Определение потребностей и мотивов | Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (создание проблемной ситуации). Фронтальная работа с классом. Вступительное слово учителя.
Костёр, похрустывая ветками, мне память тайную встревожил, - Он был зажжён в пещерах предками у горно-каменных подножий. Как трудно было им, «единственным», на человеческом рассвете, На неуютной и таинственной необустроенной планете. Быть может, там был каждый гением (бездарность выжила б едва ли) С таким бессмертным удивлением они нам землю открывали. На них презрительными мордами, как на случайное уродство, Посматривали звери, гордые своим косматым превосходством. Мы стали опытными, взрослыми, а предки шли призывниками, Как смертники, в разведку посланные предшествующими веками. Ещё не поклонялись идолам, ещё анналов не писали... А Прометей был после выдуман — огонь они добыли сами. Вопросы учителя: О каких биологических проблемах идёт речь в этом стихотворении?
Перечислите основные этапы эволюции человека Работа с контрольным модулем В чём отличие биологических и социальных факторов эволюции человека? На каком этапе на эволюцию человека преимущественно влияют социальные факторы? Учитель демонстрирует серию портретов наших современников. Вопросы к классу: Кто изображён на данных снимках и можно ли считать их нашими современниками? В чём особенности современного человечества?
Как называются эти группы? Какова же тема сегодняшнего урока и его цель? Учитель предлагает определить тему и цели данного урока.
| Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.
Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока. Отвечают на вопросы и выполняют задания, предложенные учителем.
Выдвигают разные версии Вывод: в стихотворении содержится информация о месте, которое занимает человек в животном мире, об эволюции предков человека, о роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа.
Выдвижение гипотезы «Для современного человечества характерно исключительное разнообразие физических и интеллектуальных особенностей, поэтому можно сказать что оно делится на несколько внутривидовых групп»
Формулируют тему урока «Человеческие расы, их родство и происхождение», его цели и задачи: изучить особенности эволюции вида Человек разумный на современном этапе Вписывают тему и цели урока в информационный лист, который в конце урока вклеивается в рабочую тетрадь. | Личностные (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные (сотрудничество с учителем)
Познавательные: общеучебные: построение речевого высказывания; логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)
Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)
Познавательные ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) |
Принятие учебных целей и условий их достижения | Используя текст учебника, дайте определение понятию «раса», назовите главные расы Проверка работы с использованием модуля. Чем отличаются представители разных рас друг от друга? Можно ли утверждать, что несмотря на эти различия все расы относятся к одному виду Человек разумный? Почему людей разных рас нельзя отнести к разным биологическим видам? Как проверить наши предположения? Предлагает провести самостоятельную работу с текстом учебника и сравнить человеческие расы по инструкции, предложенной в информационном листе. Предлагает проверить результаты проделанной работы, ответив на вопросы |
Записывают формулировку определения в информационный лист
Выдвижение гипотезы
Предлагают провести исследование
Выполняют самостоятельную работу по предложенной инструкции, отвечают на вопросы и формулируют выводы. | Постановка проблемы и её решение
Познавательные (поиска и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов) Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)
|
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов
| Организует самостоятельную работу с текстом учебника и текстом информационного листа. Учащиеся делятся на три группы и, используя текст параграфа учебника, заполняют соответствующий столбец в таблице, характеризуя одну из больших рас: Признаки | Человеческие расы | Негроидная | Монголоидная | Европеоидная | Морфологические |
|
|
| Генетические |
|
|
|
Учащимся предлагается проанализировать информацию, содержащуюся в информационном листе: «В клетках человека любой расы содержится по 46 хромосом; от брака людей белой расы с людьми жёлтой или чёрной расы рождается нормальное плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно переливать человеку любой другой расы (если соответствует группа крови)» Ответить на вопрос: Какие выводы можно сделать на основе этих фактов. Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице, используя модуль, корректирует ответы учащихся. Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний.
Вопросы учителя: Как внутри вида Человек разумный могли возникнуть различные человеческие расы?
Организуется самостоятельная работа в группах по заданиям, предложенным в информационном листе. Используя соответствующий материал учебника, выявите приспособительный характер морфологических признаков больших рас, каково их значение в настоящее время. Рассмотрите современные области расселения рас и сравните их с местами первоначального возникновения. Каковы причины формирования внутри вида Человек разумный нескольких рас? Подумайте о перспективах эволюции рас на планете. Учитель предлагает по итогам коллективной работы в результате обсуждения сформулировать вывод.
| Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и кратко заполняют таблицу в тетради.
Зачитывают свои записи в таблице и корректируют их. Заполняют оставшиеся колонки в таблице, прослушав выступление своих одноклассников. Формулируют выводы по проблеме урока: В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки; большие расы неоднородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы; все расы одинаковы по генетическим, биохимическим и физиологическим признакам; все расы имеют неограниченные возможности скрещивания и от смешанных браков рождается плодовитое потомство; все расы биологически равноценны и относятся к одному виду — Человек разумный Homo sapiens.
Формулируют вывод: «Основными факторами расогенеза являются: наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция, а исключительное разнообразие физических и генотипических особенностей рас объясняются тонкой приспособленностью к условиям жизни. Активное переселение людей уменьшают обособленность человеческих рас и их морфологические, физиологические и психологические отличия теряются»
| Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания); логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные (преодоление препятствий)
Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка) |
Итоговый самоконтроль и самооценка | Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке и проверить насколько хорошо они их усвоили. Организует краткий тестовый контроль знаний или работу с контрольным модулем ФЦИОР «Человеческие расы»
Предлагает готовые коды для проверки ответов.
Выставление оценок за урок. Предлагает учащимся домашнее задание | Перечисляют новую для себя информацию
Выполняют тестовое задание с выбором одного верного ответа или определяют расовую принадлежность знаменитых людей по фотографиям модуля Осуществляют самоконтроль и самопроверку или обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. | Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности) Регулятивные (самоконтроль и самооценка) |