Рабочая программа дисциплины Биология
рабочая программа по биологии по теме

Поограмма направлена на реализацию среднего полного специального образования  по специальностям Компьютерные системы и комплексы, Компьютерные сети, Земельно-имущественные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_1.docx67.49 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ОБОИ\logo.png

ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования города москвы

«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

рабочая программа

ДИСЦИПЛИНЫ  Б И О Л О Г И Я

специальностИ:

230111 Компьютерные СЕТИ,

230113 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ,

120741 Земельно-имущественныеотношения

(базовая подготовка)

2013 г.


Одобрена

на заседании предметной (цикловой) комиссии

«Общеобразовательные дисциплины»

протокол №        1        

от «        »                                  2013г.

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 230111 Компьютерные СЕТИ, 230113 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ, 120741 Земельно-имущественныеотношения (базовая подготовка)

Зам. директора

по УВР                          /Галдина Т.А./                (подпись)                        (Ф.И.О.)

Председатель                  /Сахарова Е.В./

                       (подпись)               (Ф.И.О.)

Составитель:

Луцкая Наталья Владимировна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».

Рецензент:

Сахарова Елена Валерьевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины

2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины

3. Условия реализации рабочей программы  общеобразовательной учебной дисциплины

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины


 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                              Биология 

  1. .Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы, 230111Компьютерные сети и 120741 Земельно-имущественные отношения  (базовая  подготовка). Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180), примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г. и изучается с учётом технического профиля получаемого профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Биология, как учебная дисциплина относится к предметной области "Естественнонаучная", является базовой  дисциплиной общеобразовательного цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

общих компетенций, включающих в себя способность:

-анализировать учебный или  любой другой материал,

-сравнивать объекты, факты, явления,

-классифицировать материал,

-обобщать, делать резюме,

-выделять главное, существенное,

-разрабатывать план поисковой работы, проект.

          1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

 воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 - использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети интернет) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины

Профильная составляющая дисциплины Биология подразумевает прямую связь учебных задач с функциями, выполняемыми специалистом в профессиональной деятельности. Сущность профессиональной направленности дисциплины заключается в реорганизации учебного материала таким образом, что бы в рамках отдельного взятого занятия, включающего в себя теоретический и практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по решению ограниченной области профессиональных задач. Ведущая роль отводится установлению междисциплинарных связей биологии с другими естественнонаучными и техническими дисциплинами через применение методов точных наук в современных отраслях биологии – биоинформатики, экологического мониторинга и т.д.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов

самостоятельной работы обучающегося - 39 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы        

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)        

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)        

78

     практические занятия        

16

        контрольные работы        

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)        

в том числе:        

39

      выполнение реферата        

12

      работа с учебной и справочной литературой        

19

решение генетических задач        

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

   

 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем                              часов

                Уровень                 освоения

Введение

Общая характеристика биологии как науки. Признаки живых организмов.

Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.        

    2

    1

Раздел 1. Основы цитологии        

15

Тема 1.1 Учение о клетке

Изучение клетки – элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов.

2

1

Освоение химической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке.        

2

2

Применение анализа строения и функции клетки, прокариотических и эукариотических клеток, вирусов и борьбы с вирусными заболеваниями (СПИД и др.), цитоплазмы и клеточной мембраны, органоидов клетки, обмена веществ и превращение энергии в клетке.

Характеристика строение и функций хромосом, ДНК и её репликации, ген, генетического кода, биосинтеза белка.

4

1

Изучение клетки и  в многоклеточном организме, клеточной теории строения организмов, жизненного цикла клетки. Митоза.

2

Практические занятия

1

Зарисовка схемы строения клетки.

Анализ схемы строения гена.

Самостоятельная работа        

Работа со справочной литературой  по теме «Учение о клетке».

3

Раздел 2. Организм. Размножение  и индивидуальное развитие организмов.

16

Тема 2.1 Размножение.

Содержание учебного материала

Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов, размножение – важнейшее свойство живых организмов, полового и бесполого, мейоза, образование половых клеток и оплодотворение.

4

2

Самостоятельная работа        

Работа со справочной литературой по теме «Размножение

2

Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма.        

Содержание учебного материала

5

Изучение эмбрионального этапа онтогенеза, основных стадий эмбрионального развития.

Определение сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

1

Выявление причины нарушений в развитии организмов.

Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья.

Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

Практические занятия        

Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека».

1        

Самостоятельная работа

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных.

Доказательство их эволюционного  родства.

4

Раздел 3. Основы селекции и генетики.

25

Тема 3.1.  Генетика

Содержание учебного материала        

Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Изучение биографии Г.Мендель – основоположника генетики. Генетической терминологии и символики.        

Формулирование законов генетики, установленных Г. Менделем. Рассмотрение моногибридного и дигибридного скрещивания, хромосомной теории наследственности, генетики пола, значение генетики для селекции и медицины.

Анализ наследственных болезней человека, их  причин и профилактики.

5

1

2

Практические занятия        

Использование образовательных порталов.

Самостоятельная работа 

Решение генетических задач.

2

2

Тема 3.2.Селекция

Содержание учебного материала        

Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений – начальных этапов селекции.        

8

2

Рассмотрение работ Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

Освоение методов селекции: гибридизации и отбора и основ достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

2

Знакомство с биотехнологиями,  ее достижениями и перспективами развития.

1

        

Практические занятия        

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

Анализ фенотипической изменчивости.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Самостоятельная работа        

Выполнение реферата по теме «Основы селекции и генетики».

1

6

Раздел 4. Эволюционное учение.

22

Тема 4.1. История развития эволюционных идей.

Содержание учебного материала

6

Знакомство с историей развития эволюционных идей.

Уяснение значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии, эволюционного учение Ч. Дарвина, естественного отбора.

Рассмотрения роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

Практические занятия        

Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение».

Самостоятельная работа        

Выполнение и защита реферата  по теме «Эволюционное учение».

1

2

Тема 4.2. Движущие силы эволюции.

Содержание учебного материала

5

Характеристика вида и популяции, теории эволюции.

Доказательство микроэволюции и макроэволюции.

Анализ современного представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузена), причин вымирания видов, основных направлений эволюционного прогресса, биологического прогресса и биологического регресса.

2

Самостоятельная работа        

Работа с учебной литературой по теме «Эволюционное учение».

7

Раздел 5. История развития жизни на Земле

11

Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни.

Содержание учебного материала

3

Знакомство с гипотезами происхождения жизни, историей развития органического мира, усложнениями живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Уяснение современных гипотез о происхождении человека и доказательства их родства с млекопитающими животными.

1

Практическая работа        

Описание особей одного вида по морфологическому критерию.  

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

1

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой по теме «История развития жизни на Земле»

Решение кроссвордов по данной теме.

2

Тема 5.2. Происхождение человека.

Содержание учебного материала

2

Выявление сущности эволюции человека и единства происхождения человеческих рас

2

Практические занятия        

Сравнительный анализ человеческих рас с помощью таблицы.

Самостоятельная работа        

Выполнение реферата по теме «История развития жизни на земле»

Работа с учебной и справочной литературой « Эволюция человека»

1

2

Раздел 6. Основы экологии

20

Тема6.1. Экология как наука

Содержание учебного материала

3

Рассмотрение экологии как науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Расширение знаний экологических факторах, их значение в жизни организмов.

Проведение анализа экологических систем. Видовых и пространственных структур  экосистем. Пищевых связей, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовых взаимоотношениях в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственных сообществах – агроэкосистемах и урбоэкосистемах.

1

2

Практические занятия        

Решение экологических задач.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Самостоятельная работа        

Работа со справочной литературой.

Выполнение реферата по теме «Основы экологии»

1

3

Тема 6.2. Биосфера

Содержание учебного материала

4

Определение характеристики биосферы как глобальной экосистеме.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Сравнение  живых организмов в биосфере, биомассе, круговороте важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Выяснение изменений в биосфере.

1

2

Практические занятия        

Составление кроссворда по теме: «Биосфера»

Подготовка и организация презентаций по теме: «Биосфера»

Самостоятельная работа

Работа со справочной литературой.

Выполнение реферата по теме «Основы экологии»

2

6

Раздел 7. Бионика

7

Содержание учебного материала

2

Обобщение знаний о бионике как об одной из направлений биологии и кибернетики, рассматривающей особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.        

  Изучение принципов и примеров использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животны

2

1

Практические занятия        

Мониторинг окружающей среды. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Самостоятельная работа 

Выполнение реферата по теме: «Загрязнение окружающей среды».

 «Бионика»

Работа с учебной литературой.

2

3

        

Итоговая контрольная работа

1

Всего

117

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естественнонаучных дисциплин».

3.1.1.Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

натуральные объекты (живые растения, коллекции, гербарии и пр.);

приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций;

муляжи, модели, рельефные таблицы;

пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы);

3.1.2.Технические средства обучения:

 Телевизор

 Видеомагнитофон

 Компьютер

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • ФКГСОО (по дисциплине);
  • извлечение из ГОС СПО по специальности;
  • примерная программа учебной дисциплины;
  • рабочая программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план;
  • типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;

3.2.2. Общеметодический компонент.

Методические рекомендации:

  • по написанию и защите рефератов;
  • методические рекомендации по решению задач.

3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:

  • конспекты лекций;
  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
  • перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
  • Кроссворды по темам

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:

  • перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;
  • перечни типовых задач по генетике;
  • тесты
  • перечень литературы, наглядных пособий.

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

3.3.1. Основная литература 

Константинов В.М Биология; учебник для обраовательных учреждений нач.  сред.проф.образ.-М. 2013.-320с

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2005.

3.3.2. Дополнительная литература 

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006.

Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. – М.,2004

Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы»

Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах 1 и 2 часть. – Ярославль Академия развития.

Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».

3.3.4. Интернет-ресурсы

http://nrc.edu.ru/est/

http://www.livt.net/

http://bio.1september.ru/

http://evolution.powernet.ru/

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm

3.3.5. Методические рекомендации, разработанные преподавателем

Луцкая Н .В. Методические рекомендации «Решение генетических задач»-2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «БИОЛОГИЯ» профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Материал содержит Рабочую программу по учебной дисциплине "Биология" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения....

Рабочая программа Дисциплина ПД.03. Биология

Образовательная  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 34.02.01. «Сестринское дело», квалифи...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очно-заочная, 2022 – 2023 уч. год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело, Форма обучения очно-заочная; 2022...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...