Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
статья по истории по теме
Проблема, над которой я работаю:
«Организация самостоятельных форм работы на уроках истории»
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект педагогического эксперемента по освоению и внедрению СОТ
Реформы начала нового века, и новые федеральные стандарты обозначили новые направления в развитии России и потребовали адекватного реформирования социальной сферы и системы современного образования. Сегодня в образовательное пространство очень прочно вошли такие понятия как информационные, коммуникативные технологии, универсальные учебные действия. Под данными понятиями нужно понимать совокупность методов деятельности учителя для достижения планируемых результатов. К современным образовательным технологиям относят следующие технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационные технологии, Интернет ресурсы
- Компетентностно-ориентированные технологии (личностно -ориентированный подход, метод проектов, сюжетно-ролевые игры, технологии проблемного обучения
Сегодня к выпускнику предъявляют очень жесткие требования. Учащиеся должны быть интеллектуально развитыми, свободно ориентироваться в жизни, быть социально активными. Уметь находить информацию, делать выводы, ставить перед собой цель и определять задачи, выдвигать аргументацию подкрепляя, ее фактами, уметь высказать свое мнение. Поэтому в ходе обучения учащимся необходимо освоить три ключевые компетентности: самоуправление (решение проблем), информационные и коммуникативные способы деятельности. Особенно важны новые технологии в изучении таких предметов как история, обществознание, право, так как эти науки развиваются вместе с течением времени и впитывают в себя все изменения, происходящие в обществе и во времени. Нельзя сегодня преподавать историю так это делалось 10- 15 лет назад. На мой взгляд, очень актуальной сегодня является проблема, связанная с увеличением объема учебной нагрузки и сокращения учебных часов. Общеобразовательная программа по истории с каждым годом становиться больше - если в 2000 году изучение XX века заканчивали приходом к власти и реформами Б.Н. Ельцина, то сегодня уже реформами В.В. Путина. Учебных тем становиться больше, а количество часов остается тем же (2 часа в неделю). Нет необходимого количества часов для освещения всех тем курса. При изучении особенно объемных тем («Россия в Первой мировой войне, «Первая русская революция», «Гражданская война», «Духовная жизнь в первой половине XX века» и др.) на которые по учебному плану отводиться всего 1 час, времени не хватает чтобы раскрыть все особенности и значение тех или иных событий, причины и ход военных действий. Для решения данных проблем приходиться искать новые методы организации работы учащихся. Одним из таких методов является организация самостоятельных форм работы. Используя в учебном процессе такие элементы самостоятельной работы как заполнение схем и таблиц, ответов на вопросы составленных мною добиваюсь более качественного изучения материала. Использование в образовательном процессе эффективных современных образовательных технологий, приводит к более полному усвоению знаний учащимися, повышению их познавательной активности, а также к овладению основными способами деятельности. Значительно увеличивается доля самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. У учащихся формируются такие УУД как саморазвитие и самосовершенствование. Сокращается количество объяснительно-иллюстративных уроков, увеличивается объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Обучение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник будет не только получать готовые знания, но и научится способам их приобретения, будет уметь их обрабатывать . Новая методическая система предполагает повысить учебно-познавательные мотивы школьников, научить их ориентироваться в современных общественных проблемах, выполнять необходимые действия по поиску материалов. Учитель получает возможность донести до учащихся весь необходимый материал, в полном объеме выполнить учебный план. Так, например, при изучении темы «Внешняя политика России в начале XX века. Русско-японская война» на уроке объясняю основные направления внешней политики, причины и повод Русско-японской войны, готовность армий к войне, а на подробное изучение хода военных действий, героической обороны Порт-Артура, знакомство с биографий героев войны времени не хватает. Домашнее прочтение параграфа не приносит ощутимых результатов, т.к. не все учащиеся добросовестно открывают дома учебник. Поэтому для получения полной картины данной темы использую домашнее задание в виде заполнения таблицы:
Дата | Сражение | Командующий | Исход сражения | Значение |
Заполнение таблицы заставляет учащихся более подробно изучать данную тему, находить дополнительные сведения о ходе военных действий. Задание дифференцированное - сильным учащимся, дается возможность получить более высокую отметку, заполнив все 5 колонок таблицы, особенное внимание, обратив на значение сражений, сделать правильный вывод. Учащимся со слабыми возможностями достаточно заполнить 4 колонки таблицы.
Особенно мало времени остается для изучения тем касающихся культуры и развития духовной жизни в разные исторические периоды. Тема «Культура» довольно объемная и включает в себя большой объем материала, который очень трудно дается учащимся для усвоения. Здесь особенно необходимо использовать таблицы и схемы.
Например:
Область науки, искусства | Ученый, изобретатель, деятель искусства | Открытие, изобретение, произведение искусства | Значение открытия, изобретения |
Заполняя таблицу, учащиеся знакомятся с деятелями науки культуры, открытиями и изобретениями. Материал, найденный и обработанный самостоятельно скорее запомниться учащимися чем, полученные от учителя готовые знания. Формируется такая ключевая компетенция образования, как «научить учиться». Задание также может быть дифференцированным. Последнюю, 4 колонку таблицы смогут заполнить учащиеся с более сильными знаниями, умеющие анализировать найденную информацию и делать выводы. Для выполнения задания учащиеся могут пользоваться не только материалом учебника, но и другим дополнительным материалом самостоятельно добывая его в библиотеках или в Интернет. Самостоятельные формы работы могут быть не только обучающими, но и увлекательными. Например, при изучении тем, где упоминаются исторические личности можно предложить учащимся особенный кроссворд, отдать который можно только познакомившись со всеми деятелями.
Ж | У | К | Л | А | М | Я | Б |
Л | К | О | Л | В | Е | Ч | Л |
О | Е | В | Е | Р | Н | И | О |
И | Ч | С | Д | А | Д | К | Ч |
Ц | Ю | К | Е | О | Л | ||
П | Л | И | П | А | Л | В | А |
И | К | Й | Л | В | Е | Е | Д |
Р | О | Г | О | Н | И | Г | Ы |
Например: Найдите имена великих русских ученых II половины XIX- начала XXв. Выпишите имена в столбик, рядом с каждым напишите, какой вклад в науку внес ученый.
В | Я | В | И | Т | Т | Е | ||
Е | Д | М | П | К | Г | Ф | ||
Р | А | А | О | О | Е | А | Р | И |
Е | Л | К | Н | Р | Р | Н | А | Т |
Щ | Ь | А | И | Е | М | Г | Н | А |
А | Н | Р | Я | Я | А | Л | Ц | Л |
Г | И | О | Н | И | И | И | ||
Н | Й | В | И | Я | Я | Я | ||
Н | В | А | Р | Я | Г |
Найдите имена, названия стран связанные с внешней политикой России в конце XIX- начале XXв. Рядом с каждым именем напишите наиболее важное для истории России событие, связанное с ним.
Такие таблицы можно составить по героям сражений, русским императорам, деятелям культуры и т.д. Для составления таблиц и схем использую такие CD- носители как:
- Шедевры архитектуры
- Шедевры русской живописи
- Русский музей
- Русские и советские энциклопедии и др.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной войны
- Репетитор по истории
- Мультимедийный учебник по истории России
Интерактивные технологии помогают стимулировать познавательную деятельность и самостоятельность учащихся, вести учет индивидуальных особенностей и активизировать учебный и воспитательный процесс. Компьютерные технологии использую для проведения опроса, как при проверки домашнего задания, так и при закреплении пройденного материала. На экране вывожу различные задания (тесты, тексты с пропущенными терминами, сравнительные таблицы и схемы) которые учащиеся решают. С помощью интерактивных технологий провожу игры, викторины, конференции, круглые столы. При объяснении нового материала использую заранее подготовленные презентации по темам. Презентации позволяют ярче иллюстрировать рассказ. Компьютер используется на уроках и для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, анимационных картах, репродукциях картин.
Получение качественных знаний не возможно без сохранения здоровья учащихся. В образовательном процессе стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии. На уроках применяю методы позитивной психологической поддержки ученика , веду учет индивидуальных особенностей каждого учащегося и применяю дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддерживая познавательный интерес, и также применяю принцип двигательной активности на уроке. Для снятия усталости и повышения мотивации к обучению использую на уроках элементы игры. Рационально чередую различные виды деятельности, что помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся, снимает усталость, делает урок более эмоциональным. В процессе занятия провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, точечный массаж, зарядку для снятия мышечного утомления с пальцев, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию и визуализацию. Слежу за соблюдением санитарных норм, режимом проветривания помещения и дозированием домашнего задания .
Особенность данных заданий заключается в том, что значительно сокращается время на изучение объемных, больших тем учебного плана. У учащихся формируется устойчивый интерес к предмету. Формируются навыки и умения самостоятельной работы, поиска и обработки информации. За счет того что задания являются дифференцированными и адаптированными под среднего ученика увеличивается процент успеваемости и качество обучения. Организация самостоятельных форм работы позволяет проводить мониторинг домашнего задания и показывает реальные возможности учащихся, что дает возможность скорректировать образовательный процесс, выполнить изучение учебного плана в полном объеме.
Особое внимание при составлении таблиц и вопросов уделяю развитию и саморазвитию личности ученика, стараясь выявить индивидуальные особенности каждого учащегося. Предоставляю каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитании на практике приводит к положительным результатам.
2010г 2011г. 2012г.
Заканчивая, сегодня школу современному выпускнику необходимо свободно ориентировать в огромном потоке, порой не всегда полезной, информации. Находить и использовать ее в Интернет. Мониторинг показывает, что количество правильно выполненных докладов и рефератов по предмету растет. Учитель не должен давать детям готовые знания, алгоритм действий, а научить их, где и как найти необходимую информацию.
Только при наличии в практике учителя новых технологий можно воспитать гармонически развитую, интеллектуальную, социально активную личность, отвечающую всем требованиям сегодняшнего времени. Творческий подход к образовательному процессу позволяет корректировать учебный процесс, повышать качество обучения. С использованием новых технологий деятельность учителя носит более доступный, непрерывный и инновационный характер. Использование наглядных пособий в виде презентаций увеличивает интерес к предмету, а контроль за здоровьем сводит пропуски учащихся по болезням практически к нулю.
Благодаря внедрению современных образовательных технологий повышается качество образования учащихся, снижается % неуспевающих по предметам. Появляется интерес к изучаемому материалу так, как каждый ребенок, занятый в образовательном процессе имеет возможность применить свои знания на практике, участвуя в исследовательской работе. Дифференцированный подход дает возможность повысить успеваемость учащихся до 100 % , практически полностью снижает напряженность в классе.
Эффективность СОТ заключается в том, что учитель имеет возможность вовлечь в процессе обучения всех учащихся, и сильных и слабых, оценить их в зависимость от способностей каждого. Здоровьесберегающие технологии делают процесс обучения не только качественным но и полезным. Уменьшается нагрузка на организм детей, они меньше пропускают уроки.
В своей совокупности применение СОТ способствует получению качественного образования и не наносит вред здоровью детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики". Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно ...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованный учителем географии МБУ школы № 87 г. о. Тольятти
Проблема: использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии. Цель: находить и соверше...
Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0» Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества з...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства».
Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»
Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...