Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.
статья по биологии на тему

Панкратова Елена Игоревна

Внедрение современных технологий обучения способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся по биологии.

     Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я  использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В нашей школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный  учителем биологии  в МБОУ СОШ №20 г.о. Самара.  Панкратовой Еленой Игоревной.

     В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений и осваивать современные образовательные технологии, быть технологически грамотным современным педагогом, владеющим современными методиками обучения.

      Внедрение современных технологий обучения способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся по биологии.

     Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я  использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В нашей школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

   Проблема, над которой я работаю: «Применение новых образовательных технологий на уроках биологии».

   Цель: находить и совершенствовать формы и методы обучения на уроках биологии на основе инновационных педагогических технологий в общеобразовательной школе.

   Задачи:

  1. внедрение в учебный процесс СОТ;
  2. повышение профессиональной компетентности учителя биологии через инновационное обучение;
  3. систематизация банка данных по предмету «Биология»;
  4. активизация инновационной деятельности среди учителей и учащихся;
  5. способствование освоению и внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
  6. развитие  творческого  потенциала учащихся и создание  необходимых условий     для активизации познавательной деятельности учащихся;
  7. включение педагога в проектирование, исследование.

     Биология  - это наука,  где для внедрения различных СОТ  предоставлено широкое поле действия. На мой взгляд, педагогу нужно не только знать набор современных образовательных технологий, но и уметь их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает, и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Мною были опробованы и частично применяются такие  педагогические технологии как:

Образовательная

технология

Описание

Проблемное

обучение

Создание в  учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно – семинарско – зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, так как это помогает учащимся подготовиться к обучению в вузах, дает учителю возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Модульное обучение

 Самостоятельная работа учащихся с индивидуальной учебной программой: составляется план изучения темы, даются подробные вопросники по теме и дети работают самостоятельно, учитель является консультантом;  осуществляется дифференцированный подход в обучении

Игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Развитие критического мышления

Уроки построены на собственном опыте учащихся - что известно, что изучено, составление диаграммы знаний;

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмете, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.

Здоровьесберегающие  технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно распределять во время урока различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Кейс - стадии

Глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы.

Личностно – ориентированные образовательные технологии

Учитель учитывает возрастные, индивидуально – психологические особенности учащихся, ориентируется на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем определяет учебную цель, анализирует достигнутые результаты, самостоятельно мыслит и применяет полученные знания в реальной практической деятельности.

     Биологию  в школе преподаю  с 5-го класса. На уроках в 5-х - 7-х классах уделяю внимание развитию мышления, наблюдательности, отработке полученных данных с последующим обсуждением.  Использую ЦОР, интерактивные игры (собери растительную клетку, собери животную клетку, кто из какого царства,  кто здесь лишний,  кто где живёт, найти непрошенного гостя,  откуда вы родом, голоса животных).  К проектной деятельности дети привлекаются уже в этих параллелях. Класс делится на творческие группы, составляется план работы, проводятся консультации, отчеты групп через определенный период времени и защита проектов. У детей открываются способности к занятию научно-исследовательской деятельностью. Работа творческая, но очень кропотливая. Успех зависит от заинтересованности детей. Выполняя проект, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, умение анализировать, экспериментировать, самостоятельной работы и работы в группах, принимать решение и моделировать идеи.

В 8-х и 9-х классах - выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, изучение тех или иных актуальных на сегодняшний день экологических проблем. Углубление знаний по методике исследования и обработка полученных результатов. На этом этапе усложняются формы проблемно - исследовательской работы, увеличивается объем. Работы приобретают все более ярко выраженный научный характер.  Учащиеся участвуют в городских и региональных исследовательских проектах («Гражданин»). Происходит дальнейшее развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовать полученные знания на практике. Происходит самооткрытие способностей учащихся, а саморазвитие переходит в научно-исследовательскую работу. Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Работы выставляются, обсуждаются и защищаются.  Принцип наглядности обеспечивает интерес к предмету, а дети ориентированы на результат и на успех.

В 10-х – 11-х классах (базовый уровень) учащиеся работают по индивидуальным учебным траекториям. В этих классах я использую лекционно – семинарско – зачетную систему. Она  помогает учащимся подготовиться к обучению в вузах, дает учителю возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. Уроки – консультации – полностью отдаются под вопросы учащихся: на назначенный мною урок весь класс приходит с заблаговременно подготовленными вопросами, на которые отвечает учитель. При подготовке учащиеся используют кроме учебника различные дополнительные  источники информации. Оценки зависят от количества и степени трудности вопросов. Это побуждает к активной подготовке и консультации всех:  и учащихся,  и самого учителя. Есть и учащиеся -  консультанты, которые принимают зачёт у своих товарищей, причём делают это с большой ответственностью, и оценки, поставленные ими, подтверждаются на контрольных работах.

Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. 

 Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области "технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них, которые актуально применяются на уроках биологии – это  информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. А также  технологии уровневой дифференциации.

Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:

  • снижение интереса к предмету;
  • слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
  • неумение учащихся грамотно пользоваться источниками     информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
  • возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на   уроке;
  • неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
  • повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;

Список литературы:

1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии.- 2001.- №3.

2. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

3.  Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.

4. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. №3.

5. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5

6. Лернер, Г.И. Проблемное обучение на уроках биологии / Г.И. Лернер // Первое сентября. Биология. – 2004. - № 39.

7.  Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

 8.  Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

9. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

10. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

11. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220

12. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000

13. Интернет – ресурсы (http://school-collection.edu.ru, www.spheres.ru)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики". Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти

Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии.  Цель: находить и соверше...

Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»   Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проблема, над которой я работаю:«Организация самостоятельных форм работы на уроках истории» В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффе...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества з...