УМК по теме "Единство происхождения человеческих рас"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Растопчина Нина Леонидовна

Полностью разработанный УМК по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

                        «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

          ул. Больничная, д.18, г. Челябинск, 454092. Тел/факс (351)232-40-03. E-mail:chbmk@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА занятия № 28

Дисциплина    Биология                                                          Группа ____________     Дата «_______»_______201_ г.

Ф.И.О. преподавателя    Растопчина Нина Леонидовна

Раздел 5. История развития жизни на Земле

Тема  занятия: Единство происхождения человеческих рас

Тип  занятия:  комбинированное

   Цели  занятия (исходя из уровней усвоения учебной информации: 1 уровень – знакомства; 2 уровень – воспроизведение в знакомой ситуации; 3 уровень – применение умений и навыков в незнакомой ситуации; 4 уровень – творчества).

1. Учебная (дидактическая) цель:

1-уровень усвоения (ознакомление, сообщение, дача понятия и т.д.)

- сообщение нового материала;

- ознакомление  с сущностью понятий «раса», «метисация», «расизм»;

- знакомство с морфологическими признаками разных рас;

- формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.

2-уровень усвоения (изучение, повторение, составление алгоритмов, закрепление, формулирование и т.д.)

- способствовать развитию умений анализировать учебный материал;

- закрепить полученные знания посредством аудиторной  работы с дидактическим материалом;

- изучить физиологические механизмы, лежащие в основе  формирования человеческих рас.

3-уровень усвоения (овладение техникой, выполнение манипуляций, выделение, применение знаний, решение и.т.д.)

- способствовать овладению техникой составления  информативной таблицы по изучаемой теме;

 - способствовать выработке умений распознавать факты и отличать их от предположений, знать теорию происхождения рас, их морфологические отличительные признаки.

2. Развивающая цель:

(способствование развитию, мышлению, развитие умения и т.д.)

- способствовать  выработке умений выделять главное,  анализировать, делать выводы на основе большого количества информации;

- способствовать  развитию внимания, памяти, самостоятельности при работе с учебным материалом; 

- способствовать раскрытию биологических особенностей человеческих рас, умению анализировать причины их возникновения.

3. Воспитательная цель:

(способствование воспитанию, стремление воспитать)

- способствовать воспитанию стремления  к изучению нового, к расширению кругозора;

- способствовать развитию нравственного воспитания;

- способствовать развитию коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей;

- способствовать выработке у студентов правильного подхода к оценке расизма;

- воспитание у студентов  расовой  толерантности.

Междисциплинарные связи:

(дисциплина, тема занятия)

ОД.05. Обществознание

Тема: Этнические общности и межнациональные отношения.

ОД.04. История

Тема: Вторая мировая война: причины, ход, значение

Внутридисциплинарные связи:

(раздел)

Полностью раздел «Эволюционное учение»

Методы (М) и методические приемы (МП) в соответствии с уровнями усвоения учебной информации:

1 уровень: М – объяснительно-иллюстративный; МП – словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником), наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов), практические (опыты, моделирование).

2, 3 уровни: М – репродуктивный; МП – работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий и т.д.;

М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с граф.логической структурой и т.д.

3 уровень: М – частично-поисковый; МП – эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач и т.д.

4 уровень: М – исследовательский; МП – исследовательская работа.

Оснащённость занятия, наглядность: учебник, дидактические материалы, мультимедийная презентация в Power Point, видеоматериалы, раздаточный материал, аудиофайлы


Литература (основная, дополнительная):

Основная:

1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс, под ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2013

Дополнительная:

1. Общая биология. Под ред. Д.К.Беляева и А.О. Рувинского. – М.: Дрофа, 2005

Структура  занятия :

Организационный  момент:           . . . . . . . . 2. . . . .  минут.

Проверка  знаний  студентов:           . . . . . . . .15 . . . . . минут.

Цели  и  план  занятия:           . . . . . . . . 3 . . . . .  минут.

Изложение  нового  материала:           . . . . . . .40 . .  .  минут.

Закрепление  материала:           . . . . . . . 25.  . .  минут.

 Итог занятия. Домашнее задание:          . . . . .5 .  . .  минут.

№ этапа занятия

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы.

средства

обучения

1

Организационный (приветствие студентов, настрой на усвоение темы, мобилизация внимания)

-

2

Проверка знаний  студентов:

1. Задание на быстрый ответ (фронтально):

1. Человек и обезьяны принадлежат к классу… 

(млекопитающие)

2. Дриопитеки, древние обитатели деревьев, были предшественниками…

(австралопитеков) 

3. Перечислите этапы антропогенеза…

(древнейшие люди, древние люди, первые современные люди) 

4. Этап антропогенеза «древнейшие люди» представлен гоминидами

(австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий) 

5. Представитель этапа «древние люди»…

(неандерталец) 

6. К первым современным людям относят..…

(кроманьонцев) 

7. К обезьянолюдям относят…

(австралопитеков) 

8. В эпоху ледникового периода жили…

(неандертальцы) 

9. Предок человека, положивший начало  изготовлению из камня орудия труда ….

(человек умелый) 

10. Наука, изучающая происхождение   человека…

(антропология) 

11. Историческое развитие человека есть..…

(антропогенез) 

12. Ученый, указавший в свой книге «Происхождение человека и половой отбор», что человек в эволюционной схеме представляет собой самое высокоорганизованное животное и имеет общих предков с человекообразными обезьянами 

(Ч.Дарвин) 

2. Распределите в порядке появления на Земле организмов, характеризующих антропогенез:

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) питекантроп;

д) дриопитек;

е) человек умелый;

ж) неандерталец

3. Фронтальный опрос по вопросам:

- Назовите сходства у человекообразных обезьян и человека

- В чем наблюдаются различия у человека и человекообразных обезьян?

- Перечислите биологические и социальные факторы антропогенеза

- Кто из ученых отнес человека в единой систематике к отряду «приматы»?

- Какой ученый опубликовал утверждение, что человек является потомком обезьяны?

- Может ли превратиться в человека современная обезьяна? Почему?

4. Работа с рисунками:

Назовите, что изображено на рисунках? Работа с изображениями (дается на слайдах)

5. Работа с кластером (домашнее задание)

презентация

3

Цели и план занятия:

- Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала;

- Организовать и направить познавательную деятельность студентов на восприятие нового материала;

- Постановка перед студентами проблемного вопроса; формулирование цели занятия самими студентами под контролем преподавателя.  Знакомство с темой, планом.

- Сообщение видов деятельности  учащихся для успешного усвоения нового материала

презентация

4

Изложение  нового  материала (усвоение новых знаний)

Организовать правильное усвоение темы.

Эпиграф  “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…”  А.С. Пушкин 

План

  1. Понятие «раса». Гипотезы происхождения человеческих рас
  2. Классификация рас. Признаки рас
  3. Метисация
  4. Расизм – как несостоятельное реакционное течение

1. Понятие «раса». Гипотезы происхождения человеческих рас

Студенты формулируют определение понятию «раса», записывают в тетрадь. Преподаватель сообщает термин «расоведение». Преподаватель рассказывает о том, что выделяют 3 крупные расы и достаточно много малых рас (демонстрация схемы). Далее преподаватель задает вопрос: «Как возникли расы? Откуда они взялись?» Заслушивается сообщение студента, остальная группа должна выписать в методические рекомендации для студента суть гипотез «моноцентризма» и «полицентризма». Преподаватель фронтально задает вопросы по сообщению и акцентирует внимание на том, что обе гипотезы имеют место быть, однако необходимо выяснить, какая же из них является основополагающей. Для этого студентам демонстрируется видеофрагмент «Происхождение рас», после просмотра которого, студенты делают вывод о том, какая гипотеза является основополагающей.

2. Классификация рас. Признаки рас:

1. Работа в микрогруппах. Организация работы по проблеме «Человеческие расы. Морфологические признаки рас»

1 микрогруппа –  выявляет признаки европеоидной расы

2 микрогруппа  – выявляет признаки монголоидной расы

3 микрогруппа  – выявляет признаки экваториальной расы

Задания для работы в микрогруппах

  • Внимательно рассмотрите портреты людей, принадлежащих к конкретной расе
  • Выявите их морфологические признаки
  • Запишите признаки в таблицу в соответствующие колонки

 Пока студенты работают, фоном включается песня Л.Агутина «Парень  чернокожий»

Каждая микрогруппа заполняет свою колонку. Затем по прошествии времени выступает один представитель и знакомит остальных студентов с результатами работы. По итогам заполняется общая таблица.

