План-конспект урока по зоологии "классПаукообразные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Молоткова Ольга Александровна

Материал преднозначен для уч-ся 7 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.

Тип урока:

 урок формирования новых знаний.

Цели урока:

- выявить характерные признаки класса паукообразные на примере паука-крестовика, показать особенности строения связанные с жизнью на суше;

 – продолжить формирование умений получать знания, используя различные источники информации, продолжить формирование умения составлять таблицы, решать проблемные вопросы, обобщать;                

 – способствовать усилению познавательной активности и формированию экологической культуры обучающихся, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная установка, дополнительный материал для работы, учебник Биология7 класс В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В.С. Кучменко Москва «Винтана-Граф» 2011                  

Ход урока

-Вспомните признаки типа Членистоногие.

-Послушайте загадку и отгадайте, о ком идёт речь.

Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети  ткут -

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут -

                               На мух идет охота!         (слайд 1)

О ком сегодня на уроке пойдет речь? Что вы знаете  о пауках? Что хотите узнать?

Сегодня мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Паукообразные как первых наземных животных.(слайд 2)

Паукообразные (лат. Arachnida) — класс членистоногих из подтипа хелицеровых (Chelicerata).

Латинское название паукообразных происходит от греческого ἀράχνη «паук» (существует также миф об Арахне, которую богиня Афина превратила в паука). Наука о паукообразных называется арахнология.  (слайд.3)

Класс Паукообразные объединяет более 36 тысяч видов животных. Наиболее известны: пауки, скорпионы, клещи, сенокосцы. (слайд 4,5)

Рассмотрим особенности внешнего строения на примере всем вам известного животного.

Угадайте кто это?

Не поп, а с крестом ходит  (паук – крестовик) Рассмотрите изображенное животное  

Сколько отделов тела у паука?     Количество усиков?

Каков хитиновый покров? А если сравнить с покровом рака и краба? (не очень толстый)

Сколько ног? (слайд  6)

Когда мы рассматривали ракообразных, я говорила о том, что все членики тела, кроме хвостового имеют конечности, а как обстоит дело с пауком?

Сколько ног у паука?  А конечностей 6 пар  - 2 пары это хелицеры и педипальпы.

Хелицеры -  крючкообразные, твердые челюсти, хватают пищу и прокалывают жертву.

 Ногощупальца /Педипальпы/- короткие, чувствительные с   волосками - органы осязания и органы для захвата и удержания пищи (слайд 7)

А теперь рассмотрим внутреннее строение.

Внутреннее строение мы рассмотрим используя последующие слайды презентации. В ходе изучения внутреннего строения- заполним следующую таблицу (Приложение) (слайд 8)

Система органов

Строение, особенности

Нервная система

Органы чувств

Кровеносная система

Система органов дыхания

Пищеварительная система

Половая система

Система органов выделения

Нервная система- образована головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. У пауков головогрудные нервные ганглии сливаются. У клещей нет четкого разграничения между головным мозгом и головогрудным ганглием, нервная система образует около пищевода сплошное кольцо. (слайд 9)

Органы чувств .  Что же касается глаз пауков, то тут нас ожидает небольшой сюрприз. Паучки обладают очень впечатляющим набором органов зрения, они имеют 8 глаз, полукругом расположенных на передней части головогруди. Иногда число глаз может сокращаться до 6 или вовсе до 2х, а пещерные пауки часто бывают слепыми. Форма и размеры глаз сильно отличаются у разных видов пауков,  
 Имеются органы химического чувства, органы, регистрирующие механические, осязательные раздражения, которые воспринимаются различно устроенными чувствительными волосками. Органы слуха развиты слабо. (слайд 10)

Кровеносная система. Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце - это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. У пауков сердце находится на спинной стороне брюшка, имеет отверстия — остии (3 — 4 пары), а у клещей сердце превращается в лучшем случае в мешочек, имеющий одну пару остий, или редуцировано. (слайд 11)

Система органов дыхания. Представлена 2 типами, эволюционно развивавшимися независимо системами – трахеи и легочные мешки.

Но и тут интересно, что у  одних органы дыхания — легочные мешки, у других — трахеи, у третьих — и те, и другие одновременно. У некоторых  мелких  паукообразных, в том числе у части клещей, органы дыхания отсутствуют, дыхание осуществляется через тонкие покровы.

Трахеи – мелкие трубки пронизывающие тело. А при увеличении размеров? А если как некоторые клещи дышат через поверхность тела, как быть при увеличении размеров внутренние органы не получат кислород. (слайд 11)

Пищеварительная система. Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых.  Помните на хелицерах у паука коготь с каналом, через него из слюнной железы попадает вещество - пищеварительный сок, если паук голоден он еще и мнет добычу, чтобы быстрее переварилась, а затем всасывает содержимое. Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой ("печенью") и открывающегося на конце тела анусом. (слайд 11)

Выделительная система. У паукообразных представлена мальпигиевыми сосудами – трубчатыми канальцами, которые являются  слепыми выростами кишечника. Продукты обмена веществ по ним поступают в просвет кишки и выводятся из организма. (слайд 11)

Размножение и развитие. Паукообразные раздельнополы. Половые железы – семенники у самцов, яичники у самок, лежат в брюшке. Оплодотворение внутреннее.  Наблюдается половой диморфизм, самка значительно больше самца. (слайд12)

По строению ногощупалец /педипальп/ легко отличить самца от самки. У самок последний членик ногощупалец не толще других, а у самцов он утолщенный и на нем сидит грушевидный придаток – семенной мешок, в который самец собирает семенную жидкость для оплодотворения самки. Процессу спаривания предшествует целая церемония, самец несколько раз пытается приблизиться к самке и стремительно убегает до тех пор, пока она его не идентифицирует как соплеменника и полового партнера, а не добычу. И после спаривания паук стремительно убегает от самки, потому, что он уже перестал быть партнером, а превратился в источник пищи. (слайд 13)

Большинство паукообразных откладывают яйца, но у некоторых паукообразных наблюдается живорождение. Развитие чаще прямое, у клещей развитие с метаморфозом — из яйца выходит личинка с тремя парами ног.

Пауки в представлении любого человека, чаще всего, ассоциируются с паутиной (хотя плетут тенета только одна треть из всех живущих на планете видов пауков)

У паука в связи с наземным образом жизни появился специальный аппарат – паутинные железы вырабатывающие паутину различного типа.

Как паук плетёт сеть? /Рассказ учителя/

Разные типы паутины выполняют различные функции, одна — для ловли добычи, другая — для построения жилища, третья используется при образовании кокона. На паутинках молодые пауки расселяются(слайд 14,15)

Закрепление и повторение

Какие особенности пауков связаны с наземным образом жизни?

  1. Дыхание с помощью «легких» и трахей атмосферным воздухом
  2. Умерщвление добычи
  3. Наружное предварительное переваривание пищи
  4. Внутреннее оплодотворение
  5. Размножение яйцами, откладываемыми в кокон, сплетенный из паутины и защищающий яйца от высыхания …
  6. Строительство паутины

Работа с рисунком фантастического животного, определение животных и предложение подготовить о них сообщение. (слайд 16)

Вставьте пропущенные слова

Класс Паукообразные объединяет более (_) видов животных.

Головогрудь несет (_) пар конечностей.

У клещей тело (_).

На брюшке паукообразных конечности (_).

Первая пара конечностей головогруди называется (_), состоит из 2-3 члеников, заканчивается крючком, клешней или стилетом.

Вторая пара конечностей называется (_) и используются в качестве: ходильных ног, органа осязания, нижней челюсти, клешней для захвата пищи.

Ходильных ног – (_).

Слюна паука содержит ферменты, с помощью которых происходит пищеварение вне организма паука–(_) пищеварение.

Органы дыхания паука крестовика – (_)

Выделительная система представлена (_).

Развитие у пауков (_).

Кровеносная система ( _).(слайд 17)

Домашнее задание

Параграф 25 до многообразия паукообразных .Подготовить сообщения об отрядах клещи, скорпионы, о многообразии пауков

Приложение                  

 Внутреннее строение Паукообразных.

Система органов

Строение, особенности

Нервная система

Органы чувств

Кровеносная система

Система органов дыхания

Пищеварительная система

Половая система

Система органов выделения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...