Рабочая программа по биологии для 7 класса по УМК Пасечника В.В.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Кудрявцева Олеся Альвертовна

Рабочая программа по биологии для 7 класса, составлена на основе примерной программы  Пасечника В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_dlya_7_klassa.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии

7 класс

(2 часа в неделю, 68 часов за год)

Пояснительная записка

        Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

        Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2000. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 2 часа в неделю.

       Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.

Увеличено количество часов на изучение темы «Многообразие животных» за счет сокращения часов на изучение темы «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных», т.к. некоторые вопросы изучались в предыдущем разделе.

Увеличено количество часов на изучение тем «Индивидуальное развитие животных», «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» за счет резервного времени.

        Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру  курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 7 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

Планирование составлено на основе  Федерального Государственного стандарта, примерной программы Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. «Дрофа», 2000.

Используемый УМК:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  2. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник для  общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.
  3. В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа, 2011. – 144с.
  4. В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2007. – 192с.
  5. О.А. пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. К учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: ВАКО, 2006. – 432с.
  6. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

Цели изучения курса

    Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Содержание курса

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных (38ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизнии поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела.

Наблюдение за способамипередвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

Индивидуальное развитие животных (4ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Развитие животного мира на Земле (3ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

 Закономерности размещения животных на Земле (2ч)

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

 Биоценозы (5ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Структура программы по биологии в 7 классе

( 2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п\п

Наименование темы

Всего часов

В т.ч.

уроки

Практические работы

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ 

2

2

2

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

38

33

Л. р. № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

 Л. р. № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных.

Л. р. № 3. Изучение представителей отрядов насекомых

Л.р. № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Л. р. № 5. Изучение внешнего строения птиц.

К. р. № 1

К. р. № 2

3

ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ

12

11

Л. р. № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

К.р.№3

4

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

4

3

 Л. р. № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста

5

РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

3

3

6

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

2

2

7

БИОЦЕНОЗЫ

5

5

К.р.№4

8

ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

3

3

9.

ПОВТОРЕНИЕ

1

1

ИТОГО:

70

63

7

4

Тематическое планирование по биологии 7 класс

( 2 часа в неделю, 70 часов)


№№

п/п

№ урока в теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата по пла

ну

Дата

Факти

Чес

кая

Эксперимент:

Д. - демонстрационный

Л. - лабораторный

1.ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 часа)

1

1

История развития зоологии. Инструктаж  по ТБ.

§ 1, § 2

1.09

Демонстрационный материал по систематике

2

2

Современная зоология

§ 2

5.09

2.МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (38 часов)

3

1

Общая характеристика простейших.

§ 3

8.09

Табл. Простейшие

Микроскопы

Микропрепараты Эвглена зеленая и вольвокс

4

2

Многообразие простейших.

§ 3 до конца.

§ 4

15.09

5

3

Тип Губки.

§ 5

19.09

6

4

Тип Кишечнополостные.

§ 6

22.09

Демонстрационный материал по зоологии.

Влажные препараты сцифоидной медузы

7

5

Тип Плоские черви.

§ 7

26.09

Демонстрационная табл

8

6

Тип Круглые черви.

§ 8

29.09

Демонстрационная табл

9

7

Тип Кольчатые черви

§ 9 до класса Многощетинковые кольчецы.

3.10

Демонстр табл. Кольчатые черви.

Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

10

8

Многообразие кольчатых червей.

§ 9 до конца,

§ 10

6.10

11

9

Тип Моллюски

        § 11

10.10

12

10

Многообразие моллюсков.

 § 12

13.10

13

11

Тип Иглокожие.

 §13 заполнение табл.

17.10

14

12

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

§ 14,

с. 57–58

20.10

Демонстрац. табл. Ракообразные.

Коллекции Ракообразных  Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных

15

13

Класс Паукообразные. Клещи

§ 14 до конца

24.10

16

14

 

Класс Насекомые. Общая характеристика. значение

§ 15

27.10

17

15

Отряды насекомых Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки. Тест по теме «Общая характеристика членистоногих»

§ 16

31.10

18

16

Стрекозы, вши, жуки, клопы.

§ 17.

7.11

19

17

Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

§ 18

10.11

20

18

Перепончатокрылые насекомые.

§ 19

14.11

Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых

21

19

Контрольная работа № 1

Индивидуальные задания по карточкам

17.11

22

20

Характеристика хордовых животных

§ 20 до круглоротых.

21.11

Демонстрац. табл Лацетник..

23

21

Надкласс Рыбы

§ 21, § 20

с. 95–96

Сообщение об отрядах хрящевых рыб

24.11

Демонстрац. материал по зоологии

Демонстрац. табл. Рыбы.

24

22

Хрящевые рыбы

 §22 сообщения об отрядах костных рыб

28.11

Демонстрац. табл Хрящевые рыбы.

25

23

Костные рыбы

§ 23.

Характеристика кистеперых и двоякодышащих рыб

1.12

Демонстрац. материал по зоологии Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

26

24

Класс земноводные.

§ 24

5.12

Демонстрац. табл. Земноводные

27

25

Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и черепахи.

 

§ 25 до чешуйчатых, § 26.

8.12

Демонстрац. табл. Многообразие пресмыкающихся

28

26

Отряд Чешуйчатые

§ 25 до конца

12.12

Демонстрац. табл. Многообразие пресмыкающихся

29

27

Характеристика класса птиц.

§ 27 до пингвинов

15.12

Раздаточный материал Перья птиц.

Демонстр.табл. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц.

30

28

Нелетающие птицы.

§ 27 до конца. § 28 до отряда Гусеобразные

19.12

Демонстр.табл. Многообразие птиц

31

29

Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств

§ 28 Гусеобразные;

§ 30 Голенастые

22.12

Демонстр.табл. Многообразие птиц

32

30

Хищные птицы

§ 29 до куриных

26.12

Демонстр.табл. Многообразие птиц

33

31

Куриные и воробьинообразные. Тест по теме «Птицы»

§ 30 до конца,

§ 29 до конца

29.12

34

32

Млекопитающие. Первозвери.

§ 31

16.01

35

33

Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые.

§ 31 с. 159–163

19.01

Демонстрац. материал

Табл.

Насекомоядные

Рукокрылые

36

34

Грызуны. Зайцеобразные.

§ 32

23.01

37

35

Копытные. Хоботные

§ 33 хоботные;

§ 34

26.01

38

36

Китообразные, Ластоногие, хищные

§ 33 кроме

хоботных

30.01

Демонстрационный материал

Представители кошачьих и собачьих

39

37

Приматы.

§ 35

2.02

40

38

Контрольная работа № 2

Индивидуальные задания по карточкам

6.02

3. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ (12 часа)

41

1

Покровы тела.

               

§ 36

9.02

Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела.

42

2

Опорно-двигательная система.

§ 37

13.02

Демонстрационный материал

Скелеты конечностей

43

3

Л р Скелет позвоночных

Оформить отчет по л.раб.

16.02

Скелеты позвоночных животных (рыбы, лягушки, змеи, ящерицы, голубя, крота, крысы)

44

4

Способы передвижения.Полости тела.

§ 38

20.02

45

5

Органы пищеварения. Обмен веществ.

 § 40

27.02

Демонстрационные таблицы Схема строения органов пищеварения птицы

Пищеварительная система  млекопитающих

46

6

Органы дыхания. Газообмен.

§ 39

2.03

47

7

Кровеносная система. Кровь

§ 41

6.03

Демонстрационный материал

Система кровообращения позвоночных

Табл Кровеносные системы хордовых

48

8

Органы выделения.

§ 42

9.03

49

9

Нервная система.

§ 43

13.03

50

10

Поведение. Рефлекс. Инстинкт.

Регуляция деятельности

 § 43,

§ 44 с. 234

16.03

51

11

Органы чувств..

 § 44 до регуляции деятельности

20.03

52

12

Контрольная работа №3

Индивидуальные задания по вариантам

23.03

4.  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (4 часа)

53

1

Органы размножения.

§ 45

3.04

Модель Строения яйца птицы

54

2

Способы размножения у животных.

§ 46

6.04

55

3

Развитие животных с превращением и без превращения.

§ 47

10.04

Демонстр. материал по зоологии

Развитие насекомых и земноводных

56

4

Периодизация и продолжительность жизни.

§ 48

13.04

Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

5. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

57

1

Доказательства эволюции животных.

§ 49

кроме сравнительно-анатомических

14.04

Коллекция палеонтологических останков

58

2

Сравнительно- анатомические доказательства эволюции животных

17.04

59

3

Ч. Дарвин о причинах эволюции животных. Усложнение строения животных. Результаты эволюции

§ 50, § 51

20.04

 6.ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ (2 часа)

60

1

Ареалы обитания. Закономерности размещения животных

§ 52 до миграций

24.04

61

2

Миграции.

§ 52 до конца

27.04

7.БИОЦЕНОЗЫ (5 часа)

62

1

Естественные и искусственные биоценозы.

§ 53

4.05

Демонстрац. материал

Структура биоценоза

63

2

Факторы среды и их влияние

§ 54

8.05

64

3

Цепи питания. Поток энергии.

§ 55

11.05

65

4

Взаимосвязь компонентов биоценоза.

§ 56

15.05

66

5

Контрольная работа № 4

Индивидуальные задания на карточках

18.05

8.ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (3 часа).

67

1

Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных.

§ 57, § 60

с. 294

22.05

68

2

Одомашнивание животных.

§ 58

25.05

69

3

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Домашнее задание

 § 59,  § 60

с. 292–294

29.05

Красная книга

70

1

Повторение


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

          В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • оказания первой помощи при укусах животных;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения

 

Информационно – методическое обеспечение

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
  3. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  5. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
  6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  9. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  10. http://bird.geoman.ru/ - Птицы
  11. http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
  12. http://animal.geoman.ru/ - Животные
  13. http://fish.geoman.ru/ - Рыбы
  14. http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций на уроках и рекомендованы для самостоятельной работы при изучении мира животных.
  15. http://www.moscowzoo.ru/ -  Московский зоопарк
  16. http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
  17. http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета
  18. http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период»

Критерии оценивания

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и   учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника,  В....

Рабочая программа по биологии 7 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...

Рабочая программа по биологии 9 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...

Рабочая программа по биологии 8 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...

Рабочая программа по биологии 10 класс (по линии Пасечника В.В.)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.) Базовый  уровень обучения...

Рабочая программа по биологии 11 класс (по линии Пасечника В.В.) Базовый уровень обучения

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...