Олимпиада начинается в школе
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Особой формой работы с одаренными детьми является подготовка обучающихся к участию в олимпиадном движении. Олимпиада проверяет способности и умения ребят решать различные биологические задачи и проводить биологические эксперименты, требует от участников интереса к биологии, творчества, находчивости и настойчивости.Школьная олимпиада – это своеобразная форма оценки знаний и творческой одаренности учащихся. Биологическая олимпиада объединяет школьников, проявляющих интерес к предмету. В процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задачи, проводят опыты, эксперименты и анализируют наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podg_k_olimp.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада начинается в школе
«Ребенок не рождается бесталанным.
Каждый талантлив по-своему!»
Особой формой работы с одаренными детьми является подготовка обучающихся к участию в олимпиадном движении. Олимпиада проверяет способности и умения ребят решать различные биологические задачи и проводить биологические эксперименты, требует от участников интереса к биологии, творчества, находчивости и настойчивости.
Из опыта работы можно сделать вывод о том, что подготовка детей к участию в олимпиаде складывается из следующих этапов:
1 этап – поисковый (выявление одаренных детей)
Это этап отбора учащихся, проявляющих интерес к предмету и желающих участвовать в олимпиаде. На этом этапе должна сработать проницательность и профессиональная интуиция учителя. Учитель должен суметь заметить неординарно мыслящих детей именно в области своего предмета. Ведь эти дети порой в силу своей скромности могут и не проявлять активности. Учащиеся, возможно, и сами не предполагают своей потенциальной успешности. И принципом их поведения зачастую является: спросят – скажу, не спросят – промолчу. Используем признаки одаренности:
- высокая любознательность, исследовательская активность;
- отличная память, абстрактное мышление;
- способность классифицировать информацию, проводить причинно-следственный анализ явлений;
- большой словарный запас, потребность в чтении, яркая речевая индивидуальность;
- повышенная концентрация внимания, упорство в достижении цели.
По понятным причинам большого количества детей на данном этапе быть не может. Таких детей учитель может отметить и по их письменным работам на уроках. И то, как учитель обратит на них внимание и предложит участвовать в олимпиаде, повлияет на будущий исход. Нерешительность и сомнение ребенка может перерасти в уверенность, увлеченность и азарт.
2 этап – теоретический
Этот этап в работе учителя должен быть “хроническим”. Так как теоретические основы закладываются на уроках, учитель сам должен постоянно совершенствоваться и действовать по принципу “всего знать невозможно, но стремиться к этому надо”.
В процессе урока на этом этапе учитель должен ориентироваться не на слабых, а на сильных учеников. То есть всегда давать почву для размышлений тому, кому это необходимо.
В целом обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления. При этом стараться применять такие современные технологии, как исследовательская, коммуникативная, дифференцированного обучения, опережающего обучения, развивающего обучения. А также использовать на уроках следующие методы: эвристический, проблемный (проблемного изложения, частично-поисковый), метод проектов. Все это способствует укреплению теоретического фундамента и, как следствие, повышает вероятность потенциального успеха.
Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.
Использую любые возможности для поиска типовых заданий прошлогодних олимпиад различных уровней с целью отработки теоретических знаний. Провожу дополнительные занятия и консультации для подготовки к различным олимпиадам по биологии и экологии школьного, муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровня.
Для обучающихся 9, 10-11 классов провожу элективный курс «Уровни организации жизни», программа которого размещена в приложении.
Традиционно в 10-11 классах химико-биологического профиля провожу элективный курс «Генетика в задачах» (см. приложение). Составлено и издано учебно-методическое пособие - сборник «Генетика в задачах».[1]
3 этап – практический.
На этом этапе формируются необходимые умения:
- Общенаучные (наблюдение, измерение, группирование и классификация, нахождение взаимосвязей, вычисление, организация данных и их представление, прогнозирование, формулирование гипотезы, оперативное описание, экспериментирование).
- Биологические (умение работать с лабораторным оборудованием; зарисовка препаратов; точное описание биологических рисунков с использованием биологических терминов).
- Применение методов биологического исследования:
- Цитологические (техника приготовления микропрепаратов).
- Методы изучения анатомии и физиологии растений (препарирование различных частей растения).
- Методы изучения анатомии и физиологии животных (препарирование).
- Этологические методы: определение и интерпретация поведения животных).
- Экологические методы.
- Таксономические методы.
- Применение физических и химических методов.
- Применение микробиологических методов.
- Применение статистических методов.
Основы практических навыков формируются также на уроках. Поэтому выполнению практической части программ необходимо уделять должное внимание.
А дополнительные практические умения развиваются в ходе индивидуальных занятий с детьми.
Результаты работы по подготовке обучающихся к олимпиадам по биологии и экологии
«Вся гордость учителя в его учениках, в росте посеянных им семян». Слова Д.И.Менделеева вполне отражают результаты работы с одаренными детьми. Сколько ожиданий и надежд связываем мы с ними. И чтобы достичь желаемого результата, мы стараемся особым образом планировать свою урочную и внеурочную деятельность, моделируем формы творческого сотрудничества.
