Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного» Георгиевского района Ставропольского края
Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений
Автор работы: Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. За основу рабочей программы взята программа элективного курса «Клетки и ткани» автор Т. А. Снисаренко (Программа элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение/ авт.- сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2005.-125.с.) Общее количество часов- 35, 1 час в неделю.
Программа включает разделы о механизмах главных физиологических функций — энергообмене, ассимиляции веществ, росте, развитии и размножении, предполагая рассмотрение их молекулярных и физико-химических основ, а также общих принципов организации и механизмов действия регуляторных систем в клетке и в растении в целом. Значительное место отводится процессам фотосинтеза и дыхания, составляющим основу энергетического и пластического обмена растений. Большое внимание уделяется экологическим проблемам-физиологии и проблемам растениеводства.
Цель курса:
Формирование у учащихся научного представления о природе физиологических процессов зеленого растения, о механизмах их регуляции, об основных закономерностях взаимодействий организма с внешней средой, а также об эволюции функций и роли растений в биосфере.
Задачи курса:
- Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.
- Познакомить учащихся с механизмами регуляции физиологических процессов.
- Показать значение знаний о физиологии растений в растениеводстве.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- основные законы и механизмы в физиологии растений;
- современные представления, гипотезы о целостности растительного организма и взаимосвязи с окружающей средой;
- особенности физиологических механизмов у растений различных экологических групп.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в основных направлениях физиологии растений;
- использовать полученные знания и методики изучения растительного организма.
Рекомендуемая литература
- Гэлетон А., Дэвис П., Сэттер Р. Жизнь зелёного растения. М.: Мир, 1983.
- Полевой В. В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 1989.
- Якушкина Н. А. Физиология растений М.: Просвещение, 1993.
Календарно-тематическое планирование курса «Физиология растений»
№ п/п | Дата | Тема занятия |
08.09.14 | 1.Физиология растений — наука об организации и координации функциональных систем зеленого растения. Сочетание различных уровней исследования (субклеточный, организменный, биоценотический) как необходимое условие прогресса физиологии растений. Физиологические основы продуктивности растений. Главные проблемы современной физиологии растений. | |
15.09.14 | 1. Клетка как организм и как элементарная структура многоклеточного организма. Специфические особенности растительной клетки и ее структурная организация. Ядро, его организация и функционирование. Генетический аппарат растительной клетки. Пластиды и митохондрии. Гипотезы происхождения клеточных органелл. | |
22.09.14 | 2.Плазмолема. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, микротела (пероксисомы, глиоксисомы, лизо- сомы и др.), вакуоли, их строение и основные функции. Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции. Физико-химические свойства протоплазмы и их изменения в жизненном цикле клетки. Регуляторные системы клетки. | |
29.09.14 | 3.Лабораторная работа № 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза. | |
06.10.14 | 4.Лабораторная работа № 2. Влияние ионов калия и кальция на проницаемость цитоплазмы. | |
13.10.14 | 5.Лабораторная работа № 3. Определение осмотического давления клеточного сока (по Де Фризу). | |
20.10.14 | 1.Источники энергии в биологических системах. Авто- трофность и гетеротрофность. Общий энергетический план клетки. Понятие макроэргической связи. Значение макро- эргических соединений в метаболизме живого организма | |
27.10.14 | 2.Единство элементарных энергетических процессов в живой природе. Изменения донорно-акцепторных систем в ходе эволюции. Мембраны как структурная основа биоэнергетических процессов. Водный режим растений. Поступление воды в растительную клетку. | |
10.11.14 | 3.Диффузия, понятие химического потенциала. Осмос. Осмотическое давление. Растительная клетка как осмотическая система. Поступление солей в растительную клетку. Способность к избирательному накоплению солей клеткой. Влияние условий на поступление солей. | |
17.11.14 | 1.Структура и свойства воды. Значение воды в жизни растений. Водный баланс растения. Испарение воды растением — транспирация. Понятие о транспирации, ее значение. Количество воды, расходуемой растением в процессе транспирации. Строение листа как органа транспирации. Устьица. Строение устьиц у однодольных и двудольных растений. Влияние на транспи- рацию внешних условий: влажности воздуха, температуры, света, влажности почвы, ветра. Суточный ход процесса транспирации. | |
24.11.14 | 2.Поступление и передвижение воды в растении. Корневая система как орган поступления воды, возникший в процессе эволюционного развития растений. Морфологические и анатомические особенности корневой системы. Способность наземных органов растения к поглощению воды. Верхний и нижний концевые двигатели водного тока. Гуттация и «плач» растений. Корневое давление, величина корневого давления. Гипотезы, объясняющие механизм корневого давления. Передвижение воды по растению. Путь воды в растительном организме. | |
01.12.12 | 3.Водный режим различных экологических групп растений: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты. Физиологическая неоднородность ксерофитов. Растения, экономно расходующие воду. Приспособления растений к добыванию воды. Значение полива по физиологическим признакам. | |
08.12.12 | 4.Лабораторные работы № 4. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ. № 5. Влияние концентрации раствора на прорастание семян. № 6. Влияние внешних условий на прорастание семян. | |
15.12.12 | 5.Лабораторные работы № 7. Определение интенсивности транспирации по уменьшению массы срезанных листьев. № 8. Наблюдение за устьичными движениями под микроскопом. | |
22.12.12 | 1.Развитие учения о фотосинтезе. История открытия и изучения фотосинтеза. Значение работ К. А. Тимирязева. Космическая роль фотосинтеза, масштабы этого процесса. Строение листа как органа фотосинтеза. | |
29.12.12 | 2.Хлоропласты и их роль в процессе фотосинтеза. Химический состав хлоропластов. Гипотезы о происхождении хлоропластов в процессе эволюции. Пигменты листа. Пигменты как вещества, обеспечивающие восприятие света. Методы разделения пигментов; работы М. С. Цвета. Хлорофиллы, их химическая структура, распространение в растительном мире. Физические свойства хлорофилла. | |
12.01.15 | 3.Энергетика фотосинтеза. Характеристика различных участков солнечного спектра. Значение в процессе фотосинтеза различных участков солнечного спектра. Работы К. А. Тимирязева и других исследователей. Квантовый расход процесса фотосинтеза. Фотофизический этап фотосинтеза. Химизм процесса фотосинтеза. Фотосинтез как сочетание световых и темновых реакций. Фотохимический этап фотосинтеза. Работы Д. Арона. Первая и вторая фотосистемы. Продукты фотосинтеза. Разнообразие продуктов фотосинтеза. Влияние условий на процесс фотосинтеза. Методы изучения фотосинтеза. Единицы измерения фотосинтеза. Светолюбивые и теневыносливые растения. Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза. | |
19.01.15 | 4.Лабораторные работы № 9. Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. № 10. Оптические свойства хлорофилла. № 11. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб. | |
26.01.15 | 5.Лабораторные работы № 12. Влияние внешних условий на интенсивность фотосинтеза водного растения. № 13. Выделение запасных белков и изучение их свойств. № 14. Обнаружение запасных Сахаров в растительном материале. | |
02.02.15 | 1.Теоретическое и практическое значение изучения корневого питания растения. Ближний транспорт ионов в тканях корня. Восходящее передвижение веществ по растению. Взаимосвязь минерального питания с процессами роста и развития растений. Особенности питания растений азотом, серой, фосфором, калием, кальцием, магнием. | |
09.02.15 | 2.Микроэлементы. Особенности поступления микроэлементов в растения. Водная, песчаная и почвенная культуры, их применение в физиологии растений. Питательные смеси. Физиологические основы применения удобрений. Гидропоника. Корневое питание как важнейший фактор управления продуктивностью и качеством урожая. Генотипические различия в минеральном питании разных видов и сортов. | |
16.02.15 | 3.Лабораторные работы № 15. Микрохимический анализ золы. № 16. Обнаружение нитратов в растениях. № 17. Обнаружение общей и рабочей поверхности корней. | |
24.02.15 | 1.Биологическая роль дыхания. Специфика дыхания у растений. Развитие представлений о природе механизмов и о путях окислительно-восстановительных превращений в клетке. Каталитические системы дыхания. | |
02.03.15 | 2.Пути окисления органических веществ в клетке. Механизм активации дыхательных субстратов, пути их включения в процессы биологического окисления. Регуляция дыхания. Зависимость дыхания от внешних и внутренних факторов. Взаимосвязь дыхания с другими процессами обмена. | |
09.03.15 | 3.Лабораторные работы № 18. Потеря сухого вещества при прорастании семян. № 19. Устойчивость растений к неблагоприятным внешним воздействиям. | |
16.03.15 | 1.Понятия роста и развития растений, их взаимосвязь. Примеры различий в темпах роста и развития. Гормоны роста (фитогормоны) как основные регуляторы процесса роста и развития. Общие представления о гормонах | |
23.03.15 | 2.Рост клеток как основа многоклеточного организма. Три фазы роста клеток; физиологические и структурные особенности клеток на этой фазе. Особенности роста растительного организма. Образование семян и плодов. Значение гормонов в образовании плодов. Особенности прорастания семян разных типов | |
06.04.15 | 3.Движения растений. Тропизмы и настии. | |
13.04.15 | 4.Лабораторная работа № 20. Фототропизм, геотропизм, гидротропизм. | |
Физиологические основы устойчивости растений (4 ч) | ||
20.04.15 | 1.Различные виды устойчивости. Условность понятия «устойчивость». Норма реакции растений на изменение условий среды. Ответные реакции растений на действие неблагоприятных факторов. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс. Биохимическая адаптация. | |
27.04.15 | 2.Физиологические и биохимические основы устойчивости высших растений к патогенным микроорганизмам и другим биотическим факторам. Приобретенный иммунитет. | |
04.05.15 | 3. Лабораторные работы №21. Защитное действие сахара на цитоплазму при замораживании. № 22. Определение жаростойкости растений (по Ф. Ф. Майкову). | |
11.05.15 | Жизнь растения как единого целого. | |
18.05.15 | Взаимосвязь и регуляция физиологических процессов в растении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Программа элективного курса «Физиология человека»
Данная программа опубликована в сборнике для учащихся предпрофильной подготовки. Тамбов 2005г. часть 1. с.50 -64. Утверждено методическим советом ТОИПКРО....
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений" для 6 класса
Рабочая программа элективного курса "Экология растений" для 6 класса...