Урок по теме "Птицы заповедника "Хакасский"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Лапса Оксана Владимировна

 Урок  проводится при изучении темы "Экологические группы тиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx497.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологические группы птиц заповедника Хакасский.

Значение птиц в природе и жизни человека»

Цель урока: Выявить черты приспособленности птиц к различным условиям жизни и познакомиться с многообразием птиц заповедника  Хакасский

Задачи:

Образовательные:

-раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп;

-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания;

-повторить и закрепить знания об особенностях разных сред жизни;

- познакомиться с видовым многообразием птиц Хакасии и видами, занесенными в Красную книгу Республики Хакасия.

Воспитательные:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-формировать экологическую культуру школьников;

- показать значимость  птиц  в природе и жизни человека  и сформировать чувство ответственности за их сохранение.

Развивающие:

Продолжить работу по обучению учащихся                                                                         - отбирать главное, используя различные источники информации;

-публично защищать результаты творческой деятельности;

- развивать мышление, решая  биологические задачи;

Развивать коммуникативные умения:

-работать в группе, взаимодействуя друг с другом, не бояться совершения ошибок, ощущать комфортность.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный,  беседа, групповая работа, взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер,   проектор, мультимедийная доска, презентация, рисунки с изображением птиц, стакан с камешками , наполненный водой, блюдца с кедровыми орешками и семечками,  с изображением птиц, раздаточный материал для каждой  группы

 Ход урока

Голос за кадром ( на экране сменяется фото с участков заповедника)

  1. Вводная часть

 Слайды 1 - 3

Заповедник «Хакасский» образован  на базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан»  на территории Республики Хакасия и включает в себя 9 кластерных  участков в Орджоникидзевском, Ширинском, Боградском, Усть - Абаканском и Таштыпском районах.    Общая площадь заповедника – 267  тыс. га.

 Для выполнения секретной  миссии на территории заповедника Хаккасский были приглашены 3 группы ученых орнитологов

 Первая группа -  Кондратенко Яна, Калюжная Яна и Пестрецов Алексей

Вторая группа -    Тороков Сергей,   а так же сестры  Лялюцкие Карина и Дарья

 Третью группу составляют ученые орнитологи Синицына Ольга и  Ник Сергей.

  Общее руководство осуществляет  старший научный сотрудник  Лапса Оксана Владимировна

 Слайды  4 - 5

Дорогие друзья, совсем недавно   стало известно,  что  ученый    орнитолог Руслан Евгеньевич Машукян    в 1985 году изучая птиц,   совместно  с группой студентов,    оставил на одном из участков заповедника  Хакасский видеописьмо  потомкам,  живущим в 2015 году.   И именно вам поручили  такую ответственную миссию – отыскать письмо великого  ученого.  Для того, чтобы мы смогли отыскать послание Руслан Евгеньевич оставил нам несколько  заданий, выполнив которые мы получим  подсказки о том, где хранится это видео письмо.  И если вы готовы,   то мы можем отправиться в путь.

ΙΙ  Проверка знаний

 Для того чтобы получить доступ к заданиям ученого, хранящимся в этом черном ящике мы должны разгадать  код замка. Для этого вы должны около каждого из данных 10 утверждений написать  либо «верно»,  либо «не верно» и  выписать последовательно цифры верных  утверждений .  Данная последовательность цифр является кодом  секретного замка.

Слайд 6

«ВЕРНО/НЕВЕРНО» Выберите верные ответы. 

1.  Кости птиц тяжелые, толстые, прочные

2. У птиц на ногах обычно 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один назад

3. Птицам свойственно двойное дыхание.

4. У птиц плохое зрение и слух.

5.   Предком птиц был археоптерикс

6. Все птицы способны к полету

7. Перья нужны для полета.

8. У птицы трехкамерное сердце.

9.   Мочевой пузырь у птиц небольшой

10. Цевка — одна из костей ноги птиц

 Слайд 7

Проверьте себя (2,3,5,7,10)

III. Изучение новой темы: “Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и жизни  человека”  

III – (1) Экологические группы птиц по месту обитания

 Слайд 8

Задание  № 1  «Изучите птиц  обитающих в лесу, на открытых пространствах и на территории водно-болотных  угодий.  Выясните  существующие  у птиц приспособления к данным  местам обитания»

 Группа № 1    Ваша задача изучить птиц водно -  болотных угодий. Для этого вы  отправляетесь в экспедицию  в Ширинский район  на участок  «Озеро  Иткуль»  и на болота  участка «Подзаплоты».

 Группа № 2   Вам предстоит изучить птиц обитающих на открытых пространствах, поэтому вы отправляетесь  в луговые степи участка Оглахты  Боградского района

 Группа № 3  Вы отправитесь   изучать птиц обитающих в темнохвойных и кедровых  лесах   участка «Малый Абакан», в Таштыпский район.

  Слайд 9

По окончании экспедиции, каждая группа ученых должна  представить отчет  в виде таблицы указав представителей птиц обитающих на данном участке и их характерные особенности связанные с местом обитания. Каждая группа получает небольшую информацию, которая поможет вам при изучении птиц.  (Приложение 1) (После изучения информационного материала каждая группа  у доски заполняет  соответствующую строку таблицы,  называя  представителей птиц  обитающих на  данных территории и чертах приспособленности птиц к различным условиям жизни)

 Слайды с 10 - 13

Экологическая группа по местам обитания

Характерные признаки

Представители

Птицы леса

 ( группа № 3)

Имеют чаще всего небольшое туловище. Все эти птицы обладают короткими, широкими крыльями и длинным хвостом, что позволяет им легко маневрировать между стволами деревьев, быстро взлетать, тормозить и садиться. Клювы крепкие и тупые.

Дятел, глухарь, тетерев, кедровка

Птицы водно-болотных угодий

 ( Группа № 1)

Имеют плавательные перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. Они хорошо плавают и ныряют. По земле большинство передвигаются медленно и неуклюже. Перья смазываются выделениями копчиковой железы, которые образуют водонепроницаемый слой. У большинства видов клюв широкий, по краям его расположены «зубчики».

огарь, нырковая утка, малая поганка,, выпь, серый журавль, кулик-ходулочник

Птицы открытых пространств

 ( Группа № 2)

Имеют широкие крылья, позволяющие им парить в воздухе. У некоторых видов ноги длинные, поэтому они хорошо бегают. Птицы бывают крупными и мелкими.

Жаворонок, беркут, сокол,   журавль-красавка

 Вопрос: Сформулируйте  определение  что такое экологическая группа

 Слайд  14

Экологические группы-  это группы птиц, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения        

III – (2) Экологические группы птиц по типу питания

Слайд 15                                                                                                                            Задание  № 2 «Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы?

- Давайте подумаем, зачем птице клюв? (Чтобы добывать пищу, строить гнездо)

- Правильно. Гнездо мы с вами строить не будем, а вот попробуем поесть как птицы. Перед вами на столах лежат семена подсолнечника, орехи, в стакане вода с камушками

- Достаньте семечко, орешек, камешек без помощи рук.

- У вас получилось?

- Чем можно было бы достать? (ногтями, молотком, ореходробилкой и т.д.

- Так бы сделал человек. А как бы это сделала птица?

(На доске появляются карточки с надписями названия вида пищи для птиц: семечки; мясо;  ягоды и семена; насекомые и их личинки, а так же изображения птиц: попугай, свиристель, орел, дятел)

-  Установите соответствие между птицей и видом ее пищи

- Что делает с пищей попугай? (Расколупывает)

- Что делает с пищей орел? (Хватает и разрывает)

- Что делает с пищей дятел? (Долбит)

- Что делает с пищей синица? (Отрывает)

- Какой вывод можно сделать?

- Так, почему у птиц разные клювы?

По способам питания  птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных, всеядных и хищных . Соответственно различаются у них и типы клюва.

 Слайд16 - 17

Задание «Узнай клюв по описанию» ( На доске прикреплены 4 вида клювов птиц. Учитель зачитывает со слайда описание клюва птицы, дети над соответствующим клювом прикрепляют  название экологической крупы «насекомоядные», «растительноядные», «хищные», «всеядные».

Зерноядные

Клюв конусовидный, твердый, часто снабженный разными зазубринами и потому хорошо приспособленный для удержания и размельчения твердых семян

Насекомоядные

Клюв тонкий и остроконечный. Иногда он напоминает пинцет (такой клюв облегчает птицам извлечение насекомых из складок коры деревьев), но порой встречаются птицы с клювом плоским, с широким основанием и дополнительными щетинками на надклювье, что помогает птице при ловле насекомых на лету.

 Хищные

Клюв короткий, крепкий, кончик его крючковидно загнут вниз, хорошо приспособленный, чтобы разорвать  добычу на части

Всеядные

Клюв длинный, острый и крепкий

 Физминутка  Сейчас мы с вами вновь совершим экспедицию в заповедник Хакасский и всех птиц, которых мы встретим, попробуем разделить на 4 экологические группы по типу питания. В путь! (  По всему классу размещены  изображения птиц, дети снимают эти изображения и  приклеивают на доску в  колонку  в соответствии с типом питания  птицы)

III – (3) Значение птиц в природе и жизни человека

 Слайд 18

Задание  № 3 Составьте сказку о филине, указав правильную последовательность.

