Внешнее и внутреннее строение семени
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок разработан для обучающихся 6 класса. ( УМК И.Н.Пономаревой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnee_i_vnutrennee_stroenie_semeni.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО БИОЛОГИИ
В 6 КЛАССЕ
Тема «Внешнее и внутреннее строение семени»
Цели:
- Создать на уроке все необходимые условия для полноценного усвоения учащимися знаний о строении семени, о значении семян для растения как органа его размножения и распространения.
- Организовать на уроке эффективную познавательную деятельность, в ходе которой учащиеся развивали умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с лабораторным оборудованием.
- Создать условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к лабораторному оборудованию.
Оборудование:
коллекции семян, сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, лабораторное оборудование: лупа, препаровальная игла, салфетки, электронное приложение к уроку в виде презентации.
I.Орг. момент
- Ребята, сегодня на уроке мы изучим новую тему. Чтобы узнать её название вы должны отгадать загадку:
В землю ляжет,
Чтобы встать
И до солнышка достать
(семя)
- Верно.
Тема урока «Внешнее и внутреннее строение семян» (слайд)
- Сегодня на уроке мы изучим не только новую тему, но сегодняшним уроком мы открываем новую главу учебника. Откройте оглавление и прочитайте его название (Органы цветковых растений)
-Сколько параграфов входит в эту главу? (17)
-С какими темами нам предстоит познакомиться? Какие новые понятия мы узнаем?
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
- Какие растения называют семенными? (цветковые и хвойные)
- Для чего цветковые и хвойные растения образуют семена? (они необходимы для размножения и расселения растений по Земле)
- Где образуются семена у цветковых растений? (внутри плода)
- У всех ли растений образуется одинаковое количество семян внутри плода? (нет, их может быть мало или одно, или много)
- Совершенно верно. Посмотрите на доску (слайд- тема урока)
ПЛОДЫ
Односемянные Многосемянные
(вишня, слива, абрикос) (фасоль, мак, горох)
2. Работа с коллекциями семян
- На столах у вас есть коллекции семян. Рассмотрите их.
- Какие семена вам знакомы?
Каким растениям они принадлежат?
3. Рассказ учителя
- Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег (слайд-проросток)
- Это маленькое растеньице называется проростком.
- Спустя какое-то время у него появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена.
(Слайд) СЕМЯ-это орган полового размножения и расселения растений.
- Ребята, к нам на урок пришли 2 гостьи. Это девочка, которую зовут Фасолинка и девочка-Пшеничка. Послушаем их внимательно.
Фасолинка:
Тело моё одето в платьице-кожуру. Она защищает меня от неблагоприятных условий. Кожура бывает разного цвета: пёстрая, белая, красная.
А вот и моё тельце-2 семядоли. В них находится запас питательных веществ. Но самая главная часть – это зародыш. Он состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки с листочками.
Пшеничка:
У меня тоже есть платьице - семенная кожура. Она очень плотная, так срослась с околоплодником, что не отделить. А в теле моём большую часть занимает эндосперм- это особые клетки, в которых содержится много питательных веществ.
Но у меня только одна семядоля, а вот зародышевый стебелек, зародышевый корешок и почечка у меня тоже есть.
- Ребята, вспомните рассказы девочек, посмотрите на доску (слайд) и давайте выясним, чем же отличаются друг от друга семя фасоли и семя пшеницы.
( у фасоли 2 семядоли, а у пшеницы – 1, у пшеницы есть эндосперм, а у фасоли нет, у пшеницы кожура срослась с околоплодником)
- В чем сходство (есть кожура, запас питательных веществ, зародыш)
- Цветковые растения, семена которых имеют 1 семядолю называются однодольными, 2 семядоли - двудольными.) (слайд)
- Ребята, а вы хотите заглянуть внутрь семени? (да). Но сначала мы отдохнем!
Физминутка
УЧЕНИК ТИХОНЬКО ВСТАЛ, ПОТЯНУЛСЯ,
РАЗ НАГНУЛСЯ, ДВА НАГНУЛСЯ,
ТРИ НАГНУЛСЯ,
И ПРИСЕЛ
И ЗА ПАРТУ ТИХО СЕЛ.
- Ну, вот мы отдохнули, можно продолжить нашу работу. Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу, но сначала давайте вспомним правила техники безопасности. (СЛАЙД-инструкция по ТБ).
(СЛАЙД) тема нашей работы - «Строение семян двудольного растения-фасоли».
- Мы будем рассматривать фасоль, так как семя фасоли крупное, можно легко увидеть все его части, во-вторых, это незаменимый источник белка, который мы употребляем в пищу.
Сейчас известно более 150 видов фасоли. В основном они произрастают в тропиках Африки, Америки и Азии. И только 2 вида фасоли выращивают в России: фасоль обыкновенную и фасоль пеструю.
4. Лабораторная работа
- Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Чем они отличаются? Какие больше? (набухшие).
- Чем вы можете это объяснить? (вода попала внутрь семян).
- А как вы думаете, как она туда попала?
