Конспект урока "в 5 классе по биологии "Царство Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Полосуева Ольга Викторовна
Цели по содержанию: обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов. развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу. воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности. Планируемые результаты учебного занятия : Предметные : знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения : симбиоз, микориза, споры Уметь – отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения Метапредметные : Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы : учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, видеосюжет о грибах, коллекция грибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tsarstvo_griby.doc810.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Цели по содержанию:

обучающие:  ознакомление  учащихся с информацией о царстве грибов.

развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

воспитывающие:  формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности.

Планируемые  результаты учебного занятия :

Предметные :  

знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства  грибов от растений и животных, определения : симбиоз, микориза, споры

Уметь –  отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения

Метапредметные :

Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, видеосюжет о грибах, коллекция грибов.

 

Ход урока

  • Опрос. 

На какие царства делятся организмы живой природы?

Почему грибы занимают особое место среди эукариот и выделены в особое царство?

Выделить признаки грибов как животных и как растений.

  • Признаки грибов как
  • животных
  • растений
  • Гетеротрофы(но питание у них поверхностное), есть мертвоеды, хищники, паразиты.
  • Запасают не крахмал, как растение, а жир и гликоген как животное.
  • Стенки клеток грибов хитиновые, как у насекомых или крабов.
  • Хорошо развито движение цитоплазмы в клетках грибов.
  • Колоссальная скорость роста.
  • Споры грибов неподвижны, без ресничек и жгутиков, как у высших растений(спермии).
  • Способ поглощения пищи- путем всасывания.
  • Питание растворимыми органическими и минеральными веществами.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки.

В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.

Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья.

Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

(Можно использовать подсказки – загадки

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.)

2. Особенности строения шляпочных грибов.

а) Рассказ учителя, составление схемы на доске.

http://festival.1september.ru/articles/314189/img1.gif

б) Работа по рис. 20 на странице 37 учебника.

Дополнение учителя:В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

3. Симбиоз растений и грибов.

а) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр. 39 и рис. 22. б)Выполнение задания 32 в рабочей тетради.

в) Формулировка вывода:Симбиоз - тесная связь растения и гриба, связь полезна как одному, так и другому.Грибокорень – проникновение грибницы в корень дерева.(микориза)

4. Съедобные и ядовитые грибы.а) Работа с использованием настенных таблиц и рисунков 23, 24 на стр. 40 учебника б) Сообщения учащихся о съедобных и ядовитых грибах. “Грибы - двойники”в) Учитель: ребята, мы многое узнали о грибах, и нам уже можно отправляться в лес за грибами. Но вначале давайте прочитаем письмо, которое пришло нам от Старичка-Лесовичка. [2]http://festival.1september.ru/articles/314189/img2.gif

г) Дети читают письмо (“Собирать нужно только хорошо известные грибы!”Учитель: Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 200 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов.д) “Третий лишний”: (Работа по карточкам. Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб в каждой карточке не имеет этого признака и поэтому является лишним. )

 http://festival.1september.ru/articles/314189/img3.gif 

5. Правила сбора грибов.

6. Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами.

(Быть внимательными при сборе грибов;если сомневаетесь в съедобности гриба, то лучше его не брать;старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми;нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы).

7. Выращивание грибов (шампиньоны, вешенки).

8. Учитель: А что делать, если на пути у грибника попался ядовитый гриб?

(Дети высказывают свои предположения, после чего учитель читает рассказ “Что в лесу лишнее”)

Что в лесу лишнее

Слушает Девочка дедушкину сказку:Шел раз грибник по лесу. Видит – стоит на полянке мухомор. “Вот я тебя!”, думает человек и поднимает палку. Вдруг гриб говорит человеческим голосом: - Погоди меня губить, дай слово молвить. Посмотри вон туда. Видишь грибные пеньки.Это все, что осталось от двух моих братьев. Первый погиб, когда еле приплелся сюда больной дикий кабан. Съел он моего брата, немного полежал, встрепенулся и убежал в лес. А вчера отыскал нас олень. Шатался он от слабости. Съел второго моего братца и веселый побежал по своим делам.- Раздумал я тебя губить, - сказал человек.И пошел дальше по лесу. Встретил муравейник, не ткнул в него палкой, как делал раньше. Ни одного деревца, ни одной веточки не сломал.- Поняла, - сказала Девочка. – Ничего нет в лесу лишнего, ненужного.

III. Закрепление.

1. “Заморочки из бочки” [6]

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).

Б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )

в)Император Клавдий, французский король Карл VI , папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами)

г) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом –подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)

2. Задания по карточкам [6] (Отгадайте, название каких грибов зашифрованы в ребусах?)

 http://festival.1september.ru/articles/314189/Image841.jpg

http://festival.1september.ru/articles/314189/Image842.jpg

http://festival.1september.ru/articles/314189/Image840.jpghttp://festival.1september.ru/articles/314189/Image843.jpg

 http://festival.1september.ru/articles/314189/Image844.jpg

 

3. Объясни смысл поговорок. Всегда ли он соответствует сегодняшним знаниям в данной научной области?

  • Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
  • Гриб быстро растет под дубом.
  • Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
  • Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
  • Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
  • Гриб растет ночью.
  • Грибы- не хлеб.
  • Лучше рыжик, чем ничего.

Молодые опенки, да черви в них.

 IV. Задание на дом.

Изучить параграф   ответить на вопросы в конце параграфа, принести результаты опыта по выращиванию плесневого гриба.

Рефлексия

1. Учащимся раздаются  листы самооценки (приложение 1 ) для заполнения

2.  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Приложение 1.                                    

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? __________________________

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике:

                                                         http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif   

              http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg                  http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU                                    http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M                     

КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Класс  

Учитель

Период  с _______________ по _______________

Инструкция  УУД   «0»- не сформированы , «1» - недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно

Ф.И.

ученика

УУД

познавательные

Ср.

балл

коммуникативные

Ср.балл

регулятивные

Ср. балл

Анна

лиз

Син

тез

Уме

ние работать в группе

Взаимоконтроль

Учебное сотрудничество

Самоконтроль

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока на тему "Царство Грибы"

этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока по теме: "Плесневые грибы"

Данный материал можно использовать для проведения урока по теме: "Грибы"За неделю до урока учащимся было дано задание вырастить дома на любом питательном субстрате плесневый гриб. Прекрасно достигаютс...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...