рабочая программа Биология (ТО и ремонт)
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_to_i_remont.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Энгельсский политехникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО)
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 509 от 12 мая 2014 года.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО
«Энгельсский политехникум»
Разработчики:
Дьякова Кристина Игоревна – преподаватель биологии
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3-5 |
| 6-14 |
| 15-16 |
| 17-18 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_____________________________БИОЛОГИЯ_______________________
- Область применения программы
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по химии на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- Овладение системой знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- формирование опыта использования приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
В примерной программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать/понимать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: лабораторно - практические работы | 14 |
Контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Учение о клетке. |
| 25 | |
Тема 1.1. Строение и функции клетки. | |||
Содержание учебного материала: Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. | 9 | 2 | |
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | |||
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. | |||
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов | |||
Практические работы: 1.Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 2 |
| |
Лабораторные работы: | - | ||
Тема 1.2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Содержание учебного материала: Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | 4 | 2 |
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. |
| ||
Практические работы: | - | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмов» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения. Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. | 9 | ||
Раздел II. Организм, размножение и индивидуальное развитие организмов . | 14 | ||
Тема 2.1. Организм - единое целое. | Содержание учебного материала: Организм – единое целое. Многообразие организмов. | 4 | 2 |
Деление клетки. Митоз. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | |||
Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. | |||
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма. | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. | 3 | 2
|
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. | |||
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | |||
Практические занятия: 1. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
| 1 |
| |
Лабораторные работы: | - | ||
Контрольная работа по теме: «Организм , размножение и индивидуальное развитие организмов.» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : Биологическое значение митоза и мейоза. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование. Биологическое значение чередования поколений. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. | 5 | ||
Раздел III. Основы генетики и селекции. | 23 | ||
Тема .3.1. Основы генетики. | Содержание учебного материала: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. | 9 | 2 |
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание | |||
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | |||
Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | |||
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. | |||
Практические занятия: Решение генетических задач. Родословные человека и их анализ. | 3 | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Тема 3.2. Селекция. | Содержание учебного материала: Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 10 | 2 |
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. | |||
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | |||
Практические занятия: | - | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Контрольная работа по теме: «Основы генетики и селекции» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Центры многообразия и происхождения домашних животных. История происхождения отдельных сортов культурных растений. | 7 | ||
Раздел IV. Эволюционное учение. | 15 | ||
Тема 4.1. Эволюционное учение Ч. Дарвина. | Содержание учебного материала: История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. | 3 | 2 |
Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. | |||
Тема 4.2. Движущие силы эволюции. | Содержание учебного материала: Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. | 5 | 2 |
Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. | |||
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. | |||
Тема 4.3. Основные направления эволюционного прогресса. | Содержание учебного материала: Доказательства эволюции. | 2 | 2 |
Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. | |||
Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | |||
Практические работы: | - | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей. Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора. | 5 | ||
Раздел V. История развития жизни. | 15 | ||
Тема 5.1. Развитие органического Мира. | Содержание учебного материала Возникновение жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. История развития органического мира на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 3 | 2 |
Тема 5.2. Эволюция человека. | Содержание учебного материала Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 3 | 2 |
Основные этапы антропогенеза. Факторы эволюции человека. Единство происхождения человеческих рас. | |||
Практические работы: 1.Приспособленность организмов к среде обитания. 2.Морфологические особенности растений различных видов. 3.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека | 3 | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Контрольная работа по теме: «Эволюционное учение» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения. Принципы и закономерности развития жизни на Земле. Ранние этапы развития жизни на Земле. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. | 5 | ||
Раздел VI. Основы экологии. | 19 | ||
Тема 6.1. Экология и экологические системы. | Содержание учебного материала Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. |
4 | 2 |
Тема 6.2. Биосфера - глобальная экосистема. | Содержание учебного материала Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Биомасса. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. | 5 | 2 |
Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. | |||
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | |||
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | |||
Практические занятия: 1.Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. 2.Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы. 3.Решение экологических задач. | 3 | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. | 7 | ||
Раздел VII. Бионика. | 4 | ||
Тема 7.1. Бионика | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 2 | 2 |
Практические занятия: | - | ||
Лабораторные работы: | - | ||
Контрольная работа по теме : « Основы экологии» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов. | 1 | ||
Итоговая аттестация |
ЗАЧЕТ | 1,2,3 | |
ВСЕГО | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся:
- рабочее место преподавателя:
- демонстрационный стол:
- комплект учебно-методических пособии по биологии:
- лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель
ДНК. гербарии, лабораторная посуда и химические реактивы)
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2010.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2011.
Дополнительные источники:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2010.
- Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2012.
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2010.
- Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2012.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2013.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2013.
- Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2011.
Интернет-ресурсы :
http://charles-darwin.narod.ru/
http://www.macroevolution.narod.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов | тестирование, лабораторные работы, практическиезанятия, |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; | практические занятия |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | практические занятия |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | практические занятия, исследовательская работа |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | практические занятия |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | практические занятия |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | исследовательская работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил | индивидуальные творческие задания |
Разработчики:
ГАПОУ СО «ЭП» преподаватель Дьякова К.И.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...
Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...
Рабочая программа "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей" 2023-2024 уч.гг.
Рабочая программа "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей"...
Рабочая программа Биология 5-9 класс по программе Д. И.Трайтака, Н.Д. Андреевой
Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Биол...