Программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._9_klass_poyasnitelnaya_zapiska.doc | 94 КБ |
2._9_klass_tematicheskoe_planirovanie_-_kopiya.doc | 57.5 КБ |
3._9_klass_daty_-_kopiya.docx | 30.34 КБ |
4._literatura_9.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс биологии относится к области естественнонаучных предметов. Биология вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 9 классе формируются знания основных законов жизни на всех уровнях ее организации, продолжается знакомство с методами научного познания, формирование основных биологических понятий, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Программ основного общего образования. Биология. 5-9 классы. - М. : Дрофа, 2013 (Авторы программы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров).
Биологические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов биологии, химии, физики, географии. В соответствии с учебным планом курсу биологии предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области биологии. В свою очередь, содержание курса биологии основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Место предмета в учебном плане. Предмет биология входит в инвариантную часть учебного плана школы. В основной школе биология изучается в 9 классе в количестве 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов для проведения контрольных и лабораторных работ представлено в таблице:
Класс | Количество часов для проведения | |
контрольных работ | лабораторных работ | |
9 | 3 | 4 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных и информационных областях.
Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы
Результаты освоения предмета
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Личностные результаты обучения
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Предметные результаты обучения биологии в основной школе представлены по классам.
9 класс (68 ч, 2 ч. в неделю):
Учащиеся должны знать:
-представления естествоиспытателей додарвиновской
эпохи о сущности живой природы;
-взгляды К. Линнея на систему живого мира;
-основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;
-учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;
-учение Ч. Дарвина о естественном отборе;
-главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
-основные закономерности эволюции: дивергенцию конвергенцию и параллелизм;
-результаты эволюции
-характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
-этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли;
-свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;
-царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;
-ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов;
-движущие силы антропогенеза;
-систематическое положение человека в системе живого мира;
-свойства человека как биологического вида;
-этапы становления человека как биологического вида;
-расы человека и их характерные особенности;
-макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;
-химические свойства и биологическую роль воды;
-роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
-уровни структурной организации белковых молекул;
-принципы структурной организации и функции углеводов;
-принципы структурной организации и функции жиров;
-структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).
-определения понятий: «прокариоты», «эукариоты»,«хромосомы», «кариотип», «митоз»;
-строение прокариотической клетки;
-строение прокариот (бактерии и сине-зелёные водоросли (цианобактерии);
-строение эукариотической клетки;
-многообразие эукариот;
-особенности строения растительной и животной клеток;
-главные части клетки;
-органоиды цитоплазмы, включения;
-стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
-положения клеточной теории строения организмов;
-биологический смысл митоза
-характеризовать метаболизм у прокариот;
-описывать генетический аппарат бактерий;
-описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;
-объяснять место и роль прокариот в биоценозах;
-характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;
-описывать строение и функции хромосом;
-многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;
-сущность полового размножения и его биологическое значение;
-процесс гаметогенеза;
-мейоз и его биологическое значение;
-сущность оплодотворения;
-использовать при решении задач генетическую символику;
-составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
-строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;
-сущность генетического определения пола у растений и животных;
-характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
-составлять простейшие родословные и решать генетические задачи:
-характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
-многообразие форм бесполого размножения и группы
организмов, для которых они характерны;
-сущность полового размножения и его биологическое
значение;
-процесс гаметогенеза;
-объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет;
-формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;
-прямое развитие;
-биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;
-работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчиво
-описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
-характеризовать формы постэмбрионального развития;
-различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;
-объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
-характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии
-использовать при решении задач генетическую символику;
-составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
-строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;
-сущность генетического определения пола у растений и животных;
-характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
-составлять простейшие родословные и решать генетические задачи
-распознавать мутационную и комбинативную изменчивость
-объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков;
-определение понятия «онтогенез»;определения понятий: «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
-сущность гибридологического метода изучения наследственности;
-законы Менделя;
-закон Моргана;
-виды изменчивости и различия между ними;
-методы селекции;
-смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии;
-определения понятий: «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;
-структуру и компоненты биосферы;
-компоненты живого вещества и его функции;
-давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;
-характеризовать свойства живых систем;
-объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;
-приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;
-объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам;
-классифицировать экологические факторы;
-характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;
-описывать биологические круговороты веществ в природе;
-объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;
-характеризовать и различать экологические системы- биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;
-раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;
-описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;
-характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.
Учащиеся должны уметь:
-оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;
-характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории
Ч. Дарвина;
-давать определения понятий «вид» и «популяция»;
-характеризовать причины борьбы за существование;
-определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;
-давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование.
-главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
-основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;
-результаты эволюции.
-описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;
-описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;
-описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;
-описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру;
-характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;
-опровергать теорию рас
-объяснять принцип действия ферментов;
-характеризовать функции белков;
-отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.
-многообразие форм бесполого размножения и группы
организмов, для которых они характерны;
-сущность полового размножения и его биологическое значение;
-процесс гаметогенеза;
-мейоз и его биологическое значение;
-сущность оплодотворения
-описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
-приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.
9 класс(68 ч.,2 часа в неделю)
Введение (1 ч)
Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (22 ч) .
Тема 1.1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Единство химического состава живой материи; основные
группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой
материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия.
Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические
ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
Борьба за существование и естественный отбор.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч)
Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.
Тема 1.5. Микроэволюция(2 ч)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Тема 1.7. Возникновение жизни на земле (2ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Тема 1.8. Развитие жизни на земле (3 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний
человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Раздел 2. Структурная организация живых
организмов (10 ч)
Тема 2.1. Химическая организация клетки (3 ч)
Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; их структурная организация.
Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача
наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 3.3. Строение и функции клеток (6 ч)
Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.(7ч.)
Тема 3.1. Размножение организмов (4 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (Онтогенез) (3 ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша- гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство
зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер).
Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость
организмов (20 ч)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков(10 ч)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип, как целостная
система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в
определении признаков.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости(6 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов(4 ч)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7ч)
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (4 ч)
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов.
Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.
Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.
Тема 5.2. Биосфера и человек (3 ч)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ЭОР |
Введение | 1 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | ||||
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» Презентация «Основные свойства живых организмов.» | ||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 | Тестирование | Презентация «Научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения. | |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 | Лабораторная работа | Видеофильм «Критерии вида» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 3 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 2 | Видеофильм «Земля. История планеты Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | ||||
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 3 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 6 | Тестирование | Презентация «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | ||||
Тема 3.1. Размножение организмов | 4 | Презентация «Бесполое размножение организмов.» Презентация «Половое размножение организмов.» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов | 3 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | ||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 10 | Лабораторная работа | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | |
Тема 4.5. Закономерности изменчивости | 6 | Лабораторная работа | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | Тестирование | Презентация «Центры происхождения и многообразия культурных растений.» Видеофильм «Биотехнологические методы селекции». Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 4 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» | ||
Тема 5.2. Биосфера и человек | 3 | Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс» |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем, уроков | Количество часов | Дата проведения | Дом. задание | Примечание | |
По плану | Фактическая | |||||
Введение | 1 | |||||
1 | Введение. Биология – наука о жизни. | 1 | Стр.3-5 | |||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | ||||||
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | |||||
2 | Многообразие живого мира. | 1 | Стр.8-9 | |||
3 | Основные свойства живых организмов. | 1 | Стр.10-11 | |||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | |||||
4 | Развитие биологии в додарвиновский период. | 1 | п.1 | |||
5 | Эволюционная теория Ж.. Б. Ламарка. | 1 | п.2 | |||
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 | |||||
6 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | п.3 | |||
7 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | п.4 | |||
8 | Борьба за существование. | 1 | п.5 | |||
9-10 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 2 | п.5 | |||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | |||||
11-12 | Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора. | 2 | п.7 | |||
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 | |||||
13 | Вид, его критерии и структура. | 1 | п.10 | |||
14 | Лабораторная работа №1 «Морфологический критерий вида» | 1 | п.10 | |||
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 3 | |||||
15 | Главные направления эволюции. | 1 | п.12 | |||
16 | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | п.13 | |||
17 | Современная система растений и животных – отображение макроэволюции. | 1 | конспект | Контрольная работа | ||
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 2 | |||||
18 | Возникновение и развитие жизни на Земле. | 1 | п.14 | |||
19 | Химический, предбиологический, биологический этапы развития живой материи | 1 | п.15 | |||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3 | |||||
20 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. | 1 | п.16 | |||
21 | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | п.17 | |||
22 | Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры. | 1 | п.18,19 | |||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | ||||||
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 3 | |||||
23 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 1 | п.21 | |||
24 | Химическая организация клетки. Органические вещества-белки. | 1 | п.22 | |||
25 | Органические вещества – углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты. | 1 | п.22 | |||
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | |||||
26 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | п.24 | |||
27 | Обмен веществ в растительной клетке. | 1 | п.24 | |||
28 | Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | 1 | п.23 | |||
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 6 | |||||
29 | Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана. | 1 | п.26 | |||
30 | Цитоплазма и её органоиды. | 1 | п.26 | |||
31 | Клеточное ядро. | 1 | п.27 | |||
32 | Строение растительной клетки. | 1 | Стр.127,131 | |||
33 | Прокариотическая клетка. | 1 | п.25 | |||
34 | Деление клетки. | 1 | п.28 | |||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | ||||||
Тема 3.1. Размножение организмов | 4 | |||||
35 | Бесполое размножение организмов. | 1 | п.30 | |||
36 | Бесполое размножение организмов. | 1 | п.31 | |||
37 | Оплодотворение у цветковых растений. | 1 | конспект | |||
38 | Общие принципы клеточной организации. | 1 | конспект | |||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов | 3 | |||||
39 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие. | 1 | п.32 | |||
40 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие. | 1 | п.33 | |||
41 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | п.34 | Контрольная работа | ||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | ||||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 10 | |||||
42 | Генетика как наука. | 1 | конспект | |||
43 | Гибридологический метод изучения наследственности. | 1 | п.36 | |||
44 | Основные понятие генетики. | 1 | п.35 | |||
45 | Моногибридное скрещивание. | 1 | п.37 | |||
46 | Дигибридное скрещивание. | 1 | п.37 | |||
47 | Генетика человека. | 1 | п.39 | |||
48 | Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных» | 1 | п.39 | |||
49 | Генотип как целостная система. | 1 | п.40 | |||
50 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. | 1 | п.40 | |||
51 | Хромосомная теория наследственности | 1 | п.38 | |||
Тема 4.5. Закономерности изменчивости | 6 | |||||
52 | Основные формы изменчивости. | 1 | Стр.196 | |||
53 | Генотипическая изменчивость. Мутации. | 1 | п.41 | |||
54 | Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | 1 | конспект | |||
55 | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | 1 | конспект | Контрольная работа | ||
56 | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. | 1 | п.42 | |||
57 | Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой». | 1 | п.42 | |||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | |||||
58 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. | 1 | п.43 | |||
59 | Методы селекции растений и животных. | 1 | п.44 | |||
60 | Достижения и основные направления современной селекции. | 1 | п.45 | |||
61 | Значение селекции для развития сельского хозяйства и промышленности. | 1 | конспект | |||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | ||||||
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 4 | |||||
62 | Биосфера – живая оболочка планеты. | 1 | Стр.215-216 | |||
63 | Структура биосферы. | 1 | п.46 | |||
64 | Биогеоценоз. Биоценоз. | 1 | п.49 | |||
65 | Абиотические факторы. Биотические факторы. | 1 | п.50,52 | |||
Тема 5.2. Биосфера и человек | 3 | |||||
66 | Биосфера и человек. Антропогенные факторы. | 1 | Стр.268-269 | |||
67 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | п.54 | |||
68 | Проблемы экологии | 1 | п.55 |
Предварительный просмотр:
Литература
1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс/ Москва, Дрофа, 2013
2. А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» 9 класс/ Москва, Дрофа, 2015
3. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева., М.: Дрофа, 2013
4. Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» 9 класс/ Москва, Дрофа, 2002
5. ГИА-2014: Биология: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. -сост. В.С. Рохлов и др. – Москва: АСТ: Астрель, 2014
6. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/ сост. С.Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012. (контрольно-измерительные материалы).
7. ГИА-2014: Биология: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С. Рохлов [и др.]. – Москва: АСТ: Астрель, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Программа по биологии класс 5-9 ФГОС
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...