Внешнее и внутреннее строение семени
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Сценарий урока по биологии 6 класс УМК В.В. Пасечник с использованием системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnee_i_vnutrennee_stroenie_semeni.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Внешнее и внутреннее строение семени
Цель:
- содержательная: с помощью лабораторной работы обеспечить понимание учащимися отличия в строении семян двудольных и однодольных растений.
- деятельностная (формирование умений новых способов действий):
- формировать у учащихся умения определять внутреннее и внешнее строение семян.
- развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.
Задачи:
- Формировать умения выделять и планировать этапы учебного исследования;
- Формировать понятие о зародыше семени как зачаточном организме, о его функциях;
- Фомировать умения работать с лабораторным оборудованием и раздаточным материалом
ПЛАН УРОКА: (оформление доски)
- Семя и его значение в жизни растений.
- Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»
- Запасные питательные вещества семени.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ проверка готовности к уроку
1 этап урока Создание учебной ситуации – дидактическая игра «Лови подсказку»
Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на листочке в любой момент сдать, предварительно подписав фамилию и число понадобившихся подсказок.
Подсказки
1.Этот орган является важнейшим достижением в эволюции у высших растений.
2.Это орган растения, который ему жизненно необходим.
3.Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
4. " Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе – сразу разбудили».
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА?
5. Этот орган называют зачаточным растением.
6. С помощью него растения могут распространяться по Земле.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Почему этот орган жизненно необходим растениям?
Почему его называют зачаточным растениям?
Насколько важно растениям иметь такие органы?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ:
-Давайте вместе сформулируем тему нашего урока, так, чтобы она выражала главные вопросы изучения (результат совместной деятельности)
Например:
Строение семян цветковых растений
Строение и функции семян.
Значение семян в жизни растений
ПЛАНИРОАНИЕ ХОДА УРОКА
В центре слайда презентации записываю ключевое слово «Семя». Предлагаю вспомнить, что уже известно по данному вопросу.
Какие вопросы по этой теме вас интересуют, прежде всего?
(результат совместной деятельности)
Например:
1.Как устроено семя?
2. Одинаково ли по строению семена различных растений (открыть слайд с планом урока)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ЗНАНИЙ
Какие источники знаний могут помочь нам найти ответ?
Натуральные объекты, коллекция семян, учебник, интернет
ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ…
2 этап урока: Изучение нового материала – стадия осмысления
Как мы уже сказали, что семя является важнейшим достижением в эволюции у высших растений. Это достижение заключается в устройстве самого семени. Какую структуру представляет собой семя? Докажите, что семя состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте.
"Коробочка запечатана
А ней растенье спрятано
С ветками листочками
С белыми цветочками"
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект.
Групповая работа Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»
Цель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, бобов, зерновки пшеницы и ржи, препаровальные иглы, лупы, текст учебника, рисунки учебника, слайды презентации с изображением семян двудольных и однодольных растений.
Работа с информационными листами. Провести самостоятельное исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму. При постановке опыта учащиеся отвечают на вопросы.
1. Какова цель опыта?
2.В чем заключается условие опыта?
3. Какие действия проводились, в какой последовательности?
4. Какие выводы следуют из опыта?
Как объяснить результат опыта?
При выполнении работы отрабатывается прием анализа. В самостоятельной работе учащиеся рассматривают натуральные сухие и набухшие объекты, затем описание в учебнике, рисунки на слайде презентации.
Продумать продукт вашей работы – схемы, таблицы и т.д.
Алгоритм действий
1, 2группа 1. Рассмотрите набухшие и сухие семена фасоли или бобов. Сравните их размеры и внешнюю форму. 2. Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку. Обратите внимание на микропиле(семявход). Зчем нужен семявход? 3.Сверните текстовую информацию о строении семени фосоли в схему или таблицу. 4. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества. 5. Читая учебник, выясните, в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растениях. Какие растения будут называться двудольными? 6. Докажите, что фасоль относится к двудольным растениям 7.Можно ли по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным? 8. Выясните стратегию поведения зародыша фасоли и гороха при прорастании | 3,4 группа 1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы. 2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается. 3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша. Что такое щиток? 4. Сверните текстовую информацию о строении семени пшеницы в схему или таблицу. 5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений. 6. Докажите, что пшеница относится к однодольным растениям. Какие растения будут называться однодольными? 7. Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных. 8.Что вырастет из корешка, стебелька и почечки семени? |
Учащиеся представили аналитические схемы строения. Для формирования и развития биологических понятий отрабатывается прием сравнения, используя вопросы.
1. Реши, в чем основное сходство семян разных растений.
2. Выдели существенные части семян фасоли и пшеницы
3. Сопоставь эти части у одного семени с такими же частями другого семени.
4. Отметь, что в них сходного, чем они отличаются?
Семя фасоли | Зерновка пшеницы |
После групповой работы учащиеся предлагают свой продукт совместной деятельности. Актуализация и фиксирование затруднения.
- На какие вопросы вы смогли ответить? Что вызвало затруднения? Определите спорные выводы?
Предполагаемые затруднения: не все учащиеся смогли выявить стратегию поведения прорастания зародыша фасоли и гороха. Работа с учебником.
-Спрогнозируйте содержание текста по фотографиям, где дается описание прорастание семян. При прорастании семядоли в одних случаях выносятся на поверхность и фотосинтезируют, а в других – остаются в земле. Важность обстоятельств состоит в том, что семядоли служат источником энергии (с одной стороны как кладовая питательных веществ, а с другой стороны - как фотосинтезирующий орган) и отражают путь эволюционного становления конкретного вида.
Первичное закрепление. Работа в парах Выделение причинно-следственных связей.
Установите соответствие между растениями и характерными признаками строения семян/
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЯ
1. Запас питательных веществ содержится А. Фасоль
в семядолях. Б. Пшеница
2.Зародыш семени состоит из 1 семядоли.
3. Околоплодник невозможно
отделить от семенной кожуры.
4. При прорастании семени семядоли
выносятся на поверхность.
5. Зародыш состоит из корешка, стебелька,
почечки и 2 семядолей.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-Объяснить смысл загадок и поговорок.
Выделите и запишите признак в загадке, который помог найти ответ. Выдвижение гипотез о значении запаса питательных веществ в семени.
Загадка
1. "В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт."
Поговорки
2."От доброго семени – добрый всход"
3. "Каково семя, таково и племя"
4. "По семенам и всходы"
5.От худого семени не жди доброго племени
ФИЗМИНУТКА
Организую самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждаю к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Данные рисунки в виде подсказки показаны на слайде презентации
Вставьте пропущенные слова
- Основными частями семени двудольных растений являются семенная ….и…
- Семенная кожура …семя растения от…..
- Эндосперм – это …для развития зародыша.
- Запасные вещества накапливаются в …. и …..
- Однодольными называют растения, в семени которых……
- Зародыш семени однодольного растения состоит из ……., ……..,….. и ……
- Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве…..
- ……- это след от семяножки.
- Околоплодник срастается с семенной кожурой у……..растений
- Двудольными называют растения, в семени которых…….
Взаимопроверка тестов. (Правильные ответы показываются на отдельном слайде)
ошибок нет «5»
1-2 ошибки «4»
3 ошибки «3»
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Игровое задание. Тест – рисунок. При выборе правильного ответа соединяются линии
при этом получается рисунок. «Строение семени фасоли». Два человека выполняют задание у доски, используя интерактивную доску. Все остальные на распечатанных листах с заданиями теста
Тест
1. При прорастании из семени первым появляется:
а. почечка 1-9-24-32-10-23
б. зародышевый корешок 23-1-9-10-24-32
в.семядоли 24-9-10-32-1-23
2. Семядоля – это зародышевый:
а. лист 31-33-38-11-13
б. стебелек 13-31-33-38-11
в. корешок 33-38-11-13-31
3. Щиток в семенах злаков – это:
а. видоизмененный стебелек 14-8-21-4-12
б.почка 14-8-8-21-4
в. видоизмененная семядоля 12-14-8-4-21
4. Значение семенной кожуры:
а. содержит питательные вещества 20-22-26-1-27
б. защищает семя от высыхания 1-27-20-22-26
в. обеспечивает семя водой 26-1-27-20-22
5. Семя большинства покрытосеменных растений состоит из:
а. зародыша, эндосперма, семенной кожуры 26-15-29-16-30
б. зародыша 30-15-29-26-16
в. эндосперма 29-26-16-30-15
6.Питательные вещества в семени пшеницы находятся.
а. в корне 19-14-25-30- 17
б. в семядолях 25-17-19-14 - 30
в. в эндосперме 30-25-17-19-14
7. Надземный способ прорастания семян мы наблюдаем:
а. у дуба 18-6-14-21-3
б. фасоли 14-18-6-3-21
в. гороха 6-3-21-18-14
8. След от семяножки называется:
а. микропиле 37-35-6-36
б.рубчик 6-36-37-35
в. щиток35-36-6-37
9. Составная часть зародыша семени, из которой развивается лист:
а. почечка 2-5-34-28-35
б. стебелек 34-28-35-2-5
в. корешок 35-34-28-5-2
-А теперь проверьте себя по образцу-эталону.
Раздаю детям эталоны,
можно показать на слайде. Готовый рисунок
Рефлексия
- Над какой темой работали?
- Удалось ли выполнить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- В чём испытывали трудности?
- Где можем применять полученные знания?
- Я хотел бы узнать…
- Мне больше всего…
ОЦЕНКИ И КОМЕНТАРИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ
Что надо сделать дома по минимуму:
ПРОЧЕСТЬ § 10 , ВЫПОЛНИТЬ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЕ ЗАДАНИЯ № 1-4 СТР. 20-22
Что можно сделать по желанию на выбор:
НАЙТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РУБРИКИ "ЭТО ИНТЕРЕСНО" «САМЫЕ.САМЫЕ» .Написать мини- сочинение «За, что я хочу сказать спасибо семенам растений»
Используемый учебный материал
Список специальной литературы для учителя:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Учебные пособия для учеников
1 Рохлов В., Теремов А., Петросова Р., «Занимательная ботаника», М., «Аст-Пресс», 2002г
Дидактический материал.
1. Информационные листы с алгоритмом проведения лабораторной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."
При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений....
Внешнее и внутреннее строение семени
Урок разработан для обучающихся 6 класса. ( УМК И.Н.Пономаревой)....
Презентация "Внешнее и внутреннее строение семени"
Данная презентация используется при проведении урока в 6 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение семени"...
Разработка урока "Внешнее и внутреннее строение семени" 6 класс
Разработка урока по теме "Семя"...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...
Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».
Задания по типу ВПРдля проведения проверочной работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок...