Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.
статья по биологии на тему
Внедрение современных технологий обучения способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся по биологии.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В нашей школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pedagogicheskogo_eksperimenta_po_osvoeniyu_i_vnedreniyu_sot.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем биологии в МБОУ СОШ №20 г.о. Самара. Панкратовой Еленой Игоревной.
В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений и осваивать современные образовательные технологии, быть технологически грамотным современным педагогом, владеющим современными методиками обучения.
Внедрение современных технологий обучения способствует повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся по биологии.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В нашей школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Проблема, над которой я работаю: «Применение новых образовательных технологий на уроках биологии».
Цель: находить и совершенствовать формы и методы обучения на уроках биологии на основе инновационных педагогических технологий в общеобразовательной школе.
Задачи:
- внедрение в учебный процесс СОТ;
- повышение профессиональной компетентности учителя биологии через инновационное обучение;
- систематизация банка данных по предмету «Биология»;
- активизация инновационной деятельности среди учителей и учащихся;
- способствование освоению и внедрению новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
- развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной деятельности учащихся;
- включение педагога в проектирование, исследование.
Биология - это наука, где для внедрения различных СОТ предоставлено широкое поле действия. На мой взгляд, педагогу нужно не только знать набор современных образовательных технологий, но и уметь их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает, и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Мною были опробованы и частично применяются такие педагогические технологии как:
Образовательная технология | Описание |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Лекционно – семинарско – зачетная система | Данная система используется в основном в старшей школе, так как это помогает учащимся подготовиться к обучению в вузах, дает учителю возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. |
Модульное обучение | Самостоятельная работа учащихся с индивидуальной учебной программой: составляется план изучения темы, даются подробные вопросники по теме и дети работают самостоятельно, учитель является консультантом; осуществляется дифференцированный подход в обучении |
Игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Развитие критического мышления | Уроки построены на собственном опыте учащихся - что известно, что изучено, составление диаграммы знаний; |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмете, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно распределять во время урока различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Кейс - стадии | Глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. |
Личностно – ориентированные образовательные технологии | Учитель учитывает возрастные, индивидуально – психологические особенности учащихся, ориентируется на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем определяет учебную цель, анализирует достигнутые результаты, самостоятельно мыслит и применяет полученные знания в реальной практической деятельности. |
Биологию в школе преподаю с 5-го класса. На уроках в 5-х - 7-х классах уделяю внимание развитию мышления, наблюдательности, отработке полученных данных с последующим обсуждением. Использую ЦОР, интерактивные игры (собери растительную клетку, собери животную клетку, кто из какого царства, кто здесь лишний, кто где живёт, найти непрошенного гостя, откуда вы родом, голоса животных). К проектной деятельности дети привлекаются уже в этих параллелях. Класс делится на творческие группы, составляется план работы, проводятся консультации, отчеты групп через определенный период времени и защита проектов. У детей открываются способности к занятию научно-исследовательской деятельностью. Работа творческая, но очень кропотливая. Успех зависит от заинтересованности детей. Выполняя проект, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, умение анализировать, экспериментировать, самостоятельной работы и работы в группах, принимать решение и моделировать идеи.
В 8-х и 9-х классах - выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, изучение тех или иных актуальных на сегодняшний день экологических проблем. Углубление знаний по методике исследования и обработка полученных результатов. На этом этапе усложняются формы проблемно - исследовательской работы, увеличивается объем. Работы приобретают все более ярко выраженный научный характер. Учащиеся участвуют в городских и региональных исследовательских проектах («Гражданин»). Происходит дальнейшее развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовать полученные знания на практике. Происходит самооткрытие способностей учащихся, а саморазвитие переходит в научно-исследовательскую работу. Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Работы выставляются, обсуждаются и защищаются. Принцип наглядности обеспечивает интерес к предмету, а дети ориентированы на результат и на успех.
В 10-х – 11-х классах (базовый уровень) учащиеся работают по индивидуальным учебным траекториям. В этих классах я использую лекционно – семинарско – зачетную систему. Она помогает учащимся подготовиться к обучению в вузах, дает учителю возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. Уроки – консультации – полностью отдаются под вопросы учащихся: на назначенный мною урок весь класс приходит с заблаговременно подготовленными вопросами, на которые отвечает учитель. При подготовке учащиеся используют кроме учебника различные дополнительные источники информации. Оценки зависят от количества и степени трудности вопросов. Это побуждает к активной подготовке и консультации всех: и учащихся, и самого учителя. Есть и учащиеся - консультанты, которые принимают зачёт у своих товарищей, причём делают это с большой ответственностью, и оценки, поставленные ими, подтверждаются на контрольных работах.
Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся.
Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области "технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них, которые актуально применяются на уроках биологии – это информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. А также технологии уровневой дифференциации.
Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:
- снижение интереса к предмету;
- слабое развитие коммуникативных способностей учащихся;
- недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
- неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
- возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;
- неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;
- повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;
Список литературы:
1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования //Школьные технологии.- 2001.- №3.
2. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
3. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.
4. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. №3.
5. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5
6. Лернер, Г.И. Проблемное обучение на уроках биологии / Г.И. Лернер // Первое сентября. Биология. – 2004. - № 39.
7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
9. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
10. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
11. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220
12. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000
13. Интернет – ресурсы (http://school-collection.edu.ru, www.spheres.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики". Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно ...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти
Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии. Цель: находить и соверше...
Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0» Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
Проблема, над которой я работаю:«Организация самостоятельных форм работы на уроках истории» В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффе...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества з...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства».
Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства...