олимпиадные задания 9-11 кл биология
олимпиадные задания по биологии (11 класс) на тему

Иванова Альфия Минхафизовна

может быть полезным при подготовке к олимпиадам учителю биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_9-11kl_biologiya.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для подготовки к олимпиаде по биологии

(Содержание

  1. Аннотация к методическим материалам.
  2. Блок заданий для 6 класса
  • Биологические задачи
  • Задания олимпиады
  • Матрица ответов
  • Ответы на задания
  1. Блок заданий для 7 класса
  • Биологические задачи
  • Задания олимпиады
  • Матрица ответов
  • Ответы на задания
  1. Блок заданий для 8 класса
  • Биологические задачи
  • Задания олимпиады
  • Матрица ответов
  • Ответы на задания
  1. Блок заданий для 9 класса
  • Биологические задачи
  • Задания олимпиады
  • Матрица ответов
  • Ответы на задания
  1. Блок заданий для 10-11 классов
  • Биологические задачи
  • Задания олимпиады
  • Матрица ответов
  • Ответы на задания
  1. Список литературы.

Аннотация.

Цель:

  1. Создание банка олимпиадных заданий
  2. Определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады.
  3. Улучшение качества подготовки учащихся к олимпиаде по биологии.

Задачи:

  • Разработать и подобрать задания к олимпиадам, которых раскрывают обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;
  • Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях;
  • Отработать умения оформлять олимпиадные работы, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа;
  • Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.

Основными нормативными документами по  проведению олимпиад школьников являются:

  •  «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285).
  •  «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).
  • Содержание заданий олимпиады определяются:
  • обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);
  • школьным образовательным  стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).
  • При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии обсуждения.
  • На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»  выстраивается следующая вертикаль олимпиад по обществознанию.

Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются отражение:

  • нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;
  •  творческого характера соревнований;
  • общей культуры участников, их эрудированности.
  • Особо выделяется цель – отбор учащихся-победителей для формирования портфолио успешности и, в конечном счете, создания для них льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);
  •  формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

Принципы формирования олимпиадных заданий

  • Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:
  • Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.
  • Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.
  • Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.
  • Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.
  • По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.
  • Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.
  • Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).
  • Опора на межпредметные связи в части заданий.

Требования к заданиям

– задания для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии необходимо готовить в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых

элементов знаний;

– форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил

минимальное время;

– задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);

– в заданиях выбора (деструкторах тестового задания) для маскировки правильного

ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и

формулировки, составляющие предметную область «Биология»;

– задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако, задания в блоке

желательно группировать по типам.

При создании  пакета методических материалов для проведения олимпиады школьников по биологии в него должны входить:

– комплекты заданий;

– пустые бланки ответов на задания (матрицы);

– ответы на задания.

Рекомендуемое количество заданий

Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей

таблице, исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).

Комплект          Часть I Часть II Часть III Часть IV

6 класс                 10            5                5                 1

7 класс                 15            5               10                1

8 класс                 20            5               10                2

9 класс                 25           10              15                2

10 класс               30           10              15                3

11 класс               35           10              20                5

Список литературы:

  1. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –

М.; Дрофа, 1998 и другие переиздания.

  1. Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;
  2. Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-

Граф, 1997 и другие переиздания;

  1. Захаров В.  Б., Сонин Н. И.  "Биология. Многообразие живых организмов. 7

класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

  1. Захаров   В.Б.,   Мамонтов   С.Г.,   Сонин   Н.И.   Общая   биология.   10-11кл.  

–М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

  1. Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
  2. Каменский  А.А.,  Криксунов  Е.А.,  Пасечник  В.В.  Общая  биология  10–11

классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

  1. Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие

переиздания;

  1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и дру-

гие переиздания;

  1. Мамонтов  С.  Г.,  Захаров  Б.  Н.,  Сонин  Н.  И.  "Биология.  Общие  зако-

номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

  1. Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувин-

ского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

  1. Пасечник В. В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс", –М.: Дрофа,

1997 и другие переиздания;

  1. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. "Биология. Человек и его здоровье. 9 класс",

М.: Просвещение, 1997 и другие переиздания.

  1. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология 8 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы

  1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а так-же методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.  
  2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.
  3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область)

по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

  ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ

                            ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11  КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 41)

На выполнение работы отводится 120 минут

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное  количество баллов, которое можно набрать  – 30  (по  1  баллу  за  каждое  тестовое  задание).  Индекс  ответа,  который  вы  считаете  наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

1. Морская капуста может размножаться:

а) только половым путем;     б) только вегетативно;    в) только бесполым путем;

г) бесполым и половым путями. 

2. Порфира относится к:

а) бурым водорослям;   б) лишайникам;   в) красным водорослям;    г) моховидным.

3. Мутовчатое листорасположение характерно для:

а) липы;    б) сирени;   в) дуба;    г) вороньего глаза.  

4. Из перечисленных организмов к простейшим относятся:

а) сувойки;    б) тихоходки;   в) коловратки;   г) гастротрихи.

5. Из перечисленных простейших-возбудителей заболеваний человека к споровикам

относится:

а) балантидий;   б) лейшмания;   в) трипаносома;   г) токсоплазма.  

6. Выделительная система у круглых червей (класс Nematoda):

а) представлена протонефридиями;        б) представлена метанефридиями;  

в) представлена кожными железами;      г) отсутствует.

7. Водные рачки циклопы (род Cyclops) относится к отряду:

а) жаброногих;   б) веслоногих;    в) равноногих;   г) усоногих.

8. Из перечисленных насекомых к двукрылым не относится:

а) жужжало;   б) звонец;   в) журчалка;   г) щелкун.  

9. Вакцины используют для формирования у человека:

а) естественного врожденного иммунитета;

б) естественного приобретенного иммунитета;

в) искусственного активного иммунитета;  

г) искусственного пассивного иммунитета.

10 Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры

окружающей среды, – это:

а) потертость;   б) опрелость;   в) ожог;    г) отморожение.

11. Для экосистемы таёжных лесов типичны:

а) бурый медведь, белка, сойка, глухарь;

б) бурундук, соболь, клёст-еловик, кедровка;  

в) лань, росомаха, колонок, тетерев;  

г) лось, летяга, снегирь, соня-полчок.

12. Гриб, живущий на мертвом дереве, можно отнести к:

а) сапротрофам;   б) гетеротрофам;   в) редуцентам;   г) все перечисленное верно.

13. Верное расположение эр на геохронологической шкале в историческом порядке:

а) Палеозой – Докембрий – Мезозой – Кайнозой;

б) Докембрий – Мезозой – Палеозой – Кайнозой;

в) Докембрий – Палеозой – Мезозой – Кайнозой;  

г) Кайнозой – Мезозой – Палеозой – Докембрий.

14. Продукты световых реакций фотосинтеза, поступающие в темновую фазу:

а) углекислый газ и АТФ;                       б) вода и НАДФ окисленный;

в) АТФ и НАДФ восстановленный;       г) сахар и кислород.

15. В образовании первичной структуры белка участвуют группы:

а) СО--NН;      б) СО—СО;   в) NH--NH;   г) СО—СОН

16. В ДНК бактерии аденин составляет 22% всех оснований. Содержание цитозина в

этой ДНК равно:

а) 22%;    б) 25%;    в) 26%;    г) 28%.    

17. Язвительная шутка «От редьки вершки, от капусты корешки» была посвящена

растению, выведенному в 20-х годах в Ленинграде под руководством:

а) Николая Ивановича Вавилова;       б) Ивана Владимировича Мичурина;

в) Трофима Денисовича Лысенко;      г) Георгия Дмитриевича Карпеченко.  

  1. В результате скрещивания пчелиной матки с трутнем было получено поколение F1, где самцы имели генотипы АВ, Ав, аВ, ав, а самки – АаВв, Аавв, аавв. Генотип родителей:
    а) Аавв х АА;    б) АаВв х ав;    в) ааВВ х Ав;    г) ААВВ х ав.
  2. . Эндосперм в семенах цветковых  растений имеет набор хромосом:

а) тетраплоидный   б) триплоидный    в) диплоидный    г) гаплоидный.

  1. . Транспирация позволяет растению:
    а) иметь запас питательных веществ в разных органах;
    б) поглощать энергию солнца;

в) осуществлять вегетативное размножение;
г) регулировать температуру и постоянно получать минеральные вещества.
21.
Удобрение, способствующее росту корней и других подземных органов - это:
а) калийное;    б) азотное;   в) навоз;     г) фосфорное.

22. К какой оболочке глаза относится радужка?

а) к сетчатке.   б) к белочной.     в) к сосудистой.     г) к слою пигментных клеток.

23. Назовите плод, который созревает у лимона, апельсина:

а) ягода.     б) тыквина.    в) померанец.    г) яблоко.

24. Термин, которым называют листостебельное растение кукушкина льна:

а) гаметофит.   б) спорофит.    в) заросток.    г) зародыш.

25. Укажите явление, которое к проявлениям жизнедеятельности растительной клетки НЕ относится:

а) обмен веществ.                    б) избирательная проницаемость клеточных покровов.

в) движение цитоплазмы.       г) фагоцитоз.

26. К древним людям (палеоантропам) относится:

а) неандерталец.  б) питекантроп.  в) синантроп.   г) гейдельбергский человек.

27.. Детритные пищевые цепи начинаются:

а) с растений.   б) с животных.  в) с редуцентов.

г) с органического вещества отмерших организмов.

28. В отличие от взрослого человека у ребенка до 6 - 7 лет отсутствуют:
а)резцы;  б)клыки;  в)малые коренные зубы;   г) большие коренные зубы.

29. Клетки слизистой оболочки имеют ворсинки в:
а) желудке;   б) тонком кишечнике;   в) толстом кишечнике;  г) во всех названных отделах.

  1. Вазопрессин является гормоном:
    а) поджелудочной железы;   б) гипофиза; в) паращитовидной железы;  г) надпочечников.

Часть  II.

Вам предлагаются  тестовые  задания  с  одним  вариантом  ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс

ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.  

1. Из перечисленных ниже паразитов растений к грибам относятся:

1) спорынья;  

2) ржавчина  листьев цитрусовых;

3) ржавчина пшеницы;  

4) головня;

5) повилика.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 4, 5;  

в) 1, 3, 4;  

г) 2, 3, 4;

д) 2, 4, 5.

2. Для царства Грибов характерны признаки:

1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;  

2) структурный компонент

клеточной стенки – целлюлоза;

3) запасной продукт – гликоген;  

4) запасной продукт – багрянковый крахмал;

5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий  

а) 1, 4, 5;

б) 2, 3, 4;  

в) 1, 3, 4;  

г) 1, 3, 5;  

д) 2, 3, 5.

3. Промежуточным хозяином опасного паразита человека – широкого лентеца –

может быть:

1) рыба;

2) корова;

3) прудовик;

4) веслоногие рачки;

5) свинья.  

а) 1, 2;

б) 2, 5;  

в) 1, 4;  

г) 1, 3, 5;

д) 2, 4, 5.

4. Рудименты таза и задних конечностей имеются у:  

1)  водяного ужа;

2)  медянки:

3)  песчаного удавчика;  

4)  желтопузика;  

5)  степной гадюки.

а) 1, 2;

б) 2, 3;  

в) 2, 4;

г) 3, 4;  

д) 4, 5.

5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:

1) уменьшается объем грудной клетки;  

2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;      

3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;      

4) расслабляются мышцы грудной клетки;

5) сокращаются мышцы грудной клетки.  

а) 1, 2;

б) 1, 3;  

в) 1, 3, 5;

г) 1, 3, 4, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

6. Эритроциты у человека могут формироваться:

1) в желточном мешке;  

2) в печени;  

3) тимусе;

4) в ребрах;  

5) в скелетных мышцах.

а) 1, 2, 3, 4;

б) 2, 3, 4, 5;

в) 1, 2, 3, 4, 5;  

г) только 1, 2, 4;  

д) только 2, 3, 5.  

7. Рост плотности популяции ограничивают факторы:

1) территориальность; а) наличие паразитов; 3) недостаток пищевого ресурса;

4) накопление продуктов обмена; 5) хищничество.

а) только 1;

в) только 3;

б) только 2, 3, 5;

г) только 1, 2, 3, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.  

8. В ходе эволюции в семействе лошадиных (Equidae) произошло:  

1) увеличение размеров тела;  

2) увеличение плодовитости;  

3) обострение обоняния и слуха;

4) сокращение числа пальцев;  

5) усложнение строения коренных зубов.  

а) только 1, 3;

б) только 2, 4;  

в) только 3, 5;  

г) только 4, 5;

д) только 1, 4, 5.  

9. Ферментами являются:

1) трипсин;  

2) лизин;

3) гемоглобин;

4) амилаза;  

5) РНКаза.  

а) 1, 2, 3;

б) 1, 3, 4;  

в) 2, 4, 5;

г) 3, 4, 5;

д) 1, 4, 5.  

10. К реакциям матричного синтеза относятся:

1) синтез ДНК; 2) синтез белка; 3) синтез РНК; 4) синтез жирных кислот;  

5) синтез полисахаридов.

а) 1, 3;  

б) 1, 2;  

в) 1, 2, 3;  

г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 5.

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В  матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое задание).  

  1. Опенок осенний – паразит деревьев.  
  2. Дрожжи осуществляют молочнокислое брожение.
  3. У морской капусты хлоропласты одеты двумя мембранами.
  4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
  5. У большинства пиявок имеются глаза.  
  6. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
  7.  Радула – тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием в центре.  
  8. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.  
  9. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  10. Т-хелперы являются мишенью ВИЧ.
  11.  Стенка левого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у правого желудочка.  
  12. В организме женщины при отсутствии патологий никогда не образуются мужские половые гормоны.  
  13. Партеногенез – это форма полового размножения.  
  14. Дегенерация – один из способов достижения биологического прогресса.  
  15. Мутации могут происходить во всех клетках, содержащих ДНК.  

Часть IV.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. [мах. 3 балла] Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.

Признаки                                                               Форменные элементы крови

1)  в 1мл крови их 180 – 380 тыс.;                    А -эритроциты    Б- лейкоциты

2)  в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.;  

3)  имеют неправильную форму;  

  1. имеют форму двояковогнутого диска;
  2. живут от нескольких суток до нескольких лет;
  3. живут около 120 суток.

Признак

1

2

3

4

5

6

Форменные элементы

 

2. Приведите в соответствие   тип изменчивости и его свойства (2,5 балла)

Свойства

1)  передаётся по наследству

2)  не передаётся по наследству

3)  возникает случайно

4)  соответствует воздействию внешней среды

5)  ненаправленность

Тип изменчивости

А) модификационная

Б) мутационная

 Тип изменчивости

1

2

3

4

5

Свойства

3. Приведите в соответствие   отделы  головного мозга и их функции (2,5 балла)

Функции отделов мозга

1) координация движений, равновесие тела

2) регуляция обмена веществ, терморегуляция

3) регуляция защитных рефлексов: кашля,  чихания

4) регуляция поведения, мышления, памяти

5) регуляция работы сердца, органов дыхания, пищеварения

Отделы головного мозга

А) Продолговатый мозг

Б) Передний мозг  

В) Промежуточный мозг

Г) Мозжечок

   Функции отделов мозга

1

2

3

4

5

  Отделы головного мозга

Задания

Теоретического тура районной олимпиады школьников по биологии .

9 класс

Для выполнения всех заданий вам дается 4 часа.

Задание 1

Выберите из предлагаемых вариантов ответов правильный (или правильные) и отметьте его ( их) знаком «+» .

  1. Какие из перечисленных ниже животных относятся к кольчатым червям?:

а) медицинская пиявка;

б) трубочник;

в) нереис;

г) погонофора.

  1. Какие из перечисленных ниже животных относятся к зимнеспящим?:

а) ёж;

б) медведь;

в) белка;

г) землеройка.

  1. Назовите растения, с которыми сожительствуют азотфиксирующие клубеньковые бактерии:

а) тополь;

б) ель;

в) облепиха;

г) клен;

д) ольха;

е) дуб;

ж) клевер.

  1. Разнообразие окраски вегетативного тела у водорослей вызвано:

а) особенностями размножения;

б) маскировкой;

в) привлечением животных;

г) приспособлением к условиям фотосинтеза.

  1. Сосуды, оказывающие основное сопротивление кровотоку в организме человека:

а) аорта;

б) артериолы;

в) капилляры;

г) вены.

Задание 2

Расшифруйте следующие термины:

  1. Фибринолиз –;
  2. Гельминтозы – ;
  3. Радула –;
  4. Клон –;
  5. Корнеклубень –.Задание 3.

Напишите необходимые термины, исходя из определений соответствующих понятий.

  1. Образование плодов растений без семян -;
  2. Сухой односемянный плод с тонким кожистым околоцветником, легко отделяющийся от семени -;
  3. Употребление в пищу себе подобных -;
  4. Семейная группа у львов -;
  5. Чувствительные структуры животных, воспринимающие различные механические раздражения из внешней среды или из внутренних органов –.

Задание 4

Определите, являются ли верными приведенные ниже суждения. Верные суждения обозначьте знаком «+», неверные «-» и объясните почему?

  1. Плавательный пузырь отсутствует у акуловых рыб.
  2. Лесной орех, грецкий орех, земляной орех – примеры одного типа плодов.
  3. Все растения являются автотрофами.
  4. Самым протяженным отделом пищеварительной системы человека является толстый кишечник.
  5. Морской гребешок – съедобное животное.

Задание 5

  1. Что такое луг? Перечислите виды растений, произрастающие на лугах. К каким семействам они относятся? К каким факторам среды, характерным для лугов,они приспособлены?
  2. Опишите процессы метаморфоза у насекомых с полным превращением. Перечислите разнообразие личинок этих насекомых.
  3. За время своего существования человек окультурил огромное количество растений. Все они имеют диких предков. Чем культурные растения отличаются от своих предков? Иллюстрируйте примерами. Какие русские ученые внесли большой вклад в дело изучения культурных растений?
  4. Почему морские рыбы, идущие на нерест в реки должны предварительно отстаиваться некоторое время в приустьевых участках? Назовите примеры таких рыб, опишите их роль в природе и жизни человека?
  5. Опишите процессы переваривания липидов в организме человека. Где начинается этот процесс, какие органы в этом участвуют? Перечислите необходимые компоненты успешного усвоения организмом жиров. Опишите особенности всасывания и транспорта липидов в организме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)

Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

олимпиадные задания по биологии

Олимпиадные задания...

КИМы по биологии (олимпиадные задания) для 7, 8 классов по биологии

В Концепции модернизации российского образования главной задачей считается обеспечение нового качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным потребностям личности,...

Олимпиадные задания по химии и биологии

Олимпиадные задания школьного и муниципального уровня ВСОШ прошлых лет помогут учащимся подготовиться к новому сезону олимпиад....