Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики". Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85 % учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
учителя физики
МОУ Школа №63 г.о. Самара
Каминскас Зинаиды Ивановны
Проблема, над которой я работаю:
«Применение новых образовательных технологий на уроках физики»
Цели: 1) повышение качества учебного процесса;
2) обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.
Задачи: 1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной деятельности учащихся;
2) повысить качество преподавания физики на основе внедрения новых образовательных (проектных) технологий.
Проектная деятельность как средство повышения качества обучения физике.
Введение.
Актуальность:
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85 % учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является « Метод проектов» Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний и повышения качества обучения.
Цель проекта:
Разработка методики использования проектной технологии в изучении физики.
Задачи:
- Изучить теоретические основы использования проектной деятельности с учащимися и основы использования проектного метода в обучении физике.
- Исследовать возможности установления межпредметных связей при изучении физических явлений (на примере темы « Тепловые явления»).
- Разработать и апробировать модель использования метода проектов в изучении раздела « Тепловые явления».
Программа реализации проекта
№ | Содержание | Сроки выполнения |
1. | Совершенствование знаний методов и приемов обучения. | в течение года |
2 | Работать над повышением педагогического мастерства | в течение года |
3. | Изучить теоретические основы использования проектного метода в обучении физике. | 1 год работы над темой: В течение 2 полугодия |
4 | Анализ рубрики программ и методической литературы по использованию межпредметных связей в процессе формирования физических понятий ( подробное описание в 8 разделе). | 1 год работы над темой: В течение второго полугодия |
4.1 | Роль математики в процессе преподавании физики | |
4.2 | Межпредметные связи курса физики и естественнонаучных дисциплин. | |
4.3 | Использование художественной литературы на уроках физики | |
4.4 | Физика и экологическое образование | |
4.5 | Возможности осуществления межпредметных связей во внеклассной работе по физике | |
5 | Исследовать возможности установления межпредметных связей при изучении физических явлений (на примере темы « Тепловые явления») методом проектов. | 1 год работы над темой:4 четверть 2 год работы над темой:1 четверть |
5.1 | Разработать и апробировать модель использования метода проектов в изучении раздела « Тепловые явления» | 1 год работы над темой:4 четверть |
5.2 | Учитель + учащиеся. Использование метода проектов. Анализ школьных учебников. Что изучили? Знания, умения и навыки, которые получены учащимися при изучении различных дисциплин. Выделить темы, где рассматриваются физические понятия и явления, связанные с разделом физики «Тепловые явления». Результат работы в 8 разделе. | Второй год работы над темой 1 четверть |
5.3 | Учитель + учащиеся. Использование метода проектов. Анализ школьных учебников. Что изучают параллельно с физикой? Выделить темы, где рассматриваются физические понятия и явления, связанные с разделом физики «Тепловые явления». Результат работы в 8 разделе. | Второй год работы над темой 1 и 2 четверть |
5.4 | Поурочная разработка темы «Тепловые явления» с использованием вопросов межпредметного содержания к каждому уроку. | Второе полугодие |
6 | Участвовать в работе школьного объединения учителей предметников: Разработка урока с использованием межпредметных связей и открытый урок: « Действия электрического тока»; | в течение года |
7 | Принимать активное участие в работе районных заседаний ассоциации учителей физики а) подготовить сообщения, мастер – классы, открытые уроки; б) участвовать в работе научно – практической конференции | в течение года |
8 | Изучить опыт работы лучших учителей своей школы и посещение уроков коллег. | в течение года |
9 | Усовершенствовать навыки владения компьютерной технологии и знания программных средств, способствующих реализации межпредметных связей; | в течение года |
10 | Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | в течение года |
11 | Пополнять персональный сайт | в течение года |
12 | Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение. |
Теоретические основы использования проектной деятельности с учащимися и основы использования проектного метода в обучении физики.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом.
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Анализ новых учебных программ по предметам естественно - научного цикла показал, что они требуют от учителей данных предметов решения общих учебно-воспитательных задач, одной из которых является формирование общепредметных умений в тех видах деятельности, которые являются общими для данных предметов (учебная, познавательная, экспериментально – практическая, расчетно – измерительная)
В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Для решения проблемы мотивации учебной деятельности и повышения качества знаний и проблемы «Использование межпредметных связей в процессе формирования физических понятий» был использован «Метод проектов»
В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Считается, что она берёт своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот учёный предложил вести обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей. Ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Процесс разрешения учеником заинтересованной проблемы и составляет суть проектной технологии.
Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Описание опыта использования проектного метода в изучении физических явлений (на примере раздела «Тепловые явления» - 8 класс).
Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Сущность опыта заключается в повышении качества образования учащихся на основе активизации учебно-познавательного процесса, которая обеспечивается:
• постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
• организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;
Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? Учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте.
По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.
Цели и задачи проекта
- Формирование навыков исследовательской работы.
- Приобретение навыков самостоятельной работы справочной литературой и с большим объемом полученной информации.
- Формирование навыков работы в команде.
- Углубление понятий о тепловых явлениях.
- Установление межпредметных связей.
- Приобретение навыков анализа исследовательской работы и краткого изложения своих мыслей.
- Приобретение навыков художественного оформления своей работы.
- Закрепление навыков работы на компьютере.
Для реализации проекта выбрана тема «Тепловые явления», которая рассчитана на 24 часа. В проекте участвуют учащиеся 7,8 и 9 классов.
Этапы и сроки проведения проекта:
- Изготовление « Бюллетень - приглашение» для участия в проекте (творческая группа в сентябре, учащиеся 9 классов).
- Ознакомление учащихся с названием проекта и его учебными вопросами (1-2 декада сентября).
- Создание творческой группы (по желанию), которая (под руководством учителя) помогает рабочим группам(2декада сентября)
- Формирование рабочих групп для проведения исследований(7,8 классы).
- Выбор темы – задания для каждой группы и определение формы представления результатов своего исследования (рассматриваются предложения учащихся и учителя).
- Обсуждение плана работы учащихся в группе и возможных источников информации.
- Самостоятельная работа учащихся в группах. Обсуждения задания каждого в группе (кто и за что отвечает).
- Итогом исследовательской работы учащихся являются рефераты, презентации, буклеты и участие учащихся при объяснении новой темы.
- Результатом всего проекта является поурочная разработка темы «Тепловые явления» с использованием межпредметных связей.
В реализации проекта участвуют несколько групп: историки, географы, химики, биологи, литераторы и т. д.
Каждая группа перед началом проекта получают поурочное планирование темы «Тепловые явления», то есть перечень понятий, которые изучают в данном разделе. Семиклассники в течение года анализируют учебный материал и выписывают темы, где рассматриваются физические понятия и явления, связанные с разделом физики «Тепловые явления». В своих работах отражают знания, умения и навыки, которые получают учащиеся в результате изучения данной дисциплины и которые будут необходимы в дальнейшем. Своими исследованиями учащиеся 7 классов делятся с учащимися 8 классов, чтобы им легче было восстановить знания и умения, полученные при изучении предметов в 7 классе.
Например:
География -7
- Строение Земли (О высоких температурах и плавлении вещества).
- Породы, слагающие земную кору (О различных температурах плавления пород).
- Что такое гидросфера? (Три состояния воды, испарение воды и конденсация).
- Свойства вод мирового океана (океанская вода замерзает при t=-20С).
- Температура воздуха (Конвекция воздуха).
- Ветер (Образование бризов и конвекция).
- Распространение солнечного света и тепла на Земле (Излучение).
Восьмиклассники в свою очередь анализируют учебный материал 8 класса. В своих работах они отражают, что изучается параллельно.
Например.
Химия – 8
- Выпаривание, кристаллизация.
- Знаки химических элементов.
- Свойства кислорода (Реакция горения, с выделением тепла и света)
- Применение кислорода (При выплавке чугуна для повышения производительности, при сжигании, жидкий кислород в ракетных двигателях).
- .Тепловой эффект химических реакций (Реакция с выделением и поглощением тепла, превращение и закон сохранения энергии).
