олимпиадные задания 9-11 кл биология
олимпиадные задания по биологии (11 класс) на тему
может быть полезным при подготовке к олимпиадам учителю биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для подготовки к олимпиаде по биологии
(Содержание
- Аннотация к методическим материалам.
- Блок заданий для 6 класса
- Биологические задачи
- Задания олимпиады
- Матрица ответов
- Ответы на задания
- Блок заданий для 7 класса
- Биологические задачи
- Задания олимпиады
- Матрица ответов
- Ответы на задания
- Блок заданий для 8 класса
- Биологические задачи
- Задания олимпиады
- Матрица ответов
- Ответы на задания
- Блок заданий для 9 класса
- Биологические задачи
- Задания олимпиады
- Матрица ответов
- Ответы на задания
- Блок заданий для 10-11 классов
- Биологические задачи
- Задания олимпиады
- Матрица ответов
- Ответы на задания
- Список литературы.
Аннотация.
Цель:
- Создание банка олимпиадных заданий
- Определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады.
- Улучшение качества подготовки учащихся к олимпиаде по биологии.
Задачи:
- Разработать и подобрать задания к олимпиадам, которых раскрывают обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;
- Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях;
- Отработать умения оформлять олимпиадные работы, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа;
- Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
Основными нормативными документами по проведению олимпиад школьников являются:
- «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285).
- «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).
- Содержание заданий олимпиады определяются:
- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);
- школьным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).
- При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии обсуждения.
- На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» выстраивается следующая вертикаль олимпиад по обществознанию.
Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются отражение:
- нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;
- творческого характера соревнований;
- общей культуры участников, их эрудированности.
- Особо выделяется цель – отбор учащихся-победителей для формирования портфолио успешности и, в конечном счете, создания для них льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);
- формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа всероссийской олимпиады с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;
Принципы формирования олимпиадных заданий
- Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:
- Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.
- Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.
- Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.
- Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.
- По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.
- Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.
- Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).
- Опора на межпредметные связи в части заданий.
Требования к заданиям
– задания для проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады по биологии необходимо готовить в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых
элементов знаний;
– форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил
минимальное время;
– задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);
– в заданиях выбора (деструкторах тестового задания) для маскировки правильного
ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и
формулировки, составляющие предметную область «Биология»;
– задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако, задания в блоке
желательно группировать по типам.
При создании пакета методических материалов для проведения олимпиады школьников по биологии в него должны входить:
– комплекты заданий;
– пустые бланки ответов на задания (матрицы);
– ответы на задания.
Рекомендуемое количество заданий
Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей
таблице, исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Комплект Часть I Часть II Часть III Часть IV
6 класс 10 5 5 1
7 класс 15 5 10 1
8 класс 20 5 10 2
9 класс 25 10 15 2
10 класс 30 10 15 3
11 класс 35 10 20 5
Список литературы:
- Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –
М.; Дрофа, 1998 и другие переиздания.
- Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;
- Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-
Граф, 1997 и другие переиздания;
- Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых организмов. 7
класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
–М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;
- Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11
классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;
- Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие
переиздания;
- Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и дру-
гие переиздания;
- Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако-
номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
- Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувин-
ского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;
- Пасечник В. В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс", –М.: Дрофа,
1997 и другие переиздания;
- Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. "Биология. Человек и его здоровье. 9 класс",
М.: Просвещение, 1997 и другие переиздания.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
- Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а так-же методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.
- Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.
- Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область)
по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 41)
На выполнение работы отводится 120 минут
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. Морская капуста может размножаться:
а) только половым путем; б) только вегетативно; в) только бесполым путем;
г) бесполым и половым путями.
2. Порфира относится к:
а) бурым водорослям; б) лишайникам; в) красным водорослям; г) моховидным.
3. Мутовчатое листорасположение характерно для:
а) липы; б) сирени; в) дуба; г) вороньего глаза.
4. Из перечисленных организмов к простейшим относятся:
а) сувойки; б) тихоходки; в) коловратки; г) гастротрихи.
5. Из перечисленных простейших-возбудителей заболеваний человека к споровикам
относится:
а) балантидий; б) лейшмания; в) трипаносома; г) токсоплазма.
6. Выделительная система у круглых червей (класс Nematoda):
а) представлена протонефридиями; б) представлена метанефридиями;
в) представлена кожными железами; г) отсутствует.