- Найдите на вогнутой стороне семени РУБЧИК (след от места прикрепления к плоду) и СЕМЯВХОД (через него вода попадает внутрь семени и оно набухает). РАССКАЗ (см. приложение к уроку)
- При помощи препаровальной иглы снимите кожицу набухшего семени с выпуклой стороны, убедитесь, что она плотная.
- Под кожурой находятся (СЛАЙД) 2 семядоли и зародыш.
Рассмотрите зародыш.
- Найдите зародышевой корешок, стебелек и почечку.
- ВЫВОД: семена двудольных растений сверху покрыты кожурой, которая защищает от повреждений и высыхания. На вогнутой стороне есть РУБЧИК и СЕМЯВХОД. Под кожурой находится зародыш, он состоит из 2 семядолей, зародышевого корешка, стебелька и почечки.
9. Рассмотрите семена пшеницы.
10. Попытайтесь снять с него кожуру.
11. Разделите семя пшеницы на 2 части.
- Рассмотрите эндосперм, он мучнистый – это специальная ткань, в которой находятся запасные питательные вещества для зародыша.
- Откройте тетради на странице 21. Напишите названия частей семени, указанных на рисунке цифрами. Сделайте вывод о строении семени двудольного растения.
- А сейчас мы проверим, как вы усвоили новую тему.
5. Графический диктант
- Все семена цветковых растений имеют одинаковое строение.
- Первым у проростка появляется корешок.
- Зародыш состоит из зародышевого корешка и почечки.
- Снаружи семена покрыты кожурой, которая защищает их от повреждений и высыхания.
- Растения, семена которых имеют одну семядолю, называются двудольными.
- Семя-это орган полового размножения и расселения растений.
- Пшеница-это двудольное растение
(СЛАЙД с правильными ответами)
III. Подведение итогов.
Выставление оценок.
IY. Домашнее задание:
- Параграф №10 (прочитать и выучить основные понятия).
- Задание №1 в тетради на странице 20.
- Индивидуальные задания:
Подготовить выступления на темы:
«Пробуждение семени»
«Тыквята»
«Живые семечки"
Приложение к уроку
Как бобы пароход разорвали
Огромный пароход «ХАРЬКОВ» плыл из-за границы к родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами.
Недалеко от Константинополя случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Проутюжив днищем камни, «Харьков» пошёл дальше; так бы и дошел до Одессы, если бы не бобы.
Оказалось, прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из грузовых трюмов, образовалась пробоина, через которую стала внутрь поступать вода.
Будь у парохода обыкновенный груз, а не бобы,- ничего бы особенного не произошло. Вода бы заполнила один грузовой трюм, а дальше её не пустили бы водонепроницаемые поперечные перегородки, отделяющие этот трюм от соседних.
Дело кончилось бы тем, что «Харьков», глубже погрузился бы в воду и от этого несколько бы потерял в скорости. Но бобы решили судьбу парохода по- иному. Вода поднималась все выше и выше, проникая сквозь все щелочки между бобами. Как бы плотно ни были насыпаны бобы, дорога воде всегда найдется. Бобы, впитывая в себя воду, стали разбухать. А разбухшим бобам и места надо больше. Места же в трюме было столько, что бы вместить сухие, а не разбухшие бобы. Что же оставалось делать бобам в поисках простора? Им оставалось одно: давить из всех сил на стенки и палубу трюма. А сила разбухших бобов в тесноте - дело нешуточное.
Ученые подсчитали. Что при 25% поглощенной воды, бобы давят на тело, препятствующей их набуханию, с силой 30 килограммов на 1 кв. см. Такое давление может испытывать корпус подводной лодки на глубине 300 метров. Но что бы выдержать такое давление, этот корпус имеет особую цилиндрическую форму, и он очень прочный. От парохода же не требуется погружения на такую глубину. Значит, и корпус его делают не таким прочным, как у подводной лодки.
Понятно, что такое давление бобов кончиться даром не могло.
С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Пароход разломился не две отдельно плавающие части - носовую и кормовую. Вызванный к месту аварии буксирный пароход потащил в Севастополь носовую половинку «Харькова», а затем вернулся и за кормовой.
Моряки долго тогда шутили: «Пароход «Харьков» - самое длинное судно в мире: его нос в Севастополе, а корма в Константинополе». Вскоре обе половинки «Харькова» при помощи электросварки соединили в одно целое.
Так вот что могут наделать безобидные бобы.
(Н.П. Болгаров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."
При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...
Внешнее и внутреннее строение семени
Сценарий урока по биологии 6 класс УМК В.В. Пасечник с использованием системно-деятельностного подхода...
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений....
Презентация "Внешнее и внутреннее строение семени"
Данная презентация используется при проведении урока в 6 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение семени"...
Разработка урока "Внешнее и внутреннее строение семени" 6 класс
Разработка урока по теме "Семя"...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...
Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».
Задания по типу ВПРдля проведения проверочной работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Материал о бобах, которые
Материал о бобах, которые разорвали пароход можно использовать на уроке физики в 7 классе при изучении темы "Давление".