Урок биологии " Предмет и задачи экологии.Экологические факторы среды."
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
урок биологии в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_predmet_i_zadachi_ekologii.ekologicheskie_faktory_sredy.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс
Биология
Тема урока: Предмет и задачи экологии.Экологические факторы среды.
Цель: дать представление об основных задачах экологии и о том, что такое экология; учащиеся должны знать экологические факторы и их взаимодействия; продолжить воспитывать в учащихся убеждение, что в природе всё связано со всем;
развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письмен-
ной форме.
Тип урока :комбинированный.
Оборудование : тексты, карточки с вопросами, таблицы, рисунки, комнатные растения.
Ход урока:
1. Актуализация знаний. Проверка знаний ( фронтально).
тема, которую мы сегодня будем изучать, безусловно , не является для вас абсолютно новой, многое вам известно.
Например:
- Что такое вид?
- Что такое популяция?
- Что такое природа?
- Почему необходимо ее беречь?
Итак, мир, который нас окружает,- это природа, живая и неживая.
Нас интересует мир живой природы, мир организмов, которые в природе не существуют изолированно друг от друга и от мира неживой природы.
На доске:
1- Картинки природы, изображения животных
2- (схема)Особь –> популяция –> вид –> сообщество-> биосфера
уровни организации живой природы
(робота по схеме)
Особи одного вида образуют популяции- группировки, населяющие определенную территорию.
Популяции разных видов, занимающие определенный участок ( например, озеро, луг, лес), образуют сообщество.
Сообщество в совокупности с неживыми компонентами среды, с которыми оно взаимодействует ( свет, почва, вода, климат), составляют экосистему.
Оболочка Земли, населенная живыми организмами,образуютбиосферу.
И вы, конечно, помните, что мир природы организован по уровням.
- Каким?
(Организменному, популяционно-видовому и экосистемному.)
Все эти объекты и изучает экология.
Цель: познакомить уч-ся с основными задачами экологии и о том, что такое экология; познакомимся с экологическими факторами и их взаимодействиями
Изучение нового материала:.
Беседа по вопросам, предположения уч-ся, выводы, записи.
- Что такое экология? (Греч.Oicos- дом, убежище,logos- наука, учение. Наука – о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неживой природой).
- Кто ввел в научный обиход этот термин? (см.доп.инф.) ( термин экология ввел в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.ДарвинаЭ.Геккель).
3. В каком году? (в 1868 году)
4. Каковы задачи экологии? (1. изучить закономерностиразмещения живых организмов в пространстве,2. изменение численности организмов, поток энергии через живые системы и круговорот веществ, происходящих при участии живых организмов).
5. Найдите более узкие направления науки экология?(см.доп.инф.)
(Аутэкология- экология особей, греч.autos- сам; популяционная экология –изучает состав и структуру популяции, ее размещение в пространстве и динамику численности; экология сообществ- исследует видовой состав сообществ; экология растений; экология животных; экология микроорганизмов; палеоэкология- занимается реконструкцией древних сообществ, изучает их эволюцию и т.д.)
6. Что такое экологические факторы среды? (Это любой компонент среды, способный оказывать влияние на организм).
7. Закончите схему(сам. раб. стр244 – экологические факторы)
Экологические факторы
(привести примеры)
8.Что называется условиями среды? (Изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды, на которые организмы реагируют по- разному в зависимости от их силы).
9. проблемы экологии.
-глобальные(примеры см тетрадь)
- региональные
- локальные.
10 Биологический оптимум. – наиболее подходящее сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для роста , развития и размножения организма.
Черные сотрешь ли, человек?
- Закрепление полученных знаний. Работают по вопросам нового материала(вопрос №3 стр 245)
стихотворение Плотникова “Черные пятна”:
Океан седой гремит набатом
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету…
- Индивидуальное задание: подготовить сообщения : «Взаимоотношения между организмами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет и задачи химии
"Предмет и задачи химии" - это первый урок по химии в 8 классе. Цель урока - формирование представлений о химии как науке, о предмете ее исследования - веществах и их превращениях и о главной задаче х...
Организм и среда. Предмет и задачи экологии.
Тип урока: урок изучения нового материалаМетоды: словесный, беседа, практический.Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная, самостоятельнаяОборудование:...
Урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир»
Вашему вниманию на конкурс «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению представлен урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир». Урок разработан по У...
Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...
Презентация по экологии 5 класс. Тема: "ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ".
Цель: Формирование представление об экологии как науке о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.Задачи: Познакомить учащихся с задачами экологии, показать её место в системе других биолог...
Методическая разработка. Коммуникационные задачи проектируемой образовательной среды. Проект ""Да
Коммуникационные задачи проектируемой образовательной среды. Проект ""Да...
Использование методики «Task-Based Learning (Обучение на основе задач)» в общеобразовательной среде.
Статья рассматривает методику "Task-Based Learning" (обучение на основе задач) и ее применение в общеобразовательной среде. В ней освещаются основные принципы и преимущества данного подхода ...