Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

 Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики".
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 
15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. 
Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85 % учащихся остаются вне школьного образования. 
Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" 

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

 учителя физики

МОУ Школа №63 г.о. Самара

Каминскас Зинаиды Ивановны

 

Проблема, над которой я работаю:

«Применение новых образовательных технологий на уроках физики»

Цели: 1) повышение качества учебного процесса;

           2) обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.

Задачи: 1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия      для активизации познавательной деятельности учащихся;

               2) повысить качество преподавания физики на основе внедрения новых образовательных (проектных) технологий.

Проектная деятельность как средство повышения качества обучения физике.

Введение.

Актуальность:

           В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.

          Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85 % учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является   « Метод проектов» Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний  и повышения  качества обучения.

Цель проекта:

      Разработка методики использования проектной технологии в изучении  физики.  

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы использования  проектной деятельности с учащимися и основы использования проектного метода в обучении физике.
  2. Исследовать возможности установления межпредметных связей при изучении  физических явлений (на примере темы « Тепловые явления»).
  3. Разработать и апробировать модель использования  метода проектов в изучении раздела « Тепловые явления».

Программа   реализации проекта

Содержание

Сроки

выполнения

1.

Совершенствование знаний методов и приемов обучения.

 в течение года

2

Работать над повышением педагогического мастерства

в течение года

3.

 Изучить теоретические основы использования проектного метода в обучении физике.

1 год работы над  темой: В течение 2 полугодия

4

Анализ рубрики программ и методической литературы по использованию межпредметных связей в процессе формирования физических понятий

( подробное  описание в 8 разделе).

1 год работы над  темой:

В течение второго полугодия

4.1

Роль математики в процессе преподавании физики

4.2

Межпредметные связи курса физики и  естественнонаучных дисциплин.

4.3

Использование художественной литературы на уроках физики

4.4

Физика и экологическое образование

4.5

Возможности осуществления межпредметных связей во внеклассной работе по физике

5

Исследовать возможности установления межпредметных связей при изучении  физических явлений (на примере темы « Тепловые явления») методом проектов.

1 год работы над  темой:4 четверть  2 год работы над темой:1 четверть

5.1

Разработать и апробировать модель использования  метода проектов в изучении раздела « Тепловые явления»

1 год работы над  темой:4 четверть  

5.2

Учитель +  учащиеся. Использование метода проектов. Анализ школьных учебников. Что изучили? Знания, умения и навыки, которые получены учащимися при изучении различных дисциплин. Выделить  темы, где рассматриваются физические   понятия и явления, связанные с разделом физики «Тепловые явления». Результат работы в 8 разделе.

Второй год работы над темой

1 четверть

5.3

Учитель +  учащиеся. Использование метода проектов. Анализ школьных учебников. Что изучают параллельно с физикой? Выделить  темы, где рассматриваются физические   понятия и явления, связанные с разделом физики «Тепловые явления». Результат работы в 8 разделе.

Второй год работы над темой

1  и 2 четверть  

5.4

Поурочная разработка темы «Тепловые явления» с использованием вопросов межпредметного содержания к каждому уроку.

Второе полугодие

6

Участвовать в работе школьного объединения учителей предметников:

Разработка урока  с использованием межпредметных связей и открытый урок: « Действия электрического тока»;

в течение года

7

Принимать активное участие в работе районных заседаний ассоциации учителей физики

а) подготовить сообщения, мастер – классы, открытые уроки;

б) участвовать в работе научно – практической конференции

в течение года

8

Изучить опыт работы лучших учителей своей школы и посещение уроков коллег.

в течение года

9

Усовершенствовать навыки владения компьютерной технологии и  знания программных средств,  способствующих реализации межпредметных связей;

в течение года

10

Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

в течение года

11

Пополнять персональный сайт

в течение года

12

Использование опыта   в процессе дальнейшей работы.

 Распространение.

Теоретические основы использования  проектной деятельности с учащимися и основы использования проектного метода в обучении физики.

             Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является  метод проектов. Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое

                Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

                Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом.

                Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

              Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

          Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Анализ новых учебных программ  по предметам естественно - научного цикла показал, что они требуют от учителей данных предметов решения общих учебно-воспитательных задач, одной из которых является формирование общепредметных умений в тех видах деятельности, которые являются общими для данных предметов (учебная, познавательная, экспериментально – практическая, расчетно – измерительная)

В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в активизации познавательной деятельности учащихся. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

                          Для решения проблемы  мотивации учебной деятельности и повышения качества знаний и проблемы  «Использование межпредметных связей в процессе формирования физических понятий» был использован «Метод проектов» 

        В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Считается, что она берёт своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот учёный предложил вести обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей. Ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Процесс разрешения учеником заинтересованной проблемы и составляет суть проектной технологии.

 Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.  

Описание опыта использования проектного метода в изучении физических явлений (на примере раздела «Тепловые явления» - 8 класс).

Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках  физики.

 Сущность опыта заключается в повышении качества образования учащихся на основе активизации учебно-познавательного процесса, которая обеспечивается:

•                     постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;

•                     организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;

            Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать?          Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? Учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте.

       По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом. 

Цели  и задачи проекта

  1. Формирование навыков  исследовательской  работы.
  2. Приобретение навыков самостоятельной работы справочной литературой и с большим объемом полученной информации.
  3. Формирование навыков работы в команде.
  4. Углубление понятий о тепловых явлениях.
  5. Установление межпредметных связей.
  6. Приобретение навыков анализа исследовательской работы и краткого изложения своих мыслей.
  7. Приобретение навыков художественного оформления своей работы.
  8. Закрепление навыков работы на компьютере.

Для  реализации проекта  выбрана  тема «Тепловые явления», которая  рассчитана на 24 часа. В проекте участвуют учащиеся 7,8 и 9 классов.

Этапы и сроки проведения проекта:

  1. Изготовление « Бюллетень - приглашение» для участия в проекте (творческая группа в сентябре, учащиеся 9 классов).
  2. Ознакомление  учащихся с названием проекта и его учебными вопросами (1-2 декада сентября).
  3. Создание  творческой группы (по желанию), которая (под руководством учителя) помогает рабочим группам(2декада сентября)
  4. Формирование рабочих групп для проведения исследований(7,8 классы).
  5. Выбор темы – задания для каждой группы и определение формы представления результатов своего исследования (рассматриваются предложения учащихся и учителя).
  6. Обсуждение плана работы учащихся  в группе и возможных источников информации.
  7. Самостоятельная работа учащихся в группах. Обсуждения задания каждого в группе (кто и за что отвечает).
  8. Итогом исследовательской работы учащихся являются рефераты, презентации, буклеты и участие учащихся при объяснении новой темы.

  1. Результатом всего проекта является поурочная разработка темы «Тепловые явления» с использованием межпредметных связей.

В реализации проекта участвуют несколько групп: историки, географы, химики, биологи, литераторы и т. д.

         Каждая группа перед началом проекта получают поурочное планирование темы «Тепловые явления», то есть перечень понятий, которые изучают в данном разделе.                                        Семиклассники в течение года анализируют учебный материал и выписывают темы, где рассматриваются физические понятия и явления, связанные с разделом физики «Тепловые явления». В своих работах отражают знания, умения и навыки, которые получают учащиеся в результате изучения данной дисциплины и которые будут необходимы в дальнейшем. Своими исследованиями учащиеся 7 классов делятся с учащимися 8 классов, чтобы им легче было восстановить знания и умения, полученные при изучении предметов в 7 классе.          

 

Например:

География -7

  1. Строение Земли (О высоких температурах и плавлении вещества).
  2. Породы, слагающие земную кору (О различных температурах плавления пород).
  3. Что такое гидросфера? (Три состояния воды, испарение воды и конденсация).
  4. Свойства вод мирового океана (океанская вода замерзает при t=-20С).
  5. Температура воздуха (Конвекция воздуха).
  6. Ветер (Образование бризов и конвекция).
  7. Распространение солнечного света и тепла на Земле (Излучение).

Восьмиклассники в свою очередь анализируют учебный материал 8 класса. В своих работах они отражают, что изучается параллельно.

Например.

