Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

На данном уроке учащиеся познакомятся с основными чертами строения пресноводной гидры, жизнедеятельностью гидры, особенностями размножения и развития гидры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidra.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №7 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Тема:

Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.

7 класс

Кашлева Тамара Александровна

Учитель биологии, высшая категория, педагогический стаж – 35 лет

Программа – И.Н. Пономарева

Волгоград 2016


Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.

Цель урока: Выяснить особенности строения и жизнедеятельности гидры, как низшего многоклеточного животного.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с основными чертами строения пресноводной гидры, характеризовать жизнедеятельность гидры, познакомить с особенностями размножения и развития гидры.

Развивающая: продолжить формировать обще учебных умений и навыков (развивать умение правильно проводить и оформлять результаты лабораторной работы, работать с текстом, схемами и рисунками учебника, умение выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы).

Воспитательная: воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работу своих товарищей, чувство товарищества при групповых формах работы, оценивать свои достижения на уроке, развивать навыки самооценки знаний.

Планируемые результаты

Предметные: (объем усвоения и уровень владения компетенциями) получат возможность выявить основные черты строения гидры (специализация клеток), характеризовать жизнедеятельность гидры, объяснять процесс регенерации гидры, структурировать знания, находить информацию.

Метапредметные: овладеть способностями понимать учебную задачу урока, организовать работу в парах, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, делать выводы, объяснять, описывать увиденное.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый. Парная. Фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: живые пресноводные гидры, микропрепараты «Продольный срез пресноводной гидры», «Поперечный срез пресноводной гидры», таблицы, слайды с изображением гидры, слады показывающие размножение и движение гидры.

Основные понятия и термины: эктодерма, энтодерма, мезоглея, стрекательные клетки, почкование, гермафродиты, регенерация.



Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностика каждого этапа

I этап

Организационный момент.

Цель – активизация учащихся

Подготовиться к уроку

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся на работу

Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок. Будем активны друзья, многое узнаем тогда.

Организационный момент.

Коммуникативные личностные УУД.

II этап

Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать представления учащихся о кишечнополостных животных, как многоклеточных животных

Учувствовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его

Включить учащихся в обсуждение вопросов

Актуализация знаний

Более двух с половиной веков назад из Швейцарии в Голландию приехал молодой человек. Он только что завершил университетское образование в области естествознания. Нуждаясь в деньгах, он решил наняться в гувернеры к одному графу. Эта работа оставляла ему время для проведения собственных исследований. Звали этого человека Абрам Трамбле. Его имя вскоре стало известно всей просветленной Европе. А прославился он, изучая то, что было в прямом смысле у всех под ногами – весьма простые организмы, водившиеся в канавах и лужах. Одно из этих живых существ, которых он тщательно рассматривал в капельках зачерпнутой из канавы воды, Трамбле принял за растение. А сейчас вы должны определить какое животное Трамбле принял за растение? Слайд «Изображение гидры»

1. Какие организмы называют простейшими?

2. Докажите, что тело простейших является самостоятельным организмом.

3. По каким признакам можно узнать кишечнополостных животных?

4. Назовите черты усложнения кишечно-полостных по сравнению с одноклеточными. Слайд (находят кишечно-полостных животных)

Познавательные УУД

III этап

Изучение нового материала. Цель: Выявить основные черты строения пресноводной гидры, характеризовать жизнедеятельность гидры.

Участвовать в лабораторной работе по изучению внешнего строения гидры. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Оценивать правильность выполнения задания. Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Заполняет таблицу «Клетки эктодермы», «Клетки энтодермы», заполняет таблицу «Размножение гидры»

Организовать лабораторную работу по изучению внешнего строения гидры. Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Включать учащихся в обсуждении вопросов. Обеспечивает контроль за выполнением заданий.

Учитель открывает запись темы на доске. Мы должны с вами познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельностью пресноводной гидры, которая похоже на растение. Я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно думать, искать информацию в учебнике, высказываться, объяснять, описывать увиденное, делать выводы. Каков внешний вид пресноводной гидры? (самостоятельно находим ответ на стр.57) Ответ: длина тела от 2-3 мм до 1 см, прикрепляется к растению или другому субстрату, нижняя часть называется подошвой, на другом конце рот, окруженный 6-8 щупалец.

Организуется лабораторная работа с микропрепаратом. Рассмотрите внешнее строение гидры.

После лабораторной работы учитель демонстрирует слайд «Поперечный разрез гидры». Какие типы клеток различают в теле гидры? (заполнение схем)

Какие процессы жизнедеятельности характерны для живых организмов? Учащиеся отвечают: питание, дыхание, раздражимость, размножение и т.д.

Учитель показывает слайды – Движение гидры, строение нервной системы, раздражимость.

Питание: Гидра – активный хищник, об этом сказал Абрам Трамбле, наблюдая за гидрой, если она голодна, то ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. Проглоченная гидрой пища раздражает чувствительные клетки энтодермы. В ответ на раздражение они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием происходит частичное переваривание пищи.

А как происходит размножение гидры? (заполняют самостоятельно таблицу, работая с рисунками учебника)

Изучение нового материала.

Лабораторная работа в парах.

Работа с микропрепаратом, карточка с заданием.

1. Рассмотрите на микропрепарате внешнее строение гидры.

2. Зарисуйте в тетрадь все, что увидели.

3. Подпишите части гидры.

Делается вывод:

Тело гидры состоит из двух слоев клеток: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Между ними полость – кишечная.

Заполнение учащимися схем:

«Клетки эктодермы», «Клетки энтодермы» в рабочей тетради.

Заполнение таблицы

Способ размножения

Условия окружающей среды

Биологическое значение

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап

Закрепление изученного

Цель: уметь объяснять строение пресноводной гидры, процесс ее жизнедеятельности

Работать с информацией, предоставленной в виде рисунка. Работать в паре, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Самостоятельная работа в паре с рисунками учебника на стр. 61. Расскажите об особенностях размножения пресноводной гидры. Рисунок на стр. 62. Пользуясь рисунком, объясните процессы регенерации у гидры.

Ключевые вопросы:

1. Назовите основные черты усложнения гидры в отличии от простейших животных.

2. Какова взаимосвязь внешнего строения кишечнополостных животных с их образом жизни?

Закрепление изученного материала. Работа с рисунками в учебнике.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

V этап

Итог урока.

Рефлексия деятельности. Цель.

Подвести итог проделанной на уроке работы, оценить свою деятельность на уроке.

Итог урока. Какую цель мы сегодня ставили перед собой в начале урока? Достигли мы ее? Закончите предложение.

Сегодня на уроке:

* Я узнал …

* Самым трудным для меня было …

* Меня больше всего удивило …

* Мои знания пригодятся …

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

VI этап

Домашнее задание

Изучить параграф учебника. Сочинить рассказ о гидре. Подготовить сообщения о кишечнополостных животных (или презентацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

Тематическая карта "Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

материал содержит обобщающие задания по теме "Моллюски"...

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих

Данный урок проводится при изучении курса "Животные"  / по учебнику В.Б.Захарогва, Н.И.Сонина  "Биология.Многообразие  живых организмов"/.  Урок является вводным  в тему ...

Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"

Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...