Реализация межпредметных связей в преподавании географии и биологии.
статья по географии (9 класс) по теме

Ценина Нина Константиновна

Статья в научно-методическом журнале География и экология в школе XXI века №1 2011г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_khabibulina_r.kh_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация межпредметных связей

в преподавании географии и биологии.

            Учитель географии  ГОУ ЦО №936  Ценина Н.К.

                                                          Южного округа г.Москва

  Наукам естественно-математического цикла принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодежи к жизни.

   Как показывает опыт, метод проектов, и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают поставленные задачи.

  Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка, что особенно важно в условиях частных школ, когда в классах небольшая наполняемость.

   Исследовательская работа учащихся, как самостоятельный вид образовательной, учебной деятельности осуществляется на разных ступенях образовательной системы в разном объёме.

   Проведение самостоятельных исследований предполагает обучение основным понятиям, методам и этапам научно-исследовательской работы, умению собирать и анализировать информацию, представлять её для других людей в виде разных форм. Учащихся приобщаются к тому, чтобы они выбирали области науки, знаний, общественной жизни, которые их интересуют, самостоятельно формулировали проблемы, умели поставить необходимые вопросы и найти методы и способы их решения с помощью самостоятельных исследований.

  Выбор области самостоятельной научной работы зависит от интересов и склонностей ребенка. Часто интерес обусловлен выбранной будущей профессией, и в этом случае помогает учащемуся глубже узнать специальную литературу, методики, взгляды учёных на ту или иную проблему. В прошлом учебном году  с ученицей 10 класса  мы провели исследование и написали научно-исследователскую работу на тему «Социально-культурные аспекты здоровья», где помимо теоретической части был составлен тест, на который ответили учащиеся 7-10 классов, затем на основе полученных данных были сделаны выводы по работе.

    В своей работе я часто использую такую форму проведение занятий как семинары. Это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся. Обычно они проводятся в виде беседы или дискуссии, в процессе которой анализируются и углубляются основные понятия ранее изученной темы, конкретизуются знания, закрепляются умения.

   При подготовке к семинарским занятиям у учащихся формируются навыки самообразования, общеучебные умения работать с книгой: ребята сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, наглядные пособия.   Семинары играют большую роль в развитии учащихся. Дискуссии, учат школьников обсуждать поставленные вопросы, самостоятельно анализировать ответы других учащихся, аргументировать свою точку зрения, а также применять свои знания и умения.

  У старшеклассников формируется также умение составлять реферат, логично излагать свои мысли, подбирать факты из различных источников, находить убедительные примеры.          Выступления на семинарах способствуют развитию речи, памяти и формированию мышления, так как часто семинары показывают взаимосвязь между различными науками, это способствует лучшему восприятию окружающего мира, как единого целого находящегося в постоянном развитии и изменении.

 Подготовку к семинару необходимо начинать за 2-3 недели, для этого сообщается тема семинара, распределяются доклады, рекомендуемая литература, проводятся консультации.

 Важным условием эффективности семинара является умения учащихся готовить сообщения, доклады, а также подготовка к нему всех учащихся, для этого весь класс знакомят с темами докладов, примерными вопросами, которые будут обсуждаться на семинаре.

   Совместно с учителем химии мною были разработаны и проведены семинары по биологии и химии на тему "Белки", по географии и химии по теме "Нефть" (10 класс).

В этом учебном году разработаны и проведены семинары по биологии и экологии в 9 классе.

                            Темы семинаров

1. «Экологический аспект жизни современного школьника»;

2. «Экологическое мышление и восприятие окружающего мира»;

3. «Экология – целостный взгляд на мир».

При подготовке к семинару у учащихся также формируются умения составлять реферат. Реферат – один из видов самостоятельных работ учащихся и обучить приемам написания реферата за короткий срок невозможно. К моменту написания реферата память учащихся должна быть обогащена определенной суммой знаний, они должны иметь развитое мышление, обладать творческим опытом и собственными взглядами. Ученики должны видеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Учащиеся должны уметь работать с различными источниками знаний.

Обучению реферативной работе необходимо проводить дифференцированно, в 5-6 классах учащиеся готовят небольшие устные сообщения, в 7-8 классах объем увеличивается, более широко рефераты используются в 9-10 классах.

Старшеклассники охотно принимают участие в подготовке и защите реферата, ребята понимают, что это форма работы способствует не только получению дополнительных навыков и знаний, но также развитию личности.

 

Семинар №1.

Тема:  «Экологический аспект жизни  современного школьника»

               

    «Решение всех проблем должно исходить из     изменения самого человека, его внутренней сущности.

Необходимо постигнуть искусство становиться лучше»

                                                                А. Печчеи

Цель: дать учащимся общее представление о влиянии экологических факторов на жизнь в современном мире.

Задачи:

  • рассмотреть значение термина «экология»;
  • рассмотреть роль  спорта и питания в жизни школьника, влияние различных факторов на экологию жилья;
  • сформировать экологический подход к восприятию окружающего мира;
  • развитие навыков устной речи и групповой дискуссии;

                   

                        План проведения семинара.

1. О целях и задачах семинара. Выступление Цениной Н.К.

1. «Экология – целостный взгляд на мир». Выступление учащихся

- что такое "экология";

- классификация экологических факторов;

2. Вопросы по докладу.

3. «Экология жилья». Выступление учащихся

- влияние шума на жизнь человека;

- комнатные растиния

4. Вопросы по докладу.

5. «Когда в здоровом теле – здоровый дух?». Выступление учащихся

- значение правильного питания в жизни школьника;

- роль спорта

6. Работа по группам и групповая дискуссия:

   а) составить оптимальный режим дня для учащегося 9 класса;

   б) составить оптимальный режим питания для учащегося 9 класса;

7. Домашнее задание:

  1. знать все основные тезисы по семинару;
  2. составить экологический паспорт квартиры по плану;

Семинар № 2.

Тема: «Экологическое мышление и восприятие окружающего мира.        Негативное влияние некоторых факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека»

Одна из главных задач 21 века, в решение которой                существенный вклад должна внести экология, - это достижение гармонии     между человеком и природой.

Цели: сформировать представление об экологическом мышлении современного человека,  рассмотреть какие факторы оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека.

Задачи:

  • рассмотреть понятие экологическое мышление и восприятие окружающего мира;
  • рассмотреть отрицательное влияние некоторых факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека;
  • рассмотреть понятие стресс и сформировать основные навыки поведения в стрессовых ситуациях;

                              План проведения семинара.

  1. О целях и задачах семинара.
  2. «Экологическое мышление  и восприятие окружающего мира». Выступление учащихся.

- экологический вариант системного познания;

- принципы функционирования экосистемы;

- экологическое равновесие;

  1. Вопросы по докладу.
  2. «Негативное влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека». Выступление учащихся.

- загрязнение атмосферы, промышленными и транспортными выбросами;

- истребление лесов;

- загрязнение речных и морских акваторий;

  1. Вопросы по докладу.
  2. Стресс. Стресогенные ситуации. Как справиться со стрессом.

     Выступление учащихся.

- стресс, типы стресса, их характеристики;

- основные стадии стресса, их особенности;

  1. Тренинговая работа по группам по теме «Суд со стрессом»

Домашнее задание: подготовить вырезки из статей об экологических проблемах в современном обществе.

Семинар №3

Тема: «Экология – целостный взгляд на мир».

Цель: сформировать у учащихся представления об экологии как системном способе познания окружающего мира.

Задачи:

- рассмотреть вопросы адаптации человека и её значение;

-рассмотреть экологические проблемы человечества;

- познакомить учащихся с понятием «биосфера» и рассмотреть стратегию устойчивого развития общества;

- рассмотреть экологию межличностных отношений;

План проведения семинара

1.О целях и задачах семинара. Выступление Цениной Н.К.

2. «Адаптация, её виды и значения». Выступление учащихся

- адаптация, её виды и значение;

3.Вопросы по докладу.

4. «Биосфера и человек: у «запретной черты». Выступление учащихся.

- биосфера- сфера жизни;

- опустынивание, "парниковый эффект";

5.Вопросы по докладу.

6. «Экология как оптимистический взгляд в будущее». Выступление учащихся.

- устойчивое развитие

7.Психологический тренинг «Экология межличностных отношений» - проводит психолог школы;

8. Подведение итогов – коллаж «Экологический манифест» - выступление учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии

Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...

Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии

Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...

Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии

Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...

Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии и биологии"

Методическая разработка раскрывает роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий при преподавании биологии и географии...

Доклад на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании географии"

Доклад на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании географии"...

Реализация межпредметных связей в процессе преподавания биологии

Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотрудничества учителей- предметников. Поэтому в течении двух последних лет я посещала уроки учителей- предметников «смежных» дисци...