Химия – 8

  1. Выпаривание, кристаллизация.
  2. Знаки химических элементов.
  3. Свойства кислорода (Реакция горения, с выделением тепла и света)
  4. Применение кислорода (При выплавке чугуна для повышения производительности, при сжигании, жидкий кислород в ракетных двигателях).
  5. .Тепловой эффект химических реакций (Реакция с выделением и поглощением тепла, превращение и закон сохранения энергии).
  6. Топливо и способы его сжигания.
  7. Атомно -  молекулярное учение (Три состояния вещества).

Основная ответственность ложится на учащихся 9 классов. Учащиеся 9 классов уже имеют ОУН по теме данного проекта. Они координируют работу учащихся 7 и 8 классов.

Группа литераторов находят произведения, где описываются тепловые явления.

Явления физики в художественной литературе.

…Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

С дворами грязными…

М.Ю. Лермонтов «Два брата»

1.Почему «дымятся низкие» долины?

2.С каким физическим явлением это связано?

3.Почему чаще всего туман образуется в низинах?

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривают сад,

Все яблони в цвету - и в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.

Бесцветный запад чист – жди к полночи мороза

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В тумане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно - ярких звезд.

И. А. Бунин «Холодная война»

1.Почему в ожидании заморозков окуривают цветущие сады?

2.Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

Обломок черный в тот же миг

В морской залив бездонный пал

Взметнулся ядовитый вал,

Вскипела желтая вода и выкипела без следа.

Богатыри большой страны

Видением удивлены, падением изумлены.

«Литература, Алтайские героические сказания»

1.Какие физические явления произошли в описанной ситуации?

2.Как изменилась внутренняя энергия воды?

Установлено, что знаменитые лондонские туманы вызваны к жизни, главным образом, каменноугольным дымом. Чем больше дыма, тем чаще и гуще туманы

Паустовский К. Г  «Повесть о лесах»

1.Какую роль в конденсации водяных паров играет дым?

Физика в гостях у биолога.

1.Каково назначение пробкового слоя на стволах многолетних деревьев?

2.Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят морозы?

3.Почему в холодную погоду животные спят, свернувшись в клубок?

4.Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц в умеренном климате?

5.Почему наши глаза не ощущают холод?

Выводы

              Эффективность использования  проектного метода в обучении  в физики измеряется конечным результатом.

Таким образом, в классах,  где межпредметная связь осуществляется систематически на каждом уроке (8 «а» кл.),  уровень знаний, умений и навыков намного выше.                      Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять  физические явления,  полученные  знания применяются  на практике.

 Учащиеся этого класса любят и умеют спорить, быстро подбирают доказательство, факты, формируют суждения. Они умеют самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.

Сравнивая результаты I четверти и за год, можно сделать вывод, что качество знаний по физике в 8 «а» повысилось на 12%, неуспевающих нет.

Четверть

Кол-во уч-ся

Класс

Качество

%

Успеваемость %

Кол-во неусп %

I чет.

2

8 «а»

72

100

-

За год

26

8 «а»

84

100

-

Уровень знаний в 8 «б» классе ниже, чем в 8 «а», о чем свидетельствует ниже приведенный анализ.

Четверть

Кол-во уч-ся

Класс

Качество

%

Успеваемость %

Кол-во неусп %

I чет.

23

8 «б»

52

96,5

За год

23

8 «б»

60

100

-

Сравнивая результаты I четверти и за год можно сделать вывод, что качество знаний в 8 «б» повысилась всего на 8%.

              Какие же выводы можно сделать из вышеописанного?

  1. Учение должно быть интересным, но интересным не с внешней стороны, это должен быть глубокий познавательный интерес, стимулирующий активную мыслительную деятельность учащихся.
  2. Учебный труд, как и всякий труд, должен быть разнообразным. Однообразие вызывает скуку.
  3. Использование метода проектов помогает учащимся оценить себя на фоне других.
  4.  Метод проектов формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
  5. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формирований научных знаний и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.
  6.  Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время  и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

              Руководитель МО                                                        Русанова Н.В.

              Заместитель директора по УВР                                  Хрущева О.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти

Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии.  Цель: находить и соверше...

Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»   Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проблема, над которой я работаю:«Организация самостоятельных форм работы на уроках истории» В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффе...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.

Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества з...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»

Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...