2. Работа в микрогруппах. Объяснить с помощью схемы  «Fish- bones»:

 «В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ У РАС»:

  • Обильного волосяного покрова, светлой кожи и узкого выступающего носа у европеоидов (1 группа)
  • Узкого разреза глаз и наличия эпикантуса (складки верхнего века) у монголоидов (2 группа)
  • Курчавых волос, широкого носа и темного цвета кожи у экваториальной расы (3 группа)

После работы студенты объясняют, как заполнили схему и отвечают на вопрос.

3. Метисация

Преподаватель дает под запись определения понятиям «метисация», «метис», «мулат», «креол», «самбо». Со студентами проводится беседа по вопросу.

4. Расизм – как несостоятельное реакционное течение

Заслушивается сообщение студента. Далее студенты высказываются по вопросам:

 «Почему расизм в наше время получил широкое распространение?»

«Почему людей нельзя делить на «высшие расы» и «низшие расы»?

презентация, учебник

5

Закрепление материала

учебник

Проверка понимания студентами нового материала.

1. Задание с фотографиями представителей разных рас.

По фото, представленным на слайдах необходимо определить расу. Ответы  места.

2. Кроссворд

Микрогруппам дается кроссворд на время (10 минут). Та группа, которая быстрее всех решит кроссворд - выступает первая. Остальные слушают и при необходимости поправляют.

кроссворд, презентация

6

Итог занятия.

1. Подводятся итоги учебного занятия. Студенты делают вывод.

2. Выставляются оценки студентам за устные ответы, сообщения, за работу на занятии

7

Домашнее задание

1. Информация  о домашнем задании

2. Проведение инструктажа по его выполнению

презентация

Преподаватель (Ф.И.О.):     Растопчина Н.Л.                                                                           Подпись ……………………………

Дата  «……..»  ……….………………  20.…. год



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации

для преподавателя

специальностей

                                             33.02.01 Фармация

                                             34.02.01 Сестринское дело

   31.02.02 Акушерское дело

              

ОД.00 Общеобразовательные дисциплины

ОД 12. Биология

РАЗДЕЛ 5 «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Тема: Единство происхождения человеческих рас

       

2016 год

Рассмотрено 

на заседании  ЦМК ОГСЭ и МОЕНД

Протокол  № 2 от «23» октября 2014г.

Утверждено:

Зав. директора по УВР  

 ________________ Замятина О.А.

 «____»___________________201    г.

Составитель: Растопчина Н.Л., преподаватель цикла естественнонаучных дисциплин первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»

Рецензент: Ладошина С.Я., преподаватель цикла естественнонаучных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………

2. Цели  занятия. ………………………………………………..…

3. Требования к подготовке студентов  по итогам изучения

темы ………………………………………………………………

4. Тип занятия.  Методы обучения и методические приёмы…….

5. Материально-техническое и методическое обеспечение занятия……………………………………………………………….

6. План занятия  с хронокартой……………………………………

7. Литература для преподавателя для подготовки к занятию……

Стр. 4

    Стр. 5

Стр. 6

Стр. 7

Стр. 7

Стр. 8

    Стр.14

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации для преподавателя по теме «Единство происхождения человеческих рас» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО и рабочей программы по дисциплине «Биология» для специальностей 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02  Акушерское дело

Цель подготовки по данной учебной дисциплине – сформировать у студентов представление об окружающем мире, биологических процессах, закономерностях и явлениях, происходящих в нем.

Как известно, биология является основой медицины, в связи с этим преподаванию данной дисциплины уделяется особое внимание.

Данные рекомендации по теме предназначены для оказания методической помощи преподавателям дисциплины «Биология».

В методический блок преподавателя в данном комплексе входят следующие материалы:

  • Методические рекомендации для проведения занятия
  • Технологическая карта учебного занятия
  • Презентация учебного занятия
  • Дидактические (раздаточные) материалы

При изучении данной темы возможно использование следующих методик: работа малыми группами, метод кластеров, метод «Fish- bones». При изучении вопросов темы предпочтение отдается работе студентов в группах.

Методические рекомендации для преподавателя содержат хронологическую карту занятия, в которой подробно расписан каждый этап. Наличие раздаточного материала существенно облегчит работу преподавателя.

ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЯ

1. Учебные (дидактические):

- сообщение нового материала;

- ознакомление  с сущностью понятий «раса», «метисация», «расизм»;

- знакомство с морфологическими признаками разных рас;

- формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;

- способствовать развитию умений анализировать учебный материал;

- закрепить полученные знания посредством аудиторной  работы с дидактическим материалом;

- изучить физиологические механизмы, лежащие в основе  формирования человеческих рас;

- способствовать овладению техникой составления  информативной таблицы по изучаемой теме;

 - способствовать выработке умений распознавать факты и отличать их от предположений, знать теорию происхождения рас, их морфологические отличительные признаки.

2. Развивающие:

- способствовать  выработке умений выделять главное,  анализировать, делать выводы на основе большого количества информации;

- способствовать  развитию внимания, памяти, самостоятельности при работе с учебным материалом; 

- способствовать раскрытию биологических особенностей человеческих рас, умению анализировать причины их возникновения.

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию стремления  к изучению нового, к расширению кругозора;

- способствовать развитию нравственного воспитания;

- способствовать развитию коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей;

- способствовать выработке у студентов правильного подхода к оценке расизма;

- воспитание у студентов  расовой  толерантности.

ТРЕБОВАНИЯ К  ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ                                                                   ПО ИТОГАМ  ИЗУЧЕНИЯ  ТЕМЫ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о происхождении человеческих рас;

- об отличительных морфологических признаках разных рас

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- объяснить происхождение рас;

- объяснить происхождение разных морфологических признаков у представителей разных рас;

- обосновывать собственную точку зрения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- отличительные признаки рас;

- несостоятельность теории расизма

Внутридисциплинарные связи:

Полностью раздел «Эволюционное учение»

Междисциплинарные связи: 

ОД.05. Обществознание

Тема: Этнические общности и межнациональные отношения

ОД.04. История

Тема: Вторая мировая война: причины, ход, значение

ТИП ЗАНЯТИЯ.  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Тип занятий: комбинированное

Место проведения занятия: учебная аудитория

Общий объем времени: 90 минут

МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЁМЫ

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Демонстрация наглядных средств обучения (презентация, видеофрагменты)

Словесные (беседа)

Работа по алгоритму

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Оснащение занятия: 

- проектор

- ноутбук

- мультимедийная презентация, видеоматериалы

- учебник

- раздаточные материалы


Хронокарта занятия

Название этапа

Краткое описание деятельности

Цель

Время

Оснащенность

преподавателя

студента

1.

Организационный

Приветствие студентов.

Проверка отсутствующих, внешнего вида, готовности к занятию. Мобилизация

внимания.

Приветствие

преподавателя

Настроить студентов  на   качественное усвоение материала

2 мин.

-

2.

Проверка знаний студентов

1. Задание на быстрый ответ (фронтально):

1. Человек и обезьяны принадлежат к классу… 

(млекопитающие)

2. Дриопитеки, древние обитатели деревьев, были предшественниками…

(австралопитеков) 

3. Перечислите этапы антропогенеза…

(древнейшие люди, древние люди, первые современные люди) 

4. Этап антропогенеза «древнейшие люди» представлен гоминидами

(австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий) 

5. Представитель этапа «древние люди»…

(неандерталец) 

6. К первым современным людям относят..…

(кроманьонцев) 

7. К обезьянолюдям относят…

(австралопитеков) 

8. В эпоху ледникового периода жили…

(неандертальцы) 

9. Предок человека, положивший начало  изготовлению из камня орудия труда ….

