Элективный курс для 10-11 классов "Основы генетики человека"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Данный элективный курс можно использовать в профильных химико-биологических классах. Он носит обучающий, развивающий, социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyyy_kurs_10-11_klass.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА»
для учащихся 10-11 классов
Учитель Новикова Ольга Андреевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс предоставляет учащимся сведения о механизмах передачи наследственных признаков человека, о причинах и факторах, влияющих на наследственность, о методах изучения генетики человека, о наследственных заболеваниях и возможном предотвращении их появления.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер, способствует целенаправленной подготовке к ЕГЭ, кроме того позволяет ориентироваться на выбор будущей профессии врача, генетика, биолога, эколога.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся профильного химико-биологического 10-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Расширение и углубление знаний о генетике человека, методах её изучения, нормы и патологии наследственности и изменчивости.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1.Раскрыть учащимся механизмы наследственности и изменчивости признаков человека.
2.Помочь учащимся овладеть современными достижениями в области генетики.
3.Познакомить с наследственными заболеваниями человека, их причинами и профилактикой.
4.Обучить алгоритмам решения генетических задач.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: лекции, беседы, диспуты, практические работы по решению задач. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны:
1.Владеть терминологией и знать основные понятия в области генетики человека.
2.Уметь характеризовать механизмы наследственности и изменчивости человека.
3.Приобрести дополнительные знания в области современной генетики.
4.Уметь решать задачи по генетике разной степени сложности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 раздел. Введение. Тема № 1. Предмет «Генетика». История развития генетики. Тема № 2. Основные понятия в генетике. | 2 | 1 1 | - - |
2 раздел. Молекулярные основы наследственности. Тема № 3. Упаковка генетического материала. Строение гена, хромосом. Кариотип человека. | 1 | 1 | - |
3 раздел. Способы наследования признаков. Тема № 4-5. Независимое наследование генов. Полное и неполное доминирование. Летальные мутации. Тема № 6-7.Множественный аллелизм. Кодоминирование. Наследование групп крови. Тема № 8-9.Сцепление генов. Кроссинговер как причина появления новых генотипов. Тема № 10-11. Взаимодействие генов –комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. Тема №12.Решение задач по разным типам наследования признаков. | 9 | 4 1 1 1 1 - | 5 1 1 1 1 |
4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола. Тема № 13.Хромосомный механизм определения пола. Тема № 14.Тератогены и тератогенез. Тема № 15-16. Наследование болезней, сцепленных с полом. Тема № 17. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром. Тема № 18.Решение задач по генетике пола. | 6 | 4 1 1 1 1 - | 2 - - 1 - 1 |
5 раздел. Наследственная изменчивость. Тема № 19. Виды наследственной изменчивости человека. Тема № 20.Мутации, типы мутаций. Мутации у человека. Тема № 21-22.Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций. Тема № 23.Изменчивость при обмене генетической информацией. | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 - - 1 |
6 раздел. Методы исследования генетики человека. Тема № 24-25. Генеалогический метод. Тема № 26. Цитогенетический метод. Тема № 27. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы. Тема № 28-29.Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга. Тема №30. Медико-генетическое консультирование. | 7 | 5 1 1 1 1 1 | 2 1 - - 1 - |
7 раздел. Генетика и селекция. Тема №31. Евгеника и неоевгеника. Тема №32. Биотехнология. Генная и клеточная инженерия. | 2 | 2 1 1 | - |
8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни. Тема № 33.Влияние деятельности человека на генофонд популяций. Тема № 34. Семинар: «Здоровье в наших руках». | 2 | 1 1 1 | 1 - - |
Всего: | 34 | 23 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 раздел. Введение. (2 часа)
Задачи, методы генетики. История развития и становления генетики как науки. Основные генетические понятия.
2 раздел. Молекулярные основы наследственности. (1 час)
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК в связи с выполняемыми функциями. Строение гена эукариотической клетки. Строение и виды хромосом. Кариотип человека.
3 раздел. Способы наследования признаков. (9 часов)
Независимое наследование генов при полном и неполном доминировании. Законы Г.Менделя. Явление взаимодействия аллельных генов. Множественный аллелизм и кодоминирование. Наследование групп крови человека по системе АВО. Явление сцепления генов. Закон Т.Моргана. Кроссинговер как нарушение сцепления генов и источник комбинативной изменчивости. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия.
4 раздел. Генетика пола. Нарушение определения пола. (6 часов)
Определение пола живых существ. Хромосомное определение пола. Тератогены и тератогенез. Заболевания, сцепленные с полом. Наследование признаков, определяемое и зависимое от пола. Тестикулярная феминизация. Андрогенитальный синдром.
5 раздел. Наследственная изменчивость. (5 часов)
Типы наследственной изменчивости человека. Мутации, типы мутаций. Заболевания человека, вызванные мутациями. Альбинизм, серповидно-клеточная анемия, гемофилия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, Дауна. Нерасхождение хромосом при гаметогенезе – причина геномных мутаций. Изменчивость при обмене генетической информацией.
6 раздел. Методы исследования генетики человека. (7 часов)
Методы исследования генетики человека. Генеалогический метод. Составление и анализ родословных. Цитогенетический метод. Близнецовый, антропометрический, иммуногенетический методы. Популяционно-генетический метод. Закон и уравнение Харди-Вайнберга. Решение задач по генетике популяций. Медико- генетическое консультирование.
7 раздел. Генетика и селекция. (2 часа)
Евгеника и неоевгеника. Биотехнология. Методы генной и клеточной инженерии, их практическое использование в жизни человека.
8 раздел. Антропогенное воздействие на наследственность и роль здорового образа жизни. (2 часа)
Влияние деятельности человека на генофонд популяций. Заболевания, связанные с факторами среды. Алкоголизм, наркомания, табакокурение как факторы, влияющие на наследственность. Здоровый образ жизни и мониторинг состояния здоровья.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1 .Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. –М.: Издательство «Глобус», 2009.
2. Герасимова Н.С. Медико-генетическое консультирование. Задачи по генетике человека. – газ. «Биология», №15, 2003.
3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2008. – (Биология)
4. Кузнецова В.Н. Никотин, алкоголь и наркотики –тератогены, - газ. « Биология», № 18, 2004.
5. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. Пос. (Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
6. Сысоев Т.Н. Генетика человека. Семинар в 10-х классах. – газ. «Биология», №2, 2002.
7. Шишкинская Н.А. Генетика. Селекция. Теория. Задания. Ответы. –Саратов: Лицей, 2005. – (Биология).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Имидж и этикет современного делового человека".
Программа элективного курса "Имидж и этикет современного делового человека" или "Вперед к карьере"....
Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека».
Элективный курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека....
Занятие элективного курса по теме "Определение норм питания человека"
Представлена разработка конспекта урока, опроный конспект и презентация по теме "Определение норм питания человека". При подготовке использовались приемы системно-дечятельностного подхода....
Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека"
Элективный курс "Международная защита прав и свобод человека" рассчитан для 10-11 классов в качестве профильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов и дает представление о международном механизме за...
Рабочая программа элективного курса "Анатомия, физиология и гигиена организма человека"
Данная программа предназначена для поддержки естественнонаучного профиля в 10 или 11 классе и рассчитана на 34 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ " ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА", 9 КЛАСС
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ И КТП ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ХИМИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА...
Рабочая программа элективного курса по биологии 10 класс. "Генетика человека"
Курс рассчитан на 17 часов....