1) филин обиделся и улетел в другой лес;

2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;

3) пришлось мужику мириться с филином

4) не стало пчел – не опыляются травы и их урожайность понизилась;

5) худо стало мужику без меда и без молока;

6) не стало филина – расплодились мыши

7) мало стало травы – корова не дает молока;

8) мужик сказал филину: « Нет от тебя в лесу никакой пользы».

Ответ: 8,1,6, 2, 4, 7, 5,3.

 В чем смысл этой сказки?

 Слайд19 - 20

Сейчас я предлагаю каждой группе  составить кластер «Значение птиц в природе и жизни человека»  (Приложение 2).   Информацию для работы вы сможете найти в учебнике на странице 225 в разделе «Значение птиц». Время на работу каждой группе 2 минуты.  ( после заполнения кластера учащиеся зачитывают  вписанные кластеры значения птиц)

Слайд 21

Биологическая задача: Как Вы понимаете следующее утверждение и согласны ли Вы с ним?  ( ответы учащихся)

Пояснение учителя:   «Ни одна птица не может быть абсолютно  вредной или полезной. Они так же, как и другие животные, могут быть вредными или полезными в определенных обстоятельствах и в определенное время».

III – (4)  Птицы Красной книги РХ

 Слайд 22

Задание  № 4  Разгадайте филворд  «Птицы  Красной книги Республики Хакасия»

Из всей данной комбинации букв вам необходимо отыскать слова-названия  птиц, занесенных в  Красную  книгу Республики Хакасия. Искомые слова в поле филворда могут располагаться в любом направлении в виде ломаной под прямыми углами линии. Каждая из букв может быть использована только один раз. После нахождения всех слов, из оставшихся отдельно стоящих букв составьте одно целое слово ( участок заповедника  Хакассий, где хранится видеописьмо ученого Р.Е. Машукяна)

 Слайды 23 - 27 (информация о  фламинго, скопе, черном аисте, балобане и журавле-красавка)

C:\Users\Пользователь\Desktop\Безымянный.png

Ответ : Оглахты - один из участков заповедника, где хранится видеопослание ученого.

 III – (5)  Видео письмо ученого потомкам

  Слайд 28

«Дорогие потомки! Если вы  смотрите это видео письмо, значит, я не дожил до изобретения машины времени или эликсира вечной молодости. А жаль, так хотелось. И, прежде всего, я хотел бы попросить у вас прощения за всё то, что мы оставляем вам в наследство после себя. Люди двадцатого века окончательно загубили экологию планеты, вырубили леса, уничтожили многие виды растений и животных.

   Вы, наверное, ребята , видели, какую   печальную картину представляет собой заброшенный дом , из которого ушли люди:  выбиты стёкла и двери, сломаны печи, кругом грязь и запустение. Но ещё страшнее бесхозяйственность и запустение в природе. Так давайте же задумаемся, что оставим мы после себя потомкам. Грязные, засорённые реки и озёра, в которых загублено всё живое или реки  и озёра с чистой и прозрачной водой, где плещутся рыбы, лебеди, утки, гуси. Выгоревшие леса, где не слышно пения птиц,  не видно никаких животных. Или леса, полные зелени, солнца, птичьего   щебетания.

   Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы ещё придём просить прощенья

у этих рек, барханов и болот,

у самого гигантского восхода,

у самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

леса без птиц и земли без воды...

Всё меньше - окружающей природы.

Всё больше - окружающей среды. ( Р.Рождественский)

Вашему  поколению выпал удивительный шанс – вы  рождены на стыке двух веков. На ваших  глазах происходят научные прорывы и возникают технологические открытия.   Поэтому прошу вас, дети двадцать первого века, будьте мудрыми хозяевами своей планеты! Общество, губящее то, что его окружает, само обречено на гибель. Вспоминайте об этом, прежде чем бросить мусор на улице, сломать молодое деревце, оставить непотушенный костер в лесу – ведь большие дела начинаются с малого.  А главное – берегите наш удивительный, прекрасный, загадочный мир!

IV.   Закрепление изученного материала

Дайте ответ на вопросы:

  1. К каким экологическим группам принадлежат птицы, обитающие в заповеднике Хакасский?
  2. Как охраняют птиц?
  3. Почему важно сохранить большое разнообразие видов в природе?

V. Рефлексивно-оценочный этап

Поблагодарите друг друга за совместную работу.

    Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке.

  1. На сегодняшнем уроке я  работал с удовольствием.                                                  Материал урока был мне понятен.
  2. На уроке у меня возникли трудности при выполнении   _______.

VI.  Домашнее задание

  Приготовить сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Республики Хакасия, в виде творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...