урок -путешествие "По следам Робинзона" биология 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок систематизациии обобщения знаний по теме "Растения". В увлекательной форме обучающиеся совершают виртуальную экскурсию по северному лесу Карелии. Делают вывод, что и в северном лесу можно выжить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_robinzon.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ложкина Ирина Николаевна

Предмет: биология

Класс: 7

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и способов действий

Технология урока: урок-исследование

Тема урока:  «По следам Робинзона»

Цель урока: развитие у обучающихся коммуникативных, познавательных, регулятивных  умений путем выявления свойств растений, используемых человеком.

Задачи урока: обобщить и расширить знания по теме «Растения»;

понимать роль живых организмов, окружающих человека;

способствовать формированию позитивного отношения к ситуации проверки знаний;

способствовать формированию общеучебной и предметной мотивации.

Средства обучения: таблица «Строение растительной клетки», гербарии растений, относящиеся к разным отделам растений, коллекция «Каменный уголь», мультимедийный проектор.

Основные термины, понятия: хлоропласты, фотосинтез, отделы растений

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивирование к учебной деятельности.

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проводит релаксацию: повернитесь друг к другу – улыбнитесь. Положите правую руку на левое плечо и похвалите себя.

Проверяют свою готовность к уроку. Психологически настраиваются к уроку.

Личностные

Формирование эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру

Актуализация

Вступление в тему

Человечеству вскружило голову великие открытия 20 века. Люди вообразили себя повелителями природы. Каждый желающий может попасть в любую точку земного шара за несколько часов. Мы свыклись с комфортом, тем самым отгородились от общения с первозданной природой. Но жизнь непредсказуема и может сложиться такая ситуация, что каждый из нас может стать Робинзоном. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «робинзон»?

Корректирует ответы учащихся.

Отвечают на вопрос.

Робинзон – человек, который может выжить в условиях дикой природы без поддержки других людей.

Познавательные

Давать определения понятиям

Постановка проблемы

За пятью замками

Основная часть

Афиширование

Итог урока

Закрепление материала

Рефлексия

Домашнее задание

Выдвигает проблему

1.Как вы думаете, с какой главной проблемой столкнулся Робинзон на необитаемом острове?

Предлагает учащимся сформулировать проблему.

Зачитывает отрывок из книги Верзилина «По следам Робинзона»

2. Можно ли растения, которые нас окружают использовать для выживания?

Какие знания, которые получили на уроках биологии, могли применить для выживания в условиях севера?

Корректирует ответы учащихся

3.Какова цель нашего урока?

Распределяет учащихся на 5 творческих групп.

Ставит исследовательскую задачу.

На доске повешены файлы с «замками», в них находятся гербарии растений и инструктивная карточка.

На столе 5 экземпляров книги Верзилина «По следам Робинзона»

Организует презентацию работ творческих групп

Организует обсуждение, самооценивание результатов отчётов групп.

Организовывает подведение итогов.

Какова была цель урока?

Достигнута ли цель урока?

Комментарий учителя «Природа – прекрасная книга, открывающая глаза на окружающий мир, обогащающая ценными знаниями и доставляющая наслаждения тому, кто умеет её читать» Н.М. Верзилин

Организует работу по оцениванию группы

На партах учащихся есть сигнальные карточки.

Красные круги – «5»

Жёлтые квадраты – «4»

Синие треугольники– «3»

Творческое

Почему Пришвин назвал сказку-быль «Кладовая Солнца»

По книге Верзилина изучить свойства других растений, встречающиеся в нашей местности. (2-3 растения)

Формулируют проблему

1.Главная проблема – недостаток знаний, в том числе ботанических.

2. В результате фотосинтеза растения создают органические вещества.

Выдвигают гипотезу: если знать свойства растений, то любое растение можно использовать во всех сферах жизни

3.Целеполагание: определить свойства растений и как можно их использовать в жизни.

Работают в группах.

Классифицируют растения.

Анализируют особенности строения.

Ищут и обрабатывают дополнительную информацию.

Представляют результаты работы группы.

1группа

Нитчатые водоросли. Поделились с ребятами информацией, как сделать бумагу из тины.

Замок открылся.

2 группа

Мох сфагнум

Узнали о перевязочных средствах на болоте.

Замок открылся

3 группа

Хвощ полевой

Потомок вымерших древних растений. Доказательство – каменный уголь.

Ребята поделились информацией: корневище содержит клубеньки, богатое крахмалом. Из них можно приготовить муку и спечь лепёшки.

Замок открылся

4 группа

Сосна обыкновенная

Хвоинки сосны многофункциональны.

Но ребятам понравилось то, что из хвои можно приготовить лесной одеколон.

Замок открылся

5 группа

Одуванчик лекарственный

С помощью ребят мы узнали, что корни одуванчика могут быть использованы как заменитель кофе.

Листья одуванчика используют в пищу как салат.

Замок открылся

Отвечают: достигнута. Если знать свойства растений, то их можно использовать в жизни.

Проводят оценивание своей работы

Учащиеся поднимают карточки.

Задают вопросы

Регулятивные

Умение формулировать проблему и определять цель работы.

Личностные

Потребность в участии работать в команде.

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные

Умение структурировать знания и строить высказывания.

Умение адекватно, сжато выборочно передавать содержание материала. Анализировать объекты с целью выделения их существенных признаков.

Регулятивные

Представлять результаты работы классу.

Познавательные

Обобщать понятия

Регулятивные

Оценивание результатов деятельности

Познавательные

Прорабатывают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Справочный материал к уроку из книги Верзилина

 «По следам Робинзона»

                                                     

Лесной одеколон

В лесу много чудесных запахов, которые мы можем собрать  и унести домой. Прекрасен запах соснового бора, где воздух чист, как после грозы.

Мы легко можем сами приготовить такую лесную воду. Свежую молодую хвою кладут в колбу на четверть её объёма и заливают водой до половины. Колбу закупоривают пробкой с отводной трубкой. Конец трубки опускают в пробирку, а последнюю - в стакан с холодной водой. Пробирку затыкают ватой. Хвоя с водой нагревается; при этом водяной пар вместе с летучим эфирным маслом переходит в пробирку, где охлаждается. Масло тонкой пленкой будет плавать на поверхности воды. Его осторожно сливают, растворяют в спирте, не более трети пробирки. Это будет  одеколон - «Аромат соснового леса».  Оставшиеся после перегонки хвоя промывается и скручивается между ладонями и может быть употреблена как нитки «сосновой шерсти».

Бумага из тины

В лесу проще всего сделать бумагу из тины. Зеленые нитчатые водоросли - тину - каждый видел в прудах и реках. Тянуть тину нужно медленно, чтобы водоросли не обрывались. Вытащенную зелёную массу мягкой, шелковистой тины отжимают и вешают для просушки. Можно не ждать, пока она обесцветится, а как только высохнет, нарезать её ножницами на мелкие кусочки, сложить в ступку и, смачивая водой, толочь минут пятнадцать. Растолченную тину положите в сито и опустите в лоханку с водой. Нужно, чтобы тина равномерно осела на дно сита. Потом сито осторожно выньте из воды, положите в него кусок бумаги или тряпочку и, слегка надавливая, отожмите массу и переложите на бумагу, положенной на гладкую доску. Слой тины покройте сверху листом бумаги и прогладьте горячим утюгом до полного высыхания. Так вы получите лист зеленой бумаги.

Потомок вымерших  древних  растений

Это хвощ полевой. Он всегда встречается  на полях с плохой почвой, на обрывах, около канав и дорог. Вы его ошибочно называете «ёлочкой». Ранней весной у хвоща появляются спороносные побеги. Стебель хвоща состоит из члеников, как бы вставленных друг в друга. Каждый членик имеет зубчики недоразвитых листочков. Эти спороносные побеги «песты» - употребляют в пищу в сыром, вареном виде и как начинку в пирогах. Полевой хвощ имеет длинные корневища с клубеньками, содержащие крахмал. Из клубеньков можно приготовить муку и спечь лепёшки.

                                    Склад перевязочных средств на болоте

В годы войны раненых бойцов было много, но не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. На бинты рвали бельё, старые бинты перестировали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна при гнойных ранах.

Вспоминает об этом времени врач А. Новотельнов. Северная деревня в начале зимы имеет унылый вид. За околицей начинается ещё более унылое болото. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был чистый мох сфагнум. Он вспомнил, что в студенческие годы видел препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной.

На следующее утро, партия санитаров отправились за сфагнумом. За 2-3 часа собрали 300 кг мха, которого хватило госпиталю на всю зиму. Более того, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол - такое же дезинфицирующее средство, как и  карболовая кислота.

Заменитель кофе

Жёлтая головка одуванчика - не отдельный цветок, а целая корзинка с цветками. Каждый цветок имеет вид трубочки с пятью сросшимися лепестками, с приросшими к ним пятью тычинками. Боковые цветки имеют лепестки, выросшие в длинные язычки. В ясную погоду корзиночки открываются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. По соцветиям одуванчика можно узнать время.

Корни одуванчика могут заменить кофе. Они содержат 5% белка, 2% яблочной кислоты, 10% сахара и 53% крахмалистого вещества - инулина.

Инулин при поджаривании превращается в сахар. Разрезанные вдоль корни одуванчика высушивают, затем поджаривают до покраснения и похрустывания. Поджаренные корни разламывают и употребляют как кофе.

В листьях одуванчика содержится железо и фосфор, и их употребляют в пищу как салат. Для этого нежные молодые листочки кладут на полчаса в солёную воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (урок-путешествие в прошлое. 5 класс)

Повторительно-обобщающий урок  по истории Древнего Египта с применением информационно-комуникационных технологий...

Урок -путешествие по математике 6 класс : "Действия с обыкновенными дробями"

Урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями", урок повторения с презентацией и самоанализом урока по учебнику Н.Я. Виленкина 6 класс...

Урок-путешествие по химии 9 класс по коррозии металлов "В царстве "рыжего дьявола"

Урок-путешествие "В царстве  "рыжего дьявола" с использованием игровых технологий по химии для учащихся 9 класса. Разработка помогает сделать изучение темы "Коррозия металлов" более интересным и ...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Урок – путешествие: «По следам Робинзона» Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Урок обобщающего повторения в форме урока-путешествия по теме: "Мировой океан"...

Урок-путешествие: «По следам древних греков».

Повторительно- обощающий урок по теме: Древняя Греция УМК А. А. Вигасин, Г. И. Годер История Древнего мира 5кл....