Рабочая программа по биологии для 8 класса по УМК Пасечника В.В.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 8 класса, составлена на основе примерной программы Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_dlya_8_klassa.docx | 55.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и по «Программе основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений.» Авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова сборник содержит авторские программы, которые легли в основу учебников для 6-9 классов, входящих серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника. Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Д. А. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. Полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю.
Цели и задачи программы:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Основное содержание программы курса биологии
«Человек и его здоровье» 8 класс.
Введение (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Строение организма (5 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Нервная система человека и Железы внутренней секреции (8 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Демонстрации
- модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;
- модели гортани с щитовидной железой;
- почек с надпочечниками.
Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Внутренняя среда организма (10 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Дыхательная система (4 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации
- модели гортани;
- модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха;
- приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей;
- роли резонаторов, усиливающих звук;
- опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе;
- измерения жизненной ёмкости лёгких;
- приёмов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Пищеварительная система (7 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа
Действие ферментов слюны на крахмал.
Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Покровные органы. Теплорегуляция (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения:
- рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;
- определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;
- определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Выделительная система (1 ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Анализаторы (4 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации
- моделей глаза и уха;
- опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек;
- обнаружение слепого пятна;
- определение остроты слуха;
- зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации
- безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
- двойственных изображений, иллюзий установки;
- выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
Поурочное планирование биологии 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов )
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Домашнее задание Вопросы подготовки к ГИА | Дата по пла ну | Дата Факти Чес кая | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | ||||||
1 | 1 | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Инструктаж по ТБ | § 1 | 5.09 | ||
2 | 2 | Становление наук о человеке. | § 2 | 7.09 | Портреты ученых. | |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 часа) | ||||||
3 | 1 | Систематическое положение человека. | § 3 | 14.09 | ||
4 | 2 | Историческое прошлое людей. | § 4, упр. 8 и9 | 19.09 | ||
5 | 3 | Расы человека. | § 5 | 21.09 | ||
СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА (5 часов) | ||||||
6 | 1 | Общий обзор организма. Домашнее задание: | § 6, 7 (до строения клетки) | 26.09 | Таблица «Внутренние органы» | |
7 | 2 | Строение и жизнедеятельность клетки. | § 7 (кроме внешней и внутренней среды) | 28.09 | Таблица «Клетка» Демонстрационный материал «Деление клетки» | |
8 | 3 | Покровные и соединительные ткани. | § 8 (до свойств мышечной ткани) | 3.10 | Таблица «Ткани» | |
9 | 4 | Мышечная и нервная ткани. Л.р.№1 | § 8 до конца | 5.10 | Л.р.№1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» | |
10 | 5 | Рефлекторная регуляция. | § 9 | 10.10 | Тест «Строение клеток и тканей» | |
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (8 часов) | ||||||
11 | 1 | Значение и строение нервной системы | § 43, § 44 (до Спинного мозга) | 12.10 | ||
12 | 2 | Спинной мозг | § 44 до конца | 17.10 | Таблица «Спинной мозг» | |
13 | 3 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок. Л.р.№ №2 Л.р.№ 3 | § 45 | 19.10 | Таблица «Головной мозг», муляжи и макеты. Л.р.№ №2 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» Л.р.№ 3 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга» | |
14 | 4 | Передний мозг | § 46 | 24.10 | ||
15 | 5 | Соматический и автономный отделы нервной системы | § 47; упр. 181, 182 | 26.10 | ||
16 | 6 | Роль эндокринной регуляции. Тест по теме «Нервная система» | § 58 | 31.10 | ||
17 | 7 | Функции желез внутренней секреции. | § 59 | 7.11 | ||
18 | 8 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система человека и железы внутренней секреции». Контрольная работа№1 | 9.11 | |||
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (7 часов) | ||||||
19 | 1 | Строение костей. Соединения костей. | § 10, 12 | 14.11 | Табл. «Соед. костей» | |
20 | 2 | Скелет человека. | §11, 12 (кроме соединения костей) | 16.11 | Таблица «Скелет». | |
21 | 3 | Строение мышц. Л.р.№4 Л.р.№ 5 | § 13; выполнить лабораторную работу | 21.11 | Л. р. № 4«Мышцы человеческого тела» Таблица «Скелетцые мышцы» Л. р. № 5 «Утомление при статической и динамической работе | |
22 | 4 | Работа скелетных мыши и их регуляция. | § 14 | 23.11 | ||
23 | 5 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р.№6 | § 15 | 28.11 | Л. р. № 6«Осанка и плоскостопие» | |
24 | 6 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | § 16; выполнить упр. 56 и 57 | 30.11 | ||
25 | 7 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система». | 5.12 | |||
Внутренняя среда организма (10 часов) | ||||||
26 | 1 | Компоненты внутренней среды | § 17 (до Состава крови) | 7.12 | ||
27 | 2 | Кровь. | § 17 до конца; упр. 63 | 12.12 | ||
28 | 3 | Борьба организма с инфекцией. | § 18, 19, с. 94-95; упр. 69, 75 | 14.12 | ||
29 | 4 | Транспортные системы организма. | § 20 | 19.12 | ||
30 | 5 | Круги кровообращения. | § 21, упр. 86 и 87 | 21.12 | ||
31 | 6 | Строение и работа сердца | § 22 | 26.12 | ||
32 | 7 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Л. р. №7. Л. р. №8. Тест по теме « Строение и функции сердца» | § 23 до Наруше ния артериального давления | 28.12 | Л. р. № 7. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Л. р. № 8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | |
33 | 8 | Гигиена сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.р.№9 | § 23 до конца, § 24. | 16.01 | Л.р.№9 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | |
34 | 9 | Первая помощь при кровотечениях. | § 25 | 18.01 | ||
35 | 10 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма, Кровеносная и лимфатическая системы» | 23.01 | |||
Дыхательная система (4 часа) | ||||||
36 | 1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. | § 26 (с. 134), §27 (Легкие) | 25.01 | Таблица «Дыхание», «органы дыхания» | |
37 | 2 | Значение и механизм дыхания | § 26, с. 134; § 27 до конца; | 30.01 | ||
38 | 3 | Регуляция дыхания | § 28 | 1.02 | ||
39 | 4 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья Болезни и травмы органов дыхания. | §29, упр. 121 | 6.02 | ||
Пищеварительная система (7 часов) | ||||||
40 | 1 | Питание и пищеварение. | § 30 (кроме органов пищеварения) | 8.02 | Таблица «Пищеварительная система» | |
41 | 2 | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№10 | § 30 до конца, §31 | 13.02 | Л.р.№ 10 «Действие ферментов слюны на крахмал» | |
42 | 3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | § 32 до микроорганизмов кишечника | 15.02 | ||
43 | 4 | Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | § 32 до конца, § 33; выполнить у пр. 138 | 20.02 | ||
44 | 5 | Регуляция пищеварения. | § 34 | 22.02 | ||
45 | 6 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | § 35 | 27.02 | ||
46 | 7 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Пищеварительная система». Контрольная работа № 2 | 1.03 | |||
Выделение (1час) | ||||||
47 | 1 | Выделение. | § 42 | 6.03 | ||
Обмен веществ и энергии (3 часа) | ||||||
48 | 1 | Обмен веществ и энергии - основное свойство жизни. Л.р№11 | § 36 | 13.03 | Л.р№11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | |
49 | 2 | Витамины. | § 37 | 15.03 | ||
50 | 3 | Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р.№ 12.Тест по теме «Обмен веществ и энергии» | § 38; упр. 154 | 20.03 | Л.р.№ 12 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | |
Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа) | ||||||
51 | 1 | Кожа - наружный покровный орган. | § 39 | 22.03 | ||
52 | 2 | Терморегуляция. Закаливание. | § 41 | 3.04 | ||
53 | 3 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | § 40 | 5.04 | ||
54 | 4 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии. Кожа» Контрольная работа № 3 | 10.04 | Анализаторы ( 4 часа) | ||
55 | 1 | Анализаторы. Л.р.13 | § 48 | 12.04 | Л.р.13 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | |
56 | 2 | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. | § 49, 50 | 17.04 | ||
57 | 3 | Слуховой анализатор | §51, упр. 191 | 19.04 | Тест «Анализаторы» | |
58 | 4 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Тест «Анализаторы» | § 52, упр. 196 | 24.04 | ||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | ||||||
59 | 1 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Л. р. №14 | § 53 | 26.04 | Л. р. №14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | |
60 | 2 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | § 54, упр. 199, 200 | 3.05 | ||
61 | 3 | Сон и сновидения. Домашнее задание: | § 55 | 8.05 | ||
62 | 4 | Речь и сознание. Познавательные процессы. | § 56 | 10.05 | ||
63 | 5 | Воля, эмоции, внимание. Л. р. №15 | § 57 | 15.05 | Л. р. №13 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (4 часа) | ||||||
64 | 1 | Жизненные циклы. Размножение. | § 60 | 17.05 | ||
65 | 2 | Развитие зародыша и плода. Наследственные и врожденные заболевания | § 61 | 22.05 | ||
66 | 3 | Развитие ребенка после рождения. | § 62, упр. 228 и упр. 229 §63 | 24.05 | ||
67 | 4 | Интересы и склонности. | §64 | 29.05 | ||
68 | 1 | Обобщающий урок по курсу биологии 8 класса | 31.05 | |||
69 | Итоговая контрольная работа№4 | 31.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 336с.;
а также методических пособий для учителя.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006; -
дополнительной литературы для учителя:
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио
логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.; - Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа,
2003. - 96с.: ил.;
- Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про
свещение, 1997. - 240с.: ил.; - Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс.
«Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с.; - Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло
гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника, В....
Рабочая программа по биологии 7 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...
Рабочая программа по биологии 9 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...
Рабочая программа по биологии 8 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...
Рабочая программа по биологии 10 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.) Базовый уровень обучения...
Рабочая программа по биологии 11 класс (по линии Пасечника В.В.) Базовый уровень обучения
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...
Рабочая программа по биологии 10 класс, В.В Пасечник
Рабоча программа...