7. Водные рачки циклопы (род Cyclops) относится к отряду:
а) жаброногих; б) веслоногих; в) равноногих; г) усоногих.
8. Из перечисленных насекомых к двукрылым не относится:
а) жужжало; б) звонец; в) журчалка; г) щелкун.
9. Вакцины используют для формирования у человека:
а) естественного врожденного иммунитета;
б) естественного приобретенного иммунитета;
в) искусственного активного иммунитета;
г) искусственного пассивного иммунитета.
10 Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры
окружающей среды, – это:
а) потертость; б) опрелость; в) ожог; г) отморожение.
11. Для экосистемы таёжных лесов типичны:
а) бурый медведь, белка, сойка, глухарь;
б) бурундук, соболь, клёст-еловик, кедровка;
в) лань, росомаха, колонок, тетерев;
г) лось, летяга, снегирь, соня-полчок.
12. Гриб, живущий на мертвом дереве, можно отнести к:
а) сапротрофам; б) гетеротрофам; в) редуцентам; г) все перечисленное верно.
13. Верное расположение эр на геохронологической шкале в историческом порядке:
а) Палеозой – Докембрий – Мезозой – Кайнозой;
б) Докембрий – Мезозой – Палеозой – Кайнозой;
в) Докембрий – Палеозой – Мезозой – Кайнозой;
г) Кайнозой – Мезозой – Палеозой – Докембрий.
14. Продукты световых реакций фотосинтеза, поступающие в темновую фазу:
а) углекислый газ и АТФ; б) вода и НАДФ окисленный;
в) АТФ и НАДФ восстановленный; г) сахар и кислород.
15. В образовании первичной структуры белка участвуют группы:
а) СО--NН; б) СО—СО; в) NH--NH; г) СО—СОН
16. В ДНК бактерии аденин составляет 22% всех оснований. Содержание цитозина в
этой ДНК равно:
а) 22%; б) 25%; в) 26%; г) 28%.
17. Язвительная шутка «От редьки вершки, от капусты корешки» была посвящена
растению, выведенному в 20-х годах в Ленинграде под руководством:
а) Николая Ивановича Вавилова; б) Ивана Владимировича Мичурина;
в) Трофима Денисовича Лысенко; г) Георгия Дмитриевича Карпеченко.
- В результате скрещивания пчелиной матки с трутнем было получено поколение F1, где самцы имели генотипы АВ, Ав, аВ, ав, а самки – АаВв, Аавв, аавв. Генотип родителей:
а) Аавв х АА; б) АаВв х ав; в) ааВВ х Ав; г) ААВВ х ав. - . Эндосперм в семенах цветковых растений имеет набор хромосом:
а) тетраплоидный б) триплоидный в) диплоидный г) гаплоидный.
- . Транспирация позволяет растению:
а) иметь запас питательных веществ в разных органах;
б) поглощать энергию солнца;
в) осуществлять вегетативное размножение;
г) регулировать температуру и постоянно получать минеральные вещества.
21. Удобрение, способствующее росту корней и других подземных органов - это:
а) калийное; б) азотное; в) навоз; г) фосфорное.
22. К какой оболочке глаза относится радужка?
а) к сетчатке. б) к белочной. в) к сосудистой. г) к слою пигментных клеток.
23. Назовите плод, который созревает у лимона, апельсина:
а) ягода. б) тыквина. в) померанец. г) яблоко.
24. Термин, которым называют листостебельное растение кукушкина льна:
а) гаметофит. б) спорофит. в) заросток. г) зародыш.
25. Укажите явление, которое к проявлениям жизнедеятельности растительной клетки НЕ относится:
а) обмен веществ. б) избирательная проницаемость клеточных покровов.
в) движение цитоплазмы. г) фагоцитоз.
26. К древним людям (палеоантропам) относится:
а) неандерталец. б) питекантроп. в) синантроп. г) гейдельбергский человек.
27.. Детритные пищевые цепи начинаются:
а) с растений. б) с животных. в) с редуцентов.
г) с органического вещества отмерших организмов.
28. В отличие от взрослого человека у ребенка до 6 - 7 лет отсутствуют:
а)резцы; б)клыки; в)малые коренные зубы; г) большие коренные зубы.
29. Клетки слизистой оболочки имеют ворсинки в:
а) желудке; б) тонком кишечнике; в) толстом кишечнике; г) во всех названных отделах.
- Вазопрессин является гормоном:
а) поджелудочной железы; б) гипофиза; в) паращитовидной железы; г) надпочечников.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс
ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Из перечисленных ниже паразитов растений к грибам относятся:
1) спорынья;
2) ржавчина листьев цитрусовых;
3) ржавчина пшеницы;
4) головня;
5) повилика.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 4, 5;
в) 1, 3, 4;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 4, 5.
2. Для царства Грибов характерны признаки:
1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;
2) структурный компонент
клеточной стенки – целлюлоза;
3) запасной продукт – гликоген;
4) запасной продукт – багрянковый крахмал;
5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий
а) 1, 4, 5;
б) 2, 3, 4;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 3, 5.
3. Промежуточным хозяином опасного паразита человека – широкого лентеца –
может быть:
1) рыба;
2) корова;
3) прудовик;
4) веслоногие рачки;
5) свинья.
а) 1, 2;
б) 2, 5;
в) 1, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
4. Рудименты таза и задних конечностей имеются у:
1) водяного ужа;
2) медянки:
3) песчаного удавчика;
4) желтопузика;
5) степной гадюки.
а) 1, 2;
б) 2, 3;
в) 2, 4;
г) 3, 4;
д) 4, 5.
5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:
1) уменьшается объем грудной клетки;
2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;
3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;
4) расслабляются мышцы грудной клетки;
5) сокращаются мышцы грудной клетки.
а) 1, 2;
б) 1, 3;
в) 1, 3, 5;
г) 1, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
6. Эритроциты у человека могут формироваться:
1) в желточном мешке;
2) в печени;
3) тимусе;
4) в ребрах;
5) в скелетных мышцах.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 4, 5;
г) только 1, 2, 4;
д) только 2, 3, 5.
7. Рост плотности популяции ограничивают факторы:
1) территориальность; а) наличие паразитов; 3) недостаток пищевого ресурса;
4) накопление продуктов обмена; 5) хищничество.
а) только 1;
в) только 3;
б) только 2, 3, 5;
г) только 1, 2, 3, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
8. В ходе эволюции в семействе лошадиных (Equidae) произошло:
1) увеличение размеров тела;
2) увеличение плодовитости;
3) обострение обоняния и слуха;
4) сокращение числа пальцев;
5) усложнение строения коренных зубов.
а) только 1, 3;
б) только 2, 4;
в) только 3, 5;
г) только 4, 5;
д) только 1, 4, 5.
9. Ферментами являются:
1) трипсин;
2) лизин;
3) гемоглобин;
4) амилаза;
5) РНКаза.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 4;
в) 2, 4, 5;
г) 3, 4, 5;
д) 1, 4, 5.
10. К реакциям матричного синтеза относятся:
1) синтез ДНК; 2) синтез белка; 3) синтез РНК; 4) синтез жирных кислот;
5) синтез полисахаридов.
а) 1, 3;
б) 1, 2;
в) 1, 2, 3;
г) 2, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое задание).
- Опенок осенний – паразит деревьев.
- Дрожжи осуществляют молочнокислое брожение.
- У морской капусты хлоропласты одеты двумя мембранами.
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
- У большинства пиявок имеются глаза.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- Радула – тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием в центре.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- Т-хелперы являются мишенью ВИЧ.
- Стенка левого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у правого желудочка.
- В организме женщины при отсутствии патологий никогда не образуются мужские половые гормоны.
- Партеногенез – это форма полового размножения.
- Дегенерация – один из способов достижения биологического прогресса.
- Мутации могут происходить во всех клетках, содержащих ДНК.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание 1. [мах. 3 балла] Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.
Признаки Форменные элементы крови
1) в 1мл крови их 180 – 380 тыс.; А -эритроциты Б- лейкоциты
2) в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.;
3) имеют неправильную форму;
- имеют форму двояковогнутого диска;
- живут от нескольких суток до нескольких лет;
- живут около 120 суток.
Признак | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форменные элементы |
2. Приведите в соответствие тип изменчивости и его свойства (2,5 балла)
Свойства 1) передаётся по наследству 2) не передаётся по наследству 3) возникает случайно 4) соответствует воздействию внешней среды 5) ненаправленность | Тип изменчивости А) модификационная Б) мутационная | |||||
Тип изменчивости | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Свойства |
3. Приведите в соответствие отделы головного мозга и их функции (2,5 балла)
Функции отделов мозга 1) координация движений, равновесие тела 2) регуляция обмена веществ, терморегуляция 3) регуляция защитных рефлексов: кашля, чихания 4) регуляция поведения, мышления, памяти 5) регуляция работы сердца, органов дыхания, пищеварения | Отделы головного мозга А) Продолговатый мозг Б) Передний мозг В) Промежуточный мозг Г) Мозжечок | |||||
Функции отделов мозга | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Отделы головного мозга |
Задания
Теоретического тура районной олимпиады школьников по биологии .
9 класс
Для выполнения всех заданий вам дается 4 часа.
Задание 1
Выберите из предлагаемых вариантов ответов правильный (или правильные) и отметьте его ( их) знаком «+» .
- Какие из перечисленных ниже животных относятся к кольчатым червям?:
а) медицинская пиявка;
б) трубочник;
в) нереис;
г) погонофора.
- Какие из перечисленных ниже животных относятся к зимнеспящим?:
а) ёж;
б) медведь;
в) белка;
г) землеройка.
- Назовите растения, с которыми сожительствуют азотфиксирующие клубеньковые бактерии:
а) тополь;
б) ель;
в) облепиха;
г) клен;
д) ольха;
е) дуб;
ж) клевер.
- Разнообразие окраски вегетативного тела у водорослей вызвано:
а) особенностями размножения;
б) маскировкой;
в) привлечением животных;
г) приспособлением к условиям фотосинтеза.
- Сосуды, оказывающие основное сопротивление кровотоку в организме человека:
а) аорта;
б) артериолы;
в) капилляры;
г) вены.
Задание 2
Расшифруйте следующие термины:
- Фибринолиз –;
- Гельминтозы – ;
- Радула –;
- Клон –;
- Корнеклубень –.Задание 3.
Напишите необходимые термины, исходя из определений соответствующих понятий.
- Образование плодов растений без семян -;
- Сухой односемянный плод с тонким кожистым околоцветником, легко отделяющийся от семени -;
- Употребление в пищу себе подобных -;
- Семейная группа у львов -;
- Чувствительные структуры животных, воспринимающие различные механические раздражения из внешней среды или из внутренних органов –.
Задание 4
Определите, являются ли верными приведенные ниже суждения. Верные суждения обозначьте знаком «+», неверные «-» и объясните почему?
- Плавательный пузырь отсутствует у акуловых рыб.
- Лесной орех, грецкий орех, земляной орех – примеры одного типа плодов.
- Все растения являются автотрофами.
- Самым протяженным отделом пищеварительной системы человека является толстый кишечник.
- Морской гребешок – съедобное животное.
Задание 5
- Что такое луг? Перечислите виды растений, произрастающие на лугах. К каким семействам они относятся? К каким факторам среды, характерным для лугов,они приспособлены?
- Опишите процессы метаморфоза у насекомых с полным превращением. Перечислите разнообразие личинок этих насекомых.
- За время своего существования человек окультурил огромное количество растений. Все они имеют диких предков. Чем культурные растения отличаются от своих предков? Иллюстрируйте примерами. Какие русские ученые внесли большой вклад в дело изучения культурных растений?
- Почему морские рыбы, идущие на нерест в реки должны предварительно отстаиваться некоторое время в приустьевых участках? Назовите примеры таких рыб, опишите их роль в природе и жизни человека?
- Опишите процессы переваривания липидов в организме человека. Где начинается этот процесс, какие органы в этом участвуют? Перечислите необходимые компоненты успешного усвоения организмом жиров. Опишите особенности всасывания и транспорта липидов в организме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по биологии (школьный тур)
Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за ...

КИМы по биологии (олимпиадные задания) для 7, 8 классов по биологии
В Концепции модернизации российского образования главной задачей считается обеспечение нового качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным потребностям личности,...
Олимпиадные задания по химии и биологии
Олимпиадные задания школьного и муниципального уровня ВСОШ прошлых лет помогут учащимся подготовиться к новому сезону олимпиад....