Результаты участия обучающихся в олимпиадах (сертификаты и грамоты размещены в приложении):
Год | Мероприятие | Результат |
2010 –2011
| Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Пахтусов Н. 10 кл. – победитель. Видманова Ю. 11 кл. – призер, Пашкова Е. 10 кл. – призер, Молотихина Е. 8 кл. – призер |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Пашкова Е. 10 кл. – победитель, Воложанина Т. 8 кл. – призер, Видманова Ю. 11 класс – призер, Назарова Н. 10 кл. - призер | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Участники Пахтусов Н., Видманова Ю. 10кл. | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Участники Видманова Ю. 11кл., Пашкова Е.10кл. | |
2011 -2012
| Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Пахтусов Н. 11 кл.– призер, Пашкова Е. 11 кл.- призер |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Воложанина Т.9 кл. – призер, Назарова Н. 11 кл.– призер, Пашкова Е. 11 кл.- призер | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Пашкова Е. 11 кл. – призер | |
2012 –2013 | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Селиванова А. 10 кл. – призер, Третьякова Я. 10кл. – призер |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Петрова Е. 10 кл.– победитель, Громова Е. 7 кл. – призер | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Петрова Е. 10 кл. – участник | |
2013 – 2014 | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Тарасова Е. 10 кл. – призер, Петрова Е. 11 кл. - призер |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Тарасова Е.10 кл., Петрова Е.11 кл. – участники | |
2014 –2015
| Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Тарасова Е.11кл. – призер, Савич А.10кл – призер, Комлев Р.10кл. – призер, Мягкоступова Е.9кл. – призер, Телицин Д.9кл. – призер, Колчев М.8кл. – призер, Капитолинина Е.8кл. – призер, Комольцев Д. 8 кл. – призер, Зноев М.7кл – призер, Сушкова Н.7кл. - призер |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Тарасова Е.11кл. – победитель, Пыкус А. 9кл. - призер | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Тарасова Е.11кл. - призер | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Пыкус А.9кл. – призер, Тарасова Е. 11кл. - участник | |
2015-2016 | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Панасюк М.11кл. – победитель, Сушкова Н. 8кл. – призер, Комольцев Д. 9кл. – призер, Губанова Е. 10кл. – призер, Комлев Р. 11кл. - призер |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Зноев М. 8кл. - призер | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии | Панасюк М. 11кл. - призер | |
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Пыкус А. 10кл. – призер, Громова Е. 10 кл. - участник | |
Международная олимпиада САФУ «Будущее Арктики» | Панасюк М. 11кл. – 4 место, Гашкова П. 11кл. – участник заключительного этапа |
Ежегодно обучающиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа», Всероссийском Молодежном биологическом чемпионате и показывают хорошие результаты:
год | мероприятие | результат |
2012 | Всероссийский Молодежный биологический чемпионат | Громова Е. 7 кл.(1 место в городе) Сверкунова Д.10 кл., Орлова А.7 кл. (2 место в городе), Тарасова Е. 9 кл., Третьякова Я. 10 кл. (3 место в городе) |
Международный природоведческий конкурс «Колосок осенний 2012» | Катков И. 6 кл., Громова Е., Григорцевич А. 7 кл.(1 место в городе) Шергина В. 6 кл.(2 место в городе), Мякшина К., Ловдина Т. 8 кл.(3 место в городе) | |
2013 | Всероссийский Молодежный биологический чемпионат | Дурягин А., Рубан С. 8 кл.(2 место в городе), Тарасова Е.10 кл., Петрова Е. 11 кл.(2 место в городе) |
2014 | Международный конкурс – игра по естествознанию «Человек и природа» | Конончук Д. 7 кл.(1 место в школе), Задорина Е., Корсакова Т. 7 кл.(2 место по школе), Русакова А. 8 кл.(1 место в школе, 5 место в городе), Ловдина Т. 8 кл.(2 место в школе), Шемякин Н.10 кл.(1 место в школе) |
2015 | Международный конкурс – игра по естествознанию «Человек и природа» | Соснина М. 5 кл.– 2 место в городе, Ермушина Д. 7 кл. – 1 место в городе, Тюхтина Д. 9кл. – 2 место в городе |
2016 | Международный конкурс – игра по естествознанию «Человек и природа» | Участвовало 47 обучающихся 6-10 классов |
Школьная олимпиада – это своеобразная форма оценки знаний и творческой одаренности учащихся. Биологическая олимпиада объединяет школьников, проявляющих интерес к предмету. В процессе соревнования они решают разнообразные нестандартные биологические задачи, проводят опыты, эксперименты и анализируют наблюдения. Практикую подготовку к олимпиадам в группах. В группу по предмету (биология, экология) входят обучающиеся разных классов, что дает возможность более эффективно готовиться. Ребята старших классов передают опыт подготовки и участия младшим. Считаю, что такие технологии подготовки к олимпиадам являются эффективными, о чем свидетельствуют результаты работы.
[1] Мякшина А.О. Генетика в задачах: учебно-методическое пособие. – Северодвинск: «Перспективы», 2015. – 36с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Олимпиада начинается со школы!"
В октябре месяце в Твери состоялась региональная научно практическая конференция " Олимпизм. Олимпийское движение. Олимпийские игры". Тема моего выступления была: "Олимпиада начинается со ...
Олимпиада начинается в школе!
Разработки уроков, конкурсных программ, внеклассных мероприятиях....
программа развития физической культуры и спорта, олимпийского движения "Олимпиада начинается в школе"
ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения« Олимпиада начинается в школе»....
Сценарий внеклассного мероприятия "Олимпиада начинается в школе"
Сценарий внеклассного мероприятия "Олимпиада начинается в школе" предназначена для открытия школьной олимпиады по физической культуре....
Программа внеклассной работы "Олимпиада начинается в школе"
Настоящая программа является ориентационной основой деятельности коллектива МОУ Гимназии № 16, определяющей систему организационных, содержательных условий, содействующих реализации одного из приорите...
"Олимпиада начинается в школе"
Вопросы и ответы по теории Олимпийских игр...
программа внеурочной деятельности по физической культуре "Олимпиада начинается в школе"
Здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик...