рабочая программа 5 класс УМК Пасечник В.В. ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
рабочая программа "Бактерии, грибы, растения"5 класс УМК Пасечник В.В. ФГОС, линия "Вертикаль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_progr_pasechnik_fgos.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла Пр.№___от_______________2016г. Руководитель ШМО _____________________________ | Согласовано Зам. директора по УР _______________________ «___»________________2016г. | Утверждаю Директор школы ____________________ Пр. от «___»______2016г. |
Рабочая программа по биологии
5 класс
на 2016 – 2017 учебный год
рабочую программу составил
учитель биологии Береснева Т. М.
Велиж
2016
Пояснительная записка
Настоящая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010);
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 Ф/З , утвержденного 29.12.2012 года;
- Примерной программы основного общего образования по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-9 классы. Сборник программ. М.: Дрофа. 2014);
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2016 — 2017 учебный год;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Годового календарного учебного графика на 2016 — 2017 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника, линия «Вертикаль»): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.
Актуальность выбора данной авторской программы
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели и задачи изучения биологии в школе
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
глобальном (личностном): социализация обучающихся как вхождение в мир культурных и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки; ориентация в системе моральных норм и ценностей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе); развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями (учебно-познавательными, информационными, коммуникативными);
метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
предметном: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий); соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями; классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека; различение на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки (наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов).
Внесенные изменения
Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа. Это сделано в связи с достаточно большим объемом нового материала и с определенной сложностью его усвоения. Обобщающий урок по теме «Царство Растения» заменен на промежуточную аттестацию.
Общая характеристика учебного предмета
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования; царствах живого, средах обитания организмов; о нравственных принципах и нормах отношения к природе. Учащиеся получают первоначальные сведения о клетке, тканях и органах живых организмов; углубляются их знания об условиях жизни и разноообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и в жизни человека.
Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально-групповые занятия, творческие проекты.
Место курса биологии в учебном плане
В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Данная программа составлена для реализации курса биологии в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. Согласно учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на изучение биологии в 5 классе отведено 34 учебных часа. Из них лабораторных и практических работ - 13.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Практически все лабораторные работы является этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.
Требования к уровню освоения обучающимися программы
биология в 5 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения
и предполагаемые результаты обучения
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
метапредметных результатов: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Учащиеся должны:
— уметь составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта; — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника; — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп грибов и растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
предметных результатов: 1) В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение); • приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; • овладение методами биологической науки (наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов).
2) В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3) В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4) В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях. 5) В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей; — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов; — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира, — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей; — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
По итогам изучения курса биологии в 5 классе:
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета (УУД)
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (34 ч. 1 час в неделю)
Введение (6 ч)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная; — правила работы с микроскопом; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живое от неживого; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов — отличать живое от неживого; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть видом изложения текста – повествованием; — работать с текстом и иллюстрациями учебника; — проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя, — оформлять отчеты, результаты лабораторных работ в рабочей тетради, включая выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать и соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать другое мнение;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.
Ученик научится:
- характеризовать биологическую науку и определять ее практическую значимость;
- применять простейшие методы биологической науки для изучения организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов;
- оценивать последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация
Микропрепараты различных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов. Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы.
Строение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторных работ в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать другое мнение;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клеток,
- понимать, что клетка – основа строения всех организмов;
- применять методы биологической науки для изучения клеток: проводить микроскопические наблюдения за клетками, описывать клетку и процессы, происходящие в ней;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению клеток живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о клетках растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора и дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать другое мнение;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности микроскопических и макроскопических биологических объектов (бактерий, грибов), определять их глобальную роль в природе и практическую значимость для жизни человека;
- применять методы биологической науки для изучения организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
- оценивать последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- научиться приёмам оказания первой помощи при заболеваниях, вызванных болезнетворными бактериями, при отравлении ядовитыми грибами,
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Раздел 3. Царство Растения (11 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха. Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных. Строение цветкового растения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать другое мнение;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения оастений, выявлять их отличительные признаки, определять их глобальную роль в природе и практическую значимость для жизни человека;
- применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
- оценивать последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- научиться правилам поведения в природе, правилам сбора лекарственных растений, приёмам оказания первой помощи отравлении ядовитыми растениями;
- научиться простейшим агротехническим приемам по уходу за с/х растениями;
- выделять эстетические достоинства растений как культурных, так и дикорастущих;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.
Учебно-тематический план 5 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: лабораторные, практические работы |
1 | Тема 1: «Введение» | 6 | 1 |
2 | Тема 2: «Клеточное строение организмов» | 10 | 6 |
3 | Тема 3: «Царства Бактерии и Грибы» | 7 | 2 |
4 | Тема 5. «Царство Растения» | 11 | 5 |
5 | Итого | 34 | 14 |
Учебно-методические средства обучения:
Основная учебная литература для учителя и учащихся:
1.Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2014.
2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.
3. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, М.: Дрофа, 2012 г.
4. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература для учителя:
- Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 2003.
- Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М: Сов. энциклопедия, 2000.
- Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 2006.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
- Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.
- Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. 2-е изд. М., 2000. Т. 1–2
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост.: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград: Учитель, 2001.
- Путешествие в мир растений / Сост. М.М. Алексейчик. Минск: Нар. асвета, 1988.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М.: Аст-Пресс, 1998.
- Трайтак Д.И. Кабинет биологии. М.: Просвещение, 1976.
Дополнительная литература для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;
- Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
- Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
- Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
- .Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение
- Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»
- Трайтак Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина
- Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
- «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
- http://www.livt.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
- http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
- http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1. Технические средства обучения:
- документ-камера;
- микроскоп цифровой;
- микроскопы лабораторные;
- мультимедийный проектор;
- портативный компьютер учителя — ноутбук.
2. Настенные портреты ученых – биологов:
3. Учебное и лабораторное оборудование:
- Приборы общего назначения (микроскопы, лупы),
- Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ;
- Реактивы и материалы для демонстрации опытов и прведения лабораторных работ;
- Экскурсионное оборудование (планшеты, сетки, сачки и др.)
4. Изображения натуральных объектов:
- влажные препараты;
- модели;
- муляжи.
5. Печатные и электронные наглядные пособия:
- Вещества растений, клеточное строение. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
- Общее знакомство с цветковыми растениями. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
- Растение — живой организм. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
- Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
- Растения и окружающая среда. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку по новому ФГОС к УМК М.З. Биболетова , 2 класс
Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы...
Рабочая программа по биологии 5-9 кл. ФГОС к учебнику В.В. Пасечник
Настоящая программа включает следующие разделы:1) основное содержание;2) тематическое планирование;3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;4) ожидаемые результаты обуч...
Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В., 9 класс, 68 часов)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология....
Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.)
Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.).Рабочая программа VIII вид (7-9 классы)...
Рабочая программа биология 7кл. Пасечник В.В.
Рабочая программа биология 2 часа в неделю...
Рабочая программа по биологии 5-9 кл ФГОС и КТП 5-9 кл Пасечник В.В. "Дрофа"
Данная рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования и авторской программы по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учр...
Рабочая программа по биологии 5-9 кл ФГОС и КТП 5-9 кл Пасечник В.В. "Линия жизни"
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной программы для общеобразовательных ...