Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.Особенности животных клеток и тканей
учебно-методическое пособие по биологии (7 класс) на тему
Познакомить учащихся с особенностями строения животной клетки
Скачать:
Предварительный просмотр:
биология – 7 класс
Тема: Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.Особенности животных клеток и тканей
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями строения животной клетки, показать, что функции клетки определяют ее строение; обратить внимание на различия растительной и животной клетки.
Задачи урока:
а) сформировать знания семиклассников о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растительной и животной клеток, о взаимосвязи функций всех тканей организма;
б) продолжать развивать умения и навыки работы школьников с учебником.
в) способствовать развитию речи, памяти, внимания.
Оборудование урока: готовые микропрепараты растительной и животной клеток, различных видов тканей; микроскопы, таблицы, иллюстрирующие внешнее строение растительной и животной клеток.
Интерактивная доска; презентация урока, просмотр видеофильмов «Биология –онлайн»
http://biology-online.ru/uroki-onlain/7-klass-biologij
Содержание урока:
- Организация учащихся на урок.
- Фронтальная проверка знаний. Вопрос: клетка как структурная и функциональная единица всего живого (повторение темы из курса ботаники).
- Изучение нового материала:
1.Цитология – наука о клетке (объяснение учителя).
Изучением строения, развития и жизнедеятельности клетки занимается наука цитология (от греч. «цитос» — клетка и «логос» — учение). История изучения клетки связана с развитием методов исследования. Началом изучения клетки можно считать 1665 год, когда английский физик и ботаник Роберт Гук впервые увидел в микроскоп на тонком срезе пробки мелкие ячейки, которые он назвал клетками. По мере усложнения микроскопов появлялись все новые и новые сведения о строении клеток, их жизнедеятельности.
Мы знаем, что все живые организмы имеют клеточную структуру. (Лишь вирусы представляют собой неклеточные формы жизни.) Клетка — основная структурно-функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Живые организмы могут быть одноклеточными, например, бактерии, простейшие, некоторые водоросли, или многоклеточными, таких животных большинство. Многоклеточные животные могут состоять из многих миллионов и даже миллиардов клеток.
- Приведите примеры многоклеточных животных.
Размеры животных клеток очень разнообразны, но большинство из них имеет диаметр 10-100 микрометров.
Несмотря на принципиальное сходство внутреннего строения, форма и размер клеток могут быть очень разнообразны. Например, яйцеклетка страуса имеет диаметр 10 см, а малярийный плазмодий - 5 мкм. Форма и размер клеток зависят от выполняемых ими функций. Например, клетки покровных тканей плоские и плотно прилегают друг к другу. Нервные клетки имеют звездчатую форму с многочисленными отростками, которые могут достигать
1метра длины. Мышечные клетки сильно вытянуты и имеют форму веретена.
Клеточные структуры, обеспечивающие выполнение специфических функций в процессе жизнедеятельности клетки, называются органоидами клетки.
Каждая клетка ограничена от окружающей среды и других клеток мембраной. Мембрана сохраняет форму клетки, защищает ее от физических и химических повреждений, обеспечивает транспорт в клетку пищевых веществ и вывод из нее продуктов жизнедеятельности. В этом проявляется избирательная проницаемость клеточной мембраны
2.Строение растительной и животной клеток:
а) мембрана – ее свойства и функции;
б) цитоплазма – ее свойства и функции;
в) ядро – его свойства и функции;
г) органоиды – их строение и функции.
(рассказ учителя с использованием таблиц «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микропрепаратов растительной и животной клеток.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
О Заполнить таблицу , пользуясь материалом учебника §6, стр. 26-27.
Сделать вывод о различии строения растительной и животной клетки.
Органоид клетки | Описание | Функции |
Клеточная мембрана |
|
|
Цитоплазма |
|
|
Вакуоли |
|
|
Ядро |
|
|
Эндоплазматическая сеть |
|
|
Рибосомы |
|
|
Митохондрии |
|
|
Аппарат Гольджи |
|
|
JIизосомы |
- Назовите отличительные особенности клеток животного организма.
- Рассмотрите рисунок 20 учебника. Объясните, в чем сходства и различия растительной и животной клеток.
- Нарисуйте животную клетку, укажите цифрами и напишите названия основных частей клетки.
- Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Строение животной клетки
- Понятие ткань (объяснение учителя.)
- Состав тканей, их функции и типы (рассказ учителя с использованием рисунка 21 учебника и таблицы.)
- Функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности (рассказ учителя).
- Закрепление знаний
- Объясните, что такое ткань и назовите типы тканей. (Задания 1 и 2 §7 в рабочей тетради.)
- Задание повышенной сложности: заполнить таблицу, пользуясь материалом учебника §6, стр. 26—27 и материалом учебника по биологии для 6 класса (ботаника).
Признак | Растительная клетка | Животная клетка |
Органоиды |
|
|
Особенности мембраны |
|
|
Наличие пластид |
|
|
Особенности вакуолей |
|
|
Клеточный центр |
|
|
Аппарат Гольджи |
|
|
- Объясните, какой вид ткани имеется только у животных и с чем это связано.
- Обобщение знаний по теме урока
Ключевой вопрос
Доказательства целостности клетки как биологической системы.
- Домашнее задание:
§6 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.
Индивидуальное задание: сообщения: «История изучения клетки», «История происхождения микроскопа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"
Тип занятия: лекция с элементами практической работы Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки Задачи:- обобщение изученного материала по теме «Клетка...
Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"
В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...
Тема 2. Строение тела животных.Урок на тему "Клетка. Ткани." биология – 7 класс
формирую знания семиклассников о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растительной и животной клеток, о взаимосвязи функций всех тканей организма; продолжа...
Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»
Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»...
Клетка структурная единица живого
Урок обобщения и систематизации полученных знаний....
6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»
Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...
Ткани животного организма
Урок разработан по новым ФОП к УМК "Линия жизни" учебник С.В. Суматохина (углубленный уровень) 2024 г. Биология 8 класс...