Рабочая программа Дисциплина ПД.03. Биология
рабочая программа по биологии на тему
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 34.02.01. «Сестринское дело», квалификация - медсестра/медбрат, 33.02.01. «Фармация», квалификация - фармацевт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 332 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Ставропольского края
ГБОУ СПО СК «Пятигорский медицинский колледж»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УОР
_________________________
«08» сентября 2014 года
Рабочая программа
Дисциплина ПД.03. Биология
Специальность 34.02.01. «Сестринское дело», 33.02.01. «Фармация»
курс 1, группы 151,161,162,163,164,165 семестр 1,2
Преподаватель: Атаян Н.И
Рассмотрен на заседании ЦМК ОГСЭиЕН
протокол № 1 от 8 сентября 2014 г.
и представляется на утверждение
Председатель ЦМК: _________________
г. Пятигорск, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 16 |
1. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ПД.01. БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 34.02.01. «Сестринское дело», квалификация - медсестра/медбрат, 33.02.01. «Фармация», квалификация - фармацевт.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Биология» входит в обязательную часть цикла Профессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять основные свойства живых организмов;
- объяснять рисунки и схемы учебника работать с микроскопом, изготовлять простые микропрепараты для микроскопического исследования;
- объяснять процессы митоза и мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения;
- решать генетические задачи, строить вариационные кривые, работать с учебной литературой;
- понимать необходимость практической селекции и теоретической генетики для повышения эффективности с/х производства;
- объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к условиям окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;
- положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, сущность и значение клеточной теории, особенности строения прокариот, эукариот;
- сущность онтогенеза значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития, использование знаний о них в хозяйстве;
- сущность процессов наследственности и изменчивости, хромосомную теорию наследственности, типы скрещивания, генетическую терминологию, значение генетики для селекции и медицины;
- методы селекции растений и животных;
- центры происхождения культурных растений. Успехи селекционеров, направления биотехнологии;
- об основной теории биологии – эволюционной, причины эволюции, ее закономерности, движущие силы.
- основные понятия экологии, причины и последствия антропогенного воздействия на экологический фон Земли.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 146часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 146 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 73 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 146 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 146 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 73 |
в том числе: | |
|
10 11 11 8 4 8 4 11 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.01. БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Введение | 2 | ||
Тема 1.1.Введение в предмет. | Содержание учебного материала: Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии, значение биологии. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная работа. | |||
РАЗДЕЛ 2. Учение о клетке. Химический состав клетки | 6 | ||
Тема 2.1.1. Неорганические вещества клетки | Содержание учебного материала: Химический состав клетки. Неорганические минеральные соединения. Вода. Строение, функции воды. | 2 | 1 |
Тема 2.1.2. Жиры, липиды, углеводы | Содержание учебного материала: Основные классы органических соединений, их химический состав. Строение биополимеров. Строение, функции углеводов, жиров и липидов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа со справочной литературой. | 2 | ||
Тема 2.1.3. Белки, их строение и функции | Содержание учебного материала: Состав белков. Строение белков. Уровни структурной организации белка. Ферменты. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. | |||
Тема 2.1.4. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки | Содержание учебного материала Типы нуклеиновых кислот. ДНК. Основные виды РНК. Аденозинфосфорные кислоты. Регуляторные и сигнальные вещества Витамины. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки | |||
Тема 2.1.5. Лабораторная работа | Каталитическая активность ферментов. | 2 | 2 |
Структура и функции клетки | 9 | ||
Тема 2.1.6. Клеточная теория | Содержание учебного материала История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Структурно – функциональные части клетки. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Клеточная теория. | |||
Тема 2.1.7. Органоиды клетки | Содержание учебного материала Цитоплазма. Плазматическая мембрана. лизосомы. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда. | 2 | ||
Тема 2.1.8. Органоиды клетки | Содержание учебного материала Митохондрии. Пластиды. Органы движения в клетках. Клеточные включения. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа со справочной литературой. | 2 | ||
Тема 2.1.9. Ядро. Прокариоты и эукариоты | Содержание учебного материала Строение ядра. Прокариоты и эукариоты. Хромосомы: строение, химический состав, функции. Ген. кариотип. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблиц «Сравнительная характеристика эукариот и прокариот». | |||
Тема 2.2. Лабораторная работа | Строение растительной, животной, грибной, бактериальной клетки. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к контролю. | 2 | ||
Тема 2.2.1. Контроль знаний | Проведение контроля уровня усвоения знаний. | 2 | 2 |
Обеспечение клеток энергией | 2 | ||
Тема 2.2.3. Обмен веществ и энергии в клетке | Содержание учебного материала Фотосинтез. Ассимиляция (пластический обмен). Диссимиляция (энергетический обмен). Гликолиз. Цикл Кребса. | 2 | 1 |
Наследственная информация и реализация ее в клетке | 9 | ||
Тема 2.2.4. Генетическая информация. Удвоение ДНК | Содержание учебного материала ДНК матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. | 2 | 1 |
Тема 2.2.5. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код | Содержание учебного материала Транскрипция. Генетический код и его свойство. | 2 | 1 |
Тема 2.2.6. Решение задач. Практическое занятие | Решение задач по теме «Генетический код». | 2 | 2 |
Тема 2.2.7. Биосинтез белков | Содержание учебного материала Этапы синтеза белка. регуляция транскрипции и трансляции у живых организмов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление схем регуляции транскрипции и трансляции. | 2 | ||
Тема 2.2.8. Тема 2.2.9. Вирусы | Содержание учебного материала Определение вирусов. Исторический очерк изучения вирусов. Особенности химической организации; строение. Механизм взаимодействия с клеткой. Понятие «бактериофаг». Роль вирусов в эволюции. | 1 | |
Тема 2.3. Биотехнология Генная инженерия Клеточная инженерия | Содержание учебного материала Развитие молекулярной биологии. | 2 | 1 |
Тема 2.3.1. Контроль знаний | Содержание учебного материала Контроль знаний «Наследственная информация и ее реализация в клетке» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к контролю. | 2 | ||
РАЗДЕЛ 3. Организм. Размножение и развитие организмов. Размножение организмов. | 6 | ||
Тема 3.1. Деление клетки. Митоз | Содержание учебного материала Подготовка к делению. Фазы митоза. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы митоза. | 2 | ||
Тема 3.2. Половое и бесполое размножение | Содержание учебного материала Определение размножения. Бесполое размножение. Партеногенез. Половое размножение. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление схему разнообразных способов размножения. | 2 | ||
Тема 3.3. Мейоз. | Содержание учебного материала Ход мейоза. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза. | 2 | 1 |
Тема 3.4. Гаметогенез. Оплодотворение | Содержание учебного материала Сперматогенез. Овогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Гаметогенез. Оплодотворение. | |||
Индивидуальное развитие организмов | 14 | ||
Тема 3.5. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. | Содержание учебного материала Дробление зигот Гаструла. Образование 3-х зародышевых слоев. Образование органов. Постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка схемы «Органогенез». | 2 | ||
Тема 3.6. Урок семинар «Я и моя мама» | Содержание учебного материала Периоды развития человека, начиная с зародыша и до рождения. Влияние алкоголя и табакокурения на развитие плода. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов к семинару. | 2 | ||
Тема 3.7. Организм как единое целое | Содержание учебного материала Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Биологические часы. Анабиоз. | 2 | 1 |
Тема 3.8. | Содержание учебного материала Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ 4. Основы генетики и селекции. | |||
Основные закономерности явлений наследственности | 18 | ||
Тема 4.1. Генетика как наука. Основные генетические понятия. | Содержание учебного материала Предмет генетики. Терминология и символика. Достижения генетики, значение. Жизненный путь Грегора Менделя – основоположника генетики. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа со специальной литературой. | |||
Тема 4.2. Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя | Содержание учебного материала Гибридологический метод. I-й закон Менделя. Расщепление признаков у гибридов второго поколения. II закон Менделя. Причины расщепления признаков у гибридов. | 2 | 1 |
Итоговый контроль за I семестр | 2 | 2 | |
Тема 4.3. Генотип и фенотип. Аллельные гены | Содержание учебного материала Аллельные гены. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Принцип чистоты гамет. | 2 | 1 |
Тема 4.4. Решение задач | Содержание учебного материала Решение задач на 1, 2 закон Менделя. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Решение задач | |||
Тема 4.5. Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя | Содержание учебного материала Сущность дигибридного и полигибридного скрещивания. 3 закон Менделя. Независимое наследование. Статистический характер законов Менделя.. | 2 | 1 |
Тема 4.6. Решение задач | Содержание учебного материала Решение задач на 3 закон Менделя. | 2 | 2 |
Тема 4.7. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Хромосомная теория Моргана | Содержание учебного материала Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста Хромосомная теория Моргана. Хромосомы. Определение пола. Наследование сцепленное с полом. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Работа с дополнительной литературой. | |||
Тема 4.8. Решение задач | Содержание учебного материала Решение генетических задач. | 2 | 1 |
Тема 4.9. Взаимодействие генов. Генотип и среда | Содержание учебного материала Множественное действие гена. Качественные и количественные признаки. Влияние условий среды на качественные, количественные признаки. Норма реакции. | 2 | 1 |
Тема 4.9.1. 4.9.2. Практическое занятие | Содержание учебного материала Решение задач. Законы Менделя. Решение задач. Генетика пола. | 2 | |
Закономерности изменчивости | 10 | ||
Тема 4.9.3. Модификационная, наследственная изменчивость. Комбинированная изменчивость | Содержание учебного материала Модификационная изменчивость. Типы наследственной изменчивости. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальная работа | 2 | ||
Тема 4.9.4. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость. | Содержание учебного материала Мутационная изменчивость. Геномные мутации. Хромосомные мутации. Генные мутации. | 2 | 1 |
Тема 4.9.5. Лабораторная работа | Содержание учебного материала Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой. | 2 | 1 |
Тема 4.9.6. Генетика человека. Значение для медицины | Содержание учебного материала Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Медико – генетическая консультирование.. | 2 | 1 |
Основы селекции | 4 | ||
Тема 4.9.7. Этапы селекции. Методы современной селекции | Содержание учебного материала Понятие селекции как науки. Этапы селекции. Центры происхождения культур растений, домашних животных. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов. | 2 | ||
Тема 4.9.8. Успехи селекции Селекция микроорганизмов. | Содержание учебного материала Успехи современной селекции. Новейшие методы селекции. Селекция микроорганизмов. | 2 | 1 |
Тема 4.9.9. Контроль знаний | Контроль знаний по разделу «генетика и селекция» | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ 5. Эволюция | 10 | ||
Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции | |||
Тема 5.1. Возникновение и развитие эволюционных представлений. Метафизический период в биологии | Содержание учебного материала Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление рефератов по теме: «Метафизический период в истории биологии», «К. Линней» | 2 | ||
Тема 5.2. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов | Содержание учебного материала Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение синтетической теории эволюции. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение дополнительной литературы, работа в интернете. | 2 | ||
Тема 5.3. Доказательства эволюции Тема 5.4. Вид. Критерии вида. Популяция | Содержание учебного материала Доказательства единства происхождения органического мира. Популяционные структуры вида. Критерии вида. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальные задания. | |||
Механизмы эволюционного процесса | 8 | ||
Тема 5.5. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор. Формы естественного отбора в популяции | Содержание учебного материала Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Эффективность отбора. Формы естественного отбора (движущая, стабилизирующая). | 1 | |
Тема 5.6. Другие формы эволюционного приспособления -результат движения факторов эволюции | Содержание учебного материала Случайные колебания частот генов в популяциях органического размера. Популяционные волны. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка кроссворда. | 2 | ||
Тема 5.7. Лабораторная работа | Приспособленность организмов к среде обитания. | 2 | 2 |
Тема 5.8. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса | Содержание учебного материала Механизм видообразования. Прогресс и регресс в эволюции. Ароморфоз, идиопатия, общая дегенерация. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса | |||
Возникновение жизни на Земле | 6 | ||
Тема 5.9. Развитие представлений о возникновении жизни | Содержание учебного материала Теория возникновения жизни на Земле. Эксперимент Пастера. Абиогенный синтез органических веществ. Современные взгляды на возникновение жизни (А. Опарин). | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной литературой. | |||
Тема 5.9.1. Лабораторная работа | Содержание учебного материала Составление схемы этапов развития жизни на Земле. | 2 | 2 |
Развитие жизни на земле | 10 | ||
Тема 5.9.2. Развитие жизни в криптозое, палеозое | Содержание учебного материала История живых организмов на Земле. Периоды. Архей. Протерозой. Кембрий. Ордовик. Силур. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Развитие жизни в криптозое, палеозое | 2 | ||
Тема 5.9.3. Теория развития жизни в мезозое, кайнозое | Содержание учебного материала Девон. Карбон. Пермь. Триас. Юра. Мел. Палеоген. Неоген. Антропоген. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата. | 2 | ||
Тема 5.9.4. Принцип систематизации многообразия органического мира | Содержание учебного материала Возникновение систематики. Искусственная и естественная системы. Классификация организмов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Принцип систематизации многообразия органического мира | |||
Происхождение человека | 12 | ||
Тема 5.9.5. Родственники человека среди животных | Содержание учебного материала Состав отряда приматов. Данные сравнительной анатомии. Поведение приматов. Цитогенетические данные. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Создание электронной презентации по теме: «Место человека в системе органического мира».. | |||
Тема 5.9.6. Основные этапы эволюции приматов | Содержание учебного материала Методы познания истории человечества. Основные этапы эволюции приматов. Австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Основные этапы эволюции приматов | |||
Тема 5.9.7. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека | Содержание учебного материала Неандертальский человек. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка домашнего задания. Индивидуальные задания. | 2 | ||
Тема 5.9.8. Контроль знаний | Содержание учебного материала Контроль знаний по разделу «Эволюция» | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к контрольной работе. | 2 | ||
РАЗДЕЛ 6. Основы экологии | |||
Экосистемы | 6 | ||
Тема 6.1. Предмет экологии. Экологические факторы. Популяция | Содержание учебного материала Предмет экологии. Экологические факторы. Биологический оптимум. Приспособленность организмов к среде обитания. Взаимодействие популяций разных видов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить схему взаимодействия живых организмов. | 2 | ||
Тема 6.2. Сообщества экосистем и их свойства. Цепи питания | Содержание учебного материала Понятие о сообществе и экосистеме. Свойства экосистем. Смена экосистем. Функциональные группы организмов в сообществе. Поток Е. Цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальные задания. Выполнение домашнего задания. | 2 | ||
Тема 6.3. Агроценоз | Содержание учебного материала Структура агроценоза. Отличие агроценоза от биогеоценоза. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с дополнительной литературой. | 2 | ||
Биосфера. Охрана биосферы | 14 | ||
Тема 6.4. Состав и функции биосферы | Содержание учебного материала Компоненты биосферы. Функции живого вещества. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальные задания. | 2 | ||
Тема 6.5. Круговорот химического элемента | Содержание учебного материала Круговорот углерода. Круговорот Азота. Круговорот серы. Биогеохимические процессы в биосфере. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Индивидуальные задания. | |||
Тема 6.6. Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы | Содержание учебного материала Человек – элемент биосферы. Климат изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы. Загрязнение водных ресурсов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка электронной презентации. Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы | |||
Тема 6.7. 6.8. Практическое занятие | Содержание учебного материала Глобальные экологические проблемы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к итоговому контролю | 2 | ||
Тема 6.9.1. Итоговый урок. Контроль знаний | Контроль знаний по предмету «общая биология» | 1 | 2 |
ИТОГО | 146 | С.73 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требование программы дисциплины требует наличие учебного кабинета – лекционная аудитория.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий по предмету «Биология».
- Набор микропрепаратов для лабораторных и практических работ.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- экран;
- проектор.
- Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
- Примерная программа учебной дисциплины «Биология». Разработчик Качанова Л.В., ГОУ СПО КРК «Интеграл»
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2012
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. – 2-е издание.- М.: Дрофа, 2013
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2010.
- Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2013.
- Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2013.
- Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2012.
- Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2011.
- Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2014.
7. http://www.biolog188.narod.ru/
8. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результат обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Основные умения: | |
Объяснять основные свойства живых организмов | Опрос. Оценка качества умения при выполнении домашнего задания. |
Объяснять рисунки и схемы учебника, работа с микроскопом, изготовление простых микропрепаратов для микроскопического исследования. | Лабораторная работа. |
Объяснять примеры митоза и мейоза. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения | Опрос. Самостоятельная работа. |
Решать генетические задачи. Строить вариационные кривые. Работа с учебной литературой | Практическая работа. |
Понимать необходимость практической селекции и теоретической генетики для повышения сельскохозяйственных производств. | Опрос. |
Объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. | Лабораторная работа. |
Усвоенные знания: | |
Особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических веществ в живых системах. | Опрос. Индивидуальные задания. |
Положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы. Сущность клеточной теории, особенности строения эукариот и прокариот. | Опрос. Индивидуальные задания. Лабораторная работа. |
Сущность онтогенеза, значение митоза, мейоза. | Тестирование. Опрос. Самостоятельная работа. |
Сущность наследственности и изменчивости, хромосомной теории, типы скрещивания, генетическая терминология. | Индивидуальные задания. Практическая работа. Самостоятельная работа. |
Методы селекции растений и животных. | Опрос. |
Центры происхождения культурных растений. Успехи селекции. | Самостоятельная работа. |
Эволюция, причины, ее закономерности. | Самостоятельная работа. Индивидуальные задания. Опрос. Тестирование. |
Основные понятия экологии, причины и последствия антропогенного воздействия на экологический фон Земли. | Практическая работа. Самостоятельная работа. Экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины Биология
Поограмма направлена на реализацию среднего полного специального образования по специальностям Компьютерные системы и комплексы, Компьютерные сети, Земельно-имущественные отношения....

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «БИОЛОГИЯ» профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Материал содержит Рабочую программу по учебной дисциплине "Биология" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения....

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очно-заочная, 2022 – 2023 уч. год
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело, Форма обучения очно-заочная; 2022...