конспект открытого занятия по теме "Внешнее строение лягушек"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. НО КАКОГО? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Итак,
Подсказка первая: эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.
Подсказка вторая: эти животные имеют огромное значение в природе и в жизни человека - являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих. Слизь кожных выделений содержит некоторые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасными даже для человека – это используют и медики, и охотники, и колдуны, и домохозяйки (при хранении молока в теплом помещении).
Третья подсказка: многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, они так же служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им поставлено 2 памятника…
Верно, сегодня речь пойдет о лягушках – наиболее известных представителях класса земноводные. Это необыкновенные животные!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 58 КБ |
kartochki.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая характеристика и внешнее строение земноводных
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. НО КАКОГО? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Итак,
Подсказка первая: эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.
Подсказка вторая: эти животные имеют огромное значение в природе и в жизни человека - являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих. Слизь кожных выделений содержит некоторые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасными даже для человека – это используют и медики, и охотники, и колдуны, и домохозяйки (при хранении молока в теплом помещении).
Третья подсказка: многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, они так же служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им поставлено 2 памятника…
Верно, сегодня речь пойдет о лягушках – наиболее известных представителях класса земноводные. Это необыкновенные животные!
А в чем же их необычность? Действительно, это переходная форма от водных животных к типично наземным.
Какова цель нашего урока? Показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.
Так давайте приступим к изучению этих удивительных животных!
Появились земноводные более 350 млн. лет назад, в палеозойскую эру, во времена глобальных изменений на Земле. Климат поменялся на континентальный. Моря со временем отступали, открывая все большие участки суши. Там поселились растения; выходившие на поверхность животные могли найти пищу, и жизнь на суше стала возможной. Путь на сушу амфибиям проложили рыбы, схожие с кистеперыми. Земноводные первыми освоили новую среду обитания – наземную. Правда, связь с водой у них все же осталась. Условия жизни в этих двух средах очень сильно отличаются. Это не могло не сказаться на их внешнем строении.
Парадоксально, что переход кистеперых рыб к жизни на суше был результатом их стремления остаться в воде. У земноводных были сильнее развиты плавники. Это было для них и выгодно и не выгодно. Невыгодность заключалась в том, что их массивные плавники не были приспособлены к плаванию в озерах и болотах с большим количеством воды. Однако в периоды засух, когда палящие лучи солнца высушивали озера и болота настолько, что от них оставались только лужи, предки земноводных оказывались в большой выгоде, так как их более сильно развитые плавники позволяли им лучше передвигаться по илистому дну высыхавших водоемов. Они могли переползать из одной лужи в другую, где еще было достаточное количество воды. Эти попытки предков земноводных увенчивались успехом еще и потому, что у них, как и у родственных им настоящих кистеперых, плавательный пузырь был превращен в нечто вроде примитивного дыхательного органа, питающегося кислородом из воздуха.
Земноводные очень разнообразны, их много изучали. Но, к сожалению, до сих пор отношение к ним человека не всегда достойно. Радует лишь то, что во все времена людям хватало мудрости и понимания, что в природе у каждого существа есть право на жизнь.
Не зря, наверное, стоят памятники лягушкам, складывают о них сказки, изображают на монетах. Вы, конечно, помните сказку о Лягушке-царевне, которая сбрасывала кожу. А я вам расскажу еще одну сказку, финскую.
Жили-были 3 царевны. И захотелось им в кого-нибудь превратиться. «Хочу стать такой, к кому бы прислушивались все люди». Вторая – чтоб вышло то, за чем гоняются люди. А третья захотела превратиться в то, на что все люди дивились бы. И превратились: первая в кукушку, вторая – в белку, а третья – в лягушку. И знаете – это Царевна-Лягушка и есть. Сказка –ложь, да в ней намек… Давайте же разберемся, что в земноводных сказка, а что – правда.
Итак, при переходе из водной в наземную среду земноводные столкнулись со многими проблемами. Как дышать кислородом в воздухе? Как не высохнут на суше? Действие силы тяжести на суше больше, чем в воде. Как с этим справиться позвоночнику? И как передвигаться по твердому субстрату? Как ориентироваться на суше? Как переносить перепады температур и смену времен года? Как размножаться на суше?
На ваших столах лежат конверты с вопросами. Используя материал учебника, рассуждая, размышляя, мы должны найти ответы на них. Работаем группой. На выполнение задания отводится 5 минут.
Обсуждение результатов
Лягушки — современник и человека, и динозавра. Лягушка запечатлела в себе самый длительный в истории жизни на суше опыт борьбы за существование. Это привело к универсальности ее анатомии и физиологии, обеспечив уникальную приспособленность к жизни в пограничной зоне. Как и миллионы лет назад, свою жизнь лягушка начинает в воде. Из икринки, отложенной в воду, развивается головастик. Пока что он мало отличается от мальков рыб. Но вот начинается серия превращений, состоящая примерно из тридцати переходных стадий, что и помогает лягушке приспособится к жизни на суше, и головастик превращается из «рыбы» в наземное животное (метаморфоз). Очень интересный вопрос: что помогает лягушке приспособиться к жизни на суше? А помогает лягушке приспособится к жизни на суше все те приспособления, которые появились во время превращения головастика в лягушку. Сначала у головастика появляются задние ноги, а затем и передние. Начинают развиваться легкие. Он через время поднимается к поверхности воды и заглатывает воздух, хвост постепенно укорачивается. Головастик становится земноводным, после чего выходит на берег. И живет на суше приспособившись как надо.
Первая группа, обсудим ваши ответы:
Карточки
Группа 1 Ответьте на вопросы
- Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»? (ἀμφί- — «двоякий» и βίος — «жизнь»; амфора, амфитеатр, вездеход)
- На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды? (хвостатые, бесхвостые, безногие)
- Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы (Ц-Ж, Т-Х, К-З/В, Отр-БЕСХВ, С-наст.лягушки, Р-л.бурая, В-л.травяная)
- Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне? (в безводной пустыне живет австралийская жаба. Она приспособилась выживать в таких засушливых условиях, где другие виды жаб обязательно погибли бы от жары и отсутствия влаги. Эта жаба мечет икру в пору австралийского дождливого лета (в январе-феврале) на землю. Развитие головастиков в жабы продолжается менее одного месяца).
- Почему у лягушки дно рта все время движется? (дышит)
Группа 2 _ Ответьте на вопросы
- Что находится на голове лягушки? (Лягушка бесстрастно взирает на мир двумя большими круглыми глазами. Может, они и не очень выразительны, но то, что уникальны, — несомненно. При изучении глаза лягушки оказалось, что сетчатка анализирует информацию с помощью особых клеток. Их назвали детекторами — «обнаруживающими». Каждый тип детекторов реагирует лишь на строго определенные свойства предметов, например движение стимула в определенном направлении. Каждый вид раздражений передается по собственному волокну зрительного нерва в определенный слой мозга. В мозгу полученная информация обрабатывается, и животное воспринимает предмет в целом.)
- Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой? (проглатывает глазами).
- От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому? (от иссушения-слезы).
- Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове? (дышать и смотреть)
- В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб? (Одним из наиболее оригинальных приспособлений к условиям обитания в пограничной зоне между сушей и водой является слуховой аппарат лягушки. Оказывается, она воспринимает звуковые сигналы по трем каналам. В воздушной среде звуковые волны улавливаются клетками внутреннего уха, через барабанную перепонку и ушную косточку. Звуки, распространяющиеся по почве, воспринимаются костями и мышцами конечностей и через кости черепа передаются во внутреннее ухо.)
- Вопрос-загадка: Вот по желтенькой дорожке Скачет, вытянувши ножки, Этот толстый Тарас Кричать громко горазд) так почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?
Группа 3 _ Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки.
У лягушки тело делится на отделы: голова, туловище, одна пара передних конечностей, одна пара задних конечностей. Тело покрыто голой кожей со слизью. Окраска ее зависит от среды. (На окраску тела влияет не только температура, но и цвет фона, и освещенность, и влажность. Изменение этих факторов лягушки воспринимают непосредственно кожей. )
Чаще всего сверху она темная, а брюшко светлое. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о ядовитости. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она дышит. Но только если кожа влажная. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи воды, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают слизь. Она не только увлажняет кожу, но и защищает от бактерий. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это миф. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ядовита. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и пьют через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, нельзя. Но если лягушки появились – значит влажность воздуха повысилась и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение гигрометра. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее сбрасывают, этот процесс у животных называется линька. Кстати, старую кожу лягушка съедает.
Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, мы напишем небольшой диктант, за который вы также получите оценки. Я диктую утверждения о земноводных, вы определяете, к какой среде обитания оно относится.
- Мои задние конечности более длинные и мускулистые, чем передние.
- У меня обтекаемая форма тела
- На моих задних конечностях имеются перепонки
- Моя кожа покрыта слизью
- У меня прекрасно развиты кожные железы
- Я – прекрасный пловец
- 2/3 воздуха поступает в мой организм через кожу
- 1/3 воздуха поступает в мой организм через ноздри
- Моя окраска зависит от окружающей среды
- Я откладываю икринки в воду
- У моих личинок есть жабры и плавники
- У меня есть среднее и внутреннее ухо
- У меня есть 1 шейный позвонок
- На моих глазах есть подвижные веки
- Моя стопа заканчивается 5ю пальцами
Ответы
Водная среда: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11
Наземно-воздушная среда: 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 15
Молодцы, вы справились на «отлично»
Домашнее задание у вас так же будет исследовательским, творческим. Предположите, откуда пошло слово «лягушка» и подберите народные приметы, связанные с лягушками.
Я бы хотела, чтобы вы также задумались над следующими словами:
Земля – наш дом огромный,
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных
Но суть совсем не в том.
А в том, что мы соседи,
И мы должны беречь
И рыб, и земноводных
Об этом наша речь!
