Рабочая программа дисциплины Биология
рабочая программа по биологии по теме
Поограмма направлена на реализацию среднего полного специального образования по специальностям Компьютерные системы и комплексы, Компьютерные сети, Земельно-имущественные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_1.docx | 67.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города москвы «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» |
рабочая программа
ДИСЦИПЛИНЫ Б И О Л О Г И Я
230111 Компьютерные СЕТИ,
230113 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ,
120741 Земельно-имущественныеотношения
(базовая подготовка)
2013 г.
Одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии «Общеобразовательные дисциплины» протокол № 1 от « » 2013г. | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 230111 Компьютерные СЕТИ, 230113 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ, 120741 Земельно-имущественныеотношения (базовая подготовка) Зам. директора по УВР /Галдина Т.А./ (подпись) (Ф.И.О.) |
Председатель /Сахарова Е.В./ (подпись) (Ф.И.О.) |
Составитель:
Луцкая Наталья Владимировна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».
Рецензент:
Сахарова Елена Валерьевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины |
2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины |
3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины |
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
- .Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы, 230111Компьютерные сети и 120741 Земельно-имущественные отношения (базовая подготовка). Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180), примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г. и изучается с учётом технического профиля получаемого профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Биология, как учебная дисциплина относится к предметной области "Естественнонаучная", является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
общих компетенций, включающих в себя способность:
-анализировать учебный или любой другой материал,
-сравнивать объекты, факты, явления,
-классифицировать материал,
-обобщать, делать резюме,
-выделять главное, существенное,
-разрабатывать план поисковой работы, проект.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профильная составляющая дисциплины Биология подразумевает прямую связь учебных задач с функциями, выполняемыми специалистом в профессиональной деятельности. Сущность профессиональной направленности дисциплины заключается в реорганизации учебного материала таким образом, что бы в рамках отдельного взятого занятия, включающего в себя теоретический и практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по решению ограниченной области профессиональных задач. Ведущая роль отводится установлению междисциплинарных связей биологии с другими естественнонаучными и техническими дисциплинами через применение методов точных наук в современных отраслях биологии – биоинформатики, экологического мониторинга и т.д.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов
самостоятельной работы обучающегося - 39 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | 39 |
выполнение реферата | 12 |
работа с учебной и справочной литературой | 19 |
решение генетических задач | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. | 2 | 1 |
Раздел 1. Основы цитологии | 15 | ||
Тема 1.1 Учение о клетке | Изучение клетки – элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов. | 2 | 1 |
Освоение химической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке. | 2 | 2 | |
Применение анализа строения и функции клетки, прокариотических и эукариотических клеток, вирусов и борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.), цитоплазмы и клеточной мембраны, органоидов клетки, обмена веществ и превращение энергии в клетке. Характеристика строение и функций хромосом, ДНК и её репликации, ген, генетического кода, биосинтеза белка. | 4 | 1 | |
Изучение клетки и в многоклеточном организме, клеточной теории строения организмов, жизненного цикла клетки. Митоза. | 2 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Зарисовка схемы строения клетки. Анализ схемы строения гена. | |||
Самостоятельная работа Работа со справочной литературой по теме «Учение о клетке». | 3 | ||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 16 | ||
Тема 2.1 Размножение. | Содержание учебного материала | ||
Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов, размножение – важнейшее свойство живых организмов, полового и бесполого, мейоза, образование половых клеток и оплодотворение. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа Работа со справочной литературой по теме «Размножение | 2 | ||
Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма. | Содержание учебного материала | 5 | |
Изучение эмбрионального этапа онтогенеза, основных стадий эмбрионального развития. Определение сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. | 1 | ||
Выявление причины нарушений в развитии организмов. Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья. Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2 | ||
Практические занятия Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека». | 1 | ||
Самостоятельная работа Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных. Доказательство их эволюционного родства. | 4 | ||
Раздел 3. Основы селекции и генетики. | 25 | ||
Тема 3.1. Генетика | Содержание учебного материала Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Изучение биографии Г.Мендель – основоположника генетики. Генетической терминологии и символики. Формулирование законов генетики, установленных Г. Менделем. Рассмотрение моногибридного и дигибридного скрещивания, хромосомной теории наследственности, генетики пола, значение генетики для селекции и медицины. Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики. | 5 | 1 2 |
Практические занятия Использование образовательных порталов. Самостоятельная работа Решение генетических задач. | 2 2 | ||
Тема 3.2.Селекция | Содержание учебного материала Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений – начальных этапов селекции. | 8 | 2 |
Рассмотрение работ Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | ||
Освоение методов селекции: гибридизации и отбора и основ достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов | 2 | ||
Знакомство с биотехнологиями, ее достижениями и перспективами развития. | 1 | ||
Практические занятия Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Самостоятельная работа Выполнение реферата по теме «Основы селекции и генетики». | 1 6 | ||
Раздел 4. Эволюционное учение. | 22 | ||
Тема 4.1. История развития эволюционных идей. | Содержание учебного материала | 6 | |
