Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение".
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Урок биологии 9 класс. "Человеческие расы, их родство и происхождение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_biologii_na_temu.docx | 193.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок биологии на тему:
«Человеческие расы, их родство и происхождение». 9 класс.
Кравченко Наталья Николаевна, учитель биологии.
Цель: углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека; показать
полиморфность вида Человек разумный; сформировать знания об особенностях рас человека;
раскрыть единство происхождения всех рас человека; обосновать равноценность и генетическое
единство человеческих рас; формирование научного мировоззрения.
Оборудование: таблица «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас;
научно-популярная литература; периодическая печать.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока. Орг. момент. Проверка знаний.
Ребята мы с вами изучаем главу «Происхождение человека». Изучаем наших далеких предков. Какими же они были?
Вступительное слово учителя - читает стихотворение о предках человека.
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, —
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(бездарность выжила б едва ли)
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам.
Еще анналов не писали...
А Прометей был после выдуман -
Огонь они добыли сами.
Вопрос учителя, о каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении? Какие элементарные факторы эволюции оказывали влияние на развитие наших предков.
- о месте человека в животном мире,
Современное положение человека в системе органического мира следующее:
вид Человек разумный
род Человек
семейство Гоминиды
подотряд Обезьяны
отряд Приматы
подкласс Плацентарные
класс Млекопитающие тип Хордовые
подтип Позвоночные царство Животные.
- Ребята мы с вами изучаем главу «Происхождение человека», какие стадии эволюции человека вы можете назвать?
- Какие морфологические признаки сформировались у представителей рода Номо к моменту появления Человека разумного.
- В чем проявляется биосоциальная сущность человека.
Актуализация знаний
Прошли десятки тысяч лет с тех пор, как первобытные люди расселились по Земле. Отдельным человеческим группам пришлось жить в различных природных условиях: они испытывали на себе разное влияние солнечного света, влажности воздуха, t°, пищи и т.д. Все это отразилось на их внешнем облике: цвете волос и кожи, форме волос (прямые, волнистые, курчавые), форме головы, губ и носа, росте и весе, длине рук и ног. Также возникли физиологические различия в химическом составе крови, в интенсивности основного обмена, в восприимчивости к определенным болезням.
Так возникли расовые отличия - биологические особенности, которые появились в связи с жизнью людей в разных природных условиях.
Изучение нового материала.
Мотивация, личностная значимость изучаемого.
Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение. Цель:
- Узнаем об особенностях рас человека;
- раскроем единство происхождения всех рас человека;
- обоснуем равноценность и генетическое единство человеческих рас.
Эпиграф.
Разница в цвете кожи -
Не в счет.
В людях - черных, белых, желтых -
Красная кровь течет!
Р. Рождественский.
1. Полиморфность вида Человек разумный.
Более столетия различные экспедиции антропологов работают в различных уголках земного шара, изучая многообразие форм человечества. Изучены племена в самых труднодоступных районах (в тропических лесах, пустынях, на высокогорье, островах), и в результате современное человечество в морфологическом и физиологическом отношениях исследовано, пожалуй, лучше, чем любой другой биологический вид. Исследования выявили исключительное разнообразие физических и генотипических особенностей человеческих популяций тл их тонкую приспособленность к условиям жизни. Исследования показали также, что, хотя современное человечество принадлежит к одному единому виду Homo sapiens, этот вид является полиморфным, так как образует несколько различных внутривидовых групп, давно получивших название расы.
Расоведение - наука, изучающая происхождение, развитие и историю человеческих рас. Нельзя смешивать два понятия - раса и нация. В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада. Раса же представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом. Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического совершенства. Вид человека разумного - самый многочисленный вид на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций. Человек является необычно полиморфным видом.
2. Три основные расы современного человечества: негроидная, монголоидная и европеоидная.
Сообщения учащихся, беседа с использованием фотографий.
Характеристика больших человеческих рас.
Признаки рас отражены на схеме.
Каждая большая раса делится на малые, их около 30. Например, внутри негроидной расы выделяют негрскую, негрилльскую, бушменскую, австралийскую и другие малые расы.
Приложение 2.
Схема расовой классификации современного человека
По окружности приведены названия больших рас, в секторах — названия малых рас, между большими расами — по две переходные расы (см. схему).
Вывод:
- Раса исторически сложившаяся внутривидовая группировка, состоящая из популяций Человека разумного.
- В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки.
- Сходство морфофизиологических и психических свойств человеческих рас. Рассказ учителя с использованием таблицы.
3. Наследственный характер расовых особенностей.
Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. Поэтому сейчас представители различных рас часто проживают на одной и той же территории. Но в далеком прошлом, когда еще действие социальных факторов было невелико, безусловно, многие признаки, характерные для той или иной расы, явились приспособлением к определенным физико-географическим и климатическим
условиям внешней среды и были выработаны под действием естественного отбора.
Например, темная окраска кожи и волос у жителей экваториальных районов Земли возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей солнца. У негров Африки сформировалась высокая удлиненная черепная коробка, которая обогревается меньше, чем круглая и низкая. Курчавые волосы, создающие вокруг головы воздухоносный слой, развились как защита от перегрева при действии жарких солнечных лучей; толстые губы, широкий нос и удлиненные пропорции тела при малом весе появились как способы увеличения поверхности тела, полезного -для теплорегуляции (теплоотдачи) в жарком климате. Тип с более широкими относительно объема пропорциями тела развился в условиях климата со значительными отрицательными температурами. Плоское лицо монголоидов с мало выступающим носом оказалось полезным в условиях резко континентального климата и сильного ветра, к тому же гладкая обтекаемая поверхность меньше подвержена обморожению.
Наиболее заметное различие между расами - по цвету кожи. Большинство современных приматов имеют темную пигментацию. Возможно, что и древний человек был темнокожим. Почему же слабо пигментирована кожа европейцев и монголоидов? Существует гипотеза, согласно которой в местах их расселения произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. В коже ультрафиолет участвует в образовании витамина D, который повышает всасывание кальция и фосфора из кишечника, предупреждая таким образом выведение этих веществ из костной ткани, нехватка витамина D приводит к рахиту. Одно из проявлений рахита - деформация костей таза, и как следствие - нарушение процесса родов. В условиях первобытного строя это могло породить сильное давление отбора.
Многие морфологические признаки рас служат доказательством, что в расообразовании природная среда, ее абиотические и биотические факторы имели большое влияние. Как и у всего живого мира, у человека в период его становления внешние условия вызывали изменчивость и появление различных приспособительных свойств, а естественный отбор сохранял наиболее удачные варианты приспособленности. Адаптивные свойства у расы проявились не только во внешнем облике, но и в физиологии человека, например в составе крови, особенностях жироотложения, активности обменных процессов.
• Основные факторы расогенеза.(Это наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция)
4. Адаптивные свойства рас. Карта.
- в связи с расселением людей в новые местообитания возникали различия между расами. Считается, что Человек разумный сформировался у восточных берегов Средиземного моря и в Северо-Восточной Африке. Из этих районов первые кроманьонцы расселились в Южную Европу, по Южной и Восточной Азии вплоть до Австралии. Через северо-восточную оконечность Азии пришли и Америку — вначале на запад Северной Америки, откуда спустились в Южную Америку, (рис.).
Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 40-70 тыс. лет назад, в процессе заселения человеком разумным земного шара, т. е. еще на стадии раннего кроманьонца. Тогда многие расовые признаки имели большое адаптивное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определенной географической среды. Однако с развитием социальных отношений (общение, речь, совместная охота и др.), усилением действия социальных факторов влияние среды, как и давление естественного отбора, перестало быть для человека формообразующей силой. Несмотря на появление многочисленных расовых различий в морфологических и физиологических признаках, репродуктивной изоляции между расами людей не произошло. По интеллектуальному потенциалу умственным способностям расы также не имеют различий.
Активное перемещение по планете и возникающие при этом совместные поселения многих людей на одних и тех же территориях показали, что обособленность человеческих рас, их морфологические, физиологические и психические отличия в результате смешанных браков уменьшаются и даже теряются. Это служит убедительным подтверждением единства вида Человек разумный и доказательством биологической равнозначности всех человеческих рас. Расовые различия касаются лишь признаков морфологии и физиологии, но они являются вариациями единой наследственности человека как вида.
Все человеческие расы стоят на одном биологическом уровне развития.
Несмотря на многообразие рас современного человека, все они являются представителями одного единого вида. Наличие плодовитых браков между людьми разных рас подтверждает их генетическую неизолированность, что свидетельствует о целостности вида. Единство вида Человек разумный обеспечивается общностью происхождения, неограниченной способностью к скрещиванию людей различных рас и этнических групп, а также одинаковым уровнем их общего физического и умственного развития.
Таблица: смешанные браки. 5. Ложная теория расизма.
Расизм - антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности низших и превосходства высших рас. Расизм утверждает биологическую неравноценность различных рас с целью оправдания политики расовой дискриминации, политики угнетения и порабощения одного народа другим. Расизм - порождение социал дарвинизма. Основателем расизма является граф де Гобино, который пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе.
В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство, чтобы каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в великом содружестве племен нашей планеты.
Закрепление знаний:
• Какие доказательства вы можете привести в пользу принадлежности всех людей Земли к одному виду?
- Каким путем: ароморфозов или идиоадаптаций - в процессе эволюции возникли человеческие расы? Ответ обоснуйте.
- Что такое расоведение?
- В чем заключается реакционная и идеологическая сущность расизма и «социального дарвинизма»?
- Каковы причины разного уровня развития культуры, науки и экономики у разных народов мира?
• Приложение 3.
Подведение итогов:
4. Выводы по уроку:
• Эпиграф
• Какие признаки лежат в основе деления человечества на расы.(морфологические
признаки).
• В чем проявляется единство человеческих рас?
Расы являются местными популяциями вида Человек разумный, а не отдельными видами. Приведем доказательства единства человеческих рас:
- Сходство строения тела (единство строения черепа, мозга и т. д.);
- Физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни и т. д.);
- Единство происхождения;
Неограниченное скрещивание представителей различных рас и плодовитость потомства от смешанных браков (объединение у одного человека признаков различных рас часто сопровождается повышением жизнеспособности, то есть эффектом гетерозиса).
•. Назовите основные факторы расогенеза.(Это наследственная изменчивость, естественный
отбор и изоляция)
• 6. Твой вывод по теме урока .
Рефлексия.
Дом, задание. § 48 учебника, выполнить задания в конце параграфа и задания 1, 5-8 в рабочих
тетрадях.
Творческое задание. Подготовить сообщения о месте и роли человека в биосфере.
Приложение.
Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение. § 48
1. Характеристика больших человеческих рас.
Морфологические признаки | Расы | Значение признаков | ||
Негроидная | Европеоидная | Монголоидная | ||
Особенности: - лица - носа - губ - разреза |
2. Схема расовой классификации современного человека.
По окружности приведены названия больших рас, векторах большими расами — по две переходные расы (см. схему).
На основе знания механизма возникновения внутривидовых группировок у животных и используя следующие данные, предположите, как могли появиться разные человеческие расы:
- Древний человек — неандерталец жил 500—300 тыс. лет назад.
- Общий предок людей всех рас жил примерно 90—92 тыс. лет назад.
- Останки неандертальцем не обнаружены только в Америке и Австралии.
- 100 тыс. лет назад громадная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Алтайские горы с расположенными на них ледниками разделили Евроазиатский континент натри области: западную, восточную и южную с различными природно-климатическими условиями.
4. Выводы по уроку;
- Какие признаки лежат в основе деления человечества на расы?
- В чем проявляется единство человеческих рас?
- Назовите основные факторы расогенеза.
- 6. Твой вывод по теме урока .
5. Рефлексивный тест. ( Осмысление своих собственных действий и состояний).
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все возникающие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответ. 5.На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
6. Дом, задание.
§ 48 учебника. Вопр. стр.180.
Заполнить таблицу 1. «Характеристика больших человеческих рас».
Творческое задание. Подготовить сообщения о месте и роли человека в биосфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Разработка урока биологии в 11 классе по теме: «Доказательство происхождения человека от животных».
Данный урок – урок актуализации, систематизации знаний, закрепления нового материала. Метод обучения – проблемный.Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-см...
Методическая разработка к уроку биологии на тему"Расы народов мира"
Данный урок проводится в форме групповой работы. Учащиеся выполняют разнообразные задания (составляют таблицу, работают с картой рас, работают с основными определениями в рамках данной темы.) В работе...
Урок биологии в 11 классе "Современные взгляды на происхождение жизни"
Урок биологии в 11 классе "Современные взгляды на происхождение жизни"...
Человеческие расы, их родство и происхождение
Комбинированный урок по биологии в 9 классе...
Технологическая карта фрагмента урока Тема: Человеческие расы, их родство и происхождение. Учитель биологии Шишкина Ольга Александровна МАОУ «СОШ №7» г. Южноуральск
Технологическая карта урока составлена по программе И.Н. Пономарёвой, по учебнику биология 9 класс, под редакцией И.Н. Пономарёвой, М:- Вентана-Граф. Для урока биологии по теме Человечески...
Урок биологии в 7 классе " Размножение развитие и происхождение Земноводных"
Методическая разработка урока по теме " Размножение, развитие и происхождение Земноводных"...