Элективный курс для 10-11 классов "Основы генетики человека"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Данный элективный курс можно использовать в профильных химико-биологических классах. Он носит обучающий, развивающий, социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyyy_kurs_10-11_klass.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА»
для учащихся 10-11 классов
Учитель Новикова Ольга Андреевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс предоставляет учащимся сведения о механизмах передачи наследственных признаков человека, о причинах и факторах, влияющих на наследственность, о методах изучения генетики человека, о наследственных заболеваниях и возможном предотвращении их появления.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильного химико-биологического 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Расширение и углубление знаний о генетике человека, методах её изучения, нормы и патологии наследственности и изменчивости.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1.Раскрыть учащимся механизмы наследственности и изменчивости признаков человека.
2.Помочь учащимся овладеть современными достижениями в области генетики.
3.Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами и профилактикой.
4.Обучить алгоритмам решения генетических задач.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: лекции, беседы, диспуты, практические работы по решению задач. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны:
1.Владеть терминологией и знать основные понятия в области генетики человека.
2.Уметь характеризовать механизмы наследственности и изменчивости человека.
3.Приобрести дополнительные знания в области современной генетики.
4.Уметь решать задачи по генетике разной степени сложности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 раздел. Введение. Тема № 1. Предмет «Генетика». История развития генетики. Тема № 2. Основные понятия в генетике. | 2 | 1 1 | - - |
2 раздел. Молекулярные основы наследственности. Тема № 3. Упаковка генетического материала. Строение гена, хромосом. Кариотип человека. | 1 | 1 | - |
3 раздел. Способы наследования признаков. Тема № 4-5. Независимое наследование генов. Полное и неполное доминирование. Летальные мутации. Тема № 6-7.Множественный аллелизм. Кодоминирование. Наследование групп крови. Тема № 8-9.Сцепление генов. Кроссинговер как причина появления новых генотипов. Тема № 10-11. Взаимодействие генов –комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. Тема №12.Решение задач по разным типам наследования признаков. | 9 | 4 1 1 1 1 - | 5 1 1 1 1 |
4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола. Тема № 13.Хромосомный механизм определения пола. Тема № 14.Тератогены и тератогенез. Тема № 15-16. Наследование болезней, сцепленных с полом. Тема № 17. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром. Тема № 18.Решение задач по генетике пола. | 6 | 4 1 1 1 1 - | 2 - - 1 - 1 |
5 раздел. Наследственная изменчивость. Тема № 19. Виды наследственной изменчивости человека. Тема № 20.Мутации, типы мутаций. Мутации у человека. Тема № 21-22.Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций. Тема № 23.Изменчивость при обмене генетической информацией. | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 - - 1 |
6 раздел. Методы исследования генетики человека. Тема № 24-25. Генеалогический метод. Тема № 26. Цитогенетический метод. Тема № 27. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы. Тема № 28-29.Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга. Тема №30. Медико-генетическое консультирование. | 7 | 5 1 1 1 1 1 | 2 1 - - 1 - |
7 раздел. Генетика и селекция. Тема №31. Евгеника и неоевгеника. Тема №32. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия. | 2 | 2 1 1 | - |
8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни. Тема № 33.Влияние деятельности человека на генофонд популяций. Тема № 34. Семинар: «Здоровье в наших руках». | 2 | 1 1 1 | 1 - - |
Всего: | 34 | 23 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 раздел. Введение. (2 часа)
Задачи, методы генетики. История развития и становления генетики как науки. Основные генетические понятия.
2 раздел. Молекулярные основы наследственности. (1 час)
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК в связи с выполняемыми функциями. Строение гена эукариотической клетки. Строение и виды хромосом. Кариотип человека.
3 раздел. Способы наследования признаков. (9 часов)
Независимое наследование генов при полном и неполном доминировании. Законы Г.Менделя. Явление взаимодействия аллельных генов. Множественный аллелизм и кодоминирование. Наследование групп крови человека по системе АВО. Явление сцепления генов. Закон Т.Моргана. Кроссинговер как нарушение сцепления генов и источник комбинативной изменчивости. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия.
4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола. (6 часов)
Определение пола живых существ. Хромосомное определение пола. Тератогены и тератогенез. Заболевания, сцепленные с полом. Наследование признаков, определяемое и зависимое от пола. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром.
5 раздел. Наследственная изменчивость. (5 часов)
Типы наследственной изменчивости человека. Мутации, типы мутаций. Заболевания человека, вызванные мутациями. Альбинизм, серповидно-клеточная анемия, гемофилия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, Дауна. Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций. Изменчивость при обмене генетической информацией.
6 раздел. Методы исследования генетики человека. (7 часов)
Методы исследования генетики человека. Генеалогический метод. Составление и анализ родословных. Цитогенетический метод. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы. Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга. Решение задач по генетике популяций. Медико- генетическое консультирование.
7 раздел. Генетика и селекция. (2 часа)
Евгеника и неоевгеника. Биотехнология. Методы генной и клеточной инженерии, их практическое использование в жизни человека.
8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни. (2 часа)
Влияние деятельности человека на генофонд популяций. Заболевания, связанные с факторами среды. Алкоголизм, наркомания, табакокурение как факторы, влияющие на наследственность. Здоровый образ жизни и мониторинг состояния здоровья.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1 .Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. –М.: Издательство «Глобус», 2009.
2. Герасимова Н.С. Медико-генетическое консультирование. Задачи по генетике человека. – газ. «Биология», №15, 2003.
3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2008. – (Биология)
4. Кузнецова В.Н. Никотин, алкоголь и наркотики –тератогены, - газ. « Биология», № 18, 2004.
5. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. Пос. (Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
6. Сысоев Т.Н. Генетика человека. Семинар в 10-х классах. – газ. «Биология», №2, 2002.
7. Шишкинская Н.А. Генетика. Селекция. Теория. Задания. Ответы. –Саратов: Лицей, 2005. – (Биология).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Имидж и этикет современного делового человека".
Программа элективного курса "Имидж и этикет современного делового человека" или "Вперед к карьере"....
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».
Элективный курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....
Занятие элективного курса по теме "Определение норм питания человека"
Представлена разработка конспекта урока, опроный конспект и презентация по теме "Определение норм питания человека". При подготовке использовались приемы системно-дечятельностного подхода....
Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека"
Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека" рассчитан для 10-11 классов в качестве профильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов и дает представление о международном механизме за...
Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"
Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса по биологии 10 класс. "Генетика человека"
Курс рассчитан на 17 часов....
КТП элективного курса по биологии 10 класс. "Генетика человека".
Курс рассчитан на 17 часов....