Основы генетики 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Конспект урока обобщения по теме: " Основы генетики"  в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Урок в 10 классе

Тема:  Основы генетики

Учитель Пономарева А.Б

 (Обобщающий урок)

10 класс

      Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Основы генетики».

      Образовательные задачи: повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы.

      Воспитательные задачи: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира; формировать умения работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательность и требовательность к себе и своим товарищам.

      Развивающие задачи: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

     Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

          Оборудование: презентация,  печатные тестовые задания, условия задач, карточки для самостоятельных работ.

Ход урока

     1. Организационный момент.

     Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Основы генетики». И сейчас наша с вами задача всё это вспомнить и повторить.

     2. Фронтальный опрос учащихся.

     Учитель предлагает выполнить учащимся первое задание ( Приложение №1)

       Из предложенных вам терминов  выберите те которые  относятся к науке генетика и дайте

       им определения.

Генотип,  Гетерозигота, Наследственность, Фенотип, Доминантный признак, Гомозигота

, Репликация, Транскрипция,  Гликолиз,  Фотолиз.

Генотип – совокупность генов организма,

Гетерозигота – особь, которая дает гаметы разных сортов.

Наследственность- способность организма передавать свои признаки и свойства.

Фенотип- совокупность внешних и внутренних свойств организма.

Доминантный признак- признак, проявляющийся всегда.

Гомозигота- особь дающая гаметы одного сорта.

Основные термины мы с вами повторили,а сейчас вспомним законы генетики.

Какие законы генетики мы с вами используем при решении генетических задач?

( Учащиеся отвечают на вопрос)

Учитель предлагает выполнить задание учащимся задание №2

В учебник по генетики  попала влага, и некоторые строчки закона стали читаться иначе.

Найдите ошибки в генетических законах и исправьте их.

  1. Первый закон Г. Менделя:

При скрещивании двух гетерозиготных ( гомозиготных) организмов все гибриды первого поколения оказываются единообразны по генотипу и различны по  фенотипу, и несут в генотипе признаки обоих родителей.

  1. Второй закон Г. Менделя:

При скрещивании двух гомозиготных ( гетерозиготных) особей в потомстве происходит расщепление по этому признаку в соответствии 3:1 по фенотипу.

  1. Закон Т. Моргана:

Явление  совместного наследования генов, локализованных в разных (одной) хромосоме, называется сцепленным наследованием.

Наука генетика не совсем теоретическая наука, она имеет важное практическое значение. Для чего нам необходима эта наука? ( Ответы учащихся)

3 Сообщение темы цели и задач урока….

  1. Основная часть урока:

Сегодня мы с вами попытаемся выяснить причины наследственной болезни в семье Романовых . Гемофилия.

Ученики решают задачу. 

Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемость крови) наследуется по  Х-хромосоме. Принцесса Александра Федоровна, отец которой был здоров, а мать являлась носителем гена гемофилии, заключает брак с Николаем !! Александровичем Романовым, здоровым по  данному признаку. Определите генотипы императрицы Александры Федоровны и императора Николая !!, определите возможные генотипы их детей . Выявите вероятность рождения детей с аномалией и детей являющихся носителями гена гемофилии. Запишите схему скрещивания.

Многие из вас увлечены фантастическими фильмами. Их невероятными приключениями. Но в мире фентези тоже действуют законы генетики. И наследование многих признаков у героев мы тоже можем определить.

Ученики решают задачи.

1. «Сказка про драконов».

У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедышащее.

2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.

3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дра-кончиков.

Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

2.  «Властелин колец».

У хоббита,  Фродо Бэггинса,  наследование истиной гипертрофированной стопы не сцеплено с полом ( А- норма, а- гипертрофия стопы), а гипертрихоз – сцеплено с У хромосомой. Определите генотипы родителей Фродо, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака Фродо Бэггинса с дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины расы - Хоббиты. Запишите схему скрещивания. Какие  законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях?

3. « История Осла»

Ген длинных ушей является доминантным по отношению к гену нормальной длинны ушной раковины.  Ген  отсутствия драконьих крыльев доминантен по отношению к гену наличия драконьих крыльев, оба признака наследуются как аутосомные. В результате брака между Ослом, имеющим длинные уши и без драконьих крыльев с  Драконихой  с нормальными ушами имеющей крылья, родилось потомство:

8 - нормальные уши с крыльями,

7 – длинные уши без крыльев,

3- нормальные уши без крыльев,

2 - длинные уши с крыльями.

Определите генотипы Осла, Драконихи и потомства. Как можно объяснить появление 4х фенотипических групп. Запишите схему скрещивания. Какие  законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях?

5. Самостоятельная работа учащихся.

     На карточках даны  задания самостоятельной работы.

     Вариант № 1

      1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

      а) Морганом;               б) Менделем;            в) Мичуриным.

      2. Ген – это часть молекулы:

      а) белка;                      б) ДНК;                             в) АТФ    

      3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:

      а)1;                             б) 2;                                     в) 3.

      4. Количество возможных генотипов при скрещивании типа Аа*Аа:

       а) 2;                     б) 3;                   в) 4.

      5. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:

       а) Аа*Аа;                        б) Аа*аа;                           в) АА*Аа.

6. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Состаьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Вариант 2

      1. Кроссинговером  называют:

      а) сближение гомологичных хромосом;

      б) тип хромосомной перестройки;  

      в) обмен участками гомологичных хромосом.

     2. Женская гетерогаметность имеет место у:

      а) дрозофилы;                   б) человека;                в) птицы.

      3. Количество фенотипов при скрещивании Аа*Аа в случае полного доминирования:

      а) 1;                      б) 2;                в) 3.

      4. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом ААВв:

      а) 4;                      б) 3;                в) 2.

      5. Дигетерозигота имеет генотип:

       а) АаВВ;             б) ААВв;          в) АаВв.

6. Цвет глаз и группа крови – аутосомные несцепленные гены. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. В семье, где мать имеет карие глаза и третью группу крови, а отец голубые глаза и вторую группу крови, родились два ребенка: кареглазый, у которого четвертая группа крови, и голубоглазый, у которого первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае.

  1. Подведение итога изучения темы Д/3

            Составить задачу по генетике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по общей биологии по теме "Основы генетики", 9 класс

Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме "Основы генетики". Он соответствует программе VII вида,  состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного повторен...

Обобщающий урок 10 класс тема "Основы генетики"

Обобщить и систематизировать знания по генетике:проверка по вопросам, самостоятельная работа,работа с тестами, решение задач....

Элективный курс для 10-11 классов "Основы генетики человека"

Данный элективный курс можно использовать в профильных химико-биологических классах. Он носит обучающий, развивающий, социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того по...

Тест по теме: «Основы генетики» в 9 классе

Тест по теме: «Основы генетики» в 9 классе...

Рабочая программа по факультативу «Основы генетики» 11 КЛАСС

Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики».  В программе для вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения...

рабочая программа курса Основы генетики 10-11 класс

В нашей школе учащиеся 10-11 классов, выбравшие в дальнейшем для себя профессию, связанную с медициной, дополнительно изучают "Основы генетики" С помощью этого курса они узнают историю развития ...