5 класс - что нужно знать о переходе школьников в среднее звено
презентация к уроку по психологии (5 класс) по теме
В работе школьного психолога есть несколько ключевых временных моментов. Переход из начальной школы в среднее звено - один из них. Этот процесс требует пристального внимания со стороны учителей, родителей, администрации и психолога. Эта презентация разрабатывалась для педагогического коллектива. В данной презентации в лаконичной и наглядной форме представленны основные трудности, с которыми сталкиваются вчерашние четвероклассники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 часть презентации | 709.56 КБ |
2 часть презентации | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закончена начальная школа. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль – роль школьника, освоена успешно. Но ведь в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент – переход в среднюю школу – в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения.
Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям .
С понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
готовность к обучению в средней школе 1. сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; 2. умение самостоятельно работать, осмысливать материал; 3. качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: • умение осознавать требования учителя и соответствовать им; • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; • навыки уверенного поведения; • навыки совместной (коллективной) деятельности; • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; • навыки самоподдержки; • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. В чем особенность адаптации этого момента?
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе : - резкое изменение условий обучения; - разнообразие и качественное усложне- ние требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; - появляются новые учебные предметы. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
В средней школе детям часто приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: - опоздания на урок, - забывания какой-нибудь учебной принадлежности, - невыполненное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе .
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:
- они испытывают растерянность, - всё время всё путают и забывают, - не могут сосредоточиться на учёбе. - другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны ("не огорчались и не переживали", "радовались", "чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала"), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины психологических трудностей: 1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе. 2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. 3. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение. 4. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе. 5. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты. 6. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе. 7. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала: Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.
Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно опасным: - крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; - неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности; - снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи.
Положительные показатели подросткового возраста: - возрастает самостоятельность ребёнка; - значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми; - значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности; - развивается ответственное отношение к себе; - развивается ответственное отношение к другим людям.
Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, память, а так же способность к словесно- логическим операциям. Для поддержания работоспособности учащихся на уроке, рекомендуется:
Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. рекомендации для учителей пятиклассников
- Теоретический материал давать небольшими порциями. рекомендации для учителей пятиклассников
Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический. рекомендации для учителей пятиклассников
- Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию. рекомендации для учителей пятиклассников
- Исключить повторы ответов учащегося (эффект тавтологии приводит к утомлению учителя и детей). рекомендации для учителей пятиклассников
- Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения. рекомендации для учителей пятиклассников
- Учет психического состояния детей, в том числе и настроение. рекомендации для учителей пятиклассников
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Критерии Эффективность учебной деятельности 2. Усвоение школьных норм поведения 3. Успешность социальных контактов 4. Эмоцио- нальное благопо-лучие Общий балл Шкалы Учебная активность Усвое-ние знаний Поведе -ние на уроке Поведе-ние на перемене Взаимоотно -шение с одноклассни-ками Отноше-ние к учителю Эмоции В первом триместре была проведена совместно с классными руководителями диагностика адаптации пятиклассников школы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено
основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс....
отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»
«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев...
Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.
В статье раскрываются содержательные моменты полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....
"Особенности физического здоровья школьников при переходе из начальной школы в среднее звено".
Выступление на педсовете....
Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе...
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьног...
Адаптация при переходе учащихся в среднее звено ОУ.
Психологические особенности адаптационного периода при переходе в 5-ый класс. Рекомендации для учителей и родителей....