- Топливо и способы его сжигания.
- Атомно - молекулярное учение (Три состояния вещества).
Основная ответственность ложится на учащихся 9 классов. Учащиеся 9 классов уже имеют ОУН по теме данного проекта. Они координируют работу учащихся 7 и 8 классов.
Группа литераторов находят произведения, где описываются тепловые явления.
Явления физики в художественной литературе.
…Дымятся низкие долины,
Где кучи хижин небольших
С дворами грязными…
М.Ю. Лермонтов «Два брата»
1.Почему «дымятся низкие» долины?
2.С каким физическим явлением это связано?
3.Почему чаще всего туман образуется в низинах?
Среди кривых стволов, среди ветвей корявых
Ползет молочный дым: окуривают сад,
Все яблони в цвету - и в зеленых травах
Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запад чист – жди к полночи мороза
И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
В тумане голубом дымящего навоза,
В серебряной пыли туманно - ярких звезд.
И. А. Бунин «Холодная война»
1.Почему в ожидании заморозков окуривают цветущие сады?
2.Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?
Обломок черный в тот же миг
В морской залив бездонный пал
Взметнулся ядовитый вал,
Вскипела желтая вода и выкипела без следа.
Богатыри большой страны
Видением удивлены, падением изумлены.
«Литература, Алтайские героические сказания»
1.Какие физические явления произошли в описанной ситуации?
2.Как изменилась внутренняя энергия воды?
Установлено, что знаменитые лондонские туманы вызваны к жизни, главным образом, каменноугольным дымом. Чем больше дыма, тем чаще и гуще туманы
Паустовский К. Г «Повесть о лесах»
1.Какую роль в конденсации водяных паров играет дым?
Физика в гостях у биолога.
1.Каково назначение пробкового слоя на стволах многолетних деревьев?
2.Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят морозы?
3.Почему в холодную погоду животные спят, свернувшись в клубок?
4.Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц в умеренном климате?
5.Почему наши глаза не ощущают холод?
Выводы
Эффективность использования проектного метода в обучении в физики измеряется конечным результатом.
Таким образом, в классах, где межпредметная связь осуществляется систематически на каждом уроке (8 «а» кл.), уровень знаний, умений и навыков намного выше. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять физические явления, полученные знания применяются на практике.
Учащиеся этого класса любят и умеют спорить, быстро подбирают доказательство, факты, формируют суждения. Они умеют самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.
Сравнивая результаты I четверти и за год, можно сделать вывод, что качество знаний по физике в 8 «а» повысилось на 12%, неуспевающих нет.
Четверть | Кол-во уч-ся | Класс | Качество % | Успеваемость % | Кол-во неусп % |
I чет. | 2 | 8 «а» | 72 | 100 | - |
За год | 26 | 8 «а» | 84 | 100 | - |
Уровень знаний в 8 «б» классе ниже, чем в 8 «а», о чем свидетельствует ниже приведенный анализ.
Четверть | Кол-во уч-ся | Класс | Качество % | Успеваемость % | Кол-во неусп % |
I чет. | 23 | 8 «б» | 52 | 96,5 | |
За год | 23 | 8 «б» | 60 | 100 | - |
Сравнивая результаты I четверти и за год можно сделать вывод, что качество знаний в 8 «б» повысилась всего на 8%.
Какие же выводы можно сделать из вышеописанного?
- Учение должно быть интересным, но интересным не с внешней стороны, это должен быть глубокий познавательный интерес, стимулирующий активную мыслительную деятельность учащихся.
- Учебный труд, как и всякий труд, должен быть разнообразным. Однообразие вызывает скуку.
- Использование метода проектов помогает учащимся оценить себя на фоне других.
- Метод проектов формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
- Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формирований научных знаний и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.
- Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Руководитель МО Русанова Н.В.
Заместитель директора по УВР Хрущева О.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти
Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии. Цель: находить и соверше...
Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0» Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
Проблема, над которой я работаю:«Организация самостоятельных форм работы на уроках истории» В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффе...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества з...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства».
Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»
Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...