Знакомство с историей развития эволюционных идей. Уяснение значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии, эволюционного учение Ч. Дарвина, естественного отбора. Рассмотрения роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 1 | ||
Практические занятия Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение». Самостоятельная работа Выполнение и защита реферата по теме «Эволюционное учение». | 1 2 | ||
Тема 4.2. Движущие силы эволюции. | Содержание учебного материала | 5 | |
Характеристика вида и популяции, теории эволюции. Доказательство микроэволюции и макроэволюции. Анализ современного представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузена), причин вымирания видов, основных направлений эволюционного прогресса, биологического прогресса и биологического регресса. | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа с учебной литературой по теме «Эволюционное учение». | 7 | ||
Раздел 5. История развития жизни на Земле | 11 | ||
Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни. | Содержание учебного материала | 3 | |
Знакомство с гипотезами происхождения жизни, историей развития органического мира, усложнениями живых организмов на Земле в процессе эволюции. Уяснение современных гипотез о происхождении человека и доказательства их родства с млекопитающими животными. | 1 | ||
Практическая работа Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. | 1 | ||
Самостоятельная работа Работа с учебной литературой по теме «История развития жизни на Земле» Решение кроссвордов по данной теме. | 2 | ||
Тема 5.2. Происхождение человека. | Содержание учебного материала | 2 | |
Выявление сущности эволюции человека и единства происхождения человеческих рас | 2 | ||
Практические занятия Сравнительный анализ человеческих рас с помощью таблицы. Самостоятельная работа Выполнение реферата по теме «История развития жизни на земле» Работа с учебной и справочной литературой « Эволюция человека» | 1 2 | ||
Раздел 6. Основы экологии | 20 | ||
Тема6.1. Экология как наука | Содержание учебного материала | 3 | |
Рассмотрение экологии как науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Расширение знаний экологических факторах, их значение в жизни организмов. Проведение анализа экологических систем. Видовых и пространственных структур экосистем. Пищевых связей, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовых взаимоотношениях в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственных сообществах – агроэкосистемах и урбоэкосистемах. | 1 2 | ||
Практические занятия Решение экологических задач. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Самостоятельная работа Работа со справочной литературой. Выполнение реферата по теме «Основы экологии» | 1 3 | ||
Тема 6.2. Биосфера | Содержание учебного материала | 4 | |
Определение характеристики биосферы как глобальной экосистеме. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Сравнение живых организмов в биосфере, биомассе, круговороте важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Выяснение изменений в биосфере. | 1 2 | ||
Практические занятия Составление кроссворда по теме: «Биосфера» Подготовка и организация презентаций по теме: «Биосфера» Самостоятельная работа Работа со справочной литературой. Выполнение реферата по теме «Основы экологии» | 2 6 | ||
Раздел 7. Бионика | 7 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Обобщение знаний о бионике как об одной из направлений биологии и кибернетики, рассматривающей особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Изучение принципов и примеров использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животны | 2 1 | ||
Практические занятия Мониторинг окружающей среды. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Самостоятельная работа Выполнение реферата по теме: «Загрязнение окружающей среды». «Бионика» Работа с учебной литературой. | 2 3 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Всего | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естественнонаучных дисциплин».
3.1.1.Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
натуральные объекты (живые растения, коллекции, гербарии и пр.);
приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций;
муляжи, модели, рельефные таблицы;
пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы);
3.1.2.Технические средства обучения:
Телевизор
Видеомагнитофон
Компьютер
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- ФКГСОО (по дисциплине);
- извлечение из ГОС СПО по специальности;
- примерная программа учебной дисциплины;
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план;
- типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;
3.2.2. Общеметодический компонент.
Методические рекомендации:
- по написанию и защите рефератов;
- методические рекомендации по решению задач.
3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:
- конспекты лекций;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
- перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
- Кроссворды по темам
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
- перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;
- перечни типовых задач по генетике;
- тесты
- перечень литературы, наглядных пособий.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
3.3.1. Основная литература
Константинов В.М Биология; учебник для обраовательных учреждений нач. сред.проф.образ.-М. 2013.-320с
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2005.
3.3.2. Дополнительная литература
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006.
Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. – М.,2004
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы»
Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах 1 и 2 часть. – Ярославль Академия развития.
Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».
3.3.4. Интернет-ресурсы
http://nrc.edu.ru/est/
http://www.livt.net/
http://bio.1september.ru/
http://evolution.powernet.ru/
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm
3.3.5. Методические рекомендации, разработанные преподавателем
Луцкая Н .В. Методические рекомендации «Решение генетических задач»-2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «БИОЛОГИЯ» профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Материал содержит Рабочую программу по учебной дисциплине "Биология" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения....
Рабочая программа Дисциплина ПД.03. Биология
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 34.02.01. «Сестринское дело», квалифи...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очно-заочная, 2022 – 2023 уч. год
Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело, Форма обучения очно-заочная; 2022...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...