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Группа 1 Ответьте на вопросы
- Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»?
- На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды?
- Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы
- Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне?
- Почему у лягушки дно рта все время движется?
Группа 1 Ответьте на вопросы
- Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»?
- На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды?
- Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы
- Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне?
- Почему у лягушки дно рта все время движется?
Группа 1 Ответьте на вопросы
- Каково латинское название земноводных, что оно означает? Как называется сосуд с двумя ручками? Как называется место в театре для обозревания с двух сторон? Почему некоторые военные машины носят название «амфибия»?
- На какие отряды делится класс земноводные? Какие признаки земноводных были использованы при разделении на отряды?
- Дайте систематическое положение лягушки травяной в системе живой природы
- Где обитают земноводные? Возможно ли их встретить в пустыне?
- Почему у лягушки дно рта все время движется?
Группа 2 Ответьте на вопросы
- Что находится на голове лягушки?
- Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой?
- От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
- Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
- В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
- Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?
Группа 2 Ответьте на вопросы
- Что находится на голове лягушки?
- Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой?
- От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
- Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
- В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
- Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?
Группа 2 Ответьте на вопросы
- Что находится на голове лягушки?
- Глаза лягушки в 2,5 раза больше веса мозга. Что этот факт говорит о значимости зрения для земноводных? За какой мухой будет охотиться лягушка – сидящей крупной или пролетающей мимо мелкой?
- От чего нужно защищать глаза лягушке? Что помогает этому?
- Почему глаза и ноздри у лягушек расположены высоко на голове?
- В чем разница в строении уха земноводных по сравнению с ухом рыб?
- Почему «Тарас кричать громко горазд»? Правда ли, что виды земноводных различаются по их звукам?
Группа 3 _ Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки:
У лягушки тело делится на отделы: ___________, ______________, одна пара ___________ ____________, одна пара ___________ _____________. Тело покрыто ____________. Окраска ее зависит от ______________________
Чаще всего сверху она ______________, а брюшко _____________. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о _________________. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она _____________. Но только если кожа ______________. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи ____________, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают _____________. Она не только увлажняет кожу, но и ____________________________________. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это _________________. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ____________. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и _____________ через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, ____________. Но если лягушки появились – значит, влажность воздуха _____________ и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение ______________. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее ____________, этот процесс у животных называется ____________. Кстати, старую кожу лягушка _____________.
Группа 3 _ Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки:
У лягушки тело делится на отделы: ___________, ______________, одна пара ___________ ____________, одна пара ___________ _____________. Тело покрыто ____________. Окраска ее зависит от ______________________
Чаще всего сверху она ______________, а брюшко _____________. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о _________________. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она _____________. Но только если кожа ______________. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи ____________, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают _____________. Она не только увлажняет кожу, но и ____________________________________. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это _________________. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ____________. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и _____________ через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, ____________. Но если лягушки появились – значит, влажность воздуха _____________ и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение ______________. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее ____________, этот процесс у животных называется ____________. Кстати, старую кожу лягушка _____________.
Группа 3 _ Вставьте нужные слова и прочитайте характеристику внешнего строения лягушки:
У лягушки тело делится на отделы: ___________, ______________, одна пара ___________ ____________, одна пара ___________ _____________. Тело покрыто ____________. Окраска ее зависит от ______________________
Чаще всего сверху она ______________, а брюшко _____________. Иногда бывают особи яркой окраски, что говорит о _________________. «Матрена всегда намокрена», потому что кожа ее не только защищает тело лягушки, но и через нее она _____________. Но только если кожа ______________. На воздухе, ввиду отсутствия чешуи, кожа быстро высыхает. Поэтому и живут земноводные в основном вблизи ____________, либо в местах с повышенной влажностью. Да и на коже есть специальные железы, которые вырабатывают _____________. Она не только увлажняет кожу, но и ____________________________________. Не зря в старину, когда не было холодильников, чтобы сохранить молоко, в него помещали лягушку. А вот что бородавки бывают, если взять в руки жабу или лягушку, это _________________. Хотя некоторых брать в руки действительно не стоит. Слизь их желез бывает ____________. Индейцы использовали ее для обработки своих стрел. А еще лягушки и _____________ через кожу. В водоеме вода поступает через всю ее поверхность. А сухопутные припадут брюшком к влажной земле или мокрой от росы траве – и напьются. А еще говорят, если раздавить лягушку – это к дождю. Давить, конечно, ____________. Но если лягушки появились – значит, влажность воздуха _____________ и может пойти дождь. Так что кожа земноводных имеет значение ______________. Но и снашивается она быстро. 4 раза в год лягушки-царевны ее ____________, этот процесс у животных называется ____________. Кстати, старую кожу лягушка _____________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)
Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....
Конспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел».
Конспект открытого урокапо теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»....
План конспекта открытого занятия на тему:"компас." "строение компаса."
План конспекта открытого занятия на тему компас . строение компаса....
Конспект открытого урока по теме "Строение цветка"
Конспект урока...
Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."
Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...