Элективный курс для 10-11 классов "Основы генетики человека"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

Новикова Ольга Андреевна

Данный элективный курс можно использовать в профильных химико-биологических классах. Он носит обучающий, развивающий, социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyyy_kurs_10-11_klass.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ

«ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА»

для учащихся 10-11 классов

Учитель  Новикова Ольга Андреевна

                                                     

                        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Данный элективный курс предоставляет учащимся сведения о механизмах передачи наследственных признаков человека, о причинах и факторах, влияющих на наследственность, о методах изучения генетики человека, о наследственных заболеваниях и возможном предотвращении их появления.

         Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.

         Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильного химико-биологического 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

ЦЕЛЬ КУРСА: 

         Расширение и углубление знаний о генетике человека, методах её изучения, нормы и патологии наследственности и изменчивости.

 ЗАДАЧИ КУРСА: 

1.Раскрыть учащимся механизмы наследственности и изменчивости признаков человека.

2.Помочь учащимся овладеть  современными достижениями в области генетики.

3.Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами и профилактикой.

4.Обучить алгоритмам решения генетических задач.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: лекции, беседы, диспуты, практические работы по решению задач. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны:

1.Владеть терминологией и знать основные понятия в области генетики человека.

2.Уметь характеризовать механизмы наследственности и изменчивости человека.

3.Приобрести дополнительные знания в области современной генетики.

4.Уметь решать задачи по генетике разной степени сложности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1 раздел. Введение.

Тема № 1. Предмет «Генетика». История развития генетики.

Тема № 2. Основные понятия в генетике.

2

1

1

-

-

2 раздел. Молекулярные основы наследственности.

Тема № 3. Упаковка генетического материала. Строение гена, хромосом. Кариотип человека.

1

1

-

3 раздел. Способы наследования признаков.

Тема № 4-5. Независимое наследование генов. Полное и неполное доминирование. Летальные мутации.

Тема № 6-7.Множественный аллелизм. Кодоминирование. Наследование групп крови.

Тема № 8-9.Сцепление генов. Кроссинговер как причина появления новых генотипов.

Тема № 10-11. Взаимодействие генов –комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия.

Тема №12.Решение  задач по разным типам наследования признаков.

9

4

1

1

1

1

-

5

1

1

1

1

4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола.

Тема № 13.Хромосомный механизм определения пола.

Тема № 14.Тератогены и тератогенез.

Тема № 15-16. Наследование болезней, сцепленных с полом.

Тема № 17. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром.

Тема № 18.Решение задач по генетике пола.

6

4

1

1

1

1

-

2

-

-

1

-

1

5 раздел. Наследственная изменчивость.

Тема № 19. Виды наследственной изменчивости человека.

Тема № 20.Мутации, типы мутаций. Мутации у человека.

Тема № 21-22.Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций.

Тема № 23.Изменчивость при обмене генетической информацией.

5

4

1

1

1

1

1

-

-

1

6 раздел. Методы исследования генетики человека.

Тема № 24-25. Генеалогический метод.

Тема № 26. Цитогенетический метод.

Тема № 27. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы.

Тема № 28-29.Популяционно-генетический метод. Закон  и уравнение Харди-Вайнберга.

Тема №30. Медико-генетическое консультирование.

7

5

1

1

1

1

1

2

1

-

-

1

-

7 раздел. Генетика и селекция.

Тема №31. Евгеника и неоевгеника.

Тема №32. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия.

2

2

1

1

-

8  раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни.

Тема № 33.Влияние деятельности человека на генофонд популяций.

Тема № 34. Семинар: «Здоровье в наших руках».

2

1

1

1

1

-

-

Всего:

34

23

11

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 раздел. Введение. (2 часа)

Задачи, методы генетики. История развития и становления генетики как науки. Основные генетические понятия.

2 раздел. Молекулярные основы наследственности. (1 час)

Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК в связи с выполняемыми функциями. Строение гена эукариотической клетки. Строение и виды хромосом. Кариотип человека.

3 раздел. Способы наследования признаков. (9 часов)

Независимое наследование генов при полном и неполном доминировании. Законы Г.Менделя. Явление взаимодействия аллельных генов. Множественный аллелизм и кодоминирование. Наследование групп крови человека по системе АВО. Явление сцепления генов. Закон Т.Моргана. Кроссинговер как нарушение сцепления генов и источник комбинативной изменчивости. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия.

4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола. (6 часов)

Определение пола живых существ. Хромосомное определение пола. Тератогены и тератогенез. Заболевания, сцепленные с полом. Наследование признаков, определяемое и зависимое от пола. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром.

5 раздел. Наследственная изменчивость. (5 часов)

Типы наследственной изменчивости человека. Мутации, типы мутаций. Заболевания человека, вызванные мутациями. Альбинизм, серповидно-клеточная анемия, гемофилия, синдром Шерешевского-Тернера,  Клайнфельтера, Дауна. Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций. Изменчивость при обмене генетической информацией.

6 раздел. Методы исследования генетики человека. (7 часов)

Методы исследования генетики человека. Генеалогический метод.  Составление и анализ родословных. Цитогенетический метод. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы. Популяционно-генетический метод. Закон  и уравнение Харди-Вайнберга. Решение задач по генетике популяций. Медико- генетическое консультирование.

7 раздел. Генетика и селекция. (2 часа)

Евгеника и неоевгеника. Биотехнология. Методы генной и клеточной инженерии, их практическое использование в жизни человека.

8  раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни.  (2 часа)

Влияние деятельности человека на генофонд популяций. Заболевания, связанные с факторами среды. Алкоголизм, наркомания, табакокурение как факторы, влияющие на наследственность. Здоровый образ жизни и мониторинг состояния здоровья.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1 .Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. –М.: Издательство «Глобус», 2009.

2. Герасимова Н.С. Медико-генетическое консультирование. Задачи по генетике человека. – газ. «Биология», №15, 2003.

3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. -  Саратов: Лицей, 2008. – (Биология)

4. Кузнецова В.Н. Никотин, алкоголь и наркотики –тератогены, - газ. « Биология», № 18, 2004.

5. Приходченко Н.Н.,  Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. Пос. (Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

6. Сысоев Т.Н. Генетика человека. Семинар в 10-х классах. – газ. «Биология», №2, 2002.

7. Шишкинская Н.А. Генетика. Селекция. Теория. Задания. Ответы. –Саратов: Лицей, 2005. – (Биология).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Имидж и этикет современного делового человека".

Программа элективного курса "Имидж и этикет современного делового человека" или "Вперед к карьере"....

Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».

Элективный  курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....

Занятие элективного курса по теме "Определение норм питания человека"

Представлена разработка конспекта урока, опроный конспект и презентация по теме "Определение норм питания человека". При подготовке использовались приемы системно-дечятельностного подхода....

Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека"

Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека" рассчитан для 10-11 классов в качестве профильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов и дает представление о международном механизме за...

Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"

Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....