Основы генетики 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Конспект урока обобщения по теме: " Основы генетики" в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока обобщения " Основы генетики" 10 класс | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 классе
Тема: Основы генетики
Учитель Пономарева А.Б
(Обобщающий урок)
10 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Основы генетики».
Образовательные задачи: повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы.
Воспитательные задачи: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира; формировать умения работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательность и требовательность к себе и своим товарищам.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: презентация, печатные тестовые задания, условия задач, карточки для самостоятельных работ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Основы генетики». И сейчас наша с вами задача всё это вспомнить и повторить.
2. Фронтальный опрос учащихся.
Учитель предлагает выполнить учащимся первое задание ( Приложение №1)
Из предложенных вам терминов выберите те которые относятся к науке генетика и дайте
им определения.
Генотип, Гетерозигота, Наследственность, Фенотип, Доминантный признак, Гомозигота
, Репликация, Транскрипция, Гликолиз, Фотолиз.
Генотип – совокупность генов организма,
Гетерозигота – особь, которая дает гаметы разных сортов.
Наследственность- способность организма передавать свои признаки и свойства.
Фенотип- совокупность внешних и внутренних свойств организма.
Доминантный признак- признак, проявляющийся всегда.
Гомозигота- особь дающая гаметы одного сорта.
Основные термины мы с вами повторили,а сейчас вспомним законы генетики.
Какие законы генетики мы с вами используем при решении генетических задач?
( Учащиеся отвечают на вопрос)
Учитель предлагает выполнить задание учащимся задание №2
В учебник по генетики попала влага, и некоторые строчки закона стали читаться иначе.
Найдите ошибки в генетических законах и исправьте их.
- Первый закон Г. Менделя:
При скрещивании двух гетерозиготных ( гомозиготных) организмов все гибриды первого поколения оказываются единообразны по генотипу и различны по фенотипу, и несут в генотипе признаки обоих родителей.
- Второй закон Г. Менделя:
При скрещивании двух гомозиготных ( гетерозиготных) особей в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соответствии 3:1 по фенотипу.
- Закон Т. Моргана:
Явление совместного наследования генов, локализованных в разных (одной) хромосоме, называется сцепленным наследованием.
Наука генетика не совсем теоретическая наука, она имеет важное практическое значение. Для чего нам необходима эта наука? ( Ответы учащихся)
3 Сообщение темы цели и задач урока….
- Основная часть урока:
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить причины наследственной болезни в семье Романовых . Гемофилия.
Ученики решают задачу.
Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемость крови) наследуется по Х-хромосоме. Принцесса Александра Федоровна, отец которой был здоров, а мать являлась носителем гена гемофилии, заключает брак с Николаем !! Александровичем Романовым, здоровым по данному признаку. Определите генотипы императрицы Александры Федоровны и императора Николая !!, определите возможные генотипы их детей . Выявите вероятность рождения детей с аномалией и детей являющихся носителями гена гемофилии. Запишите схему скрещивания.
Многие из вас увлечены фантастическими фильмами. Их невероятными приключениями. Но в мире фентези тоже действуют законы генетики. И наследование многих признаков у героев мы тоже можем определить.
Ученики решают задачи.
1. «Сказка про драконов».
У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:
1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедышащее.
2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.
3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дра-кончиков.
Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.
2. «Властелин колец».
У хоббита, Фродо Бэггинса, наследование истиной гипертрофированной стопы не сцеплено с полом ( А- норма, а- гипертрофия стопы), а гипертрихоз – сцеплено с У хромосомой. Определите генотипы родителей Фродо, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака Фродо Бэггинса с дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины расы - Хоббиты. Запишите схему скрещивания. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях?
3. « История Осла»
Ген длинных ушей является доминантным по отношению к гену нормальной длинны ушной раковины. Ген отсутствия драконьих крыльев доминантен по отношению к гену наличия драконьих крыльев, оба признака наследуются как аутосомные. В результате брака между Ослом, имеющим длинные уши и без драконьих крыльев с Драконихой с нормальными ушами имеющей крылья, родилось потомство:
8 - нормальные уши с крыльями,
7 – длинные уши без крыльев,
3- нормальные уши без крыльев,
2 - длинные уши с крыльями.
Определите генотипы Осла, Драконихи и потомства. Как можно объяснить появление 4х фенотипических групп. Запишите схему скрещивания. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях?
5. Самостоятельная работа учащихся.
На карточках даны задания самостоятельной работы.
Вариант № 1
1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:
а) Морганом; б) Менделем; в) Мичуриным.
2. Ген – это часть молекулы:
а) белка; б) ДНК; в) АТФ
3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:
а)1; б) 2; в) 3.
4. Количество возможных генотипов при скрещивании типа Аа*Аа:
а) 2; б) 3; в) 4.
5. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:
а) Аа*Аа; б) Аа*аа; в) АА*Аа.
6. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Состаьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Вариант 2
1. Кроссинговером называют:
а) сближение гомологичных хромосом;
б) тип хромосомной перестройки;
в) обмен участками гомологичных хромосом.
2. Женская гетерогаметность имеет место у:
а) дрозофилы; б) человека; в) птицы.
3. Количество фенотипов при скрещивании Аа*Аа в случае полного доминирования:
а) 1; б) 2; в) 3.
4. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом ААВв:
а) 4; б) 3; в) 2.
5. Дигетерозигота имеет генотип:
а) АаВВ; б) ААВв; в) АаВв.
6. Цвет глаз и группа крови – аутосомные несцепленные гены. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. В семье, где мать имеет карие глаза и третью группу крови, а отец голубые глаза и вторую группу крови, родились два ребенка: кареглазый, у которого четвертая группа крови, и голубоглазый, у которого первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае.
- Подведение итога изучения темы Д/3
Составить задачу по генетике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по общей биологии по теме "Основы генетики", 9 класс
Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме "Основы генетики". Он соответствует программе VII вида, состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного повторен...
Обобщающий урок 10 класс тема "Основы генетики"
Обобщить и систематизировать знания по генетике:проверка по вопросам, самостоятельная работа,работа с тестами, решение задач....
Элективный курс для 10-11 классов "Основы генетики человека"
Данный элективный курс можно использовать в профильных химико-биологических классах. Он носит обучающий, развивающий, социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того по...
Тест по теме: «Основы генетики» в 9 классе
Тест по теме: «Основы генетики» в 9 классе...
Рабочая программа по факультативу «Основы генетики» 11 КЛАСС
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе для вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения...
рабочая программа курса Основы генетики 10-11 класс
В нашей школе учащиеся 10-11 классов, выбравшие в дальнейшем для себя профессию, связанную с медициной, дополнительно изучают "Основы генетики" С помощью этого курса они узнают историю развития ...