашними растениями, «Путешествие с домашними животными, « По следам Робинзона» Например, урок «По следам Робинзона». Тема по географии: влияние географического положения и климата на растительный мир и особенности жизни человека. Тема по биологии: ценные породы растений, которые использует человек в своей хозяйственной жизни. Обучающиеся старших классов подбирают материал по конкретной теме, оформляют его на компьютере и учебную информацию разбавляют различными увлекательными конкурсами. Учителям отводится роль координаторов и консультантов. На таких уроках закрепляются и обобщаются знания по географии и биологии, старшеклассники учатся применять их в новой, нестандартной ситуации, закрепляется умение пользоваться различными источниками информации, публичного выступления, умение отвечать на неожиданные вопросы, что очень важно при дальнейшем обучении вне стен школы.
Наиболее ценной формой осуществления интеграции являются создание проектов.
Более подробно хотим остановиться на работе «По следам минувшего..»
Цели проекта: по географии
1. Изучить палеонтологическую историю развития Земли и в частности московского региона.
2. Научить пользоваться палеонтологическими методами исследования
3. Изучить, как изменялся облик нашей планеты
Цели проекта: по биологии
1.Познакомить учащихся с развитием органического мира
2. Исследовать какие ископаемые животные и растения существуют до сих пор на планете Земля.
3. Научить учащихся воссоздавать картины жизни в отдельные экологические эпохи.
Работа происходила в два этапа:
1этап – теоретический – сбор информации, посещение музеев, экскурсия на карьеры, сбор информации в Интернете и различных литературных источниках.
2 этап – исследовательский: обработка информации (работа с интерактив- ными средствами обучения: создание презентаций, мультфильмов, рисунков, поделок.
Результатом работы над проектом явилось не просто представление о сложном развитии нашей планеты, но и составление атласа реликтовых растений и животных (Красная книга реликтов),
- создание доисторического зоопарка,
- составление генеалогического древа (Кто чей предок),
- создание стенда – раскладушки История развития Москвы и Московской области.
В результате работы сформировались у учащихся навыки применения знаний в новых условиях работы с компьютером, освоение новых компьютерных программ, школьники научились среди большого количества информации отбирать необходимую, работать с различными источниками информации, что способствовало развитию самостоятельности, инициативности.
Таким образом, интеграция одна из интересных форм современного урока, она стимулирует к поиску новых форм взаимодействия учителя и ученика способствует
- объединению разных специалистов в решении общих проблем
- снятие перегрузки в учебном процессе
- получение качественно нового педагогического результата
Надо отметить, что в результате интеграции у учащихся возрос интерес к естественнонаучным дисциплинам, что нашло свое отражение в положительных результатах экзаменов.
Учителя – школы интернат №31
Елша Н.Ю
Растащенова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летние домашние задания по географии как средство развития познавательной активности школьников
Из опыта работы учителя географии...
Реализация межпредметных связей в преподавании географии и биологии.
Статья в научно-методическом журнале География и экология в школе XXI века №1 2011г....
Межпредметные связи географии с химией и биологией
Анализ реализации межпредметных связей в своей педагогической деятельности...
Использование межпредметной связи в преподавании физической географии
Межпредметная связь между географией и математикой.Предназначено для 6,7,8 классов....
Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида
В последнее время изменились цели общего образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъ...
«Реализация межпредметных связей посредством преемственности между учителем-дефектологом и воспитателем ГПД»
Консультация для воспитателей ГПД по развитию речевого слуха на занятиях....
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...