(человек умелый) 

10. Наука, изучающая происхождение   человека…

(антропология) 

11. Историческое развитие человека есть..…

(антропогенез) 

12. Ученый, указавший в свой книге «Происхождение человека и половой отбор», что человек в эволюционной схеме представляет собой самое высокоорганизованное животное и имеет общих предков с человекообразными обезьянами 

(Ч.Дарвин) 

2. Распределите в порядке появления на Земле организмов, характеризующих антропогенез:

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) питекантроп;

д) дриопитек;

е) человек умелый;

ж) неандерталец

3. Фронтальный опрос по вопросам:

- Назовите сходства у человекообразных обезьян и человека

- В чем наблюдаются различия у человека и человекообразных обезьян?

- Перечислите биологические и социальные факторы антропогенеза

- Кто из ученых отнес человека в единой систематике к отряду «приматы»?

- Какой ученый опубликовал утверждение, что человек является потомком обезьяны?

- Может ли превратиться в человека современная обезьяна? Почему?

4. Работа с рисунками:

Назовите, что изображено на рисунках? Работа с изображениями (дается на слайдах)

5. Работа с кластером (домашнее задание)

1. Отвечают на вопросы фронтально с места

2. Работают с изображениями на слайдах

3. Один студент работает у доски с кластером (домашнее задание)

Проверка готовности студентов к занятию, степень усвоения студентами материала прошлого занятия.

15 мин

Презентация

3.

Цели и план занятия

1. Постановка перед студентами проблемного вопроса;

2. Знакомство с темой.

3. Студенты формулируют цель занятия под контролем преподавателя

4. Сообщение видов деятельности студентов для успешного усвоения нового материала

1. Настраиваются на усвоение новой темы

2. Формулируют цель учебного занятия

Организовать и направить познавательную деятельность студентов на восприятие нового материала

3 мин

Презентация

4.

Усвоение новых знаний

Организовать правильное усвоение темы.

Эпиграф  “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…”  А.С. Пушкин 

План

  1. Понятие «раса». Гипотезы происхождения человеческих рас
  2. Классификация рас. Признаки рас
  3. Метисация
  4. Расизм – как несостоятельное реакционное течение

1. Понятие «раса». Гипотезы происхождения человеческих рас

Студенты формулируют определение понятию «раса», записывают в тетрадь. Преподаватель сообщает термин «расоведение». Преподаватель рассказывает о том, что выделяют 3 крупные расы и достаточно много малых рас (демонстрация схемы). Далее преподаватель задает вопрос: «Как возникли расы? Откуда они взялись?» Заслушивается сообщение студента, остальная группа должна выписать в методические рекомендации для студента суть гипотез «моноцентризма» и «полицентризма». Преподаватель фронтально задает вопросы по сообщению и акцентирует внимание на том, что обе гипотезы имеют место быть, однако необходимо выяснить, какая же из них является основополагающей. Для этого студентам демонстрируется видеофрагмент «Происхождение рас», после просмотра которого, студенты делают вывод о том, какая гипотеза является основополагающей.

2. Классификация рас. Признаки рас:

1. Работа в микрогруппах. Организация работы по проблеме «Человеческие расы. Морфологические признаки рас»

1 микрогруппа –  выявляет признаки европеоидной расы

2 микрогруппа  – выявляет признаки монголоидной расы

3 микрогруппа  – выявляет признаки экваториальной расы

Задания для работы в микрогруппах

  • Внимательно рассмотрите портреты людей, принадлежащих к конкретной расе
  • Выявите их морфологические признаки
  • Запишите признаки в таблицу в соответствующие колонки

Пока студенты работают фоном звучит песня Л.Агутина «Парень чернокожий»

Каждая микрогруппа заполняет свою колонку. Затем по прошествии времени выступает один представитель и знакомит остальных студентов с результатами работы. По итогам заполняется общая таблица.

2. Работа в микрогруппах. Объяснить с помощью схемы  «Fish- bones»:

 «В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ У РАС»:

  • Обильного волосяного покрова, светлой кожи и узкого выступающего носа у европеоидов (1 группа)
  • Узкого разреза глаз и наличия эпикантуса (складки верхнего века) у монголоидов (2 группа)
  • Курчавых волос, широкого носа и темного цвета кожи у экваториальной расы (3 группа)

После работы студенты объясняют, как заполнили схему и отвечают на вопрос.

3. Метисация

Преподаватель дает под запись определения понятиям «метисация», «метис», «мулат», «креол», «самбо». Со студентами проводится беседа по вопросу.

4. Расизм – как несостоятельное реакционное течение

Заслушивается сообщение студента. Далее студенты высказываются по вопросам:

 «Почему расизм в наше время получил широкое распространение?»

«Почему людей нельзя делить на «высшие расы» и «низшие расы»?

1. Делают записи в тетради

2. Работают с методическими рекомендациями                3. Работают в группах

Организовать правильное усвоение темы

40 мин.

Презентация, учебник, методические рекомендации для студента, раздаточный материал

5.

Закрепление материала

1. Задание с фотографиями представителей разных рас.

По фото, представленным на слайдах необходимо определить расу. Ответы  места.

2. Кроссворд

Микрогруппам дается кроссворд на время (10 минут). Та группа, которая быстрее всех решит кроссворд - выступает первая. Остальные слушают и при необходимости поправляют.

Активно работаю на занятии: отвечают на вопросы, работают в группе над решением кроссворда

Установить, усвоили ли студенты новый материал

25 мин

Презентация, раздаточный материал

6.

Итог занятия

1. Подводятся итоги учебного занятия самими студентами

2. Выставляются оценки студентам за устные ответы, сообщения, за работу на занятии

Участвуют в подведении итогов, делятся впечатлениями о том, что нового узнали из данного занятия, была ли тема сложной.

Формулируют вывод занятия с помощью преподавателя

Подведение итогов занятия

3 мин

-

7.

Задание на дом

1. Информация  о домашнем задании

2. Проведение инструктажа по его выполнению

1.Записывают в тетрадь домашнее задание

Формирование умений самостоятельно работать с учебным и дополнительным материалом, интернет - ресурсами

2 мин

Презентация


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

I. Основная:

1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс, под ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2013

II. Дополнительная:

1. Общая биология. Под ред. Д.К.Беляева и А.О. Рувинского. – М.: Дрофа, 2005

2. Общая биология. Учебник для 10-11 класса с углубленным изучением биологии. Под ред. В.К.Шумного, Я.М.Дымшица, А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1995

3. Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования. – М.: Просвещение

4 Электронные ресурсы:

http://x-uni.com/books/2-s10

http://bio-kl.ucoz.ru/index/10_klass/0-52

http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass



Предварительный просмотр:

                     Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации

для студента

по выполнению аудиторной и

внеаудиторной самостоятельной работы

для специальностей

                                             33.02.01 Фармация

                                             34.02.01 Сестринское дело

          31.02.02 Акушерское дело

              

ОД.00 Общеобразовательные дисциплины

ОД 12. Биология

РАЗДЕЛ 5 «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Тема: Единство происхождения человеческих рас

       

2016 год

Рассмотрено 

на заседании  ЦМК ОГСЭ и МОЕНД

Протокол  № 2 от «23» октября 2014г.

Составитель: Растопчина Н.Л., преподаватель цикла естественнонаучных дисциплин первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»

Рецензент: Ладошина С.Я., преподаватель цикла естественнонаучных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»

Пояснительная записка

Данные учебно-методические рекомендации по теме составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО и рабочей программы по дисциплине «Биология» для специальностей 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02  Акушерское дело.

Цель подготовки по данной учебной дисциплине – сформировать у студентов представление об окружающем мире, биологических процессах, закономерностях и явлениях, происходящих в нем.

Данные учебно-методические рекомендации по теме предназначены для оказания методической помощи студентам в освоении темы «Единство происхождения человеческих рас» и представляют задания, как для аудиторной, так и для внеаудиторной самостоятельной работы.

Предложенные методы  и содержание учебного занятия позволят студентам изучить достаточно сложный материал по дисциплине с учетом требований к освоению данной темы.

Во время работы с пособием необходимо четко выполнять все задания.

При закреплении изученного материала следует ответить на вопросы для самоконтроля и проверить себя по терминам.

ТРЕБОВАНИЯ К  ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ                                                                   ПО ИТОГАМ  ИЗУЧЕНИЯ  ТЕМЫ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о происхождении человеческих рас;

- об отличительных морфологических признаках разных рас

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- объяснить происхождение рас;

- объяснить происхождение разных морфологических признаков у представителей разных рас;

- обосновывать собственною точку зрения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- отличительные признаки рас;

- несостоятельность теории расизма

Внутридисциплинарные связи:

Полностью раздел «Эволюционное учение»

Междисциплинарные связи: 

ОД.05. Обществознание

Тема: Этнические общности и межнациональные отношения

ОД.04. История

Тема: Вторая мировая война: причины, ход, значение

ЗАДАНИЕ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Содержание  аудиторной работы по теме:

1. Проверка домашнего задания (задания демонстрируются в презентации). Работа у доски с кластером по теме прошлого занятия.

2. Постановка перед студентами проблемного вопроса, знакомство с темой занятия. Студентам предлагается самостоятельно сформулировать цель занятия.

3. Сообщение видов деятельности  учащихся для успешного усвоения нового материала

4. Изучение нового материала по плану:

  1. Понятие «раса». Гипотезы происхождения человеческих рас
  2. Классификация рас. Признаки рас
  3. Метисация
  4. Расизм – как несостоятельное реакционное течение

Алгоритм работы при изучении темы:

  1. Дайте определение понятию «раса». Запишите определения понятиям  «раса», «расоведение»:
  • Раса – ________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Расоведение - __________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Внимательно изучите классификацию рас
  2. Прослушайте сообщение студента на тему «Гипотезы происхождения человеческих рас», после чего дайте определения понятиям и запишите их в тетрадь:
  • Моноцентризм- _________________________________________

_____________________________________________________________

  • Полицентризм - ________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Посмотрите видеофрагмент «Происхождение рас», сделайте вывод, какая из гипотез происхождения рас является основной.
  2. Работа в микрогруппах:

1. Морфологические признаки рас»

1 микрогруппа –  выявляет признаки европеоидной расы

2 микрогруппа  – выявляет признаки монголоидной расы

3 микрогруппа  – выявляет признаки экваториальной расы

Задания для работы в микрогруппах:

  • Внимательно рассмотрите портреты людей, принадлежащих к конкретной расе
  • Выявите их морфологические признаки
  • Запишите признаки в таблицу в соответствующие колонки

Морфологические признаки рас

Морфологичес-

кие признаки расы

Европеоидная раса

Монголоидная раса

Экваториальная раса

1. Цвет кожи (светлый, желтый, светло-коричневый, шоколадный, черный)

2. Цвет и структура волос (курчавые, волнистые, прямые) 

3. Разрез и цвет глаз

3. Форма губ и носа

4. Волосяной покров (мало/средне/сильно развит)

5. Форма лица (круглая, плоская, узкая, с  широкими скулами или без)

6. Рост (низкий, средний, высокий)

Каждая микрогруппа заполняет свою колонку. Затем по прошествии времени выступает один представитель и знакомит остальных студентов с результатами работы. По итогам заполняется общая таблица.

2. Значение морфологических признаков рас

Объяснить с помощью схемы  «Fish- bones»:  «В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ У РАС»:

  • Обильного волосяного покрова, светлой кожи и узкого выступающего носа у европеоидов (1 группа)
  • Узкого разреза глаз и наличия эпикантуса (складки верхнего века) у монголоидов (2 группа)
  • Курчавых волос, широкого носа и темного цвета кожи у экваториальной расы (3 группа)

После работы студенты объясняют, как заполнили схему и отвечают на вопрос.

7). Записать определения следующим понятиям:

  • Метисация – ___________________________________________

  • Метис -  _______________________________________________

  • Мулат -  _______________________________________________

_____________________________________________________________

  • Креол – ________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Самбо – _______________________________________________

_____________________________________________________________

8) Выслушайте сообщение студентов по теме «Расизм», после чего ответьте на вопросы: «Почему расизм в наше время получил широкое распространение?», «Почему людей нельзя делить на «высшие расы» и «низшие расы»?

9). Выполните задания на закрепление изученной темы (задания с фотографиями представителей рас и кроссворд даются преподавателем)

10). Сделайте вывод о проделанной работе на занятии

11). Выслушайте оценки за занятие

12). Запишите задание на дом

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по теме:

1. Прочитайте параграф в учебнике, стр. 138-142

2. Внимательно изучите записи в тетради по пройденной теме.

3. Выучите понятийный аппарат по теме:

- раса

- расоведение

- метисация

- эпикантус

- метис

- мулат

- креол

- самбо

- расизм

4. Для самоконтроля выполните задание «Вопросы для обсуждения» в учебнике на стр. 145

5. Творческое задание. Напишите эссе на тему «Я против расизма. Я за мир на Земле!»

Правила подготовки к занятию:

  1. Ознакомиться с содержанием параграфа учебника (конспекта).
  2. Продумать прочитанное, разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.
  3. Сделать опорную схему по вопросам темы.
  4. Разобрать понятийный аппарат по теме.
  5. Ответить на вопросы для самоконтроля
  6. Самостоятельно сделать вывод по теме

Методические рекомендации по написанию эссе по биологии:

Эссе́ (из фр. essai «попытка, «очерк», от лат. exagium «взвешивание») -это литературный жанр, прозаическое  сочинение небольшого объёма и свободной композиции

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Главная задача при работе над эссе - высказывание собственного мнения, личный анализ проблемы, попытка поиска различных альтернативных решений поставленных задач.

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению.

 

Структура эссе:

 

1. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

2. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу.

3. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме.

Критерии оценивания:

Оценивается эссе, согласно следующим критериям:

  • знание и понимание теоретического материала
  • анализ и оценка информации
  • грамотное построение суждений
  • оформление работы

Оценка «5»  выставляется, если:  все критерии соблюдены, работа оформлена аккуратно;

Оценка «4»  выставляется, если:  допускаются неточности в построении суждений;

Оценка «3»  выставляется, если: студент раскрыл суть вопроса не полностью;

Оценка «2»  выставляется, если:  студент не раскрыл суть вопроса, суждения неграмотны, нелогичны.

Учебная литература:

I. Основная:

1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс, под ред. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2013

II. Дополнительная:

1. Общая биология. Под ред. Д.К.Беляева и А.О.Рувинского. – М.: Дрофа, 2005

2. Общая биология. Учебник для 10-11 класса с углубленным изучением биологии. Под ред. В.К.Шумного, Я.М.Дымшица, А.О.Рувинского. – М.: Просвещение, 1995

3. Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии: курс для самообразования. – М.: Просвещение.



Предварительный просмотр:

2

1

4

8

6

7

9

12

5

11

3

10

КРОССВОРД

Вопросы:

По горизонтали:

1. Раса, имеющая эпикантус и желтоватый оттенок кожи

3. Реакционная политика, оправдывающая эксплуатацию человека человеком

5. Политик, развязавший вторую мировую войну на почве расизма

6. Раса, характеризующаяся светлым оттенком кожи, голубыми глазами и волнистыми волосами

7. Потомок от скрещивания представителей разных рас

10. Складка верхнего века

11. Процесс, который в будущем приведет к образованию единой расы на планете Земля

12. Исторически сложившаяся общность людей в пределах одного вида, характеризующаяся общими морфологическими особенностями

По вертикали:

2. Гипотеза, объясняющая происхождение рас от одного предка

4. Раса, занимающая материк Африка

7.  Результат смешения европеоидной и экваториальной рас

8. Результат смешения американской ветви монголоидной и европеоидной расы

9. Результат смешения монголоидной и экваториальной рас

12. Наука, изучающая происхождение рас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 10 «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие».

Данная презентация иллюстрирует десятый урок ОБЖ в 7 классе  «ЧС геологического происхождения. Контрольное занятие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение".

Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение"....

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО РАС."

Презентация "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ, ИХ  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И  ЕДИНСТВО РАС." предназначена для учителей биологии, работающих в 11 кл. по учебнику А.А Каменский, Е.А. Криксунов, В. В. ...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....

Человеческие расы, их родство и происхождение

Комбинированный урок по биологии в 9 классе...

Технологическая карта фрагмента урока Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение. Учитель биологии Шишкина Ольга Александровна МАОУ «СОШ №7» г. Южноуральск

Технологическая карта урока составлена по программе И.Н. Пономарёвой,  по учебнику биология 9 класс, под редакцией  И.Н. Пономарёвой, М:- Вентана-Граф. Для урока биологии по теме Человечески...