Реализация межпредметных связей в преподавании географии и биологии.
статья по географии (9 класс) по теме
Статья в научно-методическом журнале География и экология в школе XXI века №1 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_khabibulina_r.kh_.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация межпредметных связей
в преподавании географии и биологии.
Учитель географии ГОУ ЦО №936 Ценина Н.К.
Южного округа г.Москва
Наукам естественно-математического цикла принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодежи к жизни.
Как показывает опыт, метод проектов, и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают поставленные задачи.
Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка, что особенно важно в условиях частных школ, когда в классах небольшая наполняемость.
Исследовательская работа учащихся, как самостоятельный вид образовательной, учебной деятельности осуществляется на разных ступенях образовательной системы в разном объёме.
Проведение самостоятельных исследований предполагает обучение основным понятиям, методам и этапам научно-исследовательской работы, умению собирать и анализировать информацию, представлять её для других людей в виде разных форм. Учащихся приобщаются к тому, чтобы они выбирали области науки, знаний, общественной жизни, которые их интересуют, самостоятельно формулировали проблемы, умели поставить необходимые вопросы и найти методы и способы их решения с помощью самостоятельных исследований.
Выбор области самостоятельной научной работы зависит от интересов и склонностей ребенка. Часто интерес обусловлен выбранной будущей профессией, и в этом случае помогает учащемуся глубже узнать специальную литературу, методики, взгляды учёных на ту или иную проблему. В прошлом учебном году с ученицей 10 класса мы провели исследование и написали научно-исследователскую работу на тему «Социально-культурные аспекты здоровья», где помимо теоретической части был составлен тест, на который ответили учащиеся 7-10 классов, затем на основе полученных данных были сделаны выводы по работе.
В своей работе я часто использую такую форму проведение занятий как семинары. Это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся. Обычно они проводятся в виде беседы или дискуссии, в процессе которой анализируются и углубляются основные понятия ранее изученной темы, конкретизуются знания, закрепляются умения.
При подготовке к семинарским занятиям у учащихся формируются навыки самообразования, общеучебные умения работать с книгой: ребята сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, наглядные пособия. Семинары играют большую роль в развитии учащихся. Дискуссии, учат школьников обсуждать поставленные вопросы, самостоятельно анализировать ответы других учащихся, аргументировать свою точку зрения, а также применять свои знания и умения.
У старшеклассников формируется также умение составлять реферат, логично излагать свои мысли, подбирать факты из различных источников, находить убедительные примеры. Выступления на семинарах способствуют развитию речи, памяти и формированию мышления, так как часто семинары показывают взаимосвязь между различными науками, это способствует лучшему восприятию окружающего мира, как единого целого находящегося в постоянном развитии и изменении.
Подготовку к семинару необходимо начинать за 2-3 недели, для этого сообщается тема семинара, распределяются доклады, рекомендуемая литература, проводятся консультации.
Важным условием эффективности семинара является умения учащихся готовить сообщения, доклады, а также подготовка к нему всех учащихся, для этого весь класс знакомят с темами докладов, примерными вопросами, которые будут обсуждаться на семинаре.
Совместно с учителем химии мною были разработаны и проведены семинары по биологии и химии на тему "Белки", по географии и химии по теме "Нефть" (10 класс).
В этом учебном году разработаны и проведены семинары по биологии и экологии в 9 классе.
Темы семинаров
1. «Экологический аспект жизни современного школьника»;
2. «Экологическое мышление и восприятие окружающего мира»;
3. «Экология – целостный взгляд на мир».
При подготовке к семинару у учащихся также формируются умения составлять реферат. Реферат – один из видов самостоятельных работ учащихся и обучить приемам написания реферата за короткий срок невозможно. К моменту написания реферата память учащихся должна быть обогащена определенной суммой знаний, они должны иметь развитое мышление, обладать творческим опытом и собственными взглядами. Ученики должны видеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Учащиеся должны уметь работать с различными источниками знаний.
Обучению реферативной работе необходимо проводить дифференцированно, в 5-6 классах учащиеся готовят небольшие устные сообщения, в 7-8 классах объем увеличивается, более широко рефераты используются в 9-10 классах.
Старшеклассники охотно принимают участие в подготовке и защите реферата, ребята понимают, что это форма работы способствует не только получению дополнительных навыков и знаний, но также развитию личности.
Семинар №1.
Тема: «Экологический аспект жизни современного школьника»
«Решение всех проблем должно исходить из изменения самого человека, его внутренней сущности.
Необходимо постигнуть искусство становиться лучше»
А. Печчеи
Цель: дать учащимся общее представление о влиянии экологических факторов на жизнь в современном мире.
Задачи:
- рассмотреть значение термина «экология»;
- рассмотреть роль спорта и питания в жизни школьника, влияние различных факторов на экологию жилья;
- сформировать экологический подход к восприятию окружающего мира;
- развитие навыков устной речи и групповой дискуссии;
План проведения семинара.
1. О целях и задачах семинара. Выступление Цениной Н.К.
1. «Экология – целостный взгляд на мир». Выступление учащихся
- что такое "экология";
- классификация экологических факторов;
2. Вопросы по докладу.
3. «Экология жилья». Выступление учащихся
- влияние шума на жизнь человека;
- комнатные растиния
4. Вопросы по докладу.
5. «Когда в здоровом теле – здоровый дух?». Выступление учащихся
- значение правильного питания в жизни школьника;
- роль спорта
6. Работа по группам и групповая дискуссия:
а) составить оптимальный режим дня для учащегося 9 класса;
б) составить оптимальный режим питания для учащегося 9 класса;
7. Домашнее задание:
- знать все основные тезисы по семинару;
- составить экологический паспорт квартиры по плану;
Семинар № 2.
Тема: «Экологическое мышление и восприятие окружающего мира. Негативное влияние некоторых факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека»
Одна из главных задач 21 века, в решение которой существенный вклад должна внести экология, - это достижение гармонии между человеком и природой.
Цели: сформировать представление об экологическом мышлении современного человека, рассмотреть какие факторы оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека.
Задачи:
- рассмотреть понятие экологическое мышление и восприятие окружающего мира;
- рассмотреть отрицательное влияние некоторых факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека;
- рассмотреть понятие стресс и сформировать основные навыки поведения в стрессовых ситуациях;
План проведения семинара.
- О целях и задачах семинара.
- «Экологическое мышление и восприятие окружающего мира». Выступление учащихся.
- экологический вариант системного познания;
- принципы функционирования экосистемы;
- экологическое равновесие;
- Вопросы по докладу.
- «Негативное влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека». Выступление учащихся.
- загрязнение атмосферы, промышленными и транспортными выбросами;
- истребление лесов;
- загрязнение речных и морских акваторий;
- Вопросы по докладу.
- Стресс. Стресогенные ситуации. Как справиться со стрессом.
Выступление учащихся.
- стресс, типы стресса, их характеристики;
- основные стадии стресса, их особенности;
- Тренинговая работа по группам по теме «Суд со стрессом»
Домашнее задание: подготовить вырезки из статей об экологических проблемах в современном обществе.
Семинар №3
Тема: «Экология – целостный взгляд на мир».
Цель: сформировать у учащихся представления об экологии как системном способе познания окружающего мира.
Задачи:
- рассмотреть вопросы адаптации человека и её значение;
-рассмотреть экологические проблемы человечества;
- познакомить учащихся с понятием «биосфера» и рассмотреть стратегию устойчивого развития общества;
- рассмотреть экологию межличностных отношений;
План проведения семинара
1.О целях и задачах семинара. Выступление Цениной Н.К.
2. «Адаптация, её виды и значения». Выступление учащихся
- адаптация, её виды и значение;
3.Вопросы по докладу.
4. «Биосфера и человек: у «запретной черты». Выступление учащихся.
- биосфера- сфера жизни;
- опустынивание, "парниковый эффект";
5.Вопросы по докладу.
6. «Экология как оптимистический взгляд в будущее». Выступление учащихся.
- устойчивое развитие
7.Психологический тренинг «Экология межличностных отношений» - проводит психолог школы;
8. Подведение итогов – коллаж «Экологический манифест» - выступление учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Осуществление межпредметных связей в преподавании географии и химии
Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии,...
Летние домашние задания по географии как средство развития познавательной активности школьников
Из опыта работы учителя географии...
Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии и биологии"
Методическая разработка раскрывает роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий при преподавании биологии и географии...
Доклад на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании географии"
Доклад на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании географии"...
Реализация межпредметных связей в процессе преподавания биологии
Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотрудничества учителей- предметников. Поэтому в течении двух последних лет я посещала уроки учителей- предметников «смежных» дисци...