Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Былинкина Вера Петровна

Данный урок проводится при изучении курса "Животные"  / по учебнику В.Б.Захарогва, Н.И.Сонина  "Биология.Многообразие  живых организмов"/.  Урок является вводным  в тему "Млекопитающие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как        высокоорганизованных животных.

Цели:.

  1. Способствовать определению более прогрессивных черт организации млекопитающих, позволивших им широко распространиться на Земле, занять основные среды обитания; рассмотреть сходство и отличие с пресмыкающимися, отметить их происхождение от зверозубых рептилий.
  2. .Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение работать с текстом.
  3. . Воспитывать культуру речи учащихся, воспитывать интерес к учению.

Тип урока: Вводный урок. Лабораторная работа.

Оборудование. Таблицы, Внешнее и внутреннее строение млекопитающих "

Рисунки млекопитающих и зверозубых рептилий.

Ход урока

Итак, у меня в руках описание одного очень интересного существа. Попробуйте догадаться. Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Сердце, легкие, пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку. Сердечные клапаны уже применяются сегодня. Удивительно строение кожи. Она обладает способностью загорать и может использоваться как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные, о которых пойдет речь, различают цвета. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей. Ученые относят их к числу самых умных животных. Более того, одной представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко находила наркотики. Кто же это? Вот этот симпатичный поросенок, / достаю игрушку / Но почему мы сегодня заговорили об этом существе? Да! Мы начинаем новую тему. /Запись темы/

Итак, сегодня первый урок. Предлагаю план урока.

1. Общее знакомство с млекопитающими

а ) многообразие видов

б) среда обитания, распространение на планете

в) происхождение

г) деление на подклассы

2. Особенности строения млекопитающих

а) отделы тела, покровы

б) особенности строения скелета

в) особенности мышечной системы

Внимание на экран

На земле обитает где-то 4,5 тысяч видов млекопитающих  Для первого знакомства я выбрала всего 5 видов. Ваша задача не только посмотреть кадры, но и разгадать смысл моего выбора, что я хочу вам сказать.

 На экране синий кит. Это самое крупное животное из млекопитающих. Чтобы вы представили его размеры, приведу такие цифры. Для перевозки одного кита требуется 20 КАМАЗов, вес одного кита равен весу 20 слонов.

Белый медведь.

Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде

Верблюд

Его называют еще кораблем пустыни. Он способен  передвигаться по песку, нагретому до+83о,проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.

Крот.

Один из самых лучших землероек. Интересна его шерсть очень короткая, густая, разглаживающаяся в любую сторону и меняется до 4 раз в год.

Летучая мышь.

Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации.

Мыши - великолепные летуны, способные перелетать до 1000 км.

Сделайте вывод, что же я вам хотела сказать? Что вы увидели?
( Главная мысль- разнообразие сред обитания и широкое распространение
на планете)

Млекопитающие появились около 200-300 млн. лет назад. При изучении ранее изученных животных мы отмечали черты сходства рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц.

Неужели млекопитающие произошли от птиц?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем текст на стр. 235. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. С какими животными сходны утконос и ехидна?

2. Можно ли утконоса и ехидну считать переходными формами

между пресмыкающимися и млекопитающими?

Млекопитающие произошли от пресмыкающихся. Об этом говорят и палеонтологические находки. В древних слоях ученые нашли останки зверозубых рептилий.

По остаткам их скелета, ученые установили, что зубы этих ящеров подразделялись на резцы, клыки и коренные, как у млекопитающих, ноги у зверозубых ящеров находились под туловищем, как у млекопитающих. Кожа имела слабое ороговение, имелись кожные железы. Млекопитающие считаются более высокоорганизованными животными.

Расселившись по земле, они заняли на ней господствующее положение, образовав многочисленное разнообразие видов и заняв разные среды обитания.

Млекопитающие подразделяются на два подкласса: первозвери (однопроходные) Это утконос, ехидна и настоящие звери (плацентарные, сумчатые). В дальнейшем мы будем работать с плацентарными, т.к. к ним относится большинство млекопитающих.

Итак, мы подошли ко второму вопросу урока:

1) в чем особенности строения млекопитающих

      2) в чем состоит более высокая организация млекопитающих

Сравнивая черты строения млекопитающих и пресмыкающихся, мы можем найти ответ. А почему с пресмыкающимися? (от них произошли). Сегодня мы сравним только отделы тела, покровы, скелет и мышцы.

На ваших столах карточки. Разверните их, и пять минут поработаем над заданиями, все время, помня о главном: найти более прогрессивные черты строения млекопитающих.

Ребята работают над заданием по учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов».

Теперь слушаем очень внимательно, так как каждый из вас владеет маленьким кусочком текста, фрагментом знаний, а должна получится целостная картина.

(Ребята отвечают по своим заданиям и составляют текст, заполняя таблицы).

В тетрадях и на доске составляется таблица. Подводим итоги, какие мы нашли отличительные особенности   млекопитающих?

Беседа по таблице.

Итак, сможем ли мы ответить на главный вопрос полностью? Нет.(не все системы органов сравнили).

Продолжим на следующем уроке.

А сейчас осмыслим еще раз. Представьте, что вы учитель. Вы это знаете, а ваши ученики нет. Какие вопросы вы бы им задали, чтобы они тоже узнали? Запишите эти вопросы на черновике, но имейте в виду, что отвечать на них придется вам на следующем    уроке.

 (Несколько минут пишут вопросы. После урока черновики сдаются)

Задание на дом: стр. 222-224 до головного мозга. Ответить на вопросы 1-6 в рубрике «проверь свои знания».

Вы много, надеюсь, узнали на уроке, но это лишь малая часть того интересного, что известно об этих животных.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнительная характеристика пресмыкающихся   и    млекопитающих.

Признаки

Класс пресмыкающихся

Класс млекопитающих

Кожа

Сухая, тонкая без

Толстая с большим

   желез, покрыта ро-

количеством сальных

говыми чешуйками

 желез. и других  желез

или толстыми пластинками

, покрыта шерстью

 (предохраняет

  (играет роль в

 от влаги и иссушения)

терморегуляции)

Скелет

1) позвоночник

2) пояс конеч-

 

ностей

    незамкнут

а) передних

Лопатка, ключица, воронья кость

Лопатка, ключица,воронья кость

 

б) задних

Тазовые кости сросшиеся

Подвздошные, седалищные, лобковые

3) скелет ко-

По бокам туловища

Конечности под

нечностей

 

туловищем

а) передних

Плечо, предплечье кисть

Плечо, предплечье,

кисть

б) задних

Бедро, голень, стопа

Бедро, голень, стопа

4) Череп

Полное окостенение головы

Полное окостенение

 

, крупная мозговая коробка

 

 

5) Мышечная

 

система

Дифференцирована

Дифференцирована

Развиты мышцы

  Развиты мышцы

конечностей

конечностей. Наличие

 диафрагмы,

развита подкожная

мускулатура

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

Тематическая карта "Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

материал содержит обобщающие задания по теме "Моллюски